Проблема формирования уважительного отношения к старшему поколению, затронутая в исследовательской работе, тема вечная, чрезвычайно актуальная во все времена, а сегодня особенно. В наши дни, когда в мире царят отсутствие духовности и культуры, очень важно ещё в детстве сформировать у детей отношение к семье как основе основ, научить уважать старшее поколение, быть ответственным за себя и за членов своей семьи, совершать лишь добрые поступки.
Автор изучает воспитательные возможности рассказа В. Осеевой «Бабка». В процессе работы, в рамках коллективно творческого дела, участники исследования - учащиеся 2 класса, используя анализ информации, наблюдение, опрос и систематизацию знаний, осознают своё отношение к поступкам и поведению героев, определяют, где добро, а где зло, выясняют: кому нужно подражать, а кого необходимо осуждать. Проведённое исследование помогло учащимся дать верную оценку не только литературным героям, но и оценить своё отношение к людям старшего поколения.
Необходимо отметить, исследование помогло обрести учащимся твёрдые ориентиры на уважительное отношение к старшим. Гипотеза автора нашла подтверждение: итогом исследования стали нравственные правила, выработанные самими учащимися.
Данная работа имеет большое значение, так как способствует пополнению словарного запаса, расширению кругозора младших школьников.
Автор показал, что есть книги, которые не только развивают потребность и интерес к чтению, но и воспитывают бережное отношение к семье, книге, слову.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 34.89 КБ |
Научная статья
Введение
У нас большая семья – мама, папа, трое детей. Я очень люблю своих родителей, но с бабушкой у меня какая- то особенная связь. Моя бабушка не живёт с нами, но всё равно моё воспитание почти полностью на ней, ведь маме и папе приходится много работать. Она отводила меня в садик и забирала оттуда. По дороге мы всегда учили стихотворение, и я их знаю очень много. А ещё бабушка научила меня любить книги. С пяти лет я уже бегала в школьную библиотеку.
В нашем классе многие ребята с удовольствием читают. Однажды моя одноклассница рассказала о том, что ей очень понравился рассказ Валентины Осеевой «Отцовская куртка». Наша учительница, Анна Юрьевна, сказала, что у этого писателя много произведений, которые не оставляют равнодушными не только детей, но и взрослых, и посоветовала нам поближе познакомиться с творчеством этого автора.
Мне попался целый сборник произведений В. Осеевой. Я прочитала их «на одном дыхании», потому что каждая история, описанная автором, заставляет задуматься: «А как мы относимся к своим близким, родным, друзьям? Всё ли мы делаем правильно?».
Но один рассказ меня особенно взволновал. Когда я прочитала его название - «Бабка», у меня возникло какое -то неприятное ощущение: я свою бабушку иначе как «бабуля» не называю. Может быть, здесь речь пойдёт о бабушке, которая не любила своих внуков, плохо к ним относилась, и поэтому к ней обращались так грубо? И всё - таки я решила прочитать это произведение…
Никогда я ещё не плакала над книгой. Такая тоска звучала в словах Борьки «Не придёт утром бабка!» Свою вину перед ней, свою любовь к ней он осознал только тогда, когда её уже не стало. Слишком поздно.
Почему- то мне захотелось побежать к своей бабуле, обнять крепко-крепко и сказать, что я её очень люблю. Мне, конечно, повезло, у меня замечательные отношения с бабушкой, все члены нашей большой семьи прекрасно ладят с ней. Но нет ли такой проблемы у моих одноклассников? Все ли они уважают старших? Не обижают ли их? И, если такая проблема существует, может ли книга научить правильному отношению к взрослым?
Я решила провести исследование, чтобы ответить на этот вопрос.
Поставлена цель:
- выяснить воспитательные возможности рассказа «Бабка» В. Осеевой.
Для достижения цели необходимо будет решить следующие задачи:
-познакомить одноклассников с рассказом «Бабка» в рамках ктд «Читаем и обсуждаем вместе»;
-выработать правила уважительного отношения к старшим и научиться их соблюдать;
-подготовить инсценировку рассказа «Бабка»;
- выявить выразительные средства языка произведения;
-подготовить с одноклассниками выставку рисунков «Моя любимая бабушка»;
-оформить фотовыставку «Дорогие нашему сердцу»
-участие в акции «Бабушкины помощники»;
Считаю, что проделанная работа поможет нам стать более внимательными к взрослым.
Гипотеза: Если мы сами, работая с текстом произведения, выявили правила уважительного отношения к пожилым людям, мы будем их обязательно соблюдать.
1 часть
Для того, чтобы решить поставленные задачи, в классе организовали коллективно творческое дело «Читаем и обсуждаем вместе». Планируя работу, мы создали совет дела, в который вошли я, Анна Юрьевна и три одноклассника, которые возглавили работу групп. Наметили этапы работы нашего исследования.
Прежде всего, нужно познакомиться с содержанием произведения Валентины Осеевой «Бабка».
Инсценировка фрагментов рассказа поможет более полному пониманию текста.
В группах создаем модель обложки рассказа. Анализ содержания данного произведения необходимо начать с характеристики героев.
Нужно найти ответы на следующие вопросы:
Были в рассказе моменты, когда вы переживали?
Какой мы увидели бабушку Борьки?
Как относились к бабушке мать, отец, сам Борька?
Для чего бабушка вставала раньше всех?
Была ли бабушка полноправным членом семьи?
Какими словами определяется грубое отношение к бабушке?
А как она обращалась к членам семьи?
Какими словами автор характеризует бабушкину старость?
Какой проступок Борьки заставил пожилого человека горько плакать?
В какие моменты бабушка чувствовала себя уважаемым человеком?
Какой случай показывает, что мальчик может изменить свое отношение к бабушке в лучшую сторону?
Тот ли мальчик перед нами, что был в начале произведения?
Как Борька стал относиться после беседы с товарищем к своим родителям?
А когда он меняется полностью?
Почему Борька так расстроился, когда увидел содержимое заветной бабкиной шкатулки?
Почему у мальчика были опухшие глаза, а на штанах висели куски глины? Где он был, как вы думаете?
Любил ли Борька свою бабушку?
Какие он выводы сделал после смерти бабушки?
Отвечая на вопрос о том, как нужно относиться к пожилым людям, можно выработать правила уважительного отношения к старшему поколению.
Подготовка фотовыставки «Дорогие нашему сердцу» поможет стать нам наблюдательными и отзывчивыми.
Участвуя в акции «Бабушкины помощники», мы станем милосердными, трудолюбивыми, добрыми.
Наше доброе отношение к бабушкам покажет выставка рисунков «Моя любимая бабуля».
Работа с цитатами из текста пополнит словарный запас учащихся.
2 часть
Знакомство с содержанием рассказа проходило в классной комнате. Рассказ нам прочитала Анна Юрьевна. В классе была очень тихо. Не только у девочек, даже у мальчиков глаза блестели от слёз. Эта история затронула всех. (Приложение №1).
Несколько сцен, показанных ребятами, доказали, что к бабушке относились в семье несправедливо, равнодушно, жестоко, хотя она выполняла большую работу по дому. (Приложение №2)
Для дальнейшей работы было важно, чтобы ребята не только эмоционально воспринимали этот рассказ, но и хорошо знали содержание. Для тех, кому не хватило библиотечных книг, текст распечатали. Дома каждый из нас повторно внимательно прочёл произведение. (Приложение №3).
В следующий раз мы работали в группах. Каждый из нас, используя условные обозначения, создал модель обложки данного рассказа. Были отмечены жанр, тема произведения. Мы записали фамилию автора, название рассказа и указали главных героев. (Приложение №4). Большое внимание уделили характеристике главных героев произведения. Каждая группа выбрала своего героя (бабка, Борька, родители) и из одинакового набора слов, характеризующих человека, отобрала те черты, которые наиболее точно описывают того или иного героя. (Приложение №5). При описании родителей, были использованы такие слова как грубые, равнодушные, невнимательные, бессердечные, жестокие. Борька очень похож на родителей - невнимательный, невоспитанный, грубый, неласковый. Ребята сразу же обратили внимание на то, что родители были очень неуважительны к пожилому человеку, поэтому и Борька так себя вел, глядя на взрослых. Мальчишка даже не сразу понял, что так к людям относиться нельзя. И совершенно другим человеком мы видим бабку-добрая, заботливая, терпеливая, мудрая, справедливая.
Обсуждая содержание произведения, ребята отвечали на мои вопросы, приводили примеры из текста. В процессе проделанной работы дали оценку поведения, условиям жизни каждого члена семьи.
Что же мы выяснили?
Главная героиня рассказа - старая женщина, которую в семье все пренебрежительно называли бабка. Она была широкой, тучной, с мягким певучим голосом, в старой вязаной кофте. Зять часто произносил, что бабка зажилась на этом свете, дочь молчала, Борька грубил. Бабушка в семье была лишним человеком. Но при всём том, бабка вставала раньше всех, готовила завтрак, сытно всех кормила, Борьку перехватывала на лестнице, на дорожку давала конфетку, яблочко. Мальчишка был груб с ней, доводил до слез, а она выговаривала для него новый портфель.[1.371] Старость у бабки была горькой. Спала бабушка на сундуке, ей было очень неудобно, всю ночь ворочалась, вздыхала. Это никого не волновало, для всех она была никому не нужной. Все заботы по дому взвалила на себя. Вот только благодарности, понимания, уважения со стороны домашних не получала.
Уважительное отношение к пожилому человеку проявлялось только тогда, когда в дом приходили гости. Бабушку усаживали за стол, родители подавали тарелки. Но, после того, как гости уходили, бабке доставалось еще больше.
Несмотря ни на что, бабушка была доброжелательным человеком, мягко, по - доброму обращалась ко всем членам семьи.
К зятю: Да вот они, Петруша, на самом виду. [1. 370]
К Борьке: Вставай, батюшка мой, в школу пора! [1.369] Верно, верно, Борюшка. [1.372]
Но в семье не ценили, не уважали старого человека. Обращались грубо, жестоко:
Зять : -Всю квартиру заполонили![1.369] Зажилась на белом свете, в инвалидном доме ей место.[1.369] А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них.[1.370]
Дочь: Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем- нибудь и назад не дождешься.[1.376]
Борька: Иди ты, бабка! [1.369] Бабка, поесть![1.371] Бабка, не мешай![1.373]
Приход товарища Борьки оказывает влияние на отношение мальчика к пожилому человеку. Мальчик становится внимательнее к бабушке. Продолжает учить ее грамоте, внимательно вглядывается в ее лицо, старается больше узнать о ее жизни. Он начинает задумываться, а как же живется бабке?
-Обижаем мы тебя?[1.374]
-Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех. [1.374]
Вот погодите, будете старыми, я вам покажу![1.376]
Но слишком поздно Борька понимает, как он любил свою бабку. Не успел ей этого сказать. Не успел оценить ее любовь к нему, ее доброту. Вину свою перед бабушкой он осознал только тогда, когда ее уже не стало. Держа в руках любовно приготовленный бабкой пакетик леденцов, он понимает «Не придет утром бабка!».[1.378]
Анализируя этот рассказ, мы увидели яркий пример того, как нельзя относиться к старшим людям. А как нужно? Для ответа на этот вопрос была проведена работа в группах.
В процессе исследования, из предложенных слов были выбраны те, с которыми можно смело идти по жизни: любовь, честность, ласка, доброта, вежливость, правдивость, забота, сердечность, дружба.
Отметили, что такие качества характера, как: злоба, грубость, равнодушие, ненависть, враньё, лживость, бессердечие, черствость, жестокость, будут только мешать нам и нашим близким жить счастливо. (Приложение №6).
Затем мы обсудили с ребятами, как же нужно вести себя по отношению к пожилым людям, чтобы не повторить ошибок героя рассказа В. Осеевой. И для самих себя мы установили правила «Уважительного отношения к старшим». Договорились, что не только запишем их в памятку, но и обязательно будем соблюдать. (Приложение№7):
Работа с текстом данного произведения пополняет наш словарный запас, расширяет кругозор, развивает внимание. Несмотря на то, что бабка была неграмотная ( даже не знала букв), ее речь была мудрой, понятной, красивой. Она к месту употребляла в речи прибаутки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Именно изучению мудрых высказываний главной героини рассказа был посвящен следующий этап нашего исследования.
Каждая группа, работая с текстом, выбирала цитаты, которые произносила бабушка. Мы выбирали из текста выражения и старались объяснить значение каждого высказывания. В процессе работы обращались за помощью к учителю, работали со словарями. (Приложение №8).
Во время исследования мы с ребятами сделали важный для себя вывод, что бабушек нужно любить, беречь, помогать им и радоваться каждому мигу общения с ними. Поэтому заключительным этапом нашего исследования стали организация фотовыставки «Дорогие нашему сердцу» (Приложение №9) и выставка рисунков «Моя любимая бабуля» (Приложение №10). Работая над оформлением выставки, ребята проявили трепетную любовь и нежность к своим бабушкам.
В завершении нашей исследовательской деятельности мы объявили в классе начало, надеюсь, очень долгосрочной акции «Бабушкины помощники». (Приложение №11)
Заключение
Работа с этой удивительной историей о старости и несправедливости жизни, прежде всего, укрепила добрые взаимоотношения не только между внуками и бабушками, но и родителями и детьми нашего класса. Мы научились быть ответственными за себя и за членов своей семьи, совершать лишь добрые поступки. Яркий образ главной героини рассказа не только показал, как нельзя относиться к людям преклонного возраста, но и будет нам напоминать о необходимости уважительного отношения к старшим.
Работая с произведением Валентины Осеевой, мы пришли к выводу: о чём бы ни рассказывал писатель в своей книге, он говорит о человеке, его переживаниях. В процессе исследования обогатился наш словарный запас, расширился кругозор.
Работа в рамках данного проекта отвлекла нас от долгого сидения у телевизоров, компьютеров, телефонов.
Считаю, что необходимо отметить и тот факт, что у многих ребят появилось желание читать книги о сверстниках, о их взаимоотношениях не только между собой, но и со взрослыми. Задумываясь над поступками литературных героев, мы учимся понимать друг друга, быть чуткими и внимательными к окружающим, особенно к старшему поколению. Читая книги, мы можем вырасти добрыми, чуткими и умными людьми.
Каждый из нас сделал очень важный вывод: «Нельзя опаздывать, чтобы не жалеть потом. Нужно спешить делать добрые дела!» Мы решили жить, придерживаясь правил «Уважительного отношения к старшим», которые составили сами для себя.
Я бы советовала внимательно прочесть этот рассказ не только детям, но и взрослым. Ведь именно от поведения взрослых, как мы увидели в данном произведении, зависит то, какими вырастут их дети. Если они с малых будут видеть перед собой дурной пример грубого и неуважительного обращения с пожилыми, они вырастут такими же неблагодарными и немилосердными людьми по отношению, прежде всего, к своим собственным родителям.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Список использованной литературы
Шум и человек
Простые новогодние шары из бумаги
Свинья под дубом
Девчата
«Течет река Волга»