Конкурс "С любовью о русском языке"
Вложение | Размер |
---|---|
rep_kak_rechevoe_proizvedenie.docx | 56.35 КБ |
Заявка
на участие в региональном конкурсе
«С любовью – о русском языке»
Фамилия, имя, отчество участника Зубкова Татьяна Алексеевна
Район/городской округ Кантемировский район
Полное название образовательного учреждения (по Уставу) Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кантемировского
муниципального района Воронежской области
ОХРОЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Класс 8
Вид работы исследовательская работа
Направление 2 Язык и искусство
Тема Рэп как речевое произведение
Данные участника:
Индекс 396 720
Домашний адрес Воронежская область, Кантемировский район, п. Охрового завода, ул. Школьная, д. 44, кВ. 2
e-mail nataliabarishnikova@yandex.ru
Контактный телефон 89304114797
Фамилия, имя, отчество учителя русского языка
Барышникова Наталья Владимировна
Родители с обработкой персональных данных участника и с использованием материалов работы в некоммерческих целях согласны
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Кантемировского муниципального района Воронежской области
ОХРОЗАВОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РЭП КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
Выполнила:
ученица VIII класса
Зубкова Татьяна Алексеевна
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Барышникова Наталья Владимировна
Пос. Охрового завода
Кантемировского района
Воронежской области
2017 год
Оглавление
Введение ………………………………………………………………… ….3
Заключение …………………………………………………………………..14
Список литературы …………………………………………………………15
Приложение 1 …………................................................................................16
Введение
Во всем мире на русском языке говорят около двухсот шестидесяти миллионов человек, и мы искренне гордимся тем, что принадлежим к этому числу. Для нас язык — это не просто инструмент общения, а удивительный живой организм, полный загадок и постоянно готовый к открытиям. Таким открытием для русского языка является одно из направлений молодёжной субкультуры – Рэп.
Рэп – это музыка протеста, музыка улиц, простая и в то же время глубокая. Потому нет ничего удивительного, что молодежи этот стиль пришелся по вкусу. Рэп – многогранен. Среди разнообразия исполнителей и песен можно отыскать и лирические баллады, и агрессивные социальные треки, и танцевальные композиции. Популярность хип-хоп музыки, в частности, рэпа и регги, за последние несколько лет разительно возросла.
Поэтому идеей нашего исследования является: желание понять: является ли рэп речевым произведением.
Методы исследования:
- изучение и анализ текстов рэпа, научной литературы, периодических изданий;
- анкетирование школьников;
- анализ полученных данных.
Именно сейчас, в первой трети XXI в., произошёл «расцвет» русского рэпа. Доктор филологических наук Т.В. Шмелёва в одном из своих интервью характеризует русский рэп следующим образом: «Из подражательных экзотических занятий одиночек-энтузиастов в силу творческой природы этой культуры русский рэп приобрел свои оригинальные отличия. Он стал новой формой проявления молодежного максимализма и самоутверждения, протеста против несправедливостей жизни, поиска внутренней опоры в условиях распада советской идеологии и быстро меняющейся окружающей действительности. По сути, русский рэп — это резонанс с социальными потрясениями в обществе» [8]. Таким образом, мы можем говорить об актуальности исследования: «Рэп как речевое произведение».
Цель нашего исследования:
выявление особенностей Рэпа как речевого произведения.
Ученик Т.В. Шмелёвой, доктора филологических наук, развивает её идею: «…По-моему, русский рэп — это, прежде всего, не одежда, не музыка и не танцы, а поэзия»[8]. Отсюда следует, что есть все основания включить рэп в круг заинтересованного внимания лингвистов, тем более, что это сулит нам открытие новых данных о современной словесной культуре и возможностях русского языка, в частности, в плане его творческого взаимодействия с другими языками, в первую очередь с английским.
Гипотеза: русский рэп является своеобразным жанром поэзии.
Задачи исследования:
Материал данного исследования может быть интересен представителям современной молодёжи, он может использоваться на уроках литературы при изучении темы: «Современная поэзия», внеклассных мероприятиях.
Рэп - это целая субкультура. В «Большом толковом словаре» под редакцией С.А. Кузнецова приводится два толкования лексемы «рэп»: 1. Декламация, речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку. 2. Танец под такую музыку. Слово «рэп» произошло от английского “rap” — слегка ударять [5, с. 1137]. “To rap” означает «говорить», «разговаривать». В «Толковом словаре» Т.Ф. Ефремовой рэперы — это «представители молодежи, увлекающиеся рэпом (обычно носящие штаны-трубы, балахоны, толстовки, длинные футболки, рубашки навыпуск и кроссовки с развязанными шнурками)». В словаре зафиксировано также прилагательное «рэперский»: 1. Соотносится с существительным рэперы, связанный с ним; 2. Свойственный рэперам, характерный для них [12]. Рэперами называют сегодня и тех, кто просто слушает тексты, относящиеся к данному направлению музыки.
Рэп имеет афроамериканское происхождение. В текстах затрагиваются проблемы улиц и людей, которые там живут. Выступление рэперов сопровождается своеобразными движениями и жестами. Существует мнение, что слово «рэп» это сокращение от следующего словосочетания «Rhythmic African Poetry», что означает ритмичная африканская поэзия. Другими словами, рэп, это набор фраз, читаемых под ритмичную музыку. Но при умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов.
Сам по себе «русский рэп» молодое явление. Многие не воспринимают его, считая его калькой с западных образцов. В то же время «русский рэп» очень своеобразен.
История современного российского рэпа насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами нашей молодежи.
Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп «GrandmasterFlash&TheFuriousFive» и CaptainSensible». Текст первого речитатива был таким:
«С текстом все предельно сложно», — твердят уж много лет
Что это просто невозможно — на русском делать рэп.
Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...» [9]
Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны.
Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграундные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха. Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и стали пионерами рэп-культуры были участники питерской группы «BadBalance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля.
На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «BadBalance» (LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру.
Для нас наибольший интерес представляет именно словесная составляющая хип-хоп культуры, креативность которой наиболее очевидна, если не сказать неизбежна. «Принципиальное отличие рэпа от других молодёжных культур состоит в том, что это не исполнительская, а авторская культура – отсюда главные действующие лица русской рэп-культуры не танцоры, а музыканты и те, кто читают тексты, их уже привычно именуют МС (произносится [эмси] – ударение возможно на оба слога). Каждый МС выходит на публику с треком – собственным текстом, положенными на бит в сочетании с сэмплом (этот музыкальный комплекс называют минус – трек без голоса, «минус голос» 2). Минус может быть авторским, но может быть и заимствованным: минусá публикуются и тем самым как бы предлагаются к использованию. Эти условия создания треков и говорят, как кажется, о приоритете текста, то есть словесного компонента рэп-культуры» [9]. Надо сказать, что рэп-культура, помимо публикаций в инете и концертного исполнения, выработала такую форму осуществления, как батлы (бэтлы) – состязания МС, в том числе на интернет-сайтах. Именно интернет-баттлы сделали рэп-культуру действительно массовой: участвовать в них может любой, кто напишет собственный трек на заданную тему. Другое дело, что от качества трека зависит, как долго он продержится в состязании, где от раунда к раунду число участников уменьшается, выявляя в финале победителя. На батлы сайта HIP-HOP.RU записываются до 1200 участников, и этот факт тоже говорит о масштабах рэпа как культурного явления. В завершение характеристики русского рэпа следует сказать, что это рэп не только российский: русские рэперы живут едва ли не на всей территории Ближнего Зарубежья, а также в Праге и Нью-Йорке, в Берлине и Сан-Диего …
1.2. Особенности построения текста рэпа
Изучение рэп-текста заслуживает внимания в аспекте его текстопорождения, так как в его создании особую роль играет подбор слов и их созвучие, ритм, рифма. В связи с этим интересно изучить то, как происходит внутри текста «сцепление» слов, иначе говоря, как выстраиваются ассоциативные ряды, как текст становится связным и цельным. Рэперы называют свои поэтические произведения текстами (с ударением на предпоследнем слоге). Для данной культуры характерен и особый язык (сленгизмы, жаргонизмы, вульгаризмы, нецензурная лексика, смешение лексики разных стилей и др.).
По своей системе стихосложения рэп является акцентным стихом. «Акцентный стих - это главный вид тонического стихосложения, построенного на равном количестве метрических ударений в строках. В отличие от дольника и тактовика, в которых ширина междуударных интервалов составляет 1-2 слога и 1-3 слога соответственно, между ударными слогами акцентного стиха допускаются произвольные промежутки, больше 3 слогов. Акцентный стих основан на рифме» [8].
Любой рэп - текст в общем виде состоит из 2-х «компонентов» (составляющих): смысла и рифмы. «Ярким примером того, какой положительный результат достигается при правильном подходе и к смыслу, и к рифмам – является ГУФ, а вернее его «теста» (ударение в данном слове рэперы ставят на последний слог). Каждый его куплет представляет собой отдельную захватывающую историю (смысл), идеально ложащуюся на бит с помощью грамотно подобранных и расставленных рифм. Песни Гуфа просты и понятны всем без исключения, но в то же время каждая из них наполнена глубоким смыслом. Благодаря своим текстам Гуф остается одним из самых востребованных отечественных рэп-исполнителей» [10].
Куплет в рэпе состоит из четного количества строк. Как правило, в стандартном куплете их не менее 16 (но может быть и больше). Писать куплет удобней всего в виде четверостиший, чаще называемых квадратами. Таким образом, стандартный куплет в 16 строк состоит из 4-х квадратов (четверостиший).
Припев может состоять как из одного слова, так и из нескольких, а может и вовсе отсутствовать. Однако в большинстве случаев, если припев есть, то состоит он либо из 4-х, либо из 8-ми строк.
Схема рифмовки – это порядок расположения рифм в тексте.
Основные схемы рифмовок в рэпе:
Смежная - «ААBB»
Самая простая схема: рифмуются последние слова двух соседних строк. Им пользуются все рэперы без исключения (некоторые пользуются только им).
Пробую на зуб каждый день, каждый момент (А)
Не смотря на то, что мир прочнее, верю в хэппи-энд (А)
Верю в то, что добро является высшей силой (В)
Верю, что когда умру, не зарастет травой могила. (В)
(Ант.)
Перекрестная - «АBАB»
Использование перекрестных рифм улучшает восприятие текста (читки), делает его ярче и ритмичнее.
Чики-пау, мне не нужна расческа
Щетина, короткая прическа
(Jamal, Триагрутрика.)
Холостая - «АВСВ»
Первый и третий стих - не рифмуются. Частный случай перекрестной схемы.
Кольцевая - «АBBА»
Эта схема рифмовки является более сложной по сравнению с двумя предыдущими, вследствие чего рэперы применяют ее крайне редко, хотя использование кольцевой схемы придает тексту особую выразительность, подчеркивая при этом высокий уровень мастерства исполнителя (МС).
Клин надо вышибать клином… вендетта
Дело к рассвету, палец на курке карабина
Сплетенная (смешанная)
Это самая сложная схема рифмовки, успешно реализовать которую могут только настоящие мастера. Такая схема может иметь множество форм и вариаций, рифмуемые пары могут повторяться в стихе по два или даже по три раза. Определенных правил здесь нет – все на усмотрение автора.
Схема рифмовки может выглядеть следующим образом:
…рифма С… рифма А
…рифма С… рифма А… Рифма В
…рифма А… рифма В
…рифма А
Как видим, четкой последовательности нет. Тексты, наполненные грамотными сплетенными рифмами, обладают каким-то магическим действием и надолго запоминаются слушателем.
1.3.Основные темы рэпа
Творчество первых российских рэперов не носило социально-политического характера: сначала был популярен «позитивный» рэп (Богдан Титомир), позже — тема межполовых взаимоотношений («Мальчишник»). Также актуальной была тема наркотиков («Дельфин»). Социально-политическая тематика реализовалась в творчестве группы «Каста» [8].
Сегодня рэпу присущи все указанные выше темы, особо актуальными являются тема любви, города, избранности, исключительности рэпа, творчества. В нем также большое внимание уделяется вопросам гражданской свободы и политическому недовольству: «Страна придумана мной, где коммунизм государственный строй, / С государственной Вуду-религией — / Простой и идеальный для меня настой» [2H Company, Жир земли]), моральной деградации общества: «Я ору, потому что запарно быть уродом моральным Ненормально сквозь марлю дышать отравой на пару… покоряют на лавках шалав-стайл, дышат клей в подвалах» [MAD-A, Бешеная] социальным проблемам: «пугая ревом бабулек Манерные манекены с голубой кровью в венах бросали им деньги» [MAD-A, Бешеная]), концепту уличной жизни, столкновениям с полицией, совершению противоправных действий: «Не прояснился он даже, когда мы случайно свободу получили, / Так как наше место понадобилось для более крупной дичи» [2H Company, Полоски]). Рэп по своей сути материалистичен, и российский рэп также наполнен намёками на социальный престиж и символами материального богатства: «Нам светят клубы, алкоголь, девочки, хотя / последнее вряд ли… / Короче, сегодня седьмое — у него зарплата» [2H Company, Полоски]; «Феррари гоняли по Питерским улицам» [MAD-A, Бешеная]; «Вся эта круть была в кредит мной взята» [2H Company, Полоски]. «Вместе с тем русский рэп более лиричен, что, вероятно, связано с традициями отечественной лингвокультуры и в первую очередь с литературным наследием. Другие темы оказываются чаще всего сквозными: тема красоты, дружбы, лжи, предательства и некоторые другие. В творчестве некоторых исполнителей на основе личной ситуации отражаются проблемы современного общества, его ценностей (Noize MC, Log Dog, Смоки Мо и др.)» [6, 142].
1.4. Анализ текстов рэп-группы «Макулатура»
В январе 2003 года первокурсники кемеровского филфака, 17-летние Е. Алехин и К. Сперанский объединились в дуэт «Макулатура». Название позаимствовано у романа «Макулатура» Чарльза Буковски.
Было решено работать в жанре приблизительно «социально-бытийный рэп», используя речитатив как рупор в работе с такими материями: «человек-общество», «гражданская позиция», «моральная этическая (и опять-таки) социальная ответственность». В документальном фильме о группе «Внутренний рэп» Евгений говорит, что он мозг, а Сперанский — лицо. Но это не совсем так. Для группы пишут тексты они оба. Каждая песня коллектива состоит из двух куплетов и припевов. Каждый пишет свои куплеты сам. Фабульно они никогда не являются продолжением друг друга. Название и припев песни задают тему, а куплеты являются размышлениями на эту тему. При этом у обоих авторов индивидуальный стиль. Проанализировав даже несколько текстов, можно без труда отличить, кому какой припев принадлежит. Поскольку каждый из куплетов является законченным произведением, их очерёдность не важна.
Взаимоотношения прозы Алёхина с его рэп-текстами — отдельная тема. Сюжеты, темы, мысли, а иногда и целые строки «путешествуют» из одного произведения в другое. Герой его рассказов, как и лирический герой рэп-текстов, невольно отождествляется с ним самим.
Алёхин фиксирует эмоции, переживания от конкретного события. Куплеты Сперанского же более метафоричны, имеют абстрактно-философский смысл.
Рассмотрим на конкретном примере — отрывках из куплетов песни «Пляж» из одноимённого альбома:
Едем на скутере мимо пейзажей красивых тревожных.
Обилием звуков и красок пугает живая природа.
Скорее вернуться к московскому душному лету,
Клубам и техрайдеру, картошке, винегрету,
Типографии, службам доставки, записи альбомов.
В провинциальные СМИ, интервью и дешёвым столовым,
Авиакомпании «победа», автобусам, плацкартам -
Мечтать о возможности моря, дожидаться инфаркта
(Евгений Алёхин, Пляж.)
Алёхин в куплете сначала использует глаголы настоящего времени «едем», «пугает». Они обозначают текущий момент времени, фиксированный момент настоящего. Следующие строки противопоставляются первым двум: живая природа против неживой городской. Причём они меняются ролями — автор описал всю свою рутинную жизнь вплоть до инфаркта простым перечислением, показывая, как быстро проносится такая жизнь. При таком контрасте его поездка на скутере по индийским пейзажам кажется практически бесконечной в сравнении с городской жизнью. Но в последней строчке он подчёркивает, что то место, где он сейчас находится, — это мечта, которой ещё раз, возможно, и не удастся сбыться. Таким образом, реальность и мечта меняются местами. Будучи в рутине, герой желает «мечтать о возможности моря», но находясь у моря сейчас, в своей мечте, он хочет «скорее вернуться к московскому душному лету». Он не хочет терять ощущение реальности, ведь тогда и мечта перестанет быть мечтой. Проблематика куплета, таким образом, ставится бытийной — размышления о мечте и реальности и невозможности существования одного без другого. Здесь уместно вспомнить повесть Алёхина «Маленький скучный багаж», которая словно бы дополняет поэтический текст. В ней он описывает своё путешествие с женой по Индии, которое продлилось несколько месяцев. «Впервые я плавал в море в начале года — после самой удачной в моей жизни халтуры мы слетали в Тайланд. С тех пор мне постоянно снилась морская вода. С тех пор я думал, что только на море и стоит жить. Наверное, я был слишком наивен и слишком большое значение придал пустяку» [1, с. 77]
Посмотрим, как высказывается на ту же тему «напарник» Евгения.
Берег блестит на солнце, как зубы дракона.
Твой дождевик и твои родинки в заговоре, который раскрою,
Взяв тебя за руку, мы одни, и вода прибывает.
Я не хочу просыпаться, так в мечте тонет реальность.
Ты так же одета, как в тот вечер,
Когда десять коктейлей, виски с колой, вино, сигареты
и тяжесть веселья были во мне,
типа я проглотил пояс шахида.
красивее твоего лица никто на себе не носил, да.
(Константин Сперанский, Пляж.)
Пляж Сперанского тоже мечта. Но он, напротив, стремится убежать туда, «затопив» мечтой реальность. Если у Алёхина рассуждение разворачивается от мечты к реальности, то у Сперанского, наоборот, мечта строится на основе одного лишь реального факта — некого «того вечера». Куплет Сперанского — это сон, фантазия на тему. Алёхин боится «пропасть» в мечте, для Сперанского тяжелее реальность. Не случайно для описания мечты он использует настоящее время, а для реальности прошедшее (У Алёхина, напомним, реальность была представлена будущим). Из этого можно сделать вывод и о лирических героях обоих авторов. «У Алёхина герой — реалист, у Сперанского герой — романтик. Этим обусловлен и выбор разных художественных приёмов. У Сперанского много сравнений, метафор, фантастических образов («как зубы дракона», «типа я проглотил пояс шахида», «твой дождевик и твои родинки в заговоре»), у Алёхина много «бытовых» слов, реалистичных образов и нет выразительных средств, основанных на сравнении («техрайдер», «дешёвые столовые», «московское душное лето»)»[12]. Это позволяет раскрывать выбранную коллективом тему в разных аспектах.
Заключение
В последнее время хип-хоп культура стала остро актуальным явлением, существующим во всех аспектах социальной жизни. Очевидно, пришло время литературоведческой науке обратиться к изучению этого феномена, как в своё время произошло с творчеством авторов, исполняющих свои тексты под музыку, — В. Высоцкого, В. Цоя, бардовской песни . Рэп-исполнитель Баста в интервью газете «Известия» сказал следующее: «Во-первых, поэзия должна быть острой и молодой. Во-вторых, мне кажется, она утратила темп времени. Евтушенко собирал стадионы, потому что угадывал и попадал в темп. Сейчас таких нет. Сначала темп времени угадывала поэзия, потом — пришел русский рок, сейчас русского рока нет, но зато есть русский рэп, потому что злой, сырой, настоящий».
Разные формы речитатива известны с древнейших времён. Он служил аккомпанементом для религиозных обрядов, произносился под музыку в античной драме. И древнейшие поэты исполняли свои стихотворения исключительно под музыку. Следуя архаичным традициям, группа «макулатура» считает музыку и текст неразрывно связанными в рамках одного произведения. «Музыка — такая же часть трека, как текст и манера исполнения. Сделаешь что-то одно плохо — и все развалится»[3,265].
Таким образом, рэп можно считать одной из форм современной поэзии. Он связан с древней традицией стихотворства и одновременно является одним из самых актуальных жанров сегодняшнего дня, выражающим гражданскую позицию и способным рассуждать на вечные темы. Однако с литературоведческой точки зрения к этому вопросу почти никто не обращался.
Список используемой литературы.
Приложение 1
Приложение1.
Анкета «Что мы знаем о рэпе».
Три орешка для Золушки
Белый лист
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Филимоновская игрушка
Сказка "Колосок"