Ученица анализирует пьесу Мольера и делает попытку поставить "свою" пьесу
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_vsk.docx | 25.13 КБ |
Существует такая притча: много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Он изрёк: «Вложите в каждого человека жажду к познанию и дайте ему учителя». Вот таким учителем, развивающим жажду познания, на мой взгляд, является для каждого человека театр. «Театр - это храм, это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, забываете о житейских отношениях…»- писал В.Г. Белинский. Почему так интересно в театре? Да потому, что переживания людей одинаковы во все века, и разве не любопытно в героях XVII столетия увидеть родственные души, которых мучают те же проблемы? В театре вместе с героями мы проживаем целую жизнь.
Вот и я попробую сейчас разобраться, почему и в 21 веке мне интересно читать знаменитую комедию Ж.Б. Мольера «Тартюф», расскажу, как я представляю героев произведения , чему они меня учат и мысленно поставлю на сцене «свою» пьесу.
Говорят, если хочешь понять автора, подружись с ним - изучи его биографию, время, в которое он жил - одним словом, проведи так называемое расследование, вот тогда-то и откроются многие и многие тайны. Перенесемся в XVII век. Во Франции идет борьба за власть между двумя родными людьми : матерью королевой Анной Австрийской и ее сыном Людовиком XIV. Анна опирается на Общество святых даров, в котором состояли обедневшие дворяне, а Людовик - на денежных буржуа. Чтобы выбить почву из-под ног сына, королева-мать старается вовсю: она разработала целую программу уничтожения его союзников. В роскошных залах Версаля воспитывались незаконнорожденные дворянские дети, которые затем втирались в доверие к буржуа, причем настолько, что заставляли их переписывать состояние на себя и разоряли их. Мучений совести они не испытывали , потому что королева впоследствии дарила членам общества эти дома за успешно сделанную работу. А работа, как мы видим, была подлой и жестокой. А с другой стороны, члены Общества святых даров были глубоко несчастны и одиноки, потому что их воспитывали, как волчат, своих матерей в большинстве своем они не знали. Была только одна вещь, дающая представление о родном человеке , - медальон на холщовой нитке - портрет матери.
Тартюф пришел в дом Оргона с одной целью – разорить , он тоже был членом Общества святых даров. Хитрый, подлый, лицемерный, Тартюф , несомненно, вызывает наш гнев, но…если вспомнить историю, только ли он виноват в своих поступках, а не трагическая ли перед нами фигура, а только ли осуждать надо этого персонажа. Вопросы, вопросы…
И вот я, чувствуя себя режиссером, начинаю мысленно ставить «свой» спектакль». Сначала представляю главного героя, рисую его образ в своем воображении. Я обязательно одела бы его в черную длинную одежду, напоминающую сутану или монашескую рясу, а может, и в длинный черный смокинг. На голове обязательно парик, из-за которого не видно лица (и это неспроста, ведь он же мошенник, и его может выдать мимика). А если появится желание осовременить героя, то можно сделать любую прическу, но одно обязательно: длинные волосы, закрывающие часть лица. Поэтому-то не сразу поймешь, кто перед тобой. Голос у Тартюфа должен быть обволакивающий, убаюкивающий, а иногда даже гипнотизирующий. На сцене он появляется из ниоткуда, словно некий демон, воплощение не только зла, но и трагедии, А еще с ним слуги - или монахи в страшных остроносых маска, или крепкие парни в черных рубашках. Но появится герой только в середине спектакля. Пока мы о нем узнаем из разговоров других действующих лиц.
Итак, занавес открывается… На мой взгляд, чтобы сразу заинтересовать зрителя, необходимо какое-то яркое начало. В пьесе все события вращаются вокруг Тартюфа, все остальные герои так или иначе взаимодействуют с ним, высказывают своё отношение к нему. Действующие лица разбиваются как бы на два лагеря. Одни ругают героя, другие заступаются. Поэтому я разделила бы сцену на 3 части. В середине в лучах прожектора - огромный вопросительный знак, как бы напоминающий зрителю, что он должен ответить на вопрос: кто же такой Тартюф? Обманщик, трагическая личность, а может, « герой нашего времени», герой 21 века? Каждый из персонажей комедии является носителем одной, доминирующей черты характера. В этом разделении героев на положительных и отрицательных обнаруживают себя главные черты классицизма . Поэтому «мои» актеры выходили бы с разных сторон. С одной те, кто называет Тартюфа злодеем, ловкачом, проходимцем, с другой те, кто считает его праведником и благочестивцем. А свои монологи и реплики в диалогах они бы произносили в центре на фоне знака вопроса, чтобы зритель дорисовывал себе героя, ведь классицизм не предполагает психологического развития характеров, тем интереснее зрителю что-то додумывать за них.
Перечитываю еще раз первые страницы и ловлю себя на мысли, что госпожа Пернель очень напоминает мне Марфу Игнатьевну Кабанову. Она также читает нравоучения своему взрослому сыну и всем членам семьи. Она медленно и спокойно идет по сцене, уверенная в своей правоте, я вижу ее в тревожном темно-синем цвете ( недаром французы называли ужас «синим страхом»), в руках остренькая палочка, которой она постоянно куда-нибудь указывает. «Все спорят, все орут, почтенья нет ни в ком.
Да это не семья, а сумасшедший дом!» - приговаривает госпожа Пернель, и мы понимаем, что в доме что-то происходит. Оказывается, весь дом прибрал к рукам Тартюф. Пернель же и ее сын Оргон, воспитанный в суровых правилах богобоязни и подчинения авторитетам, во всем ему потакают. « Со дня, когда Тартюф пожаловал в наш дом, хозяин не в себе, помешан он на нем» . Оргон порывает со всеми, кто решается сказать ему правду о Тартюфе, и даже изгоняет из дома своего сына Дамиса. Пытаясь добиться большего расположения своего кумира, Оргон готов отдать Тартюфу в жёны единственную дочь Мариану и переписать на него всё своё состояние. Он ослеплен Тартюфом, поэтому Оргону можно надеть на глаза повязку, чтобы зритель еще и еще раз удивлялся недальновидности хозяина дома. «Неужели так можно поступать?!» - не один раз будет задавать себе вопрос сидящий в зале. Итак, Оргон и Пернель с одной стороны, Тартюф – их кумир. С другой те, кто осуждает его за ложь, притворство, ханжество. Среди всех этих персонажей, ненавидящих Тартюфа, особенно выделяется служанка Дорина. У Мольера во многих комедиях люди из народа умнее, талантливее, находчивее, энергичнее своих господ. Горничная Марианы является в комедии настоящим рупором разума, не боящимся говорить правду в лицо всем, кто в этом нуждается. «И рта раскрыть нельзя, как каменная стой», — говорит Дорина и тут же вставляет в монолог Оргона своё очередное дерзкое словечко.. И я уже вижу, как бы я показала эту героиню. Она остроумная, но в то же время мудрая и отзывчивая женщина. Это самая живая героиня спектакля, которая здраво оценивает ситуацию, предлагая пути решения проблемы. Она отстаивает своё мнение, говоря с юмором: «Тартюфьтесь на здоровье!». Дорина и озорная , и задиристая, и даже немного дерзкая, но вместе с этим она умная женщина. Если бы я была режиссером, обязательно придумала бы ей наряд: яркое ,пестрое платье и…большой микрофон. Ведь именно ее должны услышать и действующие лица комедии, и зритель .. Вопрос посреди сцены заставляет их искать ответ, и именно Дорина помогает этот ответ найти. Если для Оргона Тартюф — верх всяких совершенств, для Дорины — это «нищий, что сюда явился худ и бос», а теперь «мнит себя владыкой».
И вот наконец настало время появиться Тартюфу. Сложный и неоднозначный персонаж, ведь не зря поставлен вопрос на сцене « моего театра». Все-таки я бы показала бы этого героя современным. Я думаю, он молод, Мы не сразу можем видеть его лицо, оно скрыто длинными волосами, но оно красиво, лукаво. Такой невинный молодой человек, которому трудно приходилось в этой жизни. Он пытается убедить Эльмиру, что «сердце у него в груди, а не кремень». Может быть, и правда, что он не просто мошенник и лицемер, а человек, в котором даже можно найти что-то хорошее. Но читая монологи Тартюфа, все же убеждаешься: Тартюф в полной мере воплощает универсальный человеческий порок лицемерия, оно выводится на первый план, а другие черты героя это свойство усиливают и подчеркивают. На вопрос, поставленный мной вначале , уже можно дать ответ. Главной сценой, мне кажется, является сцена разговора Тартюфа и Эльмиры. А слова Тартюфа:
Но люди умные, когда они хотят,
Всегда столкуются и с промыслом небесным.
Круг совести, когда становится он тесным,
Расширить можем мы: ведь для грехов любых
Есть оправдание в намереньях благих,- дают ответ на все вопросы.
Тартюф оправдывает свое имя, он обманщик и лицемер и надо постараться «узнать» его в толпе и не поддаться его загадочности и внешнему обаянию.
Трагичности в его образе я не увидела. Прозорливый и мудрый король наказывает мошенника. Хотя понятно, что Мольер идеализирует правителя, Тартюф получает по заслугам, но он совсем не раскаивается и , наверное, скоро появится в другом доме. Мой спектакль подходит к концу, но вопрос я все же не убрала бы со сцены. Пусть каждый зритель даст на него свой ответ.
А еще хочется, очень хочется , чтобы в зале всегда зрители были…зрители слушающие, понимающие…
.
Без сомнения, этот старинный сюжет действительно может иметь место в нашей жизни. В каждой эпохе и стране найдётся свой Тартюф. Это имя давно стало синонимом к словам «мошенник» и «обманщик», и таких людей в мире, к сожалению, предостаточно. Вот пьеса Мольера как раз и учит тому, как рассмотреть их среди окружающих нас людей и не попасть в их ловушку. А театр нам в этом помогает.
В Китае испытали "автобус будущего"
Цветок или сорняк?
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Стеклянный Человечек