История страны, республики немыслима без истории населенных пунктов, без истории района, села и без истории каждого местного храма, прихода. Цель моего исследования: выяснить, каков был исторический путь церквей Верхоянья на протяжении двух веков: с XVIII по XX век, и какую роль играла Церковь в жизни коренных жителей.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_olesi.docx | 37.71 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Батагайская средняя общеобразовательная школа”
п.Батагай Верхоянского района
Исследовательская работа
«Православное прошлое и настоящее
земли Верхоянской»
Работу выполнила: ученица 3 «б» класса
МБОУ «Батагайская СОШ»
Жуйкова Олеся
Руководитель: Аммосова В.П.,
учитель, МБОУ «Батагайская СОШ»
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.Введение………………………………………………………
II.Православное прошлое и настоящее Верхоянье…………….
III.Возрождение Церкви в поселке Батагай в XXI веке………..
IV.Заключение……………………………………………………
V.Литература и источники………………………….……………
Введение
Почему наше внимание обращено на историю церквей, приходов?
Мы живём в трудное, но и благое время – время духовного возрождения нашего Отечества. После почти вековых гонений настало время возврата к своим корням.
Кому – то покажется ненужной история давно разрушенных храмов, приходов, священников. Но это и есть наш корень, наше культурное наследие. История страны, республики немыслима без истории населенных пунктов, без истории района, села и без истории каждого местного храма, прихода.
История православия в Якутском крае неразрывно связана с присоединением Якутии к Российскому государству. Первопроходцы, в большинстве своём православные, имели в своих отрядах священников, которые исполняли церковные службы и обряды, обращали коренное население в христианство. Русские землепроходцы, пришедшие в Сибирь, будучи по вере христианами не могли обходиться без храмов и церковных служб.
Положительное влияние распространения православия в Верхоянии имеет неоспоримые доказательства. Церкви были очагом зарождения культуры, неким толчком к распространению образования и грамотности среди местного населения.
Начиная, с 1700 года Верхоянском округе было, построено 9 церквей и множество часовен. Наши церкви никак не уступали архитектуре и убранству церквей центральной Якутии. Они были главным украшением наслегов.
Цель моего исследования: выяснить, каков был исторический путь церквей Верхоянья на протяжении двух веков: с XVIII по XX век, и какую роль играла Церковь в жизни коренных жителей.
Для своего исследования я выдвинула гипотезу о том, что церковь на протяжении двух веков своего существования была центром духовной жизни прихожан, центром воспитания и просвещения, центром, вокруг которого развивались наслега. И сегодня где появляются храм и священник, там расцветает жизнь.
Для достижения цели своей работы я поставила перед собой следующие задачи:
Выяснить:
как выглядели церкви села;
кто их строил;
какие русские народные и православные традиции были связаны с храмами;
какую роль играла Церковь в просвещении и воспитании населения.
Способствовать
воспитанию бережного отношения к историческому и культурному прошлому села;
пробуждению чувства любви и гордости за свой край.
Объектом моего исследования является социальное служение православных приходов в XVIII-XX веках.
Предметом исследовательской работы является церкви, часовни и приход поселка Батагай в XVIII-XX веках.
Методы, которые я использовала при написании работы:
интервьюирование;
фотографирование;
беседа;
справочной литературы;
анализ и систематизация изученных материалов.
II. Православное прошлое и настоящее Верхоянье.
Мы совершим историческое путешествие по церквям Верхояньи.
И первую страницу открывает Благовещенская церковь, впоследствии Благовещенский собор города Верхоянска.
Верхоянский Благовещенский собор.
Первоначально до строительства храма прихожане – жители Верхоянска были причислены к приходу Зашиверской Спасской церкви. В связи с территориальными трудностями посещения храма в 1806-1807 гг. крещеные инородцы под руководством головы М.Попова (Кулун) обратились с ходатайством к епископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому Михаилу с просьбой разрешить строительство церкви в Верхоянске на урочище Эббе. После рассмотрения данного вопроса Иркутской духовной консистории в июне 1808 г. из Иркутского губернского правления был послан указ Верхоянскому комиссару о необходимости составления акта «о действительности надобности церкви».
В 1814 г. жители Верхоянска подали прошение миссионеру А.Слепцову с просьбой о получении благословения на строительство храма или освящение часовни в чин церкви. В мае 1816 г. была получена резолюция епархиального архиерея: «Позволить иерею Слепцову построить новую церковь».
По решению Иркутской духовной консистории от 30 января 1819 г. был образован самостоятельный Верхоянский приход, выделенный из Зашиверского, в количестве 352 дворов (5224 прихожанина).
До построения цервки в Верхоянске на западном берегу р. Яны действовала часовня в честь Благовещения Богородицы «Благовещенская», построенная на средства крещеных якутов и проезжающих из Якутска в Зашиверск и Колымск купцов. Наиболее ранние сведения относятся к 1793 г.
Верхоянская Благовещенская однопрестольная церковь была заложена 4 сентября 1817 г. Средства на строительство храма были собраны прихожанами. В августе 1817 г. священник А.Слепцов был переведен из Колымска в Верхоянский приход. Освящение цервки состоялось 21 июня 1823 г. по благословению епископа Иркутского, Нерчинского и Якутского Михаила «Бурдукова». Обряд освящения проводил А.Слепцов. Основная церковная утварь была перенесена из Благовещенской часовни. Здание церкви деревянное, одноэтажное, с колокольней.
В 1825 г. было образовано Верхоянское благочиние с исполнением иереем храма обязанностей благочинного.
В 1830 г. в храм были доставлены заказанные на средства, собранные прихожанами, большой серебряный с позолотой Потир и серебряная с позолотой, украшенная стразами дарохранительница.
После образования самостоятельной Якутской епархии Верхоянская церковь была переведена в чин собора – церковно-административного центра Верхоянского округа.
В состав причта, по штатному расписанию 1883 г., входили протоиерей, диакон и псаломщик. Указом Синода от 19 января 1902 г. была введена должность священника. Протоиерей собора исполнял обязанности благочинного церквей Верхоянского благочиния.
Причт собора получал государственное жалованье и пайковое довольствие, был обеспечен 55 десятинами земли, из которых 33 десятины были выделены в марте 1823 г. и отмежеваны в 1831 г. Дополнительно в 1853 г. было отведено еще 22 десятины.
В 1903 г. у отставного казака Г.Дьячковского был приобретен дом для проживания священника, в 1094 г. на средства причтового капитала и приходского попечительства прихожанами был построен новый деревянный дом для настоятеля собора, в 1909 г. состоялась покупка юрты для паломщика.
В Верхоянском приходе было расположено 7 часовен:
1. Воскресенская – в 1-м Байдунском наслеге;
2. Предтеченская – во 2-м Юсальском;
3. Николаевская – в 3-м Байдунском;
4. Афанасьевская – в 4 -м Юсальском;
5. Иннокентьевская – во 2-м Байдунском наслеге;
6. Николаевская – в 1-м Эгинском наслеге;
7. Николаевская – во 2-м Эгинском наслеге.
С 1900 г. при соборе было открыто церковно приходское попечительство. Действовала библиотека книг духовно-нравственного содержания; в 1909 г. был составлен каталог библиотечного фонда. Таким образом, очевидно, что Церковь была центром просвещения и воспитания, духовным центром, вокруг которого развивались наслега, торговля. Церковь выполняла функции Загса, суда, архива.
К 1910 г. в приходе Верхоянского собора проживало 2963 прихожанина г. Верхоянска, Куринского, 2-го и 4-го юсальских, Эльгетского, 1, 2 и 3-го Байдунских наслегов.
В советское время здание собора использовалась как почтовое отделение, в 1937 г. сгорело.
Борулахская Николаевская церковь.
Борулахская Николаевская однопрестольная церковь была построена в Борулахском наслеге в 1895 г. на средства, собранные прихожанами, при содействии почетного инородца 1-го Байдунского наслега Верхоянского улуса И.Г.Юмшанова, а также на средства, выделенные Якутским епархиальным попечительством, и пожертвования вдовы московского купца П.ИМедынцевой. Освящена в июле 1897 г. Здание храма – деревянное, одноэтажное, с колокольней.
Службу нес один состав причта, получавший государственное жалованье и пайковое довольствие имевший в пользовании сенокосную землю в размере 33 десятин.
Для священника прихожанами был выстроен дом, а для псаломщика – юрта.
В Борулахском приходе рядом с церковью была расположена Воскресенская часовня (в советское время ее здание было приспособлено в качестве общежития для школы). Храм в селе был центром не только религиозной жизни прихода, но играл важную роль в просвещении населения.
С 1 апреля 1905 г. начала свою работу школа грамоты.
В 1910 г. в приходе проживал 1381 прихожанин – жители 1-го и 2-го Батулинских, Батагайского и Кангаласского наслегов.
До 1946 г. здание церкви использовалась в качестве медпункта, а затем было передано в распоряжение школы.
Дулгалахская Иннокентьевская церковь.
Дулгалахская Иннокентьевская церковь была построена в 1866 г. в Дулгалахском селении Верхоянского улуса на средства жителя 1-го Юсасльского наслега Верхоянского улуса П.Я.Ефимова; освящена в 1867 г. Храм – однопрестольный, деревянный, с колокольней и деревянной оградой.
Службу нес один состав причта (по штатному расписанию 1833 г.), который получал государственное жалованье, ружное содержание и пайковое довольствие и имел в своем распоряжении 33 десятины сенокосной земли, выделенной прихожанами. Прихожанами также были построены причтовые дома с хозяйственными пристройками.
В Дулгалахском приходе были расположены 4 часовни:
1. Троицкая – на р. Дулгалах в 1-м Юсальском наслеге. В 1903 г. на средства жителя Юсальского наслега Х.Ефимова в часовне был сделан ремонт и установлен алтарь. Церковной утвари не было. Здание часовни сгорело в 1947 г;
2. Николаевская – на р. Бытантай в 1-м Юсальском наслеге, построенная ламутами Тюгосирского рода в 190 верстах от церкви, с алтарем, но без церковной утвари;
3. Николаевская с алтарем, расположенная во 2-м Эгинском наслеге в 340 верстах от церкви. К началу 1900-х гг. службы в часовне не проводились;
4. Часовня в 1-м Юсальском наслеге на урочище Сэрдэ, на расстоянии 100 верст от церкви. Здание не было достроено, церковной утвари не было.
В 1910 г. при Дулгалахской церкви была открыта церковноприходская школа.
К 1910 г. прихожанами Дулгалахского прихода были 2574 человека – жители 1-го и 3-го Юсальских и Борогонского наслегов, ламуты Тюгосирского рода.
В 20-40-е гг. ХХ в. Здание церкви использовалось как клуб.
III. Возрождение Церкви в поселке Батагай.
30 марта 1998 году на Верхоянскую землю ступила нога православного священника. Им оказался священник кафедрального Никольского храма Якутской епархии о.Михаил (Павлов) с помощником – пономарем церкви Свято-Покровского женского монастыря г.Якутского Дионисием (Сеничевым), ныне священником.
Православная община начала свое самостоятельное плавание, имея в своем арсенале только три иконы да пачку свечей. Встречая на своем пути огромные трудности, но не унывая. Приход получил честь носить имя святителя Иннокентия Иркутского, чудотворца, первого епископа Иркутской епархии, жившего в конце XVII начале XVIII вв.Небесный покровитель всегда поддерживал и вел нас путями неисповедимыми. И что удивительно, через несколько лет, в одну из поездок о.Михаила в г.Верхоянск, где директор краеведческого музея В.З.Кириллина встречала его с неизменным радушием, он обратил внимание на одну старинную икону, видимо XIX века. Скорее всего Благовещенского собора г.Верхоянска. Икона оказалась образом свт.Иннокентия Иркутского! Тут же она была передана в дар Батагайскому приходу, который уже носил имя этого святого. Позже выяснилось, что Дулгалахская Иннокентиевская церковь была освящена в честь именно этого святого. Главным организатором, строителем, архитектором и прорабом в одном лице был староста В.С. Романов. Это его усилиями, стараниями, трудом и молитвой Батагай обрел-таки свою церковь. Рядом с Валентином Семеновичем в это время был его брат Василий, трудившийся на восстановлении здания во славу Божию, то есть бесплатно, в свои выходные, во время отпусков и после работы. Организовывали субботники приглашали всех желающих помочь. Женщины старались помогать, чем могли, дружно брались за любую посильную работу. Молитвой предварялся любой труд.
И вот состоялось долгожданное освящение здания в очередной приезд о. Михаил в 2004г. Состоялись первые службы, Литургия, крещение при черных обгоревших стенах и весело потрескивавшей в углу печке-буржуйке. Но алтарь уже был, и это было самое светлое, чистое и красивое место в храме. Постепенно громадными усилиям старосты Валентина Романова здание было восстановлено, подключено к центраному отоплению, а благодаря подаренным Якутской Епархией и другими благотворителями иконам, подсвечникам, паникадилу внутреннее убранство храма обрело по-настоящему церковное благолепие.
Приход стал понемногу заниматься социальной деятельностью: помогать нищим, делать рождественские подарки детям – сиротам, больным и одиноким людям, принимать для дальнейшего распределения нуждающимся вещи, гуманитарную помощь.
Клирос, хоть и без регента (специально обученного церковному пению человека), худо-бедно вот уже 16 лет справляется со своими задачами усилиями Галины Иннокентьевны Швецовой, Тамары Николаевны Коровиной, Анжелики Валерьевны Репкиной, Ирины Геннадьевны Николаевой, Лены Владимировны Потаповой. А в праздники и особо торжественные случаи обычно приходят преподаватель Музыкальной школы (Наталья Аркадьевна Кирюха) и украшает службы своим голосом и музыкальностью.
Из хроники событий
14 августа 2002 г – установка о.Михаилом вместе с алтарником Деонисием и братьями Валентином и Василием Романовыми креста на Мать-горе по благословению архиепископа Якутского и Ленского.
18 января 2003 г. – первый всенародный Крестный ход на «иордань» от храма на реку Яну с хоругвями, иконами, свечами и песнопениями. Иордань в виде креста вырубил Василий Романов с помощниками.
Весна 2005г. – миротечение всех больших алтарных икон храма: Иоанна Крестителя, Спасителя, Божьей Матери и Серафима Саровского.
6 сентября 2005г. – о.Михаил с диаконом Павлом привез в п.Батагай ковчег с мощами величайшего святого всего христианского мира – святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских для поклонения верующих Верхоянья.
16 апреля 2007 – о. Михаил принес из Вознесенского мужского монастыря, где хранится рака с мощами свт. Иннокентия Иркутского (Кульчицкого) г. Иркутска специально заказанную и написанную для Батагайского прихода икону нашего Небесного покровителя с частицей его святых мощей. Икона передана нам в дар от Иркутской епархии и в настоящее время находится в храме, где каждый может приложится к ней, помолится перед ней.
7 апреля 2008 г. – награждение старосты прихода Валентина Романова орденом свт. Иннокентия Московского Якутской епархией за труды на благо церкви и в связи с 10-летием Прихода. Вручение ордена по благословению епископа Якутского и Ленского Зосимы совершил о.Михаил в Батагайском приходе. Также в этот приезд батюшки была освящена возведенная Валентином Романовым звонница храма с выписанными из г.Екатеринбурга колоколами благодаря «Хоту-Ас» (Э.Джаримов).
Весна 2011 года – еще одно историческое событие:в г. Якутске рукоположен в сан священника Валентин Романов и направлен настоятелем Батагайского храма свт. Иннокентия Иркутского.
Владыка Зосима
2008 год был юбилейным – 10 лет основания Прихода. На юбилейные мероприятия пригласили правящего архиерея – епископа Якутского и Ленского Зосиму. И Божией милостью это свершилось. Через 100 лет Верхоянье удостоилось чести архиерейского посещения. О том, что до революции здесь был правящий архиерей, есть косвенное свидетельство: местность в Черюмчинском наслеге под названием «Аркыыра ыллаабыта», буквально: «место, где пел Архиерей», имеются в виду, судя по всем, церковные песнопения. Возможно, он останавливался здесь на пути из г.Верхоянска в Зашиверск.
29 августа 2008 года Владыко Зосима прибыл в п. Батагай. Его сопровождали келейник (ныне иерей кафедрального Преображенского собора г.Якутска)диакон Милетий,о. Михаил с иподиаконом Дионисием и группа крупных бизнесменов и деловых людей Якутии и г. Москвы среди которых были и наши батагайцы – Андрей Сандоминович Федотов, Валерий Семенович Малышев. В этот исторический момент главы района не оказалось на месте, несмотря на извещение Администрации президента РС (Я), и Владыку Зосиму встречал и принимал заместитель главы Егор Егорович Шестаков. Епископ ставил вопрос о строительстве православной церкви в пос. Батагай. Бизнесмены обещали свою поддержку. Но вопрос строительства церкви в пос. Батагай остается до сих пор нерешенным, хотя уже есть типовой проект, предоставленный Епархией.
Владыка привез с собой ковчег с мощами Святителя Иннокентия Московского (Вениаминова). Это другой великий святой Иннокентий, трудившийся в том числе на Якутской земле. Он был назван в честь Иннокентия Иркутского и своими апостольскими трудами дошел до Камчатки и Аляски и прославился на весь христианский мир. Он является создателем первого якутского алфавита (на латинице).
В первый же день епископ установил Крест в районе Стройгородка на предполагаемом месте казни заключенных ЯнЛАГа в сталинские годы. При бурении скважины под Крест были найдены человеческие останки и захоронены под Крестом. Во второй день ездили в г. Верхоянск, где в Доме культуры состоялась встреча с населением. Думается, у всех, кто видел Владыку, слушал его, осталось неизгладимое впечатление.
Нам, детям нынешней эпохи, предстоит возродить былую святость своей Родины, восстановить историческую память нескольких поколений.
IV. Заключение.
На примере судьбы церквей Верхоянья можно проследить историю государства Российского, что происходило в нашей стране в разные периоды времени. Строительство церквей на Руси определялось не только религиозными соображениями, но и социальными, политическими, административными. Возводились они трудом и талантом народа, который воплощал в своём творчестве народный идеал красоты, любовь к родной земле…
Церковь играла большую и неоценимую роль в сохранении исторической памяти народа. Она являлась носителем нравственности человеческого общества, создавала общественное мнение. В течение нескольких веков в храмах люди получали очищение, утешение, духовную крепость.
Русская Православная Церковь на протяжении своей тысячелетней истории всегда была со своим народом: и в радостях, и в испытаниях… Так было, так есть и так будет всегда!
Исследование истории церквей Верхоянья натолкнуло меня на мысль, что церкви являлись не только культурными центрами, но системообразующими элементами общества, способствующими объединению людей, активизирующими их деятельность, внушающими чувства патриотизма и преданности своей Родине.
Таким образом, цели и задачи работы достигнуты.
Выдвинутая гипотеза о том, что Церковь была центром духовной жизни прихожан, вокруг которого развивалось село, торговля, центром воспитания и просвещения, подтвердилась.
Моя работа, я думаю, продолжит ряд исследовательских работ по истории Верхоянья и будет интересна жителям и гостям края, всем, кто стремится узнать истину. Я узнала много нового о своем крае, его прошлом. Моя малая родина стала мне ещё ближе и роднее. Я познакомилась с интересными людьми. Однако я понимаю, что впереди меня ждёт ещё много работы, что я собрала далеко не весь материал об истории всех часовен края. И я чувствую, что мне надо торопиться, так как уходят из жизни наши бабушки и дедушки, унося с собой целые страницы неписаной истории моего края.
Наша огромная страна прошла через серьёзные испытания, пережила много горя и войн. И во всех этих испытаниях наш народ поддерживала христианская вера. Было время, когда и эту опору пытались выбить. Но сейчас по всей России восстанавливаются храмы, а значит идёт её духовное возрождение, врачуются души людей. В Верхоянии реставрировали Борулахскую Николаевскую церковь. Это самое красивое здание наслега. Белые купала церкви, видны издалека. Видя это, сердце наполняет такое непередаваемое чувство. Надо отдать дань уважение жителям Борулаха. Они не только сохранили свою церковь, но и оставили потомкам великую память. Память не позволяет забыть историю своей малой родины. Память, как, ручей, перетекает из поколения в поколение, позволяя ценить и любить свой родной край со всеми его событиями. Очень отрадно, что в данное время реставрируют Дулгалахскую церковь. Вне всякого сомнения, восстановление храма – это стремление вернуть свои духовные корни, славное православное прошлое. Церковь играет большую роль в жизни села и людей. Она объединяет людей, помогает справляться с разными жизненными ситуациями
Скоро и над наслегами зазвучит благовест.
Литература:
Мост из бумаги для Киры и Вики
Свадьба в Малиновке
Рисуем крокусы акварелью
Глупый мальчишка
Почему Уран и Нептун разного цвета