Ученица, анализируя текст, осмысляет спор между Богом и дьяволом о человеке, его возможностях, смысле жизни, добре и зле. Отмечает, что автор показывает две жизненные позиции, два подхода к окружающему миру. Самому писателю близка позиция Бога.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchekaya_r._iskander.docx | 15.03 КБ |
Нравственно-философские проблемы в произведении
Ф. Искандера «Сон о Боге и дьяволе».
Рассказ Ф. Искандера «Сон о Боге и дьяволе» - философское произведение, рассказ-притча. Условная форма сна позволяет автору говорить о чём-либо призрачном, неправдоподобном. На протяжении всего произведения Бог и дьявол в диалоге ведут спор о человеке, его возможностях, о смысле существования, людей, о добре и зле. Автор показывает две разные жизненные позиции, два подхода к окружающему миру. Позиция автора явно не выражена, но чувствуется в высказываниях Бога, в его взгляде на человека и в отношении к нему.
Ключевым словом в рассказе является слово «замысел»: «величие замысла», «по условиям замысла», «чистота замысла», «божий замысел», «первозданный замысел» и так далее. Ф. Искандер отмечает, что Бог верит в то, что созидает («Сила моего замысла как раз состоит в том, чтобы из реальных разных людей создать полноценное человечество, а не выдумывать искусственных людей»). В учении Бога главное – любовь, уважение к людям, внимание к ним («Моё учение основано на любви», «Это учение о полноте внимания к человеку»). Бог верит в людей и считает, что именно вера поддерживает их в жизни («Необычайной силы взрыв веры внутри человека преобразует его организм»). Бог даёт людям право самостоятельно решать свою судьбу, не вмешивается в их жизнь («Я людям дал средство – совесть и разум. Люди, ваша судьба в ваших руках – действуйте сами, сами, сами»). Но это и налагает на людей огромную ответственность за свою судьбу и судьбу человечества.
Другая точка зрения на человека и его роль в обществе выражена в словах дьявола. Дьявол – дух отрицания, поэтому не верит в замысел Бога, в людей («Я сам ни во что не верю»), не признаёт способности людей, их человеческие возможности («Вот человек – он убедился в своей заурядности. У него ни ума, ни таланта»). Для дьявола люди – игрушки, марионетки. Ему скучно без них, они развлекают его. Дьявол знает слабости людей и этим пользуется («Если б ты знал, скольких я соблазнил»). Дьявол считает, что все люди бессовестны, порочны, мстительны, легко поддаются искушению («Ничего нет выше сладостной дрожи соблазна»), поэтому всю жизнь презирал их.
Ф. Искандер пишет, что Бог не только не умаляет роли человека, но и уповает на него в борьбе со злом. С точки зрения Бога, зло многолико, в основном это грехи самого человека («Подозрительность – это величайший грех», «НЕ думать – грех», «Величайший грех – махнуть рукой на человека»). Зло можно победить, если человек перестанет грешить или покается («Любому грешнику надо дать шанс очиститься»). Человек должен соблюдать заповеди, нравственные законы. Автор показывает, что на протяжении всего разговора Бога с дьяволом о человеке Бог выделяет в людях лучшие качества: «покаяние», «совесть», «надежду», «добро», «благородство», «сострадание», «ответственность», «отвагу», «веру», «долг», «внимание», «любовь» и так далее.
Символом добра в рассказе является «удерживающая рука» («Главное зло мира не в толкающей руке, а в недостатке удерживающих рук»). Бог возлагает надежду на взаимопомощь, поддержку людьми друг друга.
Символом зла в рассказе является «толкающая рука». Дьявол уверен, что человек более подлое существо, чем он сам. Считает, что люди никогда не поверят в учение Бога о любви, так как мечтают о возмездии («Самая большая страсть человека – это страсть возмездия»). По мнению дьявола, человек всегда склонен к искушению и легко поддаётся соблазнам («Человек любит женщин, власть, богатство»), поэтому человека легко подтолкнуть к совершению злых поступков. Не случайно дьявол в разговоре с Богом о человеке использует в речи «насмешку», «ехидство», «вкрадчивость», «язвительность», «глумливость».
Из спора Бога и дьявола мы видим, что Бог страдает за людей, причём это чувство автор гиперболизирует («На моём сердце миллионы шрамов от боли за человека»). Дьявол же презирает людей, унижает их достоинство.
Для Бога дьявол – «точный инструмент», по которому проверяется нравственное состояние общества. Ф Искандер верит в будущее этого общества «Это будет обыкновенный человеческий мир со многими его слабостями, но они не будут злокачественными». Бога и его учение ожидает «впереди вечность». Изменится и функция дьявола, он уже будет не духом разрушения, а «Духом Научных Сомнений».
Итак, Ф. Искандер, показывая извечный спор Бога и дьявола о человеке и его предназначении, ставит в рассказе важные нравственно-философские проблемы: ответственности людей, совести, душевной работы, добровольной веры, самоотречения, взаимопомощи и так далее.
В рассказе много афоризмов для размышления всем нам, например:
«Добро беззащитно без памяти о зле», «Зло нельзя прощать, но и нельзя мстить», «Чтобы умереть без стыда, надо жить со стыдом», «Чтобы сохранить человечество, нужна мудрость», «Жизнь - это домашнее задание, данное человеку Богом», «Жизнь, как и добро, добровольны».
Лиса-охотница
Петушок из русских сказок
По морям вокруг Земли
Ворона
Как Снегурочке раскатать тесто?