Работа посвящена 200летию со дня рождения Я.П.Полонского
Вложение | Размер |
---|---|
презентация посвящена творчеству Я.П.Полонского | 2.18 МБ |
Слайд 1
Известные строки малоизвестного поэта… Буганов Матвей МБОУ «СОШ № 25» Класс 3 «В» Абакан, 2019 год Номинация : «Презентация или фильм о жизни и творчестве Я. П. Полонского»Слайд 2
Автор этих строк из песни, которая давно считается народной, родился в самом центре России, в провинциальной Рязани. Мать будущего стихотворца – Наталья Яковлевна – происходила из старинного рода Кафтыревых , а отцом был обедневший дворянин, служивший в канцелярии рязанского генерал-губернатора Петр Григорьевич Полонский. Яков Петрович, родившийся в начале декабря 1819 года, был старшим из их семи детей. Мой костёр в тумане светит, Искры гаснут на лету…
Слайд 3
В 1837 году Рязань посетил будущий император Александр II. Ко встрече цесаревича в стенах гимназии Полонский, по поручению директора, написал стихотворное приветствие в двух куплетах, один из которых должен был исполняться хором на мелодию «Боже, царя храни !». Вечером , после удачно прошедшего мероприятия с участием наследника престола, директор гимназии устраивал приём, на котором юный поэт познакомился с самим автором текста нового гимна – Василием Андреевичем Жуковским. Знаменитый поэт высоко оценил стихи Полонского. Якова Петровича на следующий день после отъезда Александра даже наградили от имени будущего царя золотыми часами. Похвала Жуковского укрепила Полонского в желании посвятить жизнь литературе. Когда Якову исполнилось 13 лет его приняли в Первую мужскую гимназию Рязани, бывшую одним из центров культурной жизни провинциального города.
Слайд 4
Многие московские знакомые университетского времени стали для него настоящими друзьями на всю жизнь. Среди них – поэты Афанасий Фет и Аполлон Григорьев, историки Сергей Соловьёв и Константин Кавелин , писатели Алексей Писемский и Михаил Погодин, декабрист Николай Орлов, философ и публицист Петр Чаадаев, великий актер Михаил Щепкин. Окончив Рязанскую гимназию, девятнадцатилетний Полонский поступил на юридический факультет Московского университета. Современники всегда отмечали удивительную общительность, внутреннюю и внешнюю привлекательность, которыми отличался Полонский. Яков Петрович быстро обзавелся знакомствами среди самых передовых деятелей науки, культуры и искусства.
Слайд 5
К последнему университетскому курсу многие стихотворения Полонского пользовались успехом у его товарищей. При помощи друзей состоялись первые публикации Полонского – в журнале «Отечественные записки» (1840) и в виде поэтического сборника «Гаммы» (1844). Современников восхищал прежде всего особый дар подмечать неуловимое в природе: «Он, кажется, в самом деле имеет дар слышать, как растет трава...». Студенческие годы Полонского проходили в постоянной нужде и бедности. Ему приходилось подрабатывать, давая частные уроки и занимаясь репетиторством. Вместо положенных четырех лет Яков учился в университете на год дольше, так как на третьем курсе не смог сдать экзамен по римскому праву декану юридического факультета Никите Ивановичу Крылову. Бедственное положение стало главной причиной того, что по окончании университета осенью 1844 года Яков покинул Москву. Полонскому представился шанс устроиться на работу в таможенное ведомство в Одессе, и он этим воспользовался. Весной 1846 года ему предложили канцелярскую должность у кавказского наместника графа Воронцова, и Яков уехал в Тифлис. Здесь он состоял на службе до 1851 года. Полученные на Кавказе впечатления, история борьбы России за укрепление южных границ, знакомство с обычаями и традициями горцев навеяли поэту его лучшие стихи, которые и принесли ему всероссийскую известность .
Слайд 6
В период проживания на Кавказе Яков увлекся живописью. Способности к этому виду искусства были замечены у него еще во время учебы в рязанской гимназии. Но именно кавказские окрестности и пейзажи вдохновили Полонского, он очень много рисовал и сохранил это увлечение до конца дней .
Слайд 7
В 1849 г. вышел в свет сборник стихов Полонского «Сазандар», в котором отразились его впечатления, полученные во время пребывания на Кавказе. Читатели встретили выход новой книги поэта с радостным удивлением: Полонский в стихах словно обрел крылья, развернув перед любителями поэзии яркие, живописные картины Кавказа. Зачитывались новым сборником и в Москве. Приятель поэта прозаик Г.Л. Данилевский писал Полонскому: «В Москве я был в восторге за Вас! Вашему «Сазандарю» вся Москва до сих пор аплодирует... Ваш стих, по выражению молодой московской литературности, начинается там, где стих Пушкина поставил свою последнюю букву!..» На юге было написано стихотворение «Ночь», которое можно назвать одной из вершин русской лирической поэзии: Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, — Так люблю, что страдая любуюсь тобой! Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, — Оттого, может быть, что далек мой покой! —
Слайд 8
В кавказском цикле стихотворений поэт почти полностью отказался от романтической окраски изображаемых событий и явлений, описаний природы и характеров людей, тем самым сделав подлинный переворот в освещении грузинской темы в русской литературе. В этом основное отличие его поэзии от творчества предшествующих писателей. «Поэзии Полонского присуща не архитектурная лепка образов, а множественность оттенков и полутеней, красочных переходов, — отмечала Елена Снежко. - Полонский часто в своих стихах, особенно кавказских, является нам замечательным жанристом. Он не рассказывает, а рисует, изображает картины грузинской природы... В каждой строке -наблюдательность художника, его острый и меткий глаз, любящий деталь». Кавказские стихотворения Полонского отличаются правдивостью, яркостью изображения нравов и обычаев местных народов, они дышат вдохновением и глубоки по своему содержанию. Это не простые лирические зарисовки, а размышления о жизни, о роли поэзии, преображающей внутренний мир человека, делающей мир красивей и просторней. Пышная природа Кавказа словно вдохнула в поэтическое творчество Полонского новую жизнь, и он сам чувствовал это.
Слайд 9
Неприступный, горами заставленный, Ты, Кавказ, наш воинственный край, — Ты, наш город Тифлис знойно-каменный, Светлой Грузии солнце, прощай! Душу, к битвам житейским готовую, Я за снежный несу перевал. Я Казбек миновал, я Крестовую Миновал — недалёко Дарьял . Слышу Терека волны тревожные В мутной пене по камням шумят — Колокольчик звенит — и надёжные Кони юношу к северу мчат…. В 1851 г. Полонский, узнав о тяжелой болезни отца, покидает Кавказ. Его прощальное стихотворение «На пути из-за Кавказа» помечено 10 июня 1851 г.
Слайд 10
В 1851 году Яков Петрович едет в Санкт-Петербург , где расширяет круг своих литературных знакомых и упорно работает над новыми стихами. В 1855 году выходит еще один сборник, его стихи охотно публикуют лучшие литературные журналы – «Современник» и «Отечественные записки», но гонорары не могут обеспечить даже скромного существования. Он становится домашним учителем сына петербургского губернатора Смирнова. В 1857 году семья высокопоставленного чиновника едет в Баден-Баден, вместе с ними отправляется за границу и Полонский. Яков Петрович много путешествует по Европе, берет уроки рисования у французских художников, знакомится со многими русскими и иностранными писателями и художниками – в частности, со знаменитым Александром Дюма. В 1858 году Яков отказался от должности учителя губернаторских детей, так как не смог больше ладить с их матерью. Вскоре познакомился с известным литературным меценатом графом Кушелевым-Безбородко, который как раз собрался организовать в Петербурге новый журнал «Русское слово». Граф предложил Якову Петровичу занять должность редактора .
Слайд 11
За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни. Вскоре заболела тифом и скончалась его жена. Через несколько месяцев умер их шестимесячный сын Андрей. В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полуфранцуженку — дочь псаломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Брак был заключён по любви, хотя невеста почти не знала русского языка, а Полонский — французского. Обвенчавшись в августе 1858 г., Полонские возвращаются в Петербург .
Слайд 12
Долгие годы он не мог оправиться от горя. И вот, через шесть лет после смерти жены, в 1866 году Яков женился второй раз на Жозефине Антоновне Рюльман (1844 года рождения). В этом браке родилось трое детей – сыновья Александр (1868) и Борис (1875) и дочь Наталья (1870). Жозефина обладала талантом скульптора и активно принимала участие в художественной жизни Петербурга. В их доме часто проводились вечера творчества, куда приходили известные в России писатели и художники .
Слайд 13
В 1890 Полонский писал А.Фету : "По моим стихам можно проследить всю жизнь мою". В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое Полное собрание сочинений в 5 тт., вышедшее в 1896. В 1890 г. Полонский выпускает последний сборник стихов — «Вечерний звон», проникнутый ощущением близкого конца. Через восемь лет поэт умер, оставаясь до последнего дня непобежденным рыцарем поэзии . Вечерний звон — душа поэта, Благослови ты этот звон, — Он не похож на крики света, Спугнувшего мой лучший сон. Вечерний звон, и в отдаленье, Сквозь гул тревоги городской, Ты мне пророчишь вдохновенье, Или — могилу и покой?.. Но жизнь и смерти призрак — миру О чём-то вечном говорят, И как ни громко пой ты, — лиру Колокола перезвонят.
Слайд 14
Умер Полонский 30 октября 1898 года. Его похоронили в селе Льгово Рязанской губернии в Успенском Ольговом монастыре. В 1958 году останки поэта перезахоронили на территории Рязанского кремля.
Слайд 15
Наследие Якова Петровича велико и оценивается как неравнозначное. Главным свойством поэзии Полонского считается её тонкий лиризм, берущий начало в романтизме, обогащенном гением Пушкина. Не случайно его считали верным продолжателем традиций великого поэта, не зря стихи Якова Петровича часто использовали в своих романсах самые знаменитые композиторы - Чайковский, Мусоргский, Рахманинов и многие другие. Кроме того, велико наследие, оставленное Полонским-художником: в Рукописном отделе и в Музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук России хранится около 500 рисунков и набросков Полонского в различной технике (карандаш, перо, сепия, акварель) и 90 этюдов масляными красками. Несколько альбомов и отдельные рисунки находятся в Государственном Литературном музее в Москве, четыре рисунка – в Российской государственной библиотеке и других музеях . « Высокая эмоциональность, глубокий лиризм, отточенное художественное мастерство определили поистине всенародное признание нашего земляка, - пишет В.А. Чапышкин . - И хотя имя Полонского не стоит в ряду великих имен русской литературы XIX века, очарование, которым обладает лирика этого художника, своеобразие, тонкая индивидуальность поэтического голоса и сегодня... кажутся нам волнующими, возвышенными, а их ценность значительной, «вечной», неподвластной быстротекущему времени».
Три коробки с орехами
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Военная хитрость
Шелковая горка
Филимоновская игрушка