Устное народное творчество – это основа всей русской литературы. Сказки и былины дети читают с детства. Сказки и былины не только читают, но и старательно изучают. Ведь в них заключена мудрость народная, традиции, быт и воинская слава народа.
На уроке литературы мы обращаемся к изучению народных сказок, былин, но больший интерес для меня представляют богатырские сказки и былины. Во время чтения возникает много вопросов. Мне не всегда понятно, значение тех или иных слов. Часто приходится заглядывать в словарь устаревших слов. И главное, зачем авторы использовали их в своих произведениях? Таким образом, мною была сформулирована гипотеза, а также поставлена цель и определены задачи данной работы.
Гипотеза: Устаревшие слова используются для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.
Объект исследования: Богатырская сказка «Три царства - медное, серебряное и золотое» и богатырская былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель работы: изучить устаревшие слова (историзмы и архаизмы), выявить их отличительные особенности и рассмотреть их как отдельную составляющую русского языка, проанализировать устаревшие слова в былинах и сказках.
Задачи:
Методы исследования:
Теоретическая значимость проекта:
Изучены устаревшие слова в русской народной богатырской сказке «Три царства - медное, серебряное и золотое» и богатырской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Практическая значимость проекта:
Создан словарь устаревших слов по сказкам и былинам.
Анкетирование
Я провел опрос «Что такое устаревшие слова?», для этого составил анкету.
Проведенный опрос позволил сделать вывод, что большая часть ребят,
затрудняется в определении этого понятия. Я решил узнать подробнее об
устаревших словах и познакомить с этим своих одноклассников.
Лексика - совокупность слов какого-либо языка или диалекта, употребляющихся в какой-либо сфере деятельности или словарный состав произведений какого-либо автора. Лексика русского языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается, обновляется. Одни слова живут на протяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, иногда приобретают другие значения. Таким образом, образуются устаревшие слова.
Устаревшие слова- это названия предметов и понятий, которые всё ещё присутствуют в современной жизни, но по той или иной причине получили другое название. Устаревшие слова делятся на два вида: архаизмы и историзмы.
Архаизмы — это устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в речи. У архаизмов обязательно имеются современные слова-аналоги, то есть синонимы. Устаревшие слова, архаизмы, используются в произведениях литературы, театра или кино для создания колорита эпохи. К примеру, ланиты — щёки; рамена — плечи; выя — шея.
Для отбора языкового материала я взял богатырские былины и богатырские сказки, потому что они мне кажутся более интересными. Кроме этого я решил проанализировать группы устаревших слов по значению.
В богатырской сказке « Три царства - медное, серебряное и золотое» и в богатырской былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» мною были найдены устаревшие слова и дано их современное значение
В ходе своего исследования я пришел к выводу, что русский народ ярко передает картины прошлого, насыщая их конкретным описанием, быт, традиции, речь людей в разные периоды времени.
Прежде всего, архаизмы и историзмы, используются для создания исторического колорита эпохи, причём это относится не только к речи персонажей, где их употребление вполне естественно, но и к речи авторской, в которой они играют роль средства стилизации. Архаизмы используются для характеристики персонажей, например при передаче речи лиц, внешнего вида героев, силы богатырской.
Архаизмы могут придать речи оттенок торжественности, патетичности.
Они широко используются в былинах и сказках. В сказках архаизмы используются как средство создания сатиры, юмора. Обычно подобный эффект достигается использованием архаизмов на фоне бытовой или сниженной лексики. Устаревшие слова в былине служат названиями реалий, существовавших в Древней Руси. Словообразовательные архаизмы придают былине напевность. В этом проявляется их особенность, так как былины в древности не просто читались, их исполняли, пели сказители. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях.
Устаревшие слова помогают нам полнее и ярче представить жизнь, быт Древней Руси. Нельзя забывать устаревшие слова, так как они часть нашего языка, они связующая нить с историей нашей страны, историей нашего народа. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен.
В результате выполненной работы, я составил Словарь устаревших слов богатырской сказки «Три царства - медное, серебряное и золотое» и богатырской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», который поможет мне, моим одноклассникам и младшим школьникам с ещё большим удовольствием читать эти произведения.
Вложение | Размер |
---|---|
ustarevshie_slova_v_skazkah_i_bylinah_issledovatelskaya_rabota.docx | 39.06 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
Устаревшие слова в сказках и былинах.
Выполнил:
Богатов Сергей,
ученик 7 класса.
Проверил:
Богатова Татьяна Михайловна,
учитель русского языка и литературы
1.Введение.
1.1.Актуальность
1.2. Гипотеза
1.3. Объект исследования.
1.4. Цель и задачи исследования
2.Основная часть исследования.
Устное народное творчество – это основа всей русской литературы. Сказки и былины дети читают с детства. Сказки и былины не только читают, но и старательно изучают. Ведь в них заключена мудрость народная, традиции, быт и воинская слава народа.
На уроке литературы мы обращаемся к изучению народных сказок, былин, но больший интерес для меня представляют богатырские сказки и былины. Во время чтения возникает много вопросов. Мне не всегда понятно, значение тех или иных слов. Часто приходится заглядывать в словарь устаревших слов. И главное, зачем авторы использовали их в своих произведениях? Таким образом, мною была сформулирована гипотеза, а также поставлена цель и определены задачи данной работы.
Гипотеза: устаревшие слова используются для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.
Объект исследования: Богатырская сказка «Три царства - медное, серебряное и золотое» и богатырская былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Цель работы: изучить устаревшие слова (историзмы и архаизмы), выявить их отличительные особенности и рассмотреть их как отдельную составляющую русского языка, проанализировать устаревшие слова в былинах и сказках.
Задачи:
Методы исследования:
Теоретическая значимость проекта:
Изучены устаревшие слова в русской народной богатырской сказке «Три царства - медное, серебряное и золотое» и богатырской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Практическая значимость проекта:
Создан словарь устаревших слов по сказкам и былинам.
Анкетирование
Я провел опрос среди одноклассников «Что такое устаревшие слова?», для этого составила анкету.
Анкета
Проведенный опрос позволил сделать вывод, что большая часть ребят,
затрудняется в определении этого понятия. Я решил узнать подробнее об
устаревших словах и познакомить с этим своих одноклассников.
Устаревшие слова изучает раздел науки о языке, который называется лексика. (1) (11)
Лексика - совокупность слов какого-либо языка или диалекта, употребляющихся в какой-либо сфере деятельности или словарный состав произведений какого-либо автора. Лексика русского языка постоянно изменяется, беспрерывно обогащается, обновляется. Одни слова живут на протяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, иногда приобретают другие значения. Таким образом, образуются устаревшие слова. (4)
Устаревшие слова- это названия предметов и понятий, которые всё ещё присутствуют в современной жизни, но по той или иной причине получили другое название. Устаревшие слова делятся на два вида: архаизмы и историзмы.
Архаизмы — это устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в речи. У архаизмов обязательно имеются современные слова-аналоги, то есть синонимы. Устаревшие слова, архаизмы, используются в произведениях литературы, театра или кино для создания колорита эпохи. К примеру, ланиты — щёки; рамена — плечи; выя — шея; уста — губы; глаголить — говорить; (15)
Архаизмы делятся на группы: (2)
4. Семантические – архаизмы, которые на первый взгляд кажутся ясными, но имеют совершенно иное по сравнению с современным значение: человек – слуга.
Историзмы - это названия предметов, которые со временем навсегда исчезли из жизни. Например, кафтан, треуголка, зипун и другие. (15)
Русское народное творчество представлено сказками, былинами, пословицами, поговорками, но подробнее я хотел бы остановиться на сказках и былинах, употреблении в них устаревших слов.
Сказка - это народно-поэтическое повествовательное произведение, рассказывающее о вымышленных событиях и героях, часто с участием фантастических и волшебных явлений героического или бытового характера. (12)
Былина — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI–XVI веков. Былины–это произведения устной народной поэзии, в которых повествуется о богатырях и народных героях. Действие былин происходит в культурных центрах Древней Руси: в Киеве, Великом Новгороде, Чернигове, Муроме, Ростове, Галиче. Былины сохранили в себе множество достоверных черт древнерусского быта и жизни. (16)
По классификации былины бывают:
Богатырские- движение в них отличается центростремительностью к главному действующему лицу — богатырю. Развивается оно не всегда прямолинейно, а очень часто с внезапными сдвигами в противоположную сторону. Излюбленным приемом богатырской былины является прием антитезы. Антитеза в развитии действия и прием контраста в организации образа былинных героев. В начале былинный герой недооценивается, даже опорочивается, враг кажется значительнее его, сильнее, затем все это сразу опровергается дальнейшим, тем более финальным моментом богатырской былины является то, что богатырь один расправляется с многотысячной враждебной силой. Контрастно, например, обрисованы такие пары, как Илья Муромец и Соловей Разбойник. (13)
Былины-новеллы, в отличие от богатырских былин, включают значительно больше элементов чисто драматического действия. (13)
Сказки делятся на несколько видов: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые, богатырские сказки. (14)
Для отбора языкового материала я взял богатырские былины и богатырские сказки, потому что они мне кажутся более интересными. Кроме этого я решил проанализировать группы устаревших слов по значению.
В богатырской сказке « Три царства - медное, серебряное и золотое» и в богатырской былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» мною были найдены следующие устаревшие слова и дано их современное значение: (1) (5) (7) (8) (9)
Слово устаревшее | Слово современное | Жанр произведения | Группа устаревших слов по значению |
Мой черёд | моя очередь | сказка | фонетические |
Ты откуль | ты откуда | сказка | фонетические |
Дак | так | сказка | фонетические |
Посередь двора | посередине двора | сказка | фонетические |
Хлеба кушати | хлеб кушать | сказка | фонетические |
Муромля | Мурома | былина | фонетические |
Пообедати | пообедать | былина | фонетические |
Друга дочь | другая дочь | сказка | фонетические |
Таковы слова | такие слова | былина | фонетические |
Меньша дочь | младшая дочь | сказка | фонетические |
Русская костка | русская кость | сказка | словообразовательные |
Садок | сад | сказка | словообразовательные |
Горенка | горница | сказка | словообразовательные |
Белы ручушки | белые руки | сказка | словообразовательные |
Хотел поспеть- | хотел успеть | сказка | словообразовательные |
Прибрать невесту | выбрать невесту | сказка | словообразовательные |
Стольный Киев | столичный Киев | былина | словообразовательные |
Идти не хошь | идти не хочешь | былина | словообразовательные |
Нести не мошь | нести не можешь | былина | словообразовательные |
Цела тысяча | целая тысяча | былина | словообразовательные |
Таковы слова | такие слова | былина | словообразовательные |
Нейду к вам | не иду к вам | былина | словообразовательные |
Пешком не прохаживает | пешком не проходит | былина | словообразовательные |
Никто не проезживает | никто не проезжает | былина | словообразовательные |
Ворон не пролётывает | ворон не пролетает | былина | словообразовательные |
Выпил одним духом | выпил залпом | былина | лексические |
Маковки на теремах | Верхняя оконечность, вершина чего либо; макушка 1. (дерева, дома, горы и т.п.). Макушка терема в форме маковой коробочки | былина | лексические |
Стремя булатное | стремя стальное | былина | лексические |
Око со косицею | глаз с виском | былина | лексические |
Больша дочка | старшая дочка | былина | лексические |
Батюшко | отец | былина | лексические |
Рогатины | старинное холодное оружие | былина | историзм |
Яствушкой | едой | былина | лексические |
Дары | подарки | былина | словообразовательные |
Полата белокаменна | большое белокаменное здание | былина | историзм |
Верста- | единица измерения расстояния, немного более 1 1/15 километра | былина | историзм |
Стоять заутреню | стоять на утренней молитве | былина | словообразовательные |
Пехотою ходить | ходить пешком | былина | лексические |
Воевода | военачальник | былина | историзм |
Дорожка прямоезжая | дорога идущая напрямик | былина | лексические |
Скажись о себе | расскажи о себе | сказка | словообразовательные |
Бить челом | кланяться в землю | сказка | историзм |
Идти в Русь | идти на Русь | сказка | словообразовательные |
Идолище | чудовищное существо | сказка | лексические |
Яга-баба | Баба-яга | сказка | словообразовательные |
Караул у двери | охрана у двери | сказка | лексические |
Отпирать дверь | открывать дверь | сказка | лексические |
Укусил за холку | укусил за бедро | сказка | историзм |
Жить да быть | Жить- поживать | сказка | лексические |
Большего сына | старшего сына | сказка | лексические |
Не глянутся невесты | не нравятся невесты | сказка | лексические |
Отворотить камень | отодвинуть камень | сказка | лексические |
Сперва- | сначала | сказка | лексические |
После | Потом | сказка | лексические |
Мой черёд | Моя очередь | сказка | лексические |
Околенка | оконная рама | былина | лексические |
Леванидов крест | крест, на котором распяли, по христианской легенде, Христа. Он был сделан из трех сросшихся деревьев: кипарис, певг и кедр | былина | лексические |
Раночки кровавы запечатались | Раны зажили | былина | лексические |
Заколодела дорожка | завалена деревьями | былина | семантические |
Замуравела дорожка | заросла травой | былина | семантические |
Береза покляпай | береза кривая | былина | семантические |
Корзни | неровности поверхности | былина | семантические |
Подлыгаешься | входить в доверенность лганьем | былина | семантические |
Роль устаревших слов в сказках и былинах
В ходе своего исследования я пришел к выводу, что русский народ ярко передает картины прошлого, насыщая их конкретным описанием, быт, традиции, речь людей в разные периоды времени.
Функции устаревших слов в устном народном творчестве многообразны.
Прежде всего, архаизмы и историзмы, используются для создания исторического колорита эпохи, причём это относится не только к речи персонажей, где их употребление вполне естественно, но и к речи авторской, в которой они играют роль средства стилизации. Архаизмы используются для характеристики персонажей, например при передаче речи лиц, внешнего вида героев, силы богатырской.
Архаизмы могут придать речи оттенок торжественности, патетичности.
Они широко используются в былинах и сказках. В сказках архаизмы используются как средство создания сатиры, юмора. Обычно подобный эффект достигается использованием архаизмов на фоне бытовой или сниженной лексики. Устаревшие слова в былине служат названиями реалий, существовавших в Древней Руси. Словообразовательные архаизмы придают былине напевность. В этом проявляется их особенность, так как былины в древности не просто читались, их исполняли, пели сказители. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях.
Устаревшие слова помогают нам полнее и ярче представить жизнь, быт Древней Руси. Нельзя забывать устаревшие слова, так как они часть нашего языка, они связующая нить с историей нашей страны, историей нашего народа. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен. (16)
В результате выполненной работы, я составил Словарь устаревших слов богатырской сказки «Три царства - медное, серебряное и золотое» и богатырской былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», который поможет мне, моим одноклассникам и младшим школьникам с ещё большим удовольствием читать эти произведения.
Используемые источники
1.Даль В.И.. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Москва 2. Ожегов. С.И. Словарь русского языка
2.Д.Э.Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.
3. ( Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
4.Русский язык.– Медиа. 2007.). Русский язык.6 класс. Учебник .
5. Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская. Школьный словарь устаревших слов русского языка.
6.Словарь старинных слов из Онежских былин, записанных Гильфердингом летом 1871 года http://iamruss.ru/slovar-starinnyh-slov-iz-onezhskih-bylin/
7.Словарь устаревших слов. По произведениям школьной программы. Составитель: Ткаченко Н.Г. и др.
8.Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
9.Фольклор народов России том 2
10. http://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-arhaizmyi.html
11. http://fb.ru/article/165744/chto-takoe-literaturnaya-skazka-opredelenie-primeryi
12.http://studopedya.ru/1-48737.html
13.http://www.miloliza.com/40-uncategorised/592-klassifikatsiya-skazok
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Под парусами
Горячо - холодно
Есть ли лёд на других планетах?
Рисуем осень: поле после сбора урожая