В данной работе автор исследует виртуозность использования А.П.Чеховым художественных деталей .
Художественная деталь для Чехова была одним из главных средств стимулирования творческого воображения читателя.
Подбор деталей, стимулирующих самостоятельную работу читателя, был одной из тех «тайн» творчества, которой учились у Чехова другие писатели. Одной деталью Чехов может наметить фон повествования, раскрыть сущность человеческого характера, передать индивидуальность речи героя, добиться художественной конкретизации.
Детали выявляют скрытые нити образов героев; усиливают, подчеркивают основную идею, сущность чеховской прозы.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_detaley_v_tvorchestve_a.p.chehova.doc | 104.5 КБ |
МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского района Республики Татарстан
Роль художественных деталей в рассказах А.П.Чехова.
Выполнил: ученик 10«В» класса
Габитов Ильдар
Научный руководитель: учитель русского языка и
литературы
Кузьмина Елена Васильевна
2018г.
План
стр.
§ 1. Предметный мир персонажа. ---------------------------------------- 5
§ 2. Деталь в диалогах. ----------------------------------------------------- 8
§ 3. Деталь в мыслях героев. ---------------------------------------------- 10
§ 4. Деталь в пейзаже. ------------------------------------------------------ 14
IV. Библиография. -------------------------------------------------------- 17
I.Введение
В творчестве А.П.Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя.
Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объём. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку.
Деталь как художественный приём используют почти все писатели. Ведь она служит безотказным и целенаправленным средством характеристики человека и его внешнего окружения. Виртуозность использования А.П.Чеховым художественных деталей и закрепила за ним славу мастера рассказа.
Художественная деталь для Чехова была одним из главных средств стимулирования творческого воображения читателя.
Подбор деталей, стимулирующих самостоятельную работу читателя, был одной из тех «тайн» творчества, которой учились у Чехова другие писатели.
Одной деталью Чехов может наметить фон повествования, раскрыть сущность человеческого характера, передать индивидуальность речи героя, добиться художественной конкретизации.
Художественной деталью в качестве литературного приёма, позволяющего глубже понять героя произведения, ярче описать его черты и привычки, и сегодня пользуются современные писатели, что говорит об актуальности выбранной мною темы. Этим объясняется и мой интерес к ней.
Прежде всего меня заинтересовало своеобразие чеховского стиля, поэтому я решил внимательно прочитать его рассказы.
Гипотеза: Художественная деталь для Чехова была одним из главных средств стимулирования творческого воображения читателя для раскрытия идейно-художественного своеобразия произведения.
Цель работы: подробно изучить отдельные произведения писателя, исследовать их художественную структуру и выяснить, какую роль играет художественная деталь в произведениях А.П.Чехова.
Для этого необходимо решение следующих задач:
1.Определить круг изучаемых рассказов Чехова.
2.Выявить художественные детали, которые играют наиболее важную роль для раскрытия образов героев и главной идеи в этих произведениях.
3.Определить смысл этого художественного приёма и его место в образной системе произведений.
Методы исследования: Метод изучения литературы и справочников, метод наблюдения над текстом.
Практическая значимость: Данную работу можно использовать всем, кто желает научиться коротко, гибко писать о нашей современности.
Для реализации этих задач я буду опираться на мнение литературных критиков по этому вопросу, на их статьи и монографии, а именно: работы Бердникова Г. «А.П.Чехов», В.В.Голубкова «Мастерство А.П.Чехова», Е.С. Роговер «Самая полная история русской литературы 19 века (2-я половина)» Чудакова А.П. «Поэтика Чехова».
II. Основная часть.
§1. Предметный мир персонажа
« В сфере психики – тоже частности. Храни бог от общих мест. Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев»
Один искусно поданный штрих, - и читатель Чехова силой творческого воображения создаёт облик всего человека.
В рассказе «Шведская спичка» только дважды на одно мгновение появляется перед читателем фигура доктора Тютюева, приехавшего на место происшествия.
Доктор Тютюев не принимает никакого участия в следствии. О нём сказано немного: «… доктор, высокий и в высокой степени тощий человек со впалыми глазами, длинным носом и острым подбородком, ни с кем не здороваясь и ни о чем не спрашивая, сел на пень, вздохнул и проговорил:
- А сербы опять взбудоражились! Что им нужно, не понимаю! Ах! Австрия, Австрия! Твои это дела!»
Второй раз доктор Тютюев появляется в самом конце рассказа, когда следствие закончилось курьёзным финалом.
«Приехав домой, следователь застал у себя доктора Тютюева. Доктор сидел за столом и , глубоко вздыхая , перелистывал «Ниву».
Чубиков бросил под стол шляпу и затрясся.
- Скелет чёртов. Не лезь ко мне! Тысячу раз говорил я тебе, чтобы ты не лез ко мне со своей политикой».
Так Чехов несколькими фразами умел создать типичный образ провинциального «мыслителя», любящего порассуждать о большой мировой политике и совершенно равнодушного к своему делу, к тому, что является прямым его долгом.
Анна Сергеевна, героиня рассказа «Дама с собачкой», приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общества мужа, человека, которого она не любила и не уважала. В определённом смысле она была готова к роману с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, из лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет, то есть это начало попытки «бегства». Позже в театре города С. Гуров увидел её вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках- попытка «бегства» не удалась.
В рассказе «Толстый и тонкий»: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и фледоранжем».
Две детали выделены Чеховым в описании этого человека: губы, запах дорогого вина и модных духов. И этого достаточно, чтобы представить «толстого», как богатого, сытого, свободного и довольного человека.
«Тонкий же вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». Читателю ясно, что «тонкий»- из тех небогатых людей, которые в поездах не обращаются к помощи носильщиков и не пользуются рестораном, а питаются в дороге взятой из дома провизией.
Когда «приятели» прощались, тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем. Сцена смешна, но и печальна. Так в форму рассказа Чехов смог вместить огромное социально-философское и психологическое содержание. Даже то, что у героев рассказа нет имен, говорит о типичности таких людей. Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» актуален и сейчас, ведь чинопочитание, преклонение перед должностью (за которой порой личность человека остается незамеченной) часто встречаются и в наши дни. Но талант Чехова заключается не только в том, что он видит и поднимает в своих произведениях социальные проблемы, но и в том, какими средствами он этого достигает. Читая А. П. Чехова, мы не перестаем восхищаться даром великого мастера слова.
В рассказе «Хамелеон» за Очумеловым «шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Эта подробность говорит нам о том, что Очумелов, как и многие другие чиновники того времени, пользуется своей властью для неблагородных целей - отбирает у простого народа крыжовник, и уж, конечно, не несет его сам.
В рассказе «Человек в футляре» автор подчёркивает разъединённость героя с внешним миром с помощью художественных деталей: калоши, зонтик, тёплое пальто на вате, часы в чехле, перочинный нож в чехольчике, тёмные очки, уши, заткнутые ватой, поднятый воротник, закрытые ставни, задвижки, кровать с пологом, его полупостная, полускоромная пища( судак на коровьем масле ) и так далее. Жизненная позиция Беликова воплощена в словесной формуле: Как бы чего не вышло». Эта жизненная позиция материализована в деталях предметного мира и становится символическим образом.
§2. Деталь в диалогах
Не могу не согласиться с высказываниями Ревякина в статье «О драматургии Чехова» о том, что диалоги у Чехова, по сравнению с мыслями героев, гораздо обильнее снабжаются предметными подробностями. Его герои не могут воспарить над вещностью и вести диалог поверх барьеров.
Все хорошо помним диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей из рассказа «Толстый и тонкий». Мы чувствуем искреннюю радость этих людей после долгих лет разлуки, пока тонкий не услышал рассказ толстого о его положении в обществе. «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». Это вдруг передаёт состояние внезапной перемены. Окаменел- был поражён, как громом, не мог двигаться, замер, застыл как вкопанный. За словом- состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что окаменел, этот глагол–метафора, -единственно возможное здесь, самое точное слово художника-мастера. Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, которая говорит о неестественности этой улыбки. «Сам он съёжился, сгорбился, сузился…».И вещи «съёжились и поморщились». В речи «тонкого» появляется раболепно- почтительное –с..Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.
От языка идём к идее произведения - разоблачению подхалимства и угодничества.
В индивидуальной речи героев нередко отражается их бескультурье, темнота, неумение логически мыслить.
Примером логической путаницы, бестолковщины речи может служить диалог в рассказе «Канитель».
Действующие лица-дьячок Отлукавин и маленькая старушонка –богомолка, пришедшая в церковь помолиться за близких ей людей, как живых , так и умерших. Старушонка неграмотна и без помощи дьячка не может выполнить стоящей перед ней задачи.
Задача эта логического порядка и сводится к следующему. Старуха должна вспомнить близких людей и распределить их на две группы: на живых и умерших, а дьячок должен их записать – «за здравие», а вторых «за упокой». Задача не сложная, но она не даётся ни старухе, ни дьячку. Старуха путает и «о здравии» называет усопшего. То есть умершего Пантелея, а «за упокой» пропавшего без вести воина Захария и болящую Федосью.
Дьячок, сбитый с толку, также начинает путать, записывает «о здравии» новопреставленного младенца Герасима, а «за упокой» Авдотью, которая « с году ещё нет, как вышла замуж».
В конце концов дьячок всех записывает гуртом и предлагает старухе отнести листок к дьякону: «Пускай дьякон разберёт, кто здесь живой , кто мёртвый; он в семинарии обучался, а я в этих самых делов… хоть убей, ничего не понимаю».
Чехов требовал от человеческой речи, также как и от мысли, правды, честности, простоты и искренности.
§3. Деталь в мыслях героев
Мир духа в чеховской прозе в каждый момент изображенной жизни не отделён от своей материальной оболочки, слит с нею. В самые сложные и острые моменты жизни внимание повествователя равно распределено между внутренним и внешним. Внутреннее не может быть отвлечено от внешне-предметного, причем от вещей в их непредвиденном разнообразии и сиюминутном состоянии.
Итак, изображенная мысль в чеховской прозе всегда стоит рядом с мелкими деталями. Это окружение вещами — самого различного свойства; оно столь же неисчерпаемо, как сам предметный мир.
Вот рассказ «Тоска». У Чехова деталь несёт оттенок психологизма. Его героем становится деревенский извозчик Иона, попавший в Петербург. Единственный сын его умер, ему хочется с кем–нибудь поделиться своим горем, но никому нет дела до его несчастья.
Чехов как бы перевоплощается в своего героя: «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли из тысяч людей хоть один, который выслушал бы его. Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски… Тоска громадная, не знающая ни границ…Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что её не увидишь днём с огнём».
Когда все доступные Ионе способы поговорить с людьми оказались неисчерпаемыми, оставалось одно: найти разрядку невыносимого душевного состояния в беседе с фиктивным слушателем. А с кем же мог ещё поговорить Иона, кроме своей лошади?
Рассказ заканчивается тем, что Иона идёт в конюшню, где стоит его лошадь, и «рассказывает ей всё».
Писатель погружает нас в сложный процесс душевных переживаний героя, и мы оказываемся свидетелем его особой сосредоточенности, его нелёгкого существования, его одиночества.
В рассказе «Дама с собачкой» герой «думает и мечтает» об Анне Сергеевне «под звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок». Герой рассказа «Учитель словесности» думает о своей любви, лежа на диване: «Ему было неудобно лежать. Он подложил руки под голову и задрал левую ногу на спинку дивана. Стало удобнее».
И в рассказе «Неприятность» мысли доктора перемежаются предметными картинами, весьма разнообразными. Сначала размышления доктора прерывает веселая сценка с утятами, подавившимися кишкой. Затем в поле его зрения попадает кухарка: «Далеко около забора в кружевной тени, какую бросали на траву молодые липы, бродила кухарка Дарья и собирала щавель для зеленых щей... Слышались голоса...»
Далее размышления доктора происходят во время приемки больных: он вскрывает «на багровой руке два гнойника», делает «одной бабе операцию в глазу» и т. п. После окончания работы, «придя к себе на квартиру, он лёг в кабинете на диван, лицом к спинке, и стал думать таким образом...»
«Доктора позвали обедать... Он съел несколько ложек щей и, вставши из-за стола, опять лёг на диван. «Что же теперь делать? — продолжал он думать. — Надо возможно скорее...». Итак, в описании действий героя нет ни одной «лишней» детали.
«Часа через три после обеда доктор шел к пруду купаться и думал: «А не поступить ли мне так...»
«Что ж, превосходно! — подумал он, полезая в воду и глядя, как от него убегали стаи мелких золотистых карасиков».
«Как глупо! — думал он, сидя в шарабане и потом играя у воинского начальника в винт...»
Мы видим, что мир вещей окружает человека у Чехова постоянно, проникает в его сознание и в моменты высшего духовного подъема, и в минуты, когда сознание угасает. Вот как описана смерть героя в рассказе «Дуэль»:
«Под вечер Андрей Ефимыч умер от апоплексического удара. Сначала он почувствовал потрясающий озноб и тошноту; что-то отвратительное, как казалось, проникая во все тело, даже в пальцы, потянуло от желудка к голове и залило глаза и уши. Позеленело в глазах. Андрей Ефимыч понял, что ему пришел конец, и вспомнил, что Иван Дмитрич, Михаил Аверьяныч и миллионы людей верят в бессмертие. А вдруг оно есть? Но бессмертия ему не хотелось, и он думал о нем только одно мгновение. Стадо оленей, необыкновенно красивых и грациозных, о которых он читал вчера, пробежало мимо него; потом баба протянула к нему руку с заказным письмом... Сказал что-то Михаил Аверьяныч. Потом все исчезло, и Андрей Ефимыч забылся навеки».
В мысли героя о бессмертии вторгается стадо оленей, о которых он читал накануне, баба с письмом, Михаил Аверьяныч — от этих видений он не освобожден и у последнего предела.
Итак, подводя итог, приходим к выводу, что у Чехова нет такой ситуации, ради которой был бы забыт окружающий человека предметный мир. Человек у Чехова не может быть выключен из этого конкретного случайностного мира предметов ни за столом, ни в момент философского размышления или диспута, ни во время любовного объяснения, ни перед лицом смерти.
§4. Детали в пейзаже
Пейзаж – неотъемлемая часть любого произведения. Природа у Чехова дана во временных, постоянно новых состояниях, которые она сама ежесекундно творит: облачко, которое скоро уйдет, лунный свет, отражающийся в лампадке или бутылочном осколке, ярко-желтая полоса света, ползущая по земле, блики солнца на крестах и куполах, непонятный звук, пронесшийся по степи. Пейзаж Чехова запечатлевает трепетный, меняющийся облик мира через такую художественную деталь.
Различные вариации намеченной в пейзаже темы получают в рассказе «Тоска» всё большую эмоциональную выразительность. «Вечерние сумерки. Крупный снег лениво кружится … и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки… Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашёл нужным стряхивать с себя снег…», «… на город спускается вечерняя мгла». Неизбывной печали Ионы резко противостоит шумный город с его истошными криками и руганью: мир не внемлет человеческому горю. Английская писательница Кэтрин Мэнсфилд назвала «Тоску» Чехова «одним из мировых шедевров».
Таким образом, предметное построение пейзажа подчиняется общим принципам использования вещи, детали в художественной системе Чехова.
Цветовая деталь
Внимательного рассмотрения заслуживает рассказ А.Чехова «Дама с собачкой». Нельзя не обратить внимания на оригинальность художественной детали этого произведения. Большую роль в повествовании играют повторяющиеся детали цветовой гаммы, запахов и звуков. В цветовой палитре рассказа доминирует серый цвет: «забор, серый, длинный, с гвоздями», «серое солдатское сукно», «любимое серое платье», «чернильница, серая от пыли», «серое, точно больничное, одеяло». Преобладание серого цвета обусловлено серой, опустошенной, «бескрылой» мещанской жизнью, которую влачат герои произведения. Звуки в рассказе дополняют общую картину, являются фоном унылой атмосферы произведения: звуки скрипки – «дрянные и обывательские», «слабые, неясные звуки плохого оркестра». Немаловажное значение имеют запахи: «пахло осенью», «запах моря», «и его (Гурова) обдало запахом и влагой цветов». Запах является многозначительной деталью, органично дополняющей портреты Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны. Благодаря запахам раскрываются скрытые черты характера главных героев: поэтичность натуры, склонность к творческому мышлению, способность видеть и чувствовать прекрасное…
III. Заключение
Итак, в заключение, подводя итог проделанной работе, могу сказать, что, проанализировав некоторые рассказы Чехова, я узнал, что он внимательно относится к изображаемому: быту, поступкам, характерам героев, художественным деталям. Каковы же роль и место художественной детали в творчестве Чехова?
Во-первых, это органическая часть его произведений. Детали выявляют скрытые нити образов героев; усиливают, подчеркивают основную идею, сущность чеховской прозы. Чехов продумал и уточнил роль, удельный вес всех элементов: характеры и их соотношение, сюжет и развитие действия, диалоги, портреты и пейзажи, эпитеты и метафоры, исходя из требований сжатого рассказа и имея ввиду того читателя, на который такой рассказ рассчитан: умеющий в малом увидеть большое и сложное.
Во-вторых, у Чехова нет преимущественного внимания ни к мелочам, ни к вещам, ни к быту. По законам его художественной системы не может быть отдано предпочтение мелкому или крупному, случайному или существенному, материальному или духовно-идеальному. Великое и малое, вневременное и сиюминутное, высокое и низкое — все рассматривается не как пригодное для изображения в разной степени, а как равнодостойное его. Все слито в вечном единстве и не может быть разделено.
Работа, которую я провел, была познавательной и интересной. Она дала мне возможность углубиться в творчество Чехова и лучше изучить его.
1.Бердников Г. А. П.Чехов - М.: «Художественная литература»,1961г.
2.Голубков В.В. Мастерство А.П.Чехова – М. 1958г.
3.Роговер Е.С. Самая полная история русской литературы XIX века – С.-П.: САГА, издательство РГПУ имени А.И.Герцена,2003г.
4.Чехов А. П. Повести и рассказы - М.: «Художественная литература», 1983г.
5. Чудаков А. П. Поэтика Чехова - М.: Наука, 1971г.
Тезисы
В творчестве А.П.Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя.
Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объём. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку.
Деталь как художественный приём используют почти все писатели. Ведь она служит безотказным и целенаправленным средством характеристики человека и его внешнего окружения. Виртуозность использования А.П.Чеховым художественных деталей и закрепила за ним славу мастера рассказа.
Художественная деталь для Чехова была одним из главных средств стимулирования творческого воображения читателя.
Подбор деталей, стимулирующих самостоятельную работу читателя, был одной из тех «тайн» творчества, которой учились у Чехова другие писатели.
Одной деталью Чехов может наметить фон повествования, раскрыть сущность человеческого характера, передать индивидуальность речи героя, добиться художественной конкретизации.
Художественной деталью в качестве литературного приёма, позволяющего глубже понять героя произведения, ярче описать его черты и привычки, и сегодня пользуются современные писатели, что говорит об актуальности выбранной мною темы. Этим объясняется и мой интерес к ней.
Прежде всего меня заинтересовало своеобразие чеховского стиля, поэтому я решил внимательно прочитать его рассказы.
Гипотеза: Художественная деталь для Чехова была одним из главных средств стимулирования творческого воображения читателя для раскрытия идейно-художественного своеобразия произведения.
Цель работы: подробно изучить отдельные произведения писателя, исследовать их художественную структуру и выяснить, какую роль играет художественная деталь в произведениях А.П.Чехова.
Для этого необходимо решение следующих задач:
1.Определить круг изучаемых рассказов Чехова.
2.Выявить художественные детали, которые играют наиболее важную роль для раскрытия образов героев и главной идеи в этих произведениях.
3.Определить смысл этого художественного приёма и его место в образной системе произведений.
Методы исследования: Метод изучения литературы и справочников, метод наблюдения над текстом.
Практическая значимость: Данную работу можно использовать всем, кто желает научиться коротко, гибко писать о нашей современности.
Для реализации этих задач я буду опираться на мнение литературных критиков по этому вопросу, на их статьи и монографии, а именно: работы Бердникова Г. «А.П.Чехов», В.В.Голубкова «Мастерство А.П.Чехова», Е.С. Роговер «Самая полная история русской литературы 19 века (2-я половина)» Чудакова А.П. «Поэтика Чехова».
Цветущая сакура
Рисуем кактусы акварелью
Нора Аргунова. Щенята
Под парусами
За чашкой чая