Проектная работа по теме: "Экологическое воспитание средствами русской литературы", 8 класс
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_sredstvami_russkoy_literatury.docx | 53.58 КБ |
Конкурс молодых исследователей
«Умка»
Направление: Литература
Название работы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авторы работы
Плиева Алана, Цховребов Роберт, 8а класс
Место выполнения работы
ГКОУ, школа-интернат, г.Владикавказ
Научный руководитель
Атаева Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы
2017г.
Оглавление
1. Введение……………………………………………………………………………………..3
2. Основная часть……………………………………………………………………………….4
2.1. Экология и литература………………………………………………………………….....4
2.2. Писатели 19 века о защите природы……………………………………………………...4
2.3. Охрана окружающей среды у писателей 20 века………………………………………...8
2.4. Опрос и анализ полученных данных……………………………………………………..13
3. Заключение…………………………………………………………………………………..14
4. Используемая литература…………………………………………………………………...15
Проектная работа по теме «Экологическое воспитание средствами русской литературы» приурочена к Году Экологии в России и непосредственно связана с изучением произведений по литературе, воспитывающих любовь к родной природе и бережному отношению к ней.
Целью этой работы является показать, что посредством своих произведений русские писатели хотели объяснить людям важность сохранения природы в её первозданном виде.
За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя её. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки.
В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных проблемах. Взаимоотношения природы и человека обострились настолько, что стало понятно: или человек научится жить как часть природы, или погубит природу и погибнет сам. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Человек живёт в определённой окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает жизни, грозит гибелью». Как же предотварить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому – планета Земля. Этим и занята наука, неслучайно названная экологией. В переводе с греческого экология – наука о среде обитания, о нашем доме, о нашей планете.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время сложилась
ситуация, когда мы говорим о глобальных экологических проблемах.
Задачи:
*изучить историю вопроса в области исследования;
*прочитать произведения, в которых показан человек во взаимоотношении с природой;
*сделать выводы и обобщения.
Объект исследования:
*тексты художественных произведений;
*дневники писателей.
Гипотеза. Предположим, что произведения русской литературы не только прививают любовь к природе, но и воспитывают бережное отношение к ней.
В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. Неслучайно 2017 год объявлен в России Годом Экологии, а значит настал тот час, когда человеку необходимо напомнить, что он совершеннейшее творение природы и именно ему природа доверила своё будущее. Поэтому от лозунга: «Человек – владыка сущего под солнцем» , человечество должно перейти к действиям со словами: «Человек – часть природы». Бессмертие жизни в эволюции, смене поколений и ответственности каждого поколения за сохранение Земли. А для этого надо, чтобы каждый живущий на Земле человек, каждый житель нашей страны, республики, города, учащийся школы, класса понимал.
2.1.Экология и литература
Не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей.
Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала браться за перо. Сколько писателей в стихах и в прозе воспели эту красоту! В своих произведениях они не только восхищаются великолепными пейзажами, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
Велико наследие литературы XIX века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшей эпохе. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы. Произведения этих и других авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.
Один из основоположников классической русской прозы Сергей Тимофеевич Аксаков в свое время предупреждал, что "богатство лесами вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности". Аксаков с раннего детства всей душой полюбил природу. Прогулки в лес, охота и рыбная ловля заложили в нем глубокие впечатления, которые позднее, спустя годы и годы, стали неиссякаемым источником писательского вдохновения.
Первым произведением Аксакова был природоведческий очерк "Буран", занимающий и по сей день достойное место в области пейзажной словесности.
Огромный успех имели и написанные позднее "Записки об уженье рыбы". Этот успех побудил Аксакова продолжить их "Записками ружейного охотника Оренбургской губернии". Обе эти книги имели популярность далеко за пределами специального интереса охотников и рыболовов. Они выдержали несколько изданий еще при жизни автора.
Литературный язык Аксакова чист, правдив и ясен. " Я ничего не могу выдумывать: к выдуманному у меня душа не лежит, я не могу принимать в нем живого участия, мне даже кажется это смешно, и я уверен, что выдуманная мною повесть будет пошлее, чем у наших повествователей. Это моя особенность и в моих глазах показывает крайнюю односторонность моего дарования ..." - незадолго перед смертью писал Аксаков своему сыну.
Значение творчества С.Т. Аксакова очень велико. Все его произведения посвящены большой любви к природе, бережному вниманию к ней, к ее полям и лугам, лесам и паркам, к рекам и озерам. Мастерство Аксакова ценили Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Знали и восхищались им Толстой, Гоголь, Тургенев. Тургенев так писал об Аксакове: "... Всякий, кто только любит природу во всем ее разнообразии, во всей ее красоте и силе, всякий, кому дорого проявление жизни всеобщей, среди которой сам человек стоит, как звено живое, высшее, но тесно связанное с другими звеньями, не оторвется от сочинений господина Аксакова ...".
Большим экологическим пафосом наполнено стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы». Деревья гостеприимно приняли своих гостей, намереваясь дать то, что имеют. Оазис даровал людям отдых, свежесть, влагу, кров среди дикой пустыни. Но наступил вечер, путники замёрзли и изрубили пальмы на дрова, чтобы согреться. Они поступили естественно, но неблагодарно и бездумно: погубили то, что следовало сберечь. Этот вопрос актуален, потому что сегодня люди нередко поступают так же.
В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. В произведениях этого писателя прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Это хорошо показано в рассказах, которые составляют знаменитые "Записки охотника".
В рассказе "Бежин луг" заблудившийся охотник не только переживает страх вместе с собакой, но и чувствует свою вину перед уставшим животным. Тургеневский охотник очень чуток к проявлениям взаимного родства и общения между человеком и животным.
Рассказ "Бежин луг" посвящен русской природе. В начале рассказа изображаются особенности изменения природы в течение одного июльского дня. Потом мы видим и наступление вечера, закат солнца. Утомленные охотники и собака сбиваются с дороги, испытывают чувство потерянности. Загадочна жизнь ночной природы, перед которой человек не всесилен. Но тургеневская ночь не только жутка и таинственна, она еще и прекрасна "темным и чистым небом", которое "торжественно и высоко" стоит над людьми. Тургеневская ночь духовно раскрепощает человека, тревожит его воображение бесконечными загадками мироздания: " Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь ... Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, Вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли ...".
Ночная природа наталкивает детей у костра на красивые, фантастические сюжеты легенд, предлагает одну загадку за другой и сама же рассказывает возможное их разрешение. Рассказ о русалке предваряется шуршанием камышей и загадочными всплесками на реке, полетом падающей звезды (по крестьянским поверьям души человеческой). На смех и плач русалки откликается в рассказе Тургенева ночная природы: " Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук ... Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом и слабый, шипящий свист промчался по реке".
Объясняя таинственные явления природы, крестьянские дети не могут избавиться от впечатлений окружающего их мира. От мифических существ, русалок, домовых в начале рассказа воображение ребят переключается на судьбы людей, к утонувшему мальчику Васе, несчастной Акулине и др. ... Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, требуя признания своего превосходства.
Так формируется в "Записках охотника" тургеневская философия природы. Вслед за кратковременными страхами летняя ночь несет людям мирный сон и покой. Всесильная по отношению к человеку, сама по себе ночь - лишь миг. " Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро начиналось ...".
Перед читателями поэзии Николая Алексеевича Некрасова постоянно возникают картины русской природы, которые можно назвать пейзажами.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед, неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар, лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор! -
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер!
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни ...
Нет безобразья в природе! И ночи,
И моховые болота, и пни -
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю ...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою ...
В стихотворении Некрасова "Железная дорога" в природе все поэтизировано: и пни, и моховые кочи, и лед, словно тающий сахар. Стихи передают почти физическое ощущение приобщения к природе - " ... около леса, как в мягкой постели, выспаться можно ..."
Взаимоотношения человека с природой передано в поэме "Саша". Героиня, чьим именем названа поэма, плакала, когда вырубали лес. Была нарушена вся сложная жизнь леса: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. "Печальные картины", нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.
... Из перерубленной старой березы
Градом лилися прощальные слезы.
И пропадали одна за другой
Данью последней на почве родной.
Когда же вырубка завершилась:
Трупы деревьев недвижно лежали;
Сучья ломались, скрипели, трещали,
Жалобно листья шумели кругом ...
Не было пощады и лесной фауне:
Звонко кукушка вдали куковала,
Да, как безумная, галка кричала,
Шумно летая над лесом ... но ей
Не отыскать неразумных детей!
С дерева комом галчата упали,
Желтые рты широко разевали,
Прыгая, злились. Наскучил их крик -
И придавил их ногою мужик.
А поэма «Дедушка Мазай и зайцы» пронизана любовью ко всему живому. Как трогательно помогает дед Мазай зайчишкам, попавшим в беду во время половодья.
Некрасов - критик - открыл Тютчева для читателя. "Тютчев принадлежит к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии". Некрасов первым в русской критике сказал о Тютчеве, как о великом поэте.
В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью.
В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.
Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой природы:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул. пыль летит,
Повисли перлы дождевые.
И солнце нити золотит.
Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера ...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной бороде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле ...
В другом стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, от зимы к весне:
Еще зимы печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышит,
И елей ветви шевелит ...
Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык ...
Стремясь показать зримые и незримые связи человека и природы, Фет создает циклы стихотворений: "Весна", "Лето", "Осень", "Снега" и др. Романтический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.
Неоценим вклад писателей 20 века в формирование любви к природе, бережного отношения к ней. Писатели ХХ века продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих произведениях они показывают, какими должны быть отношения человека в бурный век научно-технической революции к природе. Потребности человечества в природных ресурсах возрастают, и особенно остро встают вопросы бережного отношения к природе, т.к. экологически неграмотный человек в совокупности со сверхмощной техникой наносит неисправный урон окружающей среде.
Сегодня мы вновь и вновь возвращаемся к творчеству Михаила Пришвина, Константина Паустовского, Леонида Леонова, Георгия Скребицкого, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Виталия Бианки и многих других выдающихся писателей.
Светлыми, поэтическими книгами о природе вошёл в наше сознание М.М.Пришвин. Идёт время, а смысл творчества этого удивительного писателя и философа раскрывается всё полнее. Сейчас с особой остротой звучат слова исследователя В.А.Фадеева: « Экологические мотивы творчества Пришвина - тема охраны природы, взаимодействия человека и окружающего мира, единства всего живого».
Все произведения Михаила Пришвина проникнуты верой в победу добра над злом, доверием и любовью к человеку и природе.
Михаил Пришвин еще в начале прошлого столетия обратился к теме отношения человека и природы. Об этом свидетельствует его дневниковые записи. Именно ведение дневника явилось для Пришвина как художника своего рода условием существования. Вбирая в себя всю его энергию, талант и страстность, дневник стал трудом всей жизни писателя. Здесь нашли отражение исторические события, происходившие в жизни страны, попытка осознать прошлое нашей культуры, и найти запечатлеть в слове нравственный смысл нового времени, когда на долю человека выпали небывалые в истории физические и духовные испытания.
Мысли о времени, о судьбе русской природы и культуры постоянно занимают писателя. Все это отразилось в дневниковых записях (1905 – 1954г.г). Природа и родина у писателя неразделимы. 1909 год. В неизвестном лесу на кусту можжевельника прилег усталый человек уснул и отдался тяге земной.
1915 год. Родина… Что скажет о ней дитя её, что откроет – не откроет чужой, прохожий человек.
1917 год. Родина стала насквозь духовной, мы знаем, что это никто не может отнять у нас и разделить.
1918 год. В природе русской мне больше всего дороги разливы рек – в народе русском его подъемы к общему делу.
Сколько любви в этих записях. И совсем по – другому звучат записи – предостережения.
1921 год. Как давно мы «покорили», загубили леса, распугали, разогнали перебили птиц и зверей- куда все девалось?! Только в ранее утренние часы еще можно подслушать жизни её. Как малое дитя мы должны быть теперь оберегать её, охранять.
1937 год. Самая злая неправда о природе бывает от самомнения плохо образованного человека: он ставит себя слишком высоко для того, чтобы считаться с какими – то зверушками.
Но только у природы черпает он силы, так как ощущает себя частицей этой природы.
1931 год. Я слился с жизнью природы, и в душе вдруг, как голубь, затрепетала радость в жизни. И я понял в это мгновение, что это чувство есть чувство личности.
1953 год. Начинаю понимать себя как русского простейшего человека, имеющего способность сказать своим людям, что прекрасна на свете и та малая доля жизни, какая досталась себе.
1954 год. Родина, как я её понимаю, не есть что – то этнографическое или ландшафтное, к чему я сейчас прислоняюсь. Для меня Родина – все что я сейчас люблю и за что борюсь.
Изо дня в день он пополнял свои тетрадки записями наблюдений, оставив нам удивительные наблюдения, мысли, размышления.
Каждому русскому человеку знакомо имя поэта Сергея Александровича Есенина. Всю жизнь Есенин поклоняется природе родного края. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве", - говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение "Зеленая прическа ...". В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке. То же самое стирание границ между природой и человеком в стихотворении "Песни, песни, о чем вы кричите? ...":
Хорошо ивняком при дороге
Сторожить задремавшую Русь ...
И в стихотворении "Закружилась листва золотая ... " :
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод ..."
Но в поэзии Есенина есть и произведения, говорящие о дисгармонии между человеком и природой. Примером разрушения человеком счастья другого живого существа может послужить "Песнь о собаке". Это одно из самых трагических стихов Есенина. Жестокость человека в житейской ситуации ( у собаки утопили ее щенят) нарушает гармонию мира Эта же тема звучит в другом есенинском стихотворении - "Корова".
Другой известный русский писатель Бунин Иван Алексеевич вступил в литературу поэтом. Он писал о гармонии природы. В его произведениях звучит неподдельный восторг перед природой. Поэт хочет воссоединиться с ней. В 16 лет он пишет:
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!"
Лучшее стихотворное произведение Бунина - поэма "Листопад" занимает почетное место в мировой пейзажной лирике.
Но широкой известности Бунин достиг благодаря прозе. Рассказ "Антоновские яблоки" - это гимн природе, наполненный неудержимой радостью.
В рассказе "Эпитафия" Бунин с горечью пишет об опустевшей деревне. Перестала жить лежащая вокруг степь, замерла вся природа.
В рассказе "Новая дорога" столкнулись две силы: природа и грохочущий по рельсам поезд. Природа отступает перед изобретением человечества: "Иди, иди, мы расступаемся перед тобою", - говорят вечные деревья. - "Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищите людей прибавишь нищету природы?". Тревожные мысли о том, к чему может привести завоевание природы, мучают Бунина, и произносит он их от имени природы. Молчаливые деревья обрели возможность заговорить с человечеством на страницах произведений И.А.Бунина.
В повести "Суходол" Бунин рассказал о процессе возникновения оврагов. От описаний картин XYIII века, когда вокруг речки Каменки стояли густые леса, писатель переходит к тому, что наблюдалось после вырубки леса: появились "каменистые овраги за избами с белизной голышей и щебня по их днищам", давно пересохла речка Каменка, и "мужики суходольские копали пруды в каменистом ложе". Эта повесть дает прекрасный пример того, что все взаимосвязано в мире природы. Стоило лишить почву защитного слоя лесов, и создались условия для возникновения оврагов, бороться с которыми гораздо сложнее, чем вырубать лес ...
Творчество современника И.А. Бунина Михаила Михайловича Пришвина от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам.
Не зря Михаила Пришвина называют "певцом природы". Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой.
Еще в первом произведении "В краю непуганых птиц" Пришвин тревожится отношением человека к лесам "...Только и слышишь слово "лес", но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной и т.д.". Но это полбеды. Вырубаются лучшие деревья, используются только равные части ствола, а остальное "... бросается в лесу и гниет. Гниет также и пропадает даром весь сухолистный или поваленный лес ..."
Об этой же проблеме идет речь в книге очерков "Северный лес" и в "Корабельной чаще". Бездумная вырубка леса по берегам рек приводит к нарушениям во всем большом организме реки: размываются берега, исчезают растения, служившие пищей для рыб.
В "Лесной капели" Пришвин пишет о черемухе, которую во время цветения так неразумно ломают горожане, унося охапки белых душистых цветов. Ветки черемухи в домах простоят день - два и отправятся в мусорные бачки, а черемуха погибла и больше не порадует своим цветением будущие поколения.
А иногда, казалось бы, совсем безобидным способом, невежественный охотник может привести дерево к гибели. Такой пример приводит Пришвин: "Вот охотник, желая взбудить белку, стучит топором по стволу и, достав зверька, уходит. А могучая ель губится от этих ударов, и вдоль сердца начинается гниль".
Много книг Пришвина посвящены животному миру. Это и сборник очерков "Дорогие звери", рассказывающий о хищниках, пушных зверях, пернатых и рыбах. Писатель во всех подробностях хочет рассказать читателю о живой природе, чтобы показать тесную связь всех звеньев, ее составляющих, и предупредить, что исчезновение хотя бы одного из этих звеньев обернется необратимыми нежелательными изменениями во всей биосфере.
В повести "Жень-Шень" писатель рассказывает о встрече охотника с редким животным - пятнистой оленихой. Эта встреча породила в душе охотника борьбу двух противоположных чувств. "Я как охотник был себе самому хорошо известен, но никогда я не думал, не знал ... что красота, или что там еще, может меня, охотника, связать самого, как оленя, по рукам и ногам. Во мне боролись два человека. Один говорил: "Упустишь мгновение, никогда оно тебе не возвратиться, и ты вечно будешь о нем тосковать. Скорей же хватай, держи, и у тебя будет самка самого красивого в мире животного". Другой голос говорил: "Сиди смирно! Прекрасное мгновение можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками". Красота животного побудила в человеке охотника ...
В повести "Неодетая весна" Пришвин рассказывает о спасении людьми зверей во время весеннего половодья. И тут же приводит удивительный пример взаимовыручки среди зверей: охотничьи утки стали островками суши для насекомых, оказавшихся в воде из-за бурного разлива. Таких примеров помощи животных друг другу у Пришвина много. Через них он учит читателя быть внимательным и подмечать сложные взаимоотношения в мире природы. Понимание природы, чувство прекрасного неразрывно связано с правильным подходом человечества к использованию щедрых даров природы.
На протяжении всей своей литературной деятельности М.М. Пришвин пропагандировал идею сохранения флоры и фауны. В любом произведении писателя звучит высокая любовь к природе: "Пишу - значит люблю", - говорил Пришвин.
Одним из продолжателей пришвинских традиций в литературе стал Константин Георгиевич Паустовский.
Рассказ Паустовского "Телеграмма" начинается так: "Октябрь был на редкость холодный, ненасытный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла. и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за речки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо".
Подсолнечник в этом эпизоде символизирует одиночество Катерины Петровны. Умерли все ее сверстники, а она, как маленький подсолнечник у забора, пережила всех. Из последних сил пишет Катерина Петровна письмо любимой дочери: "Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день ... Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень". Через весь рассказ проходит параллель - человек и родная природа, Катерина Петровна "остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно ..., а сейчас он стал облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой беспристрастной ветреной ночи". Другой рассказ Паустовского "Дождливый рассвет" переполнен гордостью, восхищением красотой родной земли, вниманием к людям, влюбленным в эту красоту, тонко и сильно чувствующим ее прелесть.
Паустовский прекрасно знал природу, его пейзажи всегда глубоко лиричны. Особенностью писателя является его манера недоговаривать, недорисовывать, он предоставляет читателю завершить в своем воображении ту или иную картину.
Паустовский прекрасно владел словом, являясь подлинным знатоком русского языка. Одним из источников этих знаний он считал природу: "Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувства этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает из-под куста лещины".
Вот какую историю пересказал Паустовский со слов знакомого лесника: " Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется - течет через всю нашу матушку - землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой..."
"Простые эти слова, - утверждает Паустовский, - открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах".
Паустовский рассказывает о сокровенной прелести природы людям, еще не понявшим, что "родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа".
Сейчас, когда проблема охраны природы находится в центре внимания всего человечества, мысли и образы Паустовского имеют особую ценность и значимость.
Нельзя не отметить произведение Бориса Васильева "Не стреляйте в белых лебедей", в котором каждая страница, каждая строка проникнута великой любовью к родной природе.
Главный герой Егор Полушкин - лесник, нашел свое призвание, именно став стражем природы. Будучи человеком простым, незатейливым, всю красоту и богатство своей души он проявляет в своей работе. Любовь к своему делу помогает Полушкину раскрыться, проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Так, например, правила поведения для туристов Егор вместе с сыном Колей написали в стихах:
Стой турист, ты в лес вошел,
Не шути в лесу с огнем,
Лес - наш дом,
Если будет в нем беда,
Где мы будем жить тогда?
Как много мог бы сделать этот человек для своей земли, если бы не его трагическая гибель. Егор до последнего вздоха защищает природу в неравном бою с браконьерами.
Незадолго до своей гибели Полушкин говорит замечательные слова: "Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то... Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку".
С целью изучения вопроса нами был проведён опрос среди восьмиклассников. Были заданы следующие вопросы:
1. Что изучает экология?
2. Назовите глобальные экологические проблемы?
3. Вспомните произведения литературы о природе.
4. В каких произведениях русской литературы звучит тема охраны природы?
5. От кого, по вашему мнению, зависит чистота окружающей среды?
6. Как вы оцениваете состояние природы в нашей местности?
7. Что вы можете предложить для решения экологических проблем?
8. Ваш вклад в охрану окружающей среды?
9. Можно ли средствами литературы воспитывать бережное отношение к природе?
Данные опроса показали, что большинство респондентов знают предмет изучения экологии, называют глобальные природные катаклизмы. Почти все опрашиваемые вносят свой посильный вклад в охрану природы. Участники опроса перечислили произведения русских писателей о природе. Но многие затруднялись назвать произведения с экологическими мотивами. Больше всего запомнились такие произведения как «Васюткино озеро» Астафьева, «Кладовая солнца» Пришвина, «Три пальмы» Лермонтова.
Мы рассказали далеко не о всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью, которая неотделима от сознания своей связи с природой. Остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.
Прочитав тексты художественных произведений, познакомившись с дневниками писателей, мы пришли к следующим выводам:
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Если хочется пить...
Рисуем тыкву
Соленая снежинка
Сочинение
Военная хитрость