Литературная экскурсия составляет особую часть современной повседневной культуры. В ней активно взаимодействуют литература, культурология, история, география, взаимно, обогащая и дополняя друг друга. Литературная экскурсия создает особый культурный контекст, в котором история края наполняется особым духовным и просветительским содержанием. Актуализируя интерес к художественному творчеству, воссоздавая культурный ландшафт края в его неповторимой художественной выразительности, литературные экскурсии позволяют по-новому увидеть и оценить историю края.Проект "Литературные места Рузаевки" на крнкурсе "Интеллектуалное будущее Мордовии" занял в секции"Литературное краеведение" 1 место.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nov.docx | 32.61 КБ |
Введение
Одна из основных задач, обозначенных Правительством России в последние годы, – «разбудить культуру в регионах», «поддержать проекты по сохранению облика малых городов». А потому мне кажется важным именно сегодня напомнить, что в Рузаевке есть памятные места, связанные с жизнью и творчеством выдающихся писателей и поэтов. Экскурсия по литературным местам города поможет обогатить наше представление о родном крае.
Сегодня у нас необычная экскурсия. Мы совершим литературную прогулку по нашему родному городу. Мы прогуляемся по улицам города без суеты и спешки, отдавшись полностью во власть впечатлений. Я хочу, чтобы вы поняли, что и наши улицы, и наши парки и скверы, зеленеющие на горизонте леса – это не просто земля, а кладовая истории, где ветер-странник листает страницы минувшего.
Между речек, холмов и дорог,
Средь мордовских привольных полей
Зачарованный спит городок
В бело-розовой дымке своей.
Здесь с высокой пологой горы
Ручейками стекают дома,
Здесь с весны до осенней поры
В огородах идет кутерьма.
Здесь сплетаются сотни путей
И, спеша, разбегаются вдаль.
В биографии скромной твоей,
Словно сердце, стучит магистраль.
Гости нашего города нередко говорят, что в Рузаевке их поражают три вещи:
во-первых, зеленое ожерелье, создающее впечатление, что Рузаевка - бесконечный парк;
во-вторых, слава города, отлитая в бронзу памятников и трепетно хранимая жителями;
в-третьих, силуэты храмовых куполов над городом и перезвон колоколов. А изучив историю города, мы сможем убедить наших гостей еще и в том, что в Рузаевке сложились свои литературные традиции. С Рузаевкой связаны жизнь и творчество выдающихся поэтов: Струйского Н.Е., Полежаева А.И., писателей Андрианова Ф.К., Бычкова М.Н., современной поэтессы О.А. Жуковской.
Глава 1. Из истории сельца Рузаевки.
Летопись города начинается с 1631 года, когда Уразаю Тонкачееву, татарскому мурзе, за верную службу государю была пожалована земля, где впоследствии и возникла деревня. В конце XVII века она получила название Рузаевка (производное от Уразая). В 1715 году владельцы земель Рузаевки отказались принять христианство, за что их русские крепостные были отписаны Государю Российскому, а земли переданы во владение русским помещикам. Христианство постепенно стало доминирующей религией в городе. Сначала была построена деревянная церковь (1731 год), а затем и каменная (1801 год). К 1869 году в селе Рузаевка было 85 дворов (652 человека) и 2 церкви. Достопримечательностями Рузаевка не богата, но все же, есть несколько музеев и памятников архитектуры, среди них Ильинская и Рождества-Богородицкая церкви. Музеи: краеведческий (временно не работает), и Картинная галерея. Недалеко от города в селе Татарская Пишля находится Музей Шарифа Камала (классика современной татарской литературы), а в селе Пайгарма Параскево-Вознесенский женский монастырь, знаменитый своим мощным родником.
Глава 2. Тематическая экскурсия «Выдающиеся писатели и поэты – мои земляки».
2.1. Н.Е. Струйский.
Итак, мы начинаем наш литературный маршрут с одного из самых старейших мест города. Село – так называют его жители. Здесь, на улице улица З. Космодемьянской ныне расположена одна из старейших школ города №9. А в конце 18 века на этом месте возвышался барский дом-дворец, хозяином которого был помещик Н.Е.Струйский.
Имя Николая Еремеевича Струйского мало что говорит современному читателю. Впрочем, знатоки литературы знают, что он был дедом поэта Полежаева и сам писал стихи. Любители книжных древностей поведают о нем как об авторе и издателе раритетных книг, выпускавшихся им в собственной типографии. Об это замечательно пишет в своей исторической миниатюре «Шедевры сельца Рузаевки» известный русский писатель В.Пикуль. Ценители поэзии, возможно, соотнесут его фамилию с лирикой Н.А. Заболоцкого, когда-то описавшего свое восхищение от созерцания старинного портрета с изображением юной дамы. Почитатели живописи расскажут о связях Струйского с художником Ф.С. Рокотовым, оставившим замечательные семейные портреты, хранящиеся в залах Третьяковской галереи.
Крупный землевладелец, прапорщик лейб-гвардии Преображенского полка, поэт и типограф, владелец во второй половине XVIII столетия лучшей в мире типография, Струйский был известен также как поэт-чудак и помещик-самодур.
Николаю Еремеевичу Струйскому не повезло: в истории русской культуры о нем сложилось одиозное мнение. Современники-мемуаристы его не жаловали и писали о нем с нескрываемой иронией. В.О. Ключевский, подводя итог общих суждений, охарактеризовал Н.Е. Струйского как «отвратительнейший цвет русско-французской цивилизации». А между тем, он был своеобразнейшей творческой личностью, во многом опередившей свое время.
Выйдя в отставку, Н.Е. Струйский решил построить в своем имении новый дом, огромный, прекрасный и удивительный, строительство которого было связано со вторичным браком Н.Е. Струйского с юной красавицей Александрой Петровной Озеровой, дочерью помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии.
Их каменный дом-дворец, построенный по рисункам знаменитого архитектора Растрелли, величаво возвышался на отлогом берегу реки Инсар. Дом окружал большой сал с глубокими проточными прудами и зарослями сирени. И.М. Долгоруков, являвшийся в1791 – 1796 годах пензенским вице-губернатором, был частым гостем в имении Струйского. Он оставил воспоминания, позволяющие частично представить великолепие рузаевской усадьбы: «В Рузаевке прекрасный сад, широкие дороги, высокие и густые стены дерев дают приятную тень от жары; везде чисто и опрятно, плодов множество. Дом огромный в три этажа, строен из старинного кирпича, но по новейшим рисункам. В гостиной комнате несколько прекрасных картин».
В селе было построено две церкви: Троицкая, в которой иконы были написаны в итальянском стиле, и Покровская, отличавшаяся богатством и великолепием. «Я слушал тут обедню, и нигде не видал столь благоговейного, скромного и возвышенного простотой своей богослужения, как в Рузаевке; меня все пленило», - так писал о Покровской церкви в своих воспоминаниях И. М. Долгоруков.
В рузаевском доме у Струйского была типография, в которой он печатал уникальные издания, выполненные на дорогой бумаге, атласе и отделанные золотом. Екатерина Вторая хвасталась ими перед иностранцами, а издателю в награду подарила бриллиантовый перстень.
Николай Еремевич любил театр и литературу, музыку и живопись. Был знаком со многими выдающимися деятелями культуры. Среди его друзей – стихотворцы Г.Р. Державин и А.П. Сумароков. Ко второму Н.Е. Струйский относился с особым почитанием и чрезвычайно высоко ценил его произведения. Он был восторженным сторонником сумароковской программы совершенствования человеческой личности, в первую очередь дворян, оплота государственной власти в самодержавной России. Вслед за А.П. Сумароковым рузаевский помещик полагал, что образование и «благородная природа» способны изменить человека, и возвысить его над пороками.
О творчестве Струйского сохранилось множество нелестных воспоминаний русских писателей. Его стихи не раз подвергались жесточайшей критике. Но в монографии профессора Н.Л. Васильева мы найдем отрывки из статей известного поэта П.Я. Вяземского: «…я охотно желал бы узнать, где лежит поместье Рузаевка, и поклониться памяти…поэта». Н.А. Обольянинов полагал, что некоторые произведения Струйского ничем не хуже сочинений Сумарокова: «… и хотя его поэтические опыты весь и весьма посредственны… все-таки видно, что он был человек начитанный и образованный», «…в художественно-типографском отношении это шедевры, с которыми могут сравниться немногие русские издания».
Струйского волновали главным образом две большие темы – любовные переживания человека и жизнь государства, которую он воспринимал через наиболее значимые общественные события. Сам поэт признавался, что не писать он не мог и что именно любовь движет его вдохновением.
Родиться мне поэтом
Предписано судьбой;
Но быстрым мне полетом
Не возлетать с трубой!
Не мне сие досталось,
Иному суждено?
Любовь мне петь осталось!
К ней сердце рождено.
В творчестве Струйского, действительно, можно найти много нелепостей, объясняющихся прежде всего архаичностью художественного языка его времени. Вместе с тем он порой ярко и вполне современно выражал с помощью рифм свои мысли и чувства.
2.2. А.И. Полежаев.
Итак, экскурсия продолжается. Войдем в сквер школы и увидим памятник поэту пушкинской поры, демократу А. И. Полежаеву, судьба которого сложилась весьма трагично.
Обозревая русскую «потаенную» литературу XIX века, Н.П. Огарев писал: «Среда образованного мыслящего меньшинства взрастила Пушкина, среда дикого помещичества вырастила Полежаева...». Почти сто лет царское самодержавие стремилось скрыть от народа подлинного Полежаева. До 30-х годов XX столетия мало кто в Рузаевке знал о литературных связях поэта с его родным городом. Помогли секретные архивы, биографические документы. Найдены были шифрованные строки, появился ряд новых публикаций. Вышло полное собрание стихотворений поэта.
Сегодня нам известно, что А. И. Полежаев «незаконнорожденный» сын рузаевского помещика Леонтия Струйского. В числе дворовых, принадлежавших Струйским , быа семья Федоровых. Отец семейства Иван Федорович был отдан в солдаты. Его жена Гликерия Ильинична работала при дворе. В людской Струйских с малых лет росли три их дочки. Старшая Аграфена, красивая и умная девушка, приглянулась сыну Струйских, Леонтию Николаевичу. Рожденный в 1804 году в селе Рузаевка мальчик был крещен Покровской церкви. Раннее детство он провел в городе Саранске в семье своего юридического отца Ивана Ивановича Полежаева, дом которого находился на бывшей Рождественской улице..
«Приемный отец нередко приходил домой выпивши и устраивал дебоши, и, наконец, совсем спившись, исчез из города, после чего малолетний Саша – будущий поэт – был отправлен в деревню Покрышкино (вотчина Струйских ныне Ромодановского района) и там, лишившись матери (она умерла в 1810 году), воспитывался в семье крепостного сапожника Якова Андриянова, который и обучал мальчика «российской грамоте, читать, писать и арифметике»1. О нем поэт вспоминает в поэме «Сашка», называя его «ментором славным»2.
В августе 1816 года Леонтий Струйский отвез Сашу в Москву и поместил его для обучения в гимназию. Благодаря своим способностям в 1820 году он поступил вольнослушателем в Московский университет.
По воспоминаниям А. И. Герцена, «...Полежаев студентом в университете был уже известен своими превосходными стихотворениями. Между прочим, написал он юмористическую поэму «Сашка», пародируя «Онегина». В ней, не стесняя себя приличиями, шутливым тоном и очень милыми стихами задел он многое…»1. Полежаев был знаком с Герценом и Огаревым, Лермонтовым и Белинским. Затем была ненавистная служба в армии, разжалование в солдаты, лишение дворянских прав. Полежаев, перенесший на своей собственной спине все тяготы солдатской жизни, создает суровую реалистическую поэзию о войне, отражая в ней доблесть и благородство русского солдата и показывая жестокий произвол и палочную дисциплину николаевской армии.
Из одиночки-бунтаря он превращается в убежденного агитатора и пропагандиста революционных идей. В его поэтическом наследии есть немало образцов поэзии гражданского мужества, например, стихи «Осужденный», «Песнь пленного ирокезца», поэмы «Эрпели», «Чир- Юрт»
Приезжал Полежаев и в Рузаевку. Здесь было написано стихотворение «Четыре нации» - одно из самых крамольных стихотворений, зло высмеивающих царя и народ, привыкшего к рабскому повиновению.
В России чтут
Царя и кнут;
В ней царь с кнутом
Как поп с крестом.
…А без побой
Вся Русь хоть вой –
И упадет
И пропадет.
Образ поэта-земляка живет у нас в Мордовии и в названиях школ и библиотек. Во всех трех городах областного подчинения — Саранске, Рузаевке, Ковылкино — есть улицы имени Полежаева.
В 1984г. в рузаевской школе № 9, расположенной на улице Зои Космодемьянской, был создан литературный музей А.И. Полежаева, ставший центром поисковой и исследовательской работы. За многие годы существования совет музея собрал богатый материал о жизни и творчестве.
Музей гостеприимно встречает учащихся города и района, гостей Мордовии. К 200-летию со дня рождения Полежаева был выпущен набор красочных открыток «На родине поэта».
2.3. Ф.К.Андрианов.
А теперь пройдем по современным улицам города. Здесь, на одной из центральных улиц жил наш современник, писатель Ф.К.Андрианов.
Федор Константинович Андрианов родился 23 сентября 1923 года в селе Сурочки Гагинского района Нижегородской области в семье крестьянина. В 1925 году вся семья переезжает в Нижний Новгород. В 1941 году он окончил среднюю школу и добровольно уходит в действующую армию. Андрианов прошагал длинный и трудный путь солдата. Воевал на Западном, Сталинградском, 3 и 4 Украинских фронтах, прошел с боями Украину, Югославию, Венгрию, был разведчиком, пять раз ранен, демобилизован в сентябре 1945 года по инвалидности.
За героизм и мужество, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, награжден орденами Отечественной войны I степени, Славы III степени, многими боевыми медалями.
После демобилизации вернулся в город Горький, поступил в Горьковский пединститут, который окончил в 1950 году, и был направлен в Мордовию, в город Рузаевку, где проработал преподавателем русского языка и литературы в школе - 5 до 1983 года, до выхода на пенсию.
В 1957 году Андрианов окончил Литературный институт им. А.М. Горького.
Писать начал, еще учась в школе, в годы войны его стихи печатались в армейской газете «Суворовский натиск», затем на страницах республиканских и центральных газет («Комсомольская правда» и др.), в альманахах и коллективных сборниках писателей Мордовии.
Известность Андрианов получил как детский писатель, автор рассказов и повестей, адресованных юному поколению.
Широкое признание получила первая же его повесть - «Зарево над Рузаевкой» (1958), посвященная событиям 1905 года в Рузаевке. Вторая часть дилогии «Зарево над Рузаевкой» (1980) отражает революционные события 1917 года.
Большой популярностью пользуются повести «Спроси свою совесть» (1965), «Если ты вышел в дорогу» (1971), «Экипаж корабля Люкос-5» (1974), «Вижу зеленый» (1975 г. - 1-е изд., 1990 г. - 2-е изд.) Все повести отличаются глубиной философского обобщения, оригинальностью трактовки сложных жизненных ситуаций.
Весом вклад Андрианова в художественное осмысление событий Великой Отечественной войны. Этой теме посвящены рассказы «Память», «Да не судимы будете», «И до седьмого колена», «На безымянной высоте». В 1994 году эти рассказы и повесть «Мера вины твоей» были изданы отдельной книгой. В 2003 году Мордовское книжное издательство выпустило I том 2-томного собрания сочинений писателя.
Андрианов плодотворно работает и как переводчик. С эрзя-мордовского на русский язык перевел дилогию А. Щеглова «Егор Каргин», историческую повесть И. Ведяшкина «Соловей Окся», сборник сказок Т. Тимохиной «Соленый мед».
Ф.Андрианов - народный писатель РМ (2004 г.), заслуженный учитель школы МАССР (1966), заслуженный писатель МАССР (1993), член СП СССР (1973). Делегат IV и VI съездов писателей РСФСР. Почетный гражданин города Рузаевки. В 1978 году награжден орденом Ленина.
Отличным наставником он был не только для своих непосредственных учащихся из школы № 5 в Рузаевке. Ф.К. Андрианов щедро делился своими творческими наблюдениями, своим опытом с начинающими писателями Республики Мордовия. Ф.К.Андрианов умер 6 мая 2008 года. Мне хочется надеяться, что в моем городе обязательно появится улица, названная именем Ф.К.Андрианова.
2. 4. М.Н. Бычков
А теперь я хочу вас пригласить в гости. В верхней части нашего города, на улице Петрова, в обычной небольшой квартире живет со мной по соседству удивительный человек – писатель, участник Великой Отечественной войны, журналист Михаил Николаевич Бычков.
Михаил Николаевич Бычков автор трех книг – одной на мокшанском, двух на русском языках. Он участник ряда творческих конкурсов. Так за песню «Служба милицейская» на музыку известного композитора А.П. Аверкина он был награжден «Дипломом лауреата». На его же стихи мордовский композитор Н.Н. Митин написал музыку «Песни о Рузаевке».
Произведения Михаила Николаевича печатались на белорусском, польском, украинском, литовском, чувашском, татарском языках. Сам он кроме мокшанского, эрзянского и русского языков, свободно владеет польским и белорусским, без словаря читает тексты на чешском и словацком языках, интересуется татарским.
М.Н. Бычков родился в 1921 году, в Куликовке, Рузаевского района, в работящей крестьянской семье. По национальности мордвин-мокша. Хорошо учился в школе. Лучше сверстников знал немецкий язык. Еще в школе был избран редактором школьной стенгазеты. До девятого класса Михаил Николаевич Бычков учился в Рузаевской средней школе №28 (ныне гимназия №1). Аттестат зрелости получил в Кадошкино. Там же он поступил на работу в редакцию районной газеты литературным сотрудником. Так началась его журналистская деятельность, которой в июне 2011 года исполнилось 71 год.
В ноябре 1940г. М.Н. Бычков был призван в армию. Служил в артполку в Литве. С первых дней службы он стал писать стихи, очерки об однополчанах, о службе военной газеты «За Родину», «Во славу Родины».
В годы войны Михаил Николаевич был заряжающим 76 – миллиметровой пушки. От огня снарядов, которые он загонял в орудия, горели гитлеровские танки и автомашины, находили смерть их солдаты и офицеры.
Михаил Николаевич Бычков - участник взятия Кенигсберга и других городов Восточной Пруссии. Об этом свидетельствуют восемь Благодарностей Верховного главнокомандующего. Здесь же он и встретил победу.
А после возвращения с фронта Михаил Николаевич Бычков работал в ряде районных газет ответственным секретарем и редактором. Много лет он был собственным корреспондентом республиканской газеты «Мокшень Правда», а последние пять лет работал ответственный секретарем журнала «Мокша» - органа союза писателей Мордовии.
Несмотря на свой преклонный возраст, Михаил Николаевич бодр духом, часто возвращается к своей журналистской деятельности. Его стихи, басни, очерки, статьи, рассказы и сказки регулярно печатаются в журналах и газетах Мордовии.
С любовью пишет стихи о родном городе:
Ни в летний зной, ни в зимние морозы
Не дремлет мой любимый городок.
Бегут, бегут его электровозы
На север, юг, на запад и восток.
Почти четыре века — срок немалый.
И годы эти не промчались зря.
Рузаевка, ты родиною стала
Бесстрашного поэта — бунтаря…
2.5. О.А. Жуковская.
Закончим мы нашу экскурсию на улице Куйбышева. Здесь, в центральной городской библиотеке, нас встречает улыбающаяся, приветливая женщина. Сегодня она как организатор и хозяйка открывает очередное заседание городского Литературного салона. Имя Ольги Аркадьевны Жуковской широко известно в городе.
Ольга Аркадьевна родилась 21 января 1962 года в Мурманске, затем переехала в Удмуртию. Окончив 8 классов, поступила в педучилище. Работала в детском саду, на радиозаводе в городе Сарапуле художником- оформителем. В 1987 году Жуковская переехала в Рузаевку. И сразу этот город ее очаровал. Вот что она пишет в одном из своих стихотворений:
Я нашла, я нашла, я нашла
Это место на шаре земном!
Я сюда безошибочно шла,
Чтоб увидеть однажды свой дом,
Чтоб узнать, что из всех городов,
Где могла бы родиться и жить,
Только этот со мною готов
И тревогу, и радость делить…
Знаю, есть на земле города
Интересней, красивей, крупней,
Но связала судьбу навсегда
Я с Рузаевкой доброй моей.
Для культуры Рузаевки Ольга Аркадьевна делает много: она редактор ежеквартального журнала «Ковчег», ежегодного альманаха «Рузаевская лира»; ее стихи часто используются как связующее звено в муниципальных концертных программах; школьники охотно представляют ее поэзию на различных фестивалях и конкурсах. Будучи лучшим в Рузаевке мастером поэтического слова, Ольга Аркадьевна много работает со стихотворными текстами начинающих, да и опытных самодеятельных поэтов; в библиотеках, школах, домах культуры города и района любят, когда Ольга Аркадьевна появляется с гитарой – читает свои стихи, поет романсы, свои и бардовские песни. Слушают ее с замиранием сердца – так проникновенны, сентиментальны, чувственны ее стихи. Впервые опубликовала их в ''Рузаевской газете ''. Вскоре вышел первый сборник её стихов «Признание», отражающий щемящую глубину лирических переживаний. Новый сборник посвящен знаменательному событию – 1000- летию единения мордовского народа с народами Российского государства. Видя в мордовском эпосе много интересных художественных образов, О.А. Жуковская назвала книгу «Колыбельная Вирявы» с надеждой, что строгая хозяйка леса Вирява всегда будет охранять благополучие Мордовии.
У стихов О.А. Жуковской есть много достоинств: идеальное соблюдение правил стихосложения. Она способна видеть красоту. Она умеет выразить увиденное, а значит, заставить и нас взглянуть на мир ее глазами.
О.А. Жуковская считает: несмотря на то, что в наше время роль поэта в обществе утратила свое былое значение, но все-таки из всех деятелей культуры и искусства наибольшая ответственность перед обществом ложится на поэтов.
У слова – вечность впереди.
И ты, кипя поэтов кровью,
Строкой, омытою любовью,
В сердца открытые войди.
У слова вечность впереди!
А это значит, что слово всегда будет главным средством воспитания в людях нравственности и красоты.
Заключение
Надеюсь, что эта литературная экскурсия помогла расширить знания по краеведению, дала возможность проникнуть в творческую лабораторию художников слова, открывающую свои тайны при соприкосновении с живым дыханием природы и истории. Совершив познавательную экскурсию по городу, посетив места, воссозданные в литературных произведениях, мы попали в особый мир чувств, настроений, переживаний исторической эпохи.
Горка
Снегири и коты
Извержение вулкана
Галка в чужих перьях
Рисуют дети водопад