Исследовательская работа имеет краеведческую направленность. Работа заняла 2 место на регионалской конференций Амурской области "Моя малая родина" в 2015 году
Вложение | Размер |
---|---|
текст исследовательской работы | 48 КБ |
МОУ Куропатинская СОШ
Тамбовский район
Тема малой родины в творчестве
Надежды Ивановны Сурковой
Подготовила: Фищенко Александра, ученица 7 класса
Руководитель: Палёная Е.В. ,
учитель русского языка и литературы
МОУ Куропатинской СОШ
2015
Введение
Население села Куропатино состоит в основном из переселенцев. Многие семьи, переселившись сюда в начале прошлого века, имеют уже глубокие корни в нашем селе, состоящие из нескольких поколений. Это позволяет родителям давать своим детям достойное образование, развивать их творческие наклонности.
Одной из таких семей является семья Савосько. У родителей Ивана Ефимовича и Полины Александровны четверо детей. Все они выросли здесь, получили образование и работают на Дальнем Востоке. В этой семье есть талантливый человек, который в стихах и картинах прославляет свою малую родину. Это Надежда Иванова Суркова (Савосько). Будучи уже в немолодом возрасте, она продолжает творить и поддерживает тесную связь с родственниками, проживающими в нашем селе, нашей школой. Надежда Ивановна дарит школе свои поэтические сборники, картины и репродукции картин. Всё это вызвало интерес к ней как к человеку и художнику.
В Амурской области творчество Надежды Ивановны никем не изучалось и нигде не представлялось.
Цель моей исследовательской работы – изучение творчества Н.И.Сурковой и определение того, какое место в её творчестве занимает тема малой родины.
Для достижения данной цели я решала следующие задачи:
Объект исследования: стихотворное творчество Н.И. Сурковой.
Предмет исследования: образ малой родины в творчестве Н.И.Сурковой на основе сборников «Узор судьбы» и «Бездорожье».
Изучением жизни и творчества Надежды Ивановны Сурковой учащиеся нашей школы занимаются с 2011 года. В предыдущие годы мы знакомились с основными этапами жизни и творчества Н.И.Сурковой и ролью цвета как средства выразительности в её творчестве.
Данное исследование проводилось на территории села Куропатино. Период исследования: 2013 - 2014 г.г.
В работе использовались:
Надежда Ивановна Суркова окончила Благовещенское педагогическое училище искусств, Московский народный университет искусств. Написала более тысячи масляных работ, ряд икон для православных храмов Амурской области. Печаталась в газетах Амурской области и хабаровского края: «Эхо», «Суворовский натиск», «Амурский маяк», альманахе «Живое облако». Является автором ряда сборников стихотворений.
Родилась Надежда Ивановна в городе Благовещенске. Своё детство и юность провела в селе Куропатино Тамбовского района. Здесь, в Куропатино, она закончила школу, отсюда поехала поступать в Благовещенское училище искусств – художественно-графическое отделение. После окончания училища преподавала черчение и рисование в школе села Екатеринославка. Работала художником-оформителем. Способность к рисованию проявилась у Надежды Ивановны ещё в школьные годы.
Писать стихотворения она начала намного позже, чем картины. Мною проанализировано 106 стихотворений из сборника «Узор судьбы» и 184 стихотворения из сборника поэта - «Бездорожье». Главными темами данных сборников являются:
Теме малой родины посвящены17 стихотворений в сборнике «Бездорожье» и 17 стихотворений в сборнике «Узор судьбы». Прочитав эти стихотворения, я разделила их на 5 тематических подгрупп, в которых по-разному отражается тема малой родины:
Образ детства очень тесно связан с темой родного села, проникнут настроением светлой грусти и приятной ностальгии. Особенно ярко это видно в стихотворении «Деревенское детство», которое посвящено дочери Наташе.
Радостная грусть слышится в этом стихотворении. Сердце лирической героини помнит все звуки, запахи детства, и эти воспоминания приносят ей радость.
День наступит, и даль оживёт,
Ветер в поле траву заколышет.
Птица звонкую песнь запоёт,
И её моё сердце услышит.
По тропинке сбегу к ручейку,
Где прохладою дышит водица.
«Погоди, - прошепчу ветерку, -
Дай воды родниковой напиться!»
Яркое впечатление достигается олицетворениями «даль оживёт», «сердце услышит», «водица дышит», развёрнутыми метафорами «будет жить в моём сердце всегда деревенского детства отрада», «лицо освежит мне прохлада».
Воспоминания о детстве всегда приятны героине и поддерживают её в зрелом возрасте: «Деревня, поляна у тихой реки, \ И в сердце всё те же пылают жарки».(стихотворение «Жарки»)
Мы видим, что образ детства – один из ярких образов малой родины в творчестве Н.И.Сурковой.
Картины родного села мы видим в стихотворениях «Утро в деревне», «Летний сад», «На озере», «Страда полевая» и других. Излюбленные выразительные средства Н.И.Сурковой – развёрнутые метафоры и олицетворения – рисуют родное село в разное время дня, года, в разных, дорогих сердцу героини местечках родного края:
«Спит в колыбельке тишина…», «Ещё туманна седина пока не тронула ракит…», «И вот малиновый рассвет уже колдует у окна…», «Моя тропинка повернулась совсем нежданно на закат…», «Озерко покрылось рябью, \ В поле ветер загулял…», «Распушил лопух макушки, \ Пух роняя на поля…», «И округа вся проснулась, \ Эхом по полю прошлась…».
Возвращение в родное село – всегда счастье для лирической героини стихотворений. Это мы видим в стихотворении «Вот я и дома»:
Сердце в груди замирает от счастья –
Как на ладони деревня моя.
Улица, дом, где тепло и согласье,
Ставни, шиповник, сосна – вся родня.
Каждая мелочь в родном доме оживает, зовёт, окутывает теплом, как родной человек.
Тема родного села очень тесно связана с воспоминаниями о родных, о семье.
В стихотворениях о семье Надежда Ивановна Суркова часто вспоминает отца, который первым учил её рисовать и которого она очень любила:
Меня папочка учил
Рисовать по клеткам…
Папа, папочка ты мой,
Вспоминаю часто,
Как возился ты со мной –
Это было счастье.
Огонёк твой столько лет
Сердце моё греет,
Словно ветер он и свет
Парусу не реях!
Особой нежностью пропитаны строки о маме:
Снова еду в деревню родную.
«Моя мамочка, как ты живёшь?»
Каждый раз в дом вхожу и волнуюсь:
Знаю, знаю, меня очень ждёшь.
Обниму твои хрупкие плечи,
Со слезами прижмёшься ко мне.
Говорить будем долго – весь вечер,
Пока луч не погаснет в окне……
В стихотворениях родители показаны очень трудолюбивыми людьми, показан тяжёлый сельский труд:
Мать с отцом вспоминаю, всё лето
Рано с тяпками шли в огород.
За прополкой встречали рассветы,
Ведь забот было столько, забот….
С трепетной нежностью вспоминает Надежда Ивановна город своей юности – Благовещенск. Образ родного города мы видим в стихотворениях «Город детства» и «Обитель сердца». Это волнение при воспоминании о родном городе достигается с помощью развёрнутых метафор «В город детства и юности тоже \ Окунуться хочу поскорей», «Той волшебной страны без названья, \ Что когда-то мне снилась во сне…» (стихотворение «Город детства»).
Насыщено яркими метафорами и стихотворение «Обитель сердца»:
Сердце моё – Благовещенск!
Здесь родилась и жила.
Детство, и юность, и нежность –
Всё я тебе отдала!
Ровные улицы – сказка,
Ах, как рябины горят!
Осени чудо-окраска,
В золоте тонет твой сад!
Ты окрыляешь надеждой,
Ярким нарядом влечёшь.
В цвете весны белоснежной
Весть ты благую несёшь!
Городу своей зрелости – Хабаровску – в данных сборниках посвящено 2 стихотворения – «Вечереющий Амур» и «Город над Амуром».
Хабаровск здесь сравнивается с птицей, крыльями птицы. И в этом – его красота и величие:
…Только город не спит, суетится,
После дня трудового гудит.
Машет крыльями, будто бы птица
Над Амуром могучим летит.
Перед читателем возникает живой, могучий, дышащий город.
Я познакомилась с биографией Н.И.Сурковой, смотрела интервью с её матерью, читала и анализировала её стихи. Я увидела, что тема малой родины занимает важное место в её творчестве и, отражаясь в различных образах, предстаёт перед нами яркой, незабываемо трогательной. Я поняла, что Н.И.Суркова – человек необычайной чуткости, доброты и трудолюбия. Изучение творчества Н.И.Сурковой - большая, плодотворная и интересная работа, которую учащиеся нашей школы будут продолжать
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Шум и человек
Сказка "Колосок"
Извержение вулкана