Ученица, рассказывая о мученических судьбах героев в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, анализируя легенду об Иове, приходит к выводу, что одна из нравственно-философских проблем - это проблема искупления. Искупить грехи - значит искренне раскаяться, духовно очиститься, попросить прощение за то зло, что причинил другим людям.
Вложение | Размер |
---|---|
f.gorenshteyn.docx | 15.62 КБ |
Нравственно-философские проблемы в романе Ф. Горенштейна «Искупление».
Роман Ф. Горенштейна «Искупление» был написан в 1967 году, вышел в 1979 году в Германии, в нашей стране опубликован в 1990 году. Писатель о произведении сказал: «Книга есть. Нравится – читайте! Не нравится – не читайте! Уничтожить – не можете!».
В романе рассказывается о мученических судьбах героев. Завязка романа – канун Нового 1946 года. Действие охватывает несколько январских дней, переносится из Дворца пионеров, где люди празднуют, веселятся, на площадь, где собираются родственники когда-то убитых людей, чтобы проститься с близкими людьми. Затем на вымерзший двор, который в дни оккупации превратился в кладбище: здесь шла расправа над евреями. У отхожего места зарыты тела зубного врача, его жены, дочери, маленький сын похоронен в другом месте. Они убиты не по немецкому приказу, а соседом Шумой, ассирийцем-чистильщиком, который расправился с ними жестоко, зверски, ещё полуживых сбросил в выгребную яму и не разрешил их вытаскивать оттуда несколько дней. Автор рассказывает, что теперь, спустя четыре года, глухой зимней ночью их откапывают, чтобы положить в гробы и отправить на кладбище. Этим занимается лейтенант Август, сын убитого врача, ненадолго вернувшийся в город, с помощью двух арестантов и героини Сашеньки.
Эксгумация описана натуралистически, с подробностями, чтобы вызвать у читателя состояние потрясения. Кажется, страдает не только Август, но и вся окружающая природа. («Какая ночь была кругом них, какая мука, онемевшая, неспособная даже стоном облегчить себя, была во всей природе…»).
Кульминацией является эпизод, когда мать погибшего мальчика (пятилетний сын убийцы Шумы подорвался на мине) и лейтенант стоят друг против друга у раскопанной ямы, а в глине отчётливо видны очертания только что извлечённого тела его матери.
Ф. Горенштейн заставляет нас задуматься о том, что, может быть, искупление в возмездии, ведь гибнет малолетний сын убийцы, а Шума заживо гниёт в тюремном бараке в Идель-лагере . («…И болезни какие-то невиданные, какие лишь в аду бывают. Кровью кашляет, а не погибает никак…»).
Лейтенант думает только о том, как будет мстить, когда Шума выйдет из лагеря. («…Я тешу своё сердце, я испытываю сладость неописуемую от мучений убийцы моей матери»). Наверное, неслучайно автор вводит легенду об Иове (которого Господь «обрёк на страдания, чтобы и «в гною» Иов любил его»). Август, как и Иов, прошёл через нечеловеческие страдания
(… был пять раз ранен…, полз с обожжёнными ногами…, остужал ноги в болотной воде», в амбаре его, истекающего кровью, крысы кусали, но самым сильным потрясением для него было то, что его «близких убил сосед камнем»).
Если Иов терпеливо всё вынес и был вознаграждён Богом, то Август думает о кровной мести. Ему снится жуткий сон о том, что он убивает детей Шумы («это было ужасно»), поэтому герой считает себя человеком конченым и собирается из-за душевной боли покончить жизнь самоубийством, если бы не Сашенька, то это бы произошло.
Ф. Горенштейн показывает, что человек должен всё выдержать, выстрадать, искупить грехи, в Библии говорится: «Претерпевший же до конца спасётся».
Однако название романа связано и с частной судьбой заурядной девушки Саши. Героиня всех ненавидит, всем не доверяет: жена профессора для неё спекулянтка, резко говорит о матери, когда узнаёт о её связи с танкистом, пишет на мать донос за то, что та приютила в доме двух нищих. («Мать моя является расхитителем советской собственности. Я отказываюсь от неё»).
В донос помимо матери она впишет и двух нищих. Когда она увидит мать в собранной на этап партии, только на миг ей станет её жалко. Но она не знает, что такое раскаяние. Ответственность за безобразие жизни Сашенька готова переложить на любого. Когда в её жизни появится лейтенант Август, то именно «в нём было теперь всё Сашенькино богатство».
В финале произведения освобождение матери, нищих добьётся танкист и вроде бы Сашенька ладит с ними, баюкает свою дочь. Но мне почему-то кажется, что в ней ничего не изменилось, она не способна на искупление, не способна попросить прощения у матери и осознать зло, которое она причинила ей и другим людям.
Итак, Ф. Горенштейн считает, что для искупления нужна духовная работа. Вспоминаем слова арестованного профессора, сказанные лейтенанту Августу: «Не бежать от собственной души к врагу её, а обратиться к ней, только к ней, как бы ужасно ни было то, что открывается тебе о самом себе, - вот единственный путь к исцелению».
Искупить зло, по мысли автора, можно в реальности одним – надо начать новый цикл бытия, дать жизнь новому существу (Сашенька рожает).
Искупить – значит заслужить искренним раскаянием прощение за то зло, что причинил людям.
Осенняя паутина
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
О путнике
Какая бывает зима
Глупый мальчишка