В данной работе ученик 6 класса исследует на базе своей школы известность стихотворения "Зимнее утро" А. С. Пушкина, его популярность
Вложение | Размер |
---|---|
uvazhaemye_chleny_zhyuri_vashemu_vnimaniyu_predostavlyaetsya_issledovatelskaya_rabota.docx | 20.45 КБ |
МБОУ «Белорецкий лицей - интернат»
Исследовательская работа
«По страницам А. С. Пушкина»
Уважаемые члены жюри вашему вниманию предоставляется исследовательская работа «По страницам А.С. Пушкина». На одном из уроков русской литературы нами было прослушено стихотворение Величайшего русского поэта А. С. Пушкина «Зимнее утро….». А исполнила его нам девочка пяти лет. ____________________________________________________
Теперь представьте мое удивление, после того, как было завершено подобное выступление.
Так я задумался над многими вопросами, к примеру:
Какому возрасту покорно данное стихотворение?
Как удалось автору создать данный щедевр?
Насколько оно популярно в нашей школе? т.д.
Поистине, когда ты слышишь подобные произведения невольно восхищаешься ими. Не нужно доказывать, что А. С. Пушкин – гений! Его труд – неоценимый вклад не только в русскую, но и в мировую литературу.
Свое исследование совместно с моим руководителем, я начал с изучения лексического значения всех слов стихотворения, затем мы стали выяснять смысл каждой строки стихотворения. Я даже и не представлял насколько это произведение носит глубокий смысл.
В начале стихотворения поэт сразу вводит нас в обстановку, которая проникнута солнечным настроением, что вызвало у меня чувство радости. В данном стихотворении слышится обращение, призыв, приглашение на прогулку по сверкающему зимнему снегу. Т я обнаружил, что здесь два героя: Лирический герой и красавица, которой посвящено само стихотворение.
А из второй и третьей строфы понятно, что вторая строфа – это «вчера», третья – «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна проглядывала сквозь тучи и красавица была печальна. Сегодня сверкает снег на ярком солнце, небо уже голубое. Получается, что резкая перемена произошла за ночь, все стало вокруг новым, неузнаваемым
« А нынче погляди в окно!»
Этой строкой автор возвращает нас в настоящее время, в атмосферу счастья. Скорее всего было бы трудно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.
Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой, и черный, и зеленый. Все сверкает, сияет. В строфе дважды повторяются однокоренные слова «блестя» и «блестит». Словом «блеск» связаны третья и четвертая строфы.
До сих пор поэт давал нам чисто зрительные образы. Но вот четвертая строфа. Вслушайтесь в эти строчки:
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Не правда ли, вы не только видите этот янтарный отблеск огня, но и слышите потрескивание сухих, охваченных пламенем поленьев? Вероятно, здесь сыграли свою роль твердые звуки: [т], [р]. Из дополнительных источников я узнал, что этот приём звукописи получил название аллитерации.
Все у Пушкина в этом стихотворении построено на контрастах, на смене не похожих картин. И эти картины, каждая в отдельности, насыщены, казалось бы, очень простыми, но вместе с тем выразительными подробностями («деталями»).
Самая сильная привязанность поэта, в которой он признается в этом стихотворении, – берег, милый для меня. Берег надо понимать не только в значении ландшафтно-географическом, а скорее как родимая сторона, т.е. дорогое моей душе место – дорогое как воспоминание или как теперешнее обиталище милых сердцу людей. По – моему, в этой строчке лежит главный магнит стихотворения. Ведь все стихотворение – это монолог человека, уговаривающего друга милого, красавицу наконец проснуться, чтобы тотчас отправиться вместе с поэтом туда, к берегу, милому для него. То, что встретится на пути к этому берегу, описано дважды: сначала как притягательная красивая картинка, потом – как то, что вовсе не обладает красотой само по себе, но что наполнено неизъяснимой притягательностью, будучи проникнуто чувством и желанием поэта. Эти два описания одних и тех же объектов контрастны
Сначала описание богато всеми цветами и оттенками, а потом оказывается, что навещать поэт отправляется вовсе не великолепные ковры блестящих на солнце под голубыми небесами снегов, а – поля пустые. И становится заметен общий контраст скромных красок, выбранных для описания мира поэта (веселый треск натопленной печи, лежанка, санки, кобылка бурая, за этим бытом выстраивается и второй, скромный пейзаж) и блестящего мира красавицы. Для нее и сравнения с северной Авророй, звездой севера, и описание глаз, которые названы старинным словом взоры, и комната напоена янтарным блеском (с этим янтарным блеском в палитре стихотворения, конечно, соотносится бурый цвет кобылки). Именно для красавицы дан первый, пышный пейзаж. Но красавица эта не просто красавица, не просто друг прелестный. В конце стихотворения мы узнаем, что это друг милый, очень близкий человек, и его чувства человечески просты: с ним делилась печаль в непогоду (и ты печальная сидела), с ним надеются разделить радость свидания с милым берегом.
Но моя работа не остановилась только на анализе данного произведения, я решил составить статистику: «Как популярно оно у нас в лицее». И пришел к следующему выводу, что первые две строки стихотворения знают все, а дальше из ста опрошенных, знают 54 человека, причем 42 – это те, кто учил стихотворение по программе, только недавно (6-7 кл.), 8 – это взрослые ( учителя, воспитатели и наши родители), а 4 человека – ученики старших классов, которые увлекаются литературой. По данному исследованию, я понял, что это стихотворение не так популярно в нашей школе, как хотелось бы. Но если бы каждый из нас знал сколько труда и смысла вложено в это произведение, то, наверное, не забывал бы его так скоро.
Знают стих. полностью | 54 чел. |
Знают стих. частично | 100 чел. |
В заключение хочется сказать, что в жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера. Всё познается в сравнении!
Спасибо за внимание!
По страницам А. С. Пушкина
Бирдигулов Вадим, обучающийся 6 класса МОБУ Белорецкий лицей - интернат
МО ГП г.Белорецк
Руководитель: Салимова З. Р.
Творчество А. С. Пушкина столь богато и разнообразно во всех отношениях, в том числе и в отношении его художественных форм — литературных родов и видов, что правомерно сложились отдельные, как бы самостоятельные группы исследований, посвященных изучению пушкинской поэзии
Гипотеза:
Актуальность исследования: Актуальность исследования объясняется интересом проследить значимость великого русского поэта в жизни школьника.
Цели и задачи:
Объект исследования: стихотворение А. С. Пушкина Зимнее утро
Предмет исследования: русская литература
Методы исследования: Методы анализа, сопоставления, анкетирование
Выводы:
Пушкинское творчество представляет собой, при всем многообразии форм выражения, единый и целостный художественный мир.
Стихотворение Зимнее утро имеет очень глубокий смысл, также оно знаменито в нашей школе. По памяти это стихотворение могут воспроизвести почти 50 % опрошенных
Военная хитрость
Несчастный Андрей
Почему Уран и Нептун разного цвета
По морям вокруг Земли
Разноцветное дерево