Конфуцианство — философская и этическая система, разработанная на основе учения китайского философа Конфуция в VI веке до н.э.
Вложение | Размер |
---|---|
esse_golovko_angeliny._turuntaevskaya_gimnaziya.doc | 37.5 КБ |
Эссе на тему:
«Конфуцианство и его роль в политической истории Китая»
Под конфуцианством понимают этико-философское учение, признанное не только в Китае, но и в некоторых других странах (например, в Японии и Корее). Его считают особенным мировоззрением. Конфуцианство — философская и этическая система, разработанная на основе учения китайского философа Конфуция в VI веке до н.э.
Конфуцианство сыграло огромную роль в становлении единого китайского этноса, сильного государства и построенного на его принципах сугубо специфического общества. Но эта специфичность, то есть восточная особенность, распространяется, например, и на Корею, и на Японию, и на ряд других восточноазиатских государств.
После падения династии Цинь (207 год до н.э.), при которой преследовали учение Конфуция, возрождённое конфуцианство стало государственной идеологией, в качестве которой сохранилось до начала XX в., лишь иногда уступая место буддизму и даосизму.
Но и в ХХ веке постоянно велись споры вокруг роли конфуцианства в политической жизни страны. Так, в период «культурной революции» вождь китайской революции Мао Цзедун вёл политическую борьбу с оппонентами под флагом критики Линь Бяо и Конфуция. Линь Бяо занимал тогда важные государственные посты и критиковал перегибы «культурно революции». На самом деле, «культурная революция» была полной противоположностью учению Конфуция – в 60-е годы толпы студентов (так называемых хунвейбинов и цзяофаней) шельмовали своих преподавателей и вообще всех, кто составлял культурную элиту страны – учёных, писателей, художников, артистов, руководителей разного ранга – которые, по представлениям хунвейбинов, должны были покаяться в своих «преступлениях» против революции. Их выводили на площади в шутовских колпаках и избивали палками и камнями.
Почему же мы говорим, что конфуцианство было полной противоположностью этому беззаконию? Достаточно изложить несколько принципов конфуцианской этики, чтобы понять это. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Вот 5 принципов Конфуция:
1) Жэнь — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Это то, что отличает человека от животного, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости.
2) И — «правда», «справедливость». И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. И противостоит эгоизму.
3) Ли — это «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например, почтение к родителям, учителям, начальникам. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Ли может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или «обычай». Это нормы и образцы общественно достойного поведения.
4) Чжи — здравый смысл, благоразумие, «мудрость». Рассудительность — умение просчитать следствия своих действий. Чжи противостоит глупости.
5) Синь — непринуждённость и добросовестность, искренность, доброе намерение. Синь предупреждает лицемерие.
Воспитание китайского этноса на основе этих принципов способствовало сплочению китайского народа, укреплению высоких нравственных качеств, несмотря на жестокость, проявлявшуюся в борьбе с внешними и внутренними врагами.
Трудно переоценить роль Конфуция в политической жизни Китая за 2500 лет со времени создания его учения.
Сегодняшний возрождающийся и мощный Китай – это, по моим понятиям, некий сплав конфуцианства, маоизма (как китайской формы марксизма-ленинизма) и западного капитализма. Этот, на первый взгляд, немыслимый сплав способствует политическому равновесию и выявлению наиболее сильных сторон китайского общества на благо его стремительного развития.
Аэродинамика и воздушный шарик
Рождественские подарки от Метелицы
Как нарисовать лимон акварелью
Бабочка
Осенняя паутина