Тут уместно было бы вспомнить диалог из сериала «Мастера и Маргариты» 2005 года:
«— Достоевский умер.
— Как?!
— Протестую, Достоевский бессмертен!»
И действительно. В прошлом году «Дилижанс» вновь поразил своих зрителей масштабным и потрясающим спектаклем «Преступление и наказанием» по роману бессмертного Фёдора Михайловича Достоевского. Режиссер и автор инсценировки Евгений Зимин. 22 сентября театр повторил свой успех: зрители аплодировали стоя!
Вложение | Размер |
---|---|
retsenzia_prestuplenie_i_nakazanie_21092019_2.docx | 19.08 КБ |
Ты топор видел?
Тут уместно было бы вспомнить диалог из сериала «Мастера и Маргариты» 2005 года:
«— Достоевский умер.
— Как?!
— Протестую, Достоевский бессмертен!»
И действительно. В прошлом году «Дилижанс» вновь поразил своих зрителей масштабным и потрясающим спектаклем «Преступление и наказанием» по роману бессмертного Фёдора Михайловича Достоевского. Режиссер и автор инсценировки Евгений Зимин. 22 сентября театр повторил свой успех: зрители аплодировали стоя!
Спектакль начался с показа современных новостей, рассказывающих о происшествиях. Это можно считать некой подводкой к тому, что вскоре произойдет еще одно убийство. Современного Раскольникова показали бы в программе «Чрезвычайные происшествия». Новости даже служат некоторым отражением слов Лужина о том, что среди низшего и высшего сословия возросли преступные деяния.
Новости, как и обстановка на сцене, подводит зрителя к тому Петербургу, который видел сам Достоевский. Не Пушкинский в золоте и с пышными балами, а с трущобами и людьми, чья жизнь — грязь, бедность и нищета. Петербург Достоевского, в котором живет Родион Романович Раскольников, Петербург пропащего человека.
Спектакль поражает своей масштабностью. У Достоевского в романе так много персонажей, и выбрать из них главных, передать их историю за те два часа тридцать минут, которым располагал театр, кажется, просто невероятным. Причем не просто показать героя — вот мама Раскольникова, вот его сестра, а вот его друг, переходим к убийству — а дать им личность, показать взаимодействие с главным героем, вот что потрясает. Поэтому с персонажами Федора Михайловича, ожившими в актерах «Дилижанса», стоит познакомиться поближе и отдельно.
Если начинать с прекрасной части труппы театра и романа, то вперед всех стоит сказать о Соне Мармеладовой, сыгранной Мариной Агаповой. Красивая, утонченная молодая девушка — такой представляется нам Соня. Кроткая, она впервые появляется перед зрителями с чтением отрывка из Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря. Причем происходит это сразу после рассказа её отца о том, что дочь пошла по желтому билету. И происходит такое вот противопоставление: желтый билет и воскрешение Лазаря, и всё это — Соня Мармеладова.
Вторая запоминающаяся и яркая девушка на сцене — Дуня Раскольникова, показанная Асей Гафаровой. Дуня представляется нам бойкой юной дивчиной, трудолюбивой и чистой. Видно её теплое отношение к брату, которого она почитает как родного отца. Несмотря на то, что она фактически приносит себя в жертву на благо семьи, Ася дает понять, что ее героиня вовсе не считает себя мученицей. Дуня трезво оценивает ситуацию и принимает решения не из одной пустой выгоды, а по чести и справедливости.
Нельзя пройти мимо Пульхерии Александровны, матери Родиона (сыграла её Екатерина Зубарева), и Катерины Ивановны Мармеладовой (в исполнении Ирины Храмковой). Они как мать-и-мачеха. Екатерина Зубарева передала образ заботливой, любящей матери, которая желает своим детям только счастья, и переносит их горе, как свое. Мачеха Сони Мармеладовой же предстает строгой, несчастной женщиной, и ее образ мы больше строим еще и из рассказов о ней других персонажей — Сони, самого Мармеладова, Лебезятникова. Мы видим женщину, обиженную судьбой, но при этом сохранившую хоть немного чувства справедливости и благодарности — чего стоит только одна фраза о том, что она целовала ноги Сони, когда та впервые пошла по желтому билету.
Даже старуха-процентщица Алена Ивановна в исполнении Ирины Шугаевой приобретает другой, более приятный образ. И хотя героиня все еще неприятна, но харизма актрисы делает свое дело — процентщице начинаешь даже немного сочувствовать. Но лишь немного! А вот кому точно сочувствует зритель — ее сестре Лизавете Ивановне, воплощённой Екатериной Федощук. Актриса сделала своего персонажа непостижимым образом привлекательнее. Она робкая, немного испуганная, и вместе с жалостью ты начинаешь испытывать к ней небольшую симпатию. Сцена ее убийства заставляет вздрогнуть — ведь она была всего лишь несчастной жертвой обстоятельств.
Даже второстепенная роль кухарки Настасьи была подана с шиком. Екатерина Миронова сделала героиню запоминающейся. Кем она была в книге? Той, кто приносила еду студенту и отпустила несколько шуток? В спектакле же это яркая и даже немного роковая женщина. Переосмысление образа несколько сбивает поначалу с толку, но потом за этим становится даже интереснее наблюдать.
Но, разумеется, выделились не только актрисы и их персонажи. Мужской коллектив ни на йоту не уступал своим прекрасным коллегам.
Константин Федосеев сыграл Мармеладова Семена Захаровича. Он процитировал ключевой диалог Мармеладова, который при этом сопровождался ознакомлением с другими персонажами. Константин показал своего героя в мелочах — дрожащие руки, готовность слизывать разлитый алкоголь с пола. И при этом его манера изъясняться, то, как он кричит о том, что побои от Катерины Ивановны приносят ему радость, создает полноценный образ Мармеладова, чиновника, которого в спектакле, кстати, не убили.
Тут же появляется и Андрей Семёнович Лебезятников. Роль исполнил его тезка, только не Лебезятников, а Андрей Пономарев. Это молодой человек, убежденный в своих идеалах, который старается показать их миру, тем самым изменив их. Образ тоже потерпел какие-то корректировки. Ещё играет роль то, что у персонажа не так много собственного времени. Мы видим его глазами самого Лебезятникова и через монолог Мармеладова, и тут зритель сам волен решать, как он относится к Андрею Семеновичу.
Нельзя упускать из виду «двойников» Раскольникова — Лужина Петра Петровича, или же Рустама Фазулова, и Свидригайлова Аркадия Ивановича, роль которого исполняет Олег Андюшкин. С ними обоими мы знакомимся через письмо Пульхерии Раскольниковой, и при этом видим их на сцене. Прерывая письмо, Лужин приводит свою теорию о том, что прежде всего надо возлюбить себя самого, и по тому, как он сгоняет со стула Дуню и предупреждающе смотрит на Пульхерию, когда та начинает говорить о своих подозрениях на счет него, мы понимаем, что перед нами за человек. Свидригайлов же представляет свою версию происходящего, показывает то, что он человек не плохой, и вовсе не простой развратник, каким его пытаются представить. Он, останавливая это же письмо, добавляет свои мысли, и тут как с Лужиным — зритель сам решает, как к нему относится.
Не последнюю роль играет Дмитрий Прокофьевич Разумихин. Образ персонажа Максима Никлуса максимально близок к книге — это такой же студент, как и Раскольников, товарищ нашего убийцы. Он, несмотря на кидания моментами грубых слов, продолжает как-то оберегать и защищать своего друга, заботиться о нём. И эта нота заботы - то, что нужно Раскольникову в той тяжелой ситуации, в которой оказался из-за себя самого.
А забыть о талантливом следователе Порфирии Петровиче, сыгранным Константином Ткаченко, будет еще одним преступлением в рамках этой постановки. Порфирий Петрович сохранил свой облик гениального следователя, сразу же распознавшего убийцу. И обоснование этого вписано довольно умело — почему Порфирий решил сразу не арестовывать Раскольникова, как он понял, что именно бывший студент — убийца. Их образы добавляют всему спектаклю особый шарм, всегда приятно видеть своих любимых персонажей, а когда они еще и совпадают с образами в твоей голове — это уже отдельный вид эстетического удовольствия.
Не стоит забывать квартального Илью Петровича в облике Тараса Бортника, и юродивого в лице Александра Кудрявкина. Они занимают меньше всего времени, но их нельзя назвать массовкой — кроме тех моментов, когда все персонажи становится массовкой. Илья Петрович и юродивый — яркие и колоритные. Да, они не играют большой роли в сюжете, но цепляют своими редкими появлениями. Эти герои стали способом расслабиться, немного посмеяться, потому что иначе Достоевского выдержать невозможно — постоянная грусть, тяжелые персонажи и лишь редкие проблески надежды очень давят на психическое состояние.
Персонажу Александра Кудрявкина вообще аплодировали громче всех, настолько был прекрасен его юродивый.
И, разумеется, как можно пропустить настоящих звезд и убийц бабушек — Раскольниковых Родионов Романовичей, а именно — Петра Зубарева и Павла Зотова. Да, на сцене было два Раскольникова, а все из-за противоречивой личности героя. Показать все его внутренние метания, терзания было довольно непросто, поэтому один из них, а именно Петр Зубарев, был тем, кто считал шаги до дома старухи-процентщицы, который мнил себя Наполеоном, который написал статью «О преступлении». Павел Зотов же показал тварь дрожащую, который стоял на мосту и говорил, что отказывается от своей страшной мечты, тот, что бездумно оставил деньги на подоконнике дома Мармеладовых, тот, кто кланялся всему страдающему человечеству в лице Сони Мармеладовой.
Однако в Раскольникове Павла Зотова есть что-то смущающее и неоконченное. Он прекрасно исполнил роль, показал смятения и страх человека, который собирается убить и который убил, но не чувствуется та эмоциональная отдача, которая должна присутствовать у персонажа с подобным мышлением. Лично у меня сложилось мнение, что при всем немаленьком таланте Павла — который тольяттинцы могли наблюдать в постановке «За белым кроликом» — он будто боится дать выход ему. Сильная составляющая других актеров в некоторые моменты просто подавляет старание Павла. Есть моменты, в которых актер отдает всего себя — когда он душит Петра Зубарева, например — но они быстротечны, и уцепиться за них не получается.
В спорах, возникающих между двумя Раскольниковыми, передан конфликт романа, который пронизывает весь дух и спектакля, и книги. Взаимодействие Петра Зубарева и Павла Зотова буквально искрит, и тут чувствуется, что актеры раскрываются именно с друг другом. Раскольников и тварь дрожащая, и право имеющий. И эти две его стороны дерутся и спорят, кричат, одна из них иногда вырывается вперед, но они — неизменная его часть, как бы он не хотел избавиться от одной. Дуэт Петра и Павла прекрасен, они вытягивают друг из друга самый максимум, из-за чего спектакль горит как тот ярко-алый закат.
Костюмы тоже, в некотором роде, осовременивались — сложно до мелочей знать одежду прошлого века, не говоря уже о том, что носили почти два столетия назад. Поэтому элементы современной одежды кое-где были очень удачными — высокие сапоги Сони, костюм Раскольникова Петра Зубарева. Подобрать для каждого героя какой-то особый костюм, показать его статус и положение, было не просто. Неординарным решением были нашивки на одежде некоторых героев: «Зачем» у господина Свидригайлова и «A$$» у Лужина. Художником по костюмам выступила Елена Золотарёва.
Свет, выстроенный Надеждой Манашкиной, дополнял расследование в двух действиях, давая возможность прочувствовать весь трагизм, ужас, а в некоторых моментах - даже юмор происходящего.
Композитором же был Виктор Мартынов, и он настолько хорошо справился со своей работой, что мне хочется добавить основной «саундтрек» спектакля в свой плейлист. Музыка была запоминающейся и цепляющей, а главное — подходящей главному герою романа. Она придавала спектаклю особое настроение и задавала нужный тон.
Потрясающая работа — тут и добавить больше нечего. Аншлаг в зале, зрители, которые хлопали стоя и восторженно кричали «браво!» это меньшее, что заслужил «Дилижанс» за проделанную работу. Говорят, выше головы не прыгнешь, но видимо это поговорка не для ТЮЗа из Тольятти. Напоследок можно еще пожелать всем, кто не побывал на этом спектакле — попасть на него в обязательном порядке, а театру — удачного выступления в большом зале Самарского академического театра драмы им. Горького на IV фестивале «Волга театральная».
«Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастья. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»
Костина Ксения
Астрономический календарь. Май, 2019
Цветок или сорняк?
Развешиваем детские рисунки дома
Военная хитрость
Невидимое письмо