Исследовательская работа о боевом и жизненном пути своего прадеда Кокоулина А.А.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 43.55 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Павинская средняя общеобразовательная школа
Павинского муниципального района Костромской области.
Адрес: 157650 Костромская обл., Павинский р-н, с.Павино, ул.Советская, 14
Тема работы: «Есть память, которой не будет забвения!»
Автор работы - Перминова Евгения,
обучающаяся 10 класса,
МОУ Павинская СОШ
Научный руководитель – Ивкова Любовь Петровна,
учитель истории
МОУ Павинской СОШ
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Основная часть…………………………………………………..
2.1 Малая родина. Предвоенные годы…………………………….
2.2. Суровая военная юность. Боевые друзья…………………….
2.3. Этапы фронтового пути……………………………………….
2.4. Послевоенная мирная жизнь Заслуженного лесовода………
2.5. В одном строю «Бессмертного полка…………………………
Заключение…………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………
« Есть память, которой не будет забвенья,
и слава, которой не будет конца…»
Введение:
Время не в состоянии стереть из памяти народа события Великой Отечественной войны 1941-45г.! 70 лет прошло с тех пор, как отгремела самая кровопролитная война для всего человечества. Память об этой войне объединяет отцов, детей, внуков и правнуков. Не определить ту меру, которой можно измерить вклад, что внесли советские солдаты, советский народ в дело Победы над фашисткой Германией. Значительный вклад внесли в общую победу костромичи и среди них павинцы.
Из архивной справки: «Потери павинцев за годы войны составили 37 % всех мобилизованных. А призваны на фронт 5 тысяч жителей Павинского района.» Списки погибших свидетельствуют о том, что мои земляки воевали на всех важнейших направлениях. Справка из книги «Победители Павинского района в Великой Отечественной войне» (год издания 2009.) 1- Война выкосила целые деревни. Из д. Коточижное призваны на фронт 63 человека- из них 38 пали смертью храбрых . 24 жителя проводила на фронт д. Шараниха, вернулись семеро. Почти 1300 человек были демобилизованы, по причине ранений и болезни, многие с тяжелыми ранениями, и прожили недолго». Семь Героев Советского Союза дала Павинская земля – это самые краткие выдержки из героического прошлого моего района.
Мы не можем сегодня забыть подвиг старшего поколения. Мы не можем не гордиться мужеством и стойкостью наших дедов и прадедов!
И в великий майский праздник- День Победы- я беру портрет своего прадеда, Кокоулина Аркадия Александровича, и иду в составе «Бессмертного полка» на митинг. Прошло двадцать победных весен, как прадеда нет в живых. Он умер в год пятидесятилетия Великой Победы, но память о дорогом Солдате (Кокоулине А.А.) бережно храниться в нашей семье.
И работая над рефератом, я ставлю своей целью - узнать как можно больше о боевом и жизненном пути своего прадеда.
В соответствии с намеченной целью я поставила перед собой задачи:
- исследовать родословную моей семьи на предмет участников ВОВ и изучить семейный архив ;
- познакомиться с событиями, участником которых были мой прадед и другие родственники;
- узнать какие награды, ранения, звания и должности были у них на войне;
- узнать, что помнят знавшие лично их люди из их рассказов о войне;
Объект исследования: история моей семьи.
Предмет исследования: боевой и жизненный путь своего прадеда Кокоулина Аркадия Александровича.
Методы исследования:
1. Анализ разных источников: воспоминания самого прадеда Кокоулина Аркадия Александровича, публикации Павинской районной газеты «Северный луч», публикации Павинского историко-краеведческого музея, материалы интернета и др.
2. Опрос родственников с. Павино.
3. Анализ и обобщение результатов.
Чтобы ответить на все поставленные вопросы, мне пришлось определить, где я могу найти нужную информацию. Необходимо:
- побывать в Павинском историко-краеведческом музее, Павинской районной библиотеке, редакции газеты «Северный луч;
- побеседовать с теми, кто знал прадедушку лично;
- просмотреть Книгу памяти в с. Павино;
- изучить семейные фотоальбомы и архивы у родственников;
- изучить материалы сайта «Подвиг народа» и «Мемориал».
Практическая значимость данной работы состоит в том, что материал о моем прадеде собран и систематизирован и им могут воспользоваться как мои родственники, так и Павинская школа и краеведческий музей.
Основная часть .
2.1. Малая родина. Предвоенные годы.
Судьба, героизм старшего поколения- лучшая школа для нас, школьников. В шестом классе я написала письмо своему прадеду: «Дорогой прадед, Аркадий Александрович, я твоя правнучка Женя Перминова…Ты меня никогда не видел, как и моего старшего брата Аркадия, которого назвали в твою честь. Знаешь, дед, на дворе снова весна, снова май, твой самый любимый месяц года. А стал он таковым для тебя после мая 1945 года, потому что ты стал, и как миллионы Советских людей, Победителем, и я горжусь тобой. В день 9 мая ты тоже считал своим долгом поклониться погибшим товарищам, но ты не дожил до семидесятого юбилейного мая. Несколько лет я беру на митинги твой портрет. И мне кажется, что мы с тобой идем вместе, как будто бы я держу тебя за руку…»
Я осознаю, что моя память, память моей семьи навечно причислили моего прадеда – Кокоулина А.А. к «Бессмертному полку». «Бессмертный полк» - это не только память, но и исторические познания жизни старшего поколения, познания малой родины, понимание того, что зная историю войны 1941-1945 года, можно думать о завтрашнем мире. Нам в будущем предстоит беречь этот мир.
Мой прадед занял свое место в составе «Бессмертного полка» участников Великой Отечественной войны, так как вместе с другими солдатами он шел дорогами войны через Курск, Коростень, Житомир, Слуцк, Воронеж, Брест, совершал рейды от Вислы до Одера и завершил войну как Победитель в Берлине.
В своем реферате я буду обращаться к воспоминаниям-записям прадеда (Кокоулина А.А.), воспоминаниям бабушки (дочери Кокоулина А.А. Перминовой Л.А), воспоминаниям внука (моего отца Перминова А.В.) Эти воспоминания дают мне представление о прадеде не только как об участнике войны, но и как о человеке, умном, добром, внимательном ко всему, что его окружало.
Кокоулин Аркадий Александрович родился 18 января в 1923 году в починке Заставский Семеновского с/с Вохомского района Костромской области в семье крестьянина середняка , Кокоулина Александра Андриановича. Семья, в которой рос, воспитывался мой дед, самая простая крестьянская семья, которой свойственно было пахать землю, сеять хлеб, охотиться, рыбачить. А вот вехи биографии моего деда, Кокоулина Аркадия Александровича таковы: в 1938 году закончил семилетку Семеновской школы, так как на то время его отец и брат были репрессированы, возможности учить его дальше у матери не было и ему пришлось идти работать в колхоз. Работал кладовщиком, работал почтальоном, возил из Семеновского в Заставское почту.
В 1941 году, когда началась война, деду было 18 лет. 1941 год запомнился моему прадеду тем, что в деревню шли похоронки. Со слов бабушки, Людмилы Аркадьевны, (дочери прадеда): «Отец мой, Аркадий Александрович, рассказывал о том, какой утешительницей и поддержкой для женщин - вдов была его мать. Перед войной семья прадеда получила письмо от старшего сына (брата прадеда) Федора (Федор был репрессирован в 1937 году). Он писал: «Пишу третье заявление, прошусь на фронт добровольцем». Федор Александрович отправился на фронт добровольцем, служил в штрафной роте, погиб под Суслонгером. Сегодня он встал рядом со своим братом Аркадием в едином строю «Бессмертного полка» (1).
2.2. Суровая военная юность. Боевые друзья.
Суровой была юность моего прадеда Кокоулина Аркадия Александровича. В ряды Красной Армии был призван в 18 мая 1942 года. С мая по июль 1942 г. военную подготовку проходил в 282 Запасной стрелковой бригаде в должности курсанта – пулеметчика, оттуда был переведен в 6 Отдельный Автомобильный полк гор. Бородск Горьковской области , где и пробыл в качестве курсанта шофера до ноября месяца 1942 года. Из воспоминаний деда известно, что в декабре месяце 1942 года, после месячного пребывания в 312 Гвардейском минометном полку в качестве водителя БМ «Катюши» его переводят в 316 Гвардейский минометный полк. При формировании расчетов на легендарные «Катюши» случайно встретился мой прадед с леденгским парнем, Пятиным Павлом Дмитриевичем. Из воспоминаний прадеда: «Увиделись мы с Пашкой в Москве. Полк наш был сформирован. Нас грузили в железнодорожный эшелон. Павел искал земляка. Им оказался я. Началась наша мужская дружба на Курско-Орловской дуге, в огненном сорок третьем. Наши «Катюши» меняли позиции. Но после каждого боя мы разыскивали друг друга. Я был призван из Вохомского района, а Павел из Павинского, но наши общие разговоры были только о родных местах, о родителях, о знакомых.
И был у меня еще один верный и надежный фронтовой друг, тоже вохомский парень, Саша Герасимов. Мы с ним шли одной боевой дорогой, и беды войны делили пополам» (2).
2.3. Этапы фронтового пути.
Свой боевой путь дед начал в феврале 1943 на Северо Западном фронте, а затем в апреле месяце был переброшен на Воронежский фронт, который впоследствии стал называться 1-м Украинским фронтом. Его часть входила в состав 1 танковой Армии, которой командовал генерал Кожухов (впоследствии маршал).
Войска, где служил А.А. Кокоулин, концентрировались в районе Орловско-Курского направления. Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны, прадеда Кокоулина А.А.: «Долгое время стояли в резерве, отрабатывали боевую подготовку, рвались на фронт, но командование говорило: «Резерв – это молот войны». А по слухам знали, что бои предстоят тяжелые и намечались они на Курско - Белгородском направлении. В конце мая 1943 года получили «катюши», переполняло чувство гордости и радости, что нам предстоит на них воевать. И вот приказ…Марш-бросок на передний край. В июне месяце заняли боевые позиции. Немцы начинали наступление на всем Орловско-Курском направлении» (2).
Так началась знаменитая Курская битва, сражение, которое явилось одним из ключевых сражений Великой отечественной войны. После победы наших солдат в этой битве стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Красной армии, которая продолжала освобождать страну от немецких захватчиков и до окончания войны проводила в основном наступательные операции. В записках моего прадеда-солдата я обнаружила такие строки: «Зимой 43 года я стал кандидатом в члены ВКП (б). И только после жестоких боев за Варшаву меня приняли в члены Коммунистической партии». Вероятно, для моего прадеда это было особой страницей его боевой биографии. Сохранилась заметка из фронтовой газеты, где говорится о том собрании, на котором прадед стал коммунистом. (Заметка «Идейная закалка коммунистов») (3)
Были на боевом пути моего прадеда «жаркие сражения» под Коростенем, Житомиром, Слуцком, Брестом, особенно героическими были для наших «катюш» дни дерзкого и огненного рейда наших «катюш» от Вислы до Одера. И закончил он свой боевой путь в Германии в Берлине.
Из воспоминаний деда: «За участие в штурме Берлина наш полк гвардейских минометов был награжден орденом Кутузова 2 степени. И эти бои за Берлин мне особенно памятны. Они были жестоки, напористы. С трудом приходилось брать каждую улицу, каждый квартал. И не раз тогда нам приходилось выручать нашу пехоту, вступать в уличные бои и бить по врагу прямой наводкой. Берлин горел. Тянуло гарью. Рядом гибли товарищи. Но каждый из нас чувствовал, что близок долгожданный конец войны. И вот она победа! Встретили мы ее в Берлине. И еще до нас не дошло официальное сообщение о ней, но и без того было все понятно. Не стало слышно разрывов, не воя бомб. И даже не верилось, что все это страшное, чудовищное позади, что мы остались в живых, что скоро вернемся к своему мирному труду, к своим родным и близким. И, пожалуй, впервые за эти военный годы, тогда мы увидели, как красиво цветут по весне цветы, как радуются ее приходу птицы. И кто знает, может и природа в том памятном мае торжествовала нашу победу, торжествовало начало новой мирной жизни. Так наш, прославленный 316 Гвардейский минометный, ордена Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, полк встал , как говорят , «на запасном пути.» (Эти воспоминания прадеда публиковались в газете «Северный луч», от 9 мая 1987 года в статье «Не забыть тех грозных лет».)(3)
Для моего отца, Перминова А. В. , дед был всегда непререкаемым авторитетом, с которым ему довелось много общаться .Папе очень дороги живые воспоминания живого еще деда: «Дед особую дань уважения отдавал легендарной «катюше». Это оружие, которое сыграло свою решающую роль в ходе войны. Прославленный гвардейский миномет дорог и близок был всему советскому народу. И то, что деду пришлось быть шофером грозной и сильной машины, считал счастливым обстоятельством судьбы. Считал, что его фронтовая судьба сложилась удачно. За весь боевой путь – одно легкое ранение в ногу. Когда рассказывал мне о войне, ни разу не сказал «я». Главная роль для него было – «мы». По словам деда Аркадия, «в жизни на пути встречались только хорошие люди». (1)
За участие в Великой Отечественной войне прадед имеет боевые награды: две медали «За отвагу», медаль за освобождение Варшавы, медаль «За взятие Берлина». На военной гимнастерке (на фотографии) виден почетный знак «Гвардия…». Этот знак – особая гордость прадеда. Право носить этот знак имели военнослужащие, которые служили в формированиях, удостоенных почетного звания «Гвардейские». Этот статус им присваивался за особые боевые заслуги» (3).
Итак, 1945 год в жизни Кокоулина А. А., моего прадеда – начало мирной жизни. Позади фронтовые этапы пути: Северо-Западный фронт (1943 г.), затем 1-ый Украинский и в 1944-45 г.г. – 1-ый Белорусский фронт. Предстояла служба в послевоенной оккупированной Германии.
По воспоминаниям моей бабушки Перминовой Л.А.:
«Отец вспоминал, как однажды, зайдя в немецкую семью, был удивлен желанию маленькой девочки пришить ему пуговицу на кителе. Пуговка висела на одной нитке. Квартировал отец в доме немцев Кохов (Эльзы и Роберта). Он рассказывал о чистоте, порядке в доме. Не стесняясь, он учился пользоваться вилкой, обеденной салфеткой. Простой деревенский парень из далекой вятской деревни учился есть из отдельной тарелки.
Там же, в Германии, отец приобщился к фотографии, он научился фотографировать. Любовь к фотографии он передал всем своим детям. Два трофейных фотоаппарата стали памятью об отце. Отец привез из Германии альбом, где все снимки сделаны этими фотоаппаратами.
А главное, как говорил мне отец, простые немцы не воспринимали его, как оккупанта, он располагал их к себе, т.к. нес в общение с ними доброту и мир.
Рассказы отца о Германии помогли мне, потом понять трагедию немецкого народа и полюбить культуру, порядок, великое трудолюбие этого народа. Мой папа был человеком мирной сути» (2).
2.4. Послевоенная мирная жизнь Заслуженного лесовода.
Отслужив в Германии, прадед вернулся на родину, в родное Заставское Вохомского района. Вскоре представилась возможность трудоустроиться.
Мирная жизнь дала возможность прадеду посвятить себя лесу. От помощника лесничего Крутогорского лесничества Вохомского лесхоза до директора Павинского лесхоза – такова трудовая деятельность ветерана Великой Отечественной войны Аркадия Александровича Кокоулина.
В должности директора лесхоза работал с 1959 года (с перерывами) до 1979 года.
Лес стал в жизни моего прадеда, Кокоулина А.А. самым главным, самым сокровенным, самым дорогим. Много учился. С отличием закончил заочно Рыбинский лесотехникум. Много работал. Садил лес, растил его, берег от пожаров. За заслуги в области лесного хозяйства Президиумом Верховного Совета РСФСР Указом от 25 февраля 1976 года присвоено почетное звание Заслуженного лесовода РСФСР.
Весь жизненный путь моего прадеда вызывает у меня уважение, так как прожил он свою жизнь честно, выполняя свой солдатский , гражданский долг так, как требовала этого Родина.
2.5. В одном строю «Бессмертного полка».
Вся моя семья старается беречь память о прадеде, участнике Военной Отечественной войны Кокоулине А.А., но в строю «Бессмертного полка» рядом с моим дедом встают и другие мои родственники. Их имена я нашла в Книге Памяти с. Павино Павинского района. (4).
О них сохранились воспоминания, а также была найдена информация на сайтах Интернета. (6, 7). Так, в частности стало известно, что брат прадеда, Кокоулин Федор Александрович, погиб в жестоких боях под Суслангером, где и похоронен. В семейном архиве бережно хранятся его фронтовые письма.
Пропал без вести лейтенант Красной армии Шушков Василий Иванович (брат моей прабабушки Кокоулиной Антонины Ивановны). Его фронтовые письма тоже часть семейного архива. По праву рядом с этими солдатами есть место в «Бессмертном полку» и для молодого солдата Дмитрия ( фамилия в архивах не известна). Я не знаю – есть ли у него живые родственники? Но моя прабабушка , Кокоулина А.И. бережно хранила фронтовое письмо этого молодого солдата, погиб Дмитрий в 1943 году. Наша память ставит его в один ряд с солдатами «Бессмертного полка».
Чем больше имен участников Великой Отечественной войны мы узнаем, тем ряды «Бессмертного полка» станут больше, тем дольше мы будем их помнить. Этот полк должен жить в памяти и последующих поколений.
Заключение.
Прежде, чем начать исследование по теме реферата, я поставила перед собой цель: узнать как можно больше о боевом и жизненном пути своего прадеда. Я считаю, что достигла цели и выполнила все задачи, стоящие передо мной. Изучила все семейные архивы, познакомилась с документами о моем деде в архивах районной библиотеки, музея и редакции газеты «Северный луч». Вместе с родителями, нашла документы о моих родственниках на сайтах «Мемориала» и электронного банка документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Важно, что изучая материалы о прадеде, я узнала много нового и о других моих родственниках, которые воевали или работали в тылу в годы войны, а также, о моих земляках – участниках войны.
Трудно оставаться равнодушными, когда речь идет о войне, о тех, кто воевал. Работая над рефератом, исследуя войну в жизни моей семьи, проникаешься чувством глубокого уважения к своим дедам и прадедам, на чью юность и молодость пришло это тяжелое и горькое время, время борьбы за Родину, её идеалы, её леса и города, за народ, который хотел жить мирно, трудиться… Исследуя, читая, вникая в содержание скупых воспоминаний моего прадеда-фронтовика, Кокоулина А.А., читая, с трудом разбирая карандашные строки, стертые временем, фронтовых писем, рассматривая фотографии военной поры, открываешь для себя людей особой судьбы, особого характера. Судьбы военного лихолетья! Каждый поступок моих героев реферата – это для меня школа настоящей любви к Родине, школа мужества и патриотизма. Конечно, главное действующее лицо моего реферата – это мой прадед Кокоулин А.А. Невозможно в скупых строках реферата рассказать все то, что я узнала о жизни своего прадеда. Я его не видела и не знаю, но он оставил столько любви, добра, мудрости, что все же оказало огромное влияние на его детей, внуков. Его знали и глубоко уважали односельчане. Но для многих являлся примером скромности, честности и простоты. Никогда , даже в самом малом, не воспользовался своим положением директора лесхоза.
Все его воспитание – это великая история мужества его народа, друзей – фронтовиков, сослуживцев, односельчан.
Очень сжато и совсем немного строк отведено в прочитанных источниках о легендарных машинах - катюшах, но прадед говорил о них, как о главном молоте войны. Жалел летчиков, плакал над потерями пехоты, считал, что ему, как артиллеристу, очень повезло. Все это я узнала из бесед с отцом, ему было 23 года, когда ушел из жизни его дед, мой прадед, Кокоулин А.А.
Весь жизненный путь прадеда ( юность в Заставском, война, служба в Германии) – все способствовало выбору профессии лесохозяйственника. Этот вывод я сделала, когда читала статьи, что оставил после себя прадед – лесохозяйственник.
Кокоулин А.А. вырастил много леса, среди его посадок – сосна, лиственница, кедр, елка. Прадед хотел, чтобы потомки увидели зеленый, могучий лес, полный чудес, даров. Он был против жестоких и хищных вырубок леса. Не хотел, чтобы потомкам достались пни.
Я пришла к выводу, что такие, как мой прадед, люди особой чести и природы.
И чем больше мы будем вникать в смысл фронтовой судьбы, трудовой жизни наших прадедов, тем больше значение приобретет марш «Бессмертного полка» в День Победы.
Каждое новое имя солдата в семейных архивах – это новая страница истории, которая становиться крепче. Пусть растут ряды « Бессмертного полка», так как имеющие имя и безымянные герои его взывают к нашей памяти, совести, чувству гордости за нашу Родину.
Использованные источники и литература и сноски на источники :
1. Документы из личного архива семьи Перминовых;
2. Документы из личного архива семьи Кокоулиных;
3. Документы архива Павинского районного историко-краеведческого музея, архива Павинской районной библиотеки; архива Павинской районной газеты «Северный луч».
4. Книга Памяти с. Павино Павинского района. Архив администрации Павинского района;
5. «Победители Павинского района в Великой Отечественной войне» год издания 2009.;
6. ОБД «Мемориал» http://www.obd-memorial.ru/html/search.htm?f=Анфимов%20&n=Павел&s=Родионович&y=&r.
7. Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» http://podvignaroda.ru.
Приложения к реферату:
1. Приложение №1. Награды ветерана.
2. Приложение №2. Награды ветерана.
3. Приложение №3 Благодарности ветерана
4. Приложение №4 Благодарности ветерана
5. Приложение №5 Документы ветерана
6. Приложение №6 Документы ветерана
7. Приложение №7 Фотографии из семейного архива
8. Приложение №8 Фотографии из семейного архива
9. Приложение №9 Фотографии из семейного архива
10. Приложение №10 Фотографии из семейного архива
11. Приложение №11 Фотографии из семейного архива
12. Приложение №12 Фотографии и письма
13. Приложение №13 Фотографии и письма
14. Приложение №14 Фотографии из семейного архива
15. Приложение №15 Фотографии из семейного архива
16. Приложение №16 Фотографии и письмо
17. Приложение №17 Награды
Волшебная фортепианная музыка
Как готовятся к полетам на Луну
Заяц, косач, медведь и весна
Аэродинамика и воздушный шарик
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым