Сочинение -путевой очерк «Нижегородский край – край легенд и ремесел»
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение«Нижегородский край – край легенд и ремесел» | 39 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ВАРЕЖ
МАТЕРИАЛЫ
К РАЙОННОМУ КОНКУРСУ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ»
НОМИНАЦИЯ «РАССКАЗ»
ТЕМА:
«Нижегородский край – край легенд и ремесел»
Возрастная категория: дети от 12 до 17 лет.
Работу выполнила
Кахарова Дарья Абдухалимовна,
ученица 9 класса, 15 лет.
Руководитель
Морозова Лидия Николаевна,
учитель русского языка и
литературы.
2019г.
Я думаю, что все согласятся с тем, что каждый ребенок любит кататься на велосипеде. Вот и я, и мои друзья не исключение. А особенно приятно прокатиться, если дорога ровная ( а этим летом наша мечта осуществилась- положили новое дорожное покрытие, без ям и бугров), если погода отличная (в конце августа, действительно, выдались солнечные деньки), если компания хорошая (друзья замечательные!). А еще продолжаются каникулы! И в это время мы постоянно на свежем воздухе! Еще успеем дома за учебниками посидеть.
Живу я в деревне Лохани. По названию деревни сразу понятно, что люди, жившие здесь когда-то, занимались изготовлением лоханей - деревянных сосудов круглой или овальной формы с невысокими краями для различных надобностей: мытья рук, посуды, стирки белья, для помоев. Только ремесло это осталось в глубоком прошлом, никто сейчас лохани здесь не изготавливает.
Расположена деревня на крутом берегу реки Оки. Достопримечательностью нашей деревни является Жабье болото. Это небольшое озерцо. Когда-то вода в нем была прозрачная, как слеза. Жители деревни ходили сюда, чтобы набрать воды для питья. Да облюбовали озеро жабы: помутнела вода, покрылось озеро тиной. И дали ему название – Жабье болото.
Вот отсюда мы и отправились в путешествие. Подъезжая к перекрестку, увидели указатель: «Большое Иголкино». А за Большим есть и Малое Иголкино. По преданию, на поле, разделяющем эти населенные пункты, во времена татаро-монгольского нашествия произошло большое сражение, после которого все поле было усеяно поломанными копьями. Они, как иглы, торчали из земли. С одного края поля таких «игл» было большое количество, с другого-меньше. Позже по краям поля появились поселения: там, где «игл» было много- Большое Иголкино, где мало-Малое Иголкино.
Но мы повернули направо и через деревню Ново направились к селу Вареж. Исследователи полагают, что название села происходит от того, что в старину на этом месте бурлаки делали привал и производили варку (варёж) пищи. Жители этого села занимались изготовлением кованых сундуков, а еще процветало здесь лозоплетение. Традиции ремесла сохраняются и по сей день. Войдите в любой дом, и вы увидите корзины, сплетенные из лозы, различной формы и назначения.
Путь наш продолжается по мосту через речку (ручей) Рёут. Существует легенда об этой маленькой речке: прятались от врагов Руси в овражке, по которому сейчас протекает речка, женщины и дети. Горько они плакали по своей нелегкой судьбе, по мужьям, погибшим в бою. Вот из слез их и образовалась речка. Сейчас речка обмелела, поросла камышом. Любят здесь бобры запруды строить, а в камышовых зарослях дикие утки гнезда вить. Вот и нам посчастливилось увидеть утку с утятами, проплывающими под мостом.
Если свернуть с моста вправо, то по правому берегу речки будет виден Солдатский дол. Старожилы рассказывают легенду об этом месте: прятался там солдат-дезертир, вырыл себе землянку. Рядом небольшой лесок: дичи и ягод-грибов в достатке; по овражку ручей бежит. Так и прожил в одиночестве в землянке несколько лет; местные жители видели беглого солдата, но никто его не приютил, никто не оказал помощи. А место так и стали называть Солдатским долом.
Но путь наш – прямо. Поднимаемся в гору. Вот еще одна деревня, название которой объясняется легендой, - Пурка. Названа она по имени мордовского князя Пургаса, который на крутом берегу Оки устроил стоянку для своего войска, а затем и поселение. Облюбовал хан это место: с одной стороны хорошо просматривались заливные луга за Окой, с другой – поля, леса и овражки. Все видно – удобное место для заставы.
С названием крутого откоса, на котором расположена деревня, тоже связано несколько легенд. В первой говорится о языческих верованиях: будто бы здесь существовало капище языческого бога Перемила, откуда горы и получили название Перемиловских. Второй вариант названия связан с преданиями о Петре и Февронии, в которых рассказывается, как молодых супругов изгоняют из Мурома, и они вынуждены жить на берегах Оки. Когда же Петр и Феврония возвращались из изгнания в Муром, перед тем, как садиться в лодку и плыть в обратный путь, Феврония подошла к подножью гор и сказала: «Будьте вы отныне и до века «премилыя горы» за то, что дали нам приют и убежище». Краевед А.А. Епанчин приводит такую легенду: святая Феврония, просто гуляя по горам, воскликнула: «Какие премилые горы!». С тех пор их стали называть «Перемиловы горы».
А мы все крутим педали, любуемся красотами, что расстилаются перед нами. И только указатели мелькают: Кулаково, Липовицы, Кряжи, Михалицы. Стоп! Впереди речка, а мостика нет. А что за речкой? Гора! Это Гора Дины (Горадина или Красный Курган), названная в честь похороненной здесь княжеской дочки по имени Дина. У местных жителей ходят легенды, что эту гору (курган) насыпали татары, нося землю своими шапками (шлемами) на могилу княжеской дочери. Красивая эта гора, величественная! А солнце за гору садится, будто корона царская на голове. Красота!
Только время к вечеру, пора домой, вдруг стемнеет. В следующий раз, как в путешествие отправимся, новые легенды вам расскажу, потому что Нижегородский край- край легенд: что ни поселение, речка или гора, то удивительная легенда!
Рисуем зимние домики
Вода может клеить?
Аэродинамика и воздушный шарик
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Нора Аргунова. Щенята