Научно-исследовательская работа "Что читают в моём классе?"
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 117.19 КБ |
КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №130 г. Челябинска»
Что читают в моей школе
Реферативная работа
"Новогодние научные чтения"
(секция «филологическая»)
Автор:
Саар Марк,
г. Челябинск, МАОУ «СОШ № 130»,
класс 2 в
Руководитель:
Ярлыкапов Тимур Тахирович, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 130 г. Челябинска
Челябинск – 2018
Содержание
Введение стр. 3
Глава 1. Для чего нужны книги человеку?
Глава 2. Что читают в моей школе?
2.1. Жанры детской литературы. стр. 13
2.2. Описание научного исследования. стр. 14
Заключение стр. 19
Список литературы стр. 20
Введение
Человек, любящий и умеющий читать, –
счастливый человек. Он окружен множеством
умных, добрых друзей. Друзья эти – книги.
К. Паустовский
«Чтение – вот лучшее учение». Это высказывание слышали все. И с ним нельзя не согласиться. Книга книг «Библия» гласит: «Вначале было Слово». И со слова всё начиналось. Отделы рукописей разных библиотек хранят старинные фолианты, пришедшие к нам из глубины веков. Древняя Русь ценила книги как величайшие сокровища. Иметь несколько книг означало обладать целым состоянием.
«Повесть временных лет» называет книги реками, «напояющими Вселенную» мудростью неизмеримой глубины. «Если прилежно поищешь в книге мудрости», – замечал летописец, – то найдешь великую пользу душе своей». Не случайно на старых книгах встречаются надписи: «Горе тому, кто черкает у книг по полям, на том свете бесы исчеркают ему лицо железом»; «Эту книгу ни продати, ни отдати нельзя». Читатель книг ощущал себя приобщенным к вечной мудрости мира. Создателями сочинений выступали люди большой художественной культуры, искренне заботившиеся о судьбах своей родины.
Культура чтения предполагает работу памяти. Совершенствуя свои навыки чтения, мы стремимся получить как можно больше информации, испытать удовольствие от новых для нас мыслей, от языка писателя. Закончив читать, мысленно возвращаемся к прочитанному. Обдумываем полученную информацию, оцениваем её, размышляем над идеями или образами. Это позволяет не только запомнить, о чём пишется в книге, но иногда побуждает нас возвращаться к полюбившемуся произведению не раз.
У каждого есть своя любимая книга, которую он может читать бесконечное число раз с любой страницы. Я люблю читать, да и как не читать книг! Жизнь без них скучная. Без них не знаешь, что есть, что было, что будет на земле. Нет, без книг жизнь неинтересная.
На основании актуальности проблемы исследования нами была сформулирована тема исследования: «Что читают в моём классе?».
Цель научного исследования: ознакомиться с влиянием книг на человека, исследовать читательские предпочтения учащихся МАОУ «СОШ №130 г. Челябинска».
Для выполнения научно-исследовательской работы мы определили задачи научного исследования:
Объект исследования: книги.
Предмет исследования: читательские предпочтения.
При выполнении научно-исследовательской работы мы использовали следующие
методы теоретического исследования:
методы эмпирического исследования:
Гипотеза научного исследования: необходимо ли чтение книг необходимо для жизнедеятельности человека?
Глава 1. Для чего нужны книги человеку?
История книги тесно связана с развитием человечества в целом. Первой цивилизацией, в которой появилась письменность, была цивилизация шумеров, народа, жившего в IV-III тысячелетиях до нашей эры в междуречье Тигра и Евфрата.
Именно они придумали клинописное письмо — последовательности нарисованных на глиняных табличках вертикальных и горизонтальных клиньев, которые складывались в тексты. Для написания особо объемных текстов использовали несколько табличек. Также шумерам принадлежат изобретение и первая запись чисел.
Клинописное письмо.
Но еще раньше шумеров люди испытывали желание записать свои мысли и донести их до соплеменников и, возможно, до потомков. Поэтому они использовали все, что попадалось под руку и запечатлевали, как могли. Поначалу это были рисунки. Рисовали и в пещерах, и выдалбливали на камнях, и, порой, даже использовали странные материалы, например, шкуры рыб.
Потом появились глиняные таблички, затем папирус, также свои строения стали украшать рисунками. Но писать на камнях было не очень удобно. Потенциальный читатель должен был дойти до этого камня и только на месте прочитать высокохудожественное произведение автора, что было не всегда удобно. Глиняные таблички — материал более мобильный, чем своды пещеры, но тоже много не унесешь. А если у автора накопилось много мыслей, и он создал огромный трактат, кто сможет его прочитать? И где хранить эту массу глиняных табличек?
Потом, ввиду многих причин, рисунки стали потихоньку заменять символами. Во-первых, не каждый имел талант рисования, во-вторых, не всегда можно было правильно понять, что же автор хотел этим рисунком сказать. Так, мало-помалу, люди стали использовать разные знаки, которые обозначали слова и целые выражения, а потом и отдельные буквы.
В Древнем Египте приветствовалось просвещение. Недаром многие известные древнеегипетские памятники полностью расписаны надписями. Но египтяне на этом не остановились, и, исписав все свои строения, придумали папирус, чтобы остальные произведения записывать уже туда.
Папирус — материал, сделанный из одноименного растения, который рос в огромном количестве на берегах Нила. Из него делали свитки, склеивая листочки между собой. Иногда длина свитка достигала километра! Тут уж авторы могли разгуляться. И написали огромное количество таких свитков, что даже пришлось создать Александрийскую библиотеку, чтобы все это где-то хранить. Там насчитывалось около 700 тысяч папирусов!
Все бы хорошо, тем более, что египтяне свой папирус еще экспортировали в разные страны, но материал этот имел некоторые недостатки. Был он хрупкий, недолговечный и кроме как в виде свитка, никак по-другому хранить его было нельзя. Даже делались специальные кожаные чехлы, к ним пришивалась бирка с названием произведения, и в таком виде хранился свиток. Книжку сделать было невозможно, потому что папирус просто крошился на сгибах.
И вот изобрели пергамент, также его называли велень (хотя тут мнения расходятся, так как существует мнение, что велень — это листы, изготовленные только из телячьей кожи, а пергамент может быть сделан из кожи любого животного). Слово «пергамент» произошло от названия города Пергам в Малой Азии, где его и придумали. Это был дорогой материал, но зато намного более прочный, чем папирус.
Его делали из шкур животных, обрабатывая специальным образом. У него были огромные преимущества перед папирусом. Во-первых, в отличие от папируса, на пергаменте можно было писать с двух сторон, во-вторых, он был очень крепким и его можно было сшивать в книги, в-третьих, его можно было очень долго хранить, опять же благодаря его прочности.
Вот так пергамент завоевал мир. Пергаментные книги были произведениями искусства, их окрашивали в пурпурный, а иногда и в черный, цвет, писали текст серебром и золотом, украшали причудливыми узорами.
Богатые люди уже старались иметь книги именно на пергаменте, отказываясь от папируса. А бедные никаких книг в те времена не имели совсем, потому что они стоили баснословных денег. Были случаи, что книгу меняли на хорошие имения.
Но просвещение спасли китайцы. Они изобрели бумагу. И изобрели ее только потому, что никакой папирус у них не рос, а писать на чем-то было надо. А китайцы во все времена очень уважали просвещение и всячески ему способствовали.
Так вот, изобрели китайцы из подручных средств бумагу. Произошло это примерно в IV веке. И, потихоньку, бумага сначала вошла в широкое употребление в самом Китае, там даже с VII века выпускали периодическую газету, это при том, что в остальном мире в то время стоимость книги приравнивалась к стоимости стада овец.
Потом вошла в арабский мир, а от арабов ее получила и Европа, где бумага стала изготавливаться в XI веке. Но, все-таки, наравне с ней еще очень долго применялся и пергамент.
Книги были рукописные, создавались долго. В Средние века в Европе книги стали писаться не только в монастырях, как это было раньше, но и в светском мире. Появились профессии, связанные с написанием книг. Копировщики, корректоры, рубрикаторы, одни переписывали книги, другие сверяли переписанную книгу с оригиналом, третьи рисовали заглавные буквы. Еще существовали каллиграфы, которые имели дело с важными книгами и обладали искусством каллиграфии.
И тут дошло время до создания печатных, а не рукописных книг. Так как переписывать книги — дело сложное, дорогостоящее и трудоемкое, люди задумались, как его можно было бы упростить. И придумали! Просто стали делать таблички из дерева, где в зеркальном отображении был нанесен текст. Хотя, конечно, изготовление подобных табличек — дело тоже непростое, но, зато можно сразу сделать много копий одной страницы.
Чуть позже, опять же в Китае, в XI веке некий кузнец Пи Шен придумал, как можно еще больше упростить печатание книг и предложил делать наборные страницы. То есть, сделав много отдельных глиняных значков, он, в специальной рамке, собирал их в текст, прикрепляя воском к раме, а потом также, намазывая краской, печатал страницы. Эти значки были многоразовые, их можно было вытащить из одной рамы и вставить в другую, набрав другой текст.
И вот, наконец-то, в XV веке Иоган Гутенберг придумал печатный станок! С того времени, книгопечатание, а с ним и просвещение стало развиваться все более быстрыми темпами. Стали появляться типографии, а с ними и новые профессии, такие как наборщик текста, переплетчик и другие. Книги становились все более дешевыми с применением новых материалов и усовершенствованием печати.
Бумага вскоре вошла в повсеместное употребление, и даже небогатые люди получили возможность иметь книги.
Деятельность Ивана Фёдорова.
Когда в 1552 году в Москве начались работы по организации первой типографии, Иван Федоров стал учеником при прибывшем из Дании мастере. В последующие несколько лет были выпущены несколько экземпляров книг, в которых не были указаны никакие выходные данные. Но главное дело было еще впереди, для него требовалась долгая подготовка.
В 1564 году московский «Апостол» наконец-то увидел свет. В нем были указаны имена создателей: самого Ивана Федорова и помогавшего ему в работе Петра Мстиславца.
Несмотря на организацию в Москве Печатного двора и успехи, которых добился первопечатник, спустя некоторое время он неожиданно покинул Москву и отправился в Великое княжество Литовкое.
Сам Федоров пишет, что покинуть Отечество его вынудила злоба и зависть государственных начальников и священников.
С раннего детства человек знакомится с книгами. Они будут сопровождать его всю жизнь. Они будут его постоянными спутниками, помогут разобраться в трудных вопросах, решить важнейшие жизненные проблемы.
Читая книги, любой человек может активно пополнять запас слов и успешно использовать их в своей речи. В процессе этого увлекательного занятия у человека значительно расширяется кругозор, он узнает очень много интересного, занимательного и полезного. Память в процессе укрепляется, ее объемы растут, улучшается ассоциативный ряд, благодаря чему можно быстро вспомнить нужную информацию или быстрее учить необходимый материал.
Нас с дошкольного возраста учат правильно строить предложения. В школе этот навык оттачивают на уроках родного языка, заставляя строить сложные конструкции, при этом дополнять их новыми словами, которые добавляют красок сказанному. Учителя советуют читать умные и интересные книги, и те, кто принял советы всерьез, значительно улучшают стилистику, пунктуацию и грамматику своей речи. Слушать человека, который грамотно высказывает свои мысли, очень приятно.
Одним из главных человеческих качеств является фантазия. Она не только дает нам возможность мечтать, стремиться к чему-то доброму, вечному. Считается, что именно наличие фантазии отличает человека от животных. К тому же, фантазия нужна для качественной работы в разных сферах. Обладая ограниченной фантазией, инженер не сможет сконструировать новый красивый дом, дизайнер не сошьет платье, парикмахер не создаст прическу. Творческого подхода требует практически любая профессия. Вот тут польза от чтения проявляется полностью.
Уже давно отмечено, что неуверенные в себе люди не могут четко сформулировать свою мысль, мямлят или тихо бубнят под нос. Обычно это происходит, когда возникает необходимость выступить при скоплении людей или на важных переговорах. Такое поведение никогда не вызывает доверия у собеседника, а также покажет вас ненадежным партнером.
Книга – отличный помощник для повышения квалификации в разных сферах деятельности. Для обучения нужны не только учебники, которыми мы пользуемся в учебном заведении, но и огромное количество литературы, используемой в свободное время, даже спустя многие годы после окончания учебы. Особой популярность сейчас пользуются книги, которые в доступной, интересной форме рассказывают о таких сферах жизни:
Информация, которая подана в любой книге, требует осмысления. Можно сказать, что книга для нас – настоящий тренажер, который заставляет нас не поднимать физические тяжести, а мыслить. Это позволяет человеку научиться понимать более глобальные проблемы, чем еда и сон. Ведь активно работающий мозг может не только принять новую информацию, но и быстро ее структурирует, да еще и сообразит, к чему ее можно применить.
Каждая книга рассказывает о новых местах, интересно повествует о людях, которых мы не знаем. При этом часто показаны ситуации, в которых герои ищут общий язык с недружелюбно настроенными людьми. Читая такие места, большинство людей старается высчитать возможность применения тех или иных методов в реальной жизни. Таким образом, книга способствует улучшению взаимопонимания между людьми в нашем обществе, поскольку читатель обязательно воспользуется подсказкой из книги, соответственно, сможет оценить ситуацию, правильно просчитав вариант событий.
Каждая книга имеет определенную структуру. Она везде одинакова: начало, середина и конец. При этом сюжет может развиваться в любую сторону, но все-таки будет четко придерживаться плана. Это помогает задумываться и выводить причинно-следственные зависимости. Таким образом, человек учится правильно обосновывать не только увиденное и прочитанное, но и свои мысли, и действия. Он будет иметь преимущество перед другими, поскольку его возможности прогнозировать события поднимутся на порядок.
Мозг читающего человека с легкостью впитывает новую информацию. Это позволит не только получать новые данные на родном языке, но и сформирует отличную базу для изучения иностранных языков.
Нагружая ум новой информацией, почерпнутой из книг, можно заставить себя быстрее соображать и принимать правильное решение. Это позволит вам даже в глубокой старости сохранять острый ум и цепкую память.
Оставаться молодым, не развивая свой ум, не получится. Ученые доказали, что активная работа мозга помогает организму оставаться молодым и сильным. А лучшая зарядка для данного органа – чтение. Чем больше вы читаете, тем дальше отодвигается старость.
С помощью написанного слова можно избавиться от некоторых страхов, отдохнуть. При помощи такого отвлечения от реальности можно найти ответы на многие интересующие вопросы. Здесь польза от чтения заключает в себе возможность создания в жизни так называемого психологического комфорта.
Можно выработать защиту организма от бессонницы. Ежедневное чтение перед сном поможет вам настроить организм на данный режим. Это позволит вечером расслабиться, чтобы затем спокойно уснуть, даже если возникнут неприятности. Такой подход гарантирует защиту организма от переутомления, вызванного стрессом.
Во время чтения сознанию волей-неволей приходится концентрироваться на сюжете книги. Таким образом, происходит тренировка концентрации. Люди, которые много читают, легко справляются с работой, требующей усидчивости и длительной сосредоточенности на чем-то одном.
Погружаясь в сюжет и переживая вместе с героями их жизнь, трудно удержаться от сопереживания. Чувства героев могут разгораться и в наших душах, что приводит к изменениям в отношении к окружающим. Мы начинаем смотреть со снисходительностью к слабостям других людей, умиляемся проявлениям заботы, при этом просто тянемся к доброму и вечному.
Глава 2. Что читают в моей школе?
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей.
Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств, основанных на формальных признаках.
Жанры детской литературы:
Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.
Былины — это героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.
Детектив — это преимущественно литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.
Миф — это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Лирическое стихотворение — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
Научная фантастика — жанр в литературе, и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая различные виды наук, такие как: точные, естественные, и гуманитарные науки.
Повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
Сказка — это жанр литературного творчества, чаще всего в сказках присутствует волшебство и различные невероятные приключения..
Роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
Фольклор - устное народное творчество, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь.
Фэнтэзи - прозаический жанр, использующий мифологические, сказочные мотивы.
2.2. Описание научного исследования.
В период научного исследования мы определили цель анкетирования: исследовать читательские предпочтения учащихся начальной школы МАОУ «СОШ №130 г. Челябинска».
В анкетировании участвовали учащиеся 1 «бф» класса (28 человек), 2 «вф» класса (18 человек), 3 «аф» класса (29 человек). Всего 75 учащихся.
Мы выбрали анкету, разработанную Ганиной А.Е.
Ход проведения: учащимся предлагается анкета, состоящая из семи вопросов. Каждому ученику необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать один из предлагаемых вариантов ответа.
Обработка полученных данных – анкета содержит семь вопросов, отражающие отношение личности к литературному чтение.
Результаты научного исследования.
Гистограмма №1.
Вывод: показатели дают основания утверждать, что А.С. Пушкин является самым любимым писателем и поэтом большинства учащихся начальной школы МАОУ «СОШ №130 г. Челябинска».
Гистограмма №2.
Вывод: показатели дают основания утверждать, что сказки и рассказы для животных являются самым любимым жанрами большинства учащихся начальной школы МАОУ «СОШ №130 г. Челябинска».
Таблица №1.
1 «бф» | 2 «вф» | 3 «аф» | |
периодичность чтения | каждый день | каждый день | каждый день |
цель чтения | люблю читать | люблю читать, заставляют родители | нужно читать к урокам литературы |
отношение к чтению | помощь в учёбе, познание нового | помощь в учёбе, познание нового | помощь в учёбе |
Вывод: показатели таблицы дают основания утверждать, что учащиеся начальной школы МАОУ «СОШ №130 г. Челябинска» читают каждый день. Основная цель чтения – это любовь к чтению и подготовка к урокам литературного чтения. В основном чтение для учащихся – это познание новой информации.
Выдвинутая гипотеза о том, что необходимо ли чтение книг необходимо для жизнедеятельности человека, подтвердилась.
Заключение
Книга — это величайший учитель всего человечества. Это друг, сопровождающий нас от ясельной колыбели до глубокой старости.
Оказавшаяся в наших руках книга способна дать нам очень многое. Но при условии, что и мы отдадим ей часть своего внимания и времени. Не всякая книга может быть полезна, но и не всякий чтец сумеет извлечь пользу из ценной книги. Как правило, по мере нашего воспитания, зрелости, меняются и наши литературные предпочтения, а вместе с ними и их носители — вечные друзья — книги.
Невозможно себе представить мир без книг, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Значение книг в жизни человека многообразно: они развивают, обогащают речь, воспитывают, скрашивают досуг. Книги помогают сделать выбор будущей профессии и сориентироваться в разнообразном мире увлечений.
«Любите книгу: она поможет разобраться вам в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.» М. Горький.
Список литературы
Четыре художника. Осень
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Астрономический календарь. Март, 2019
За чашкой чая