12 февраля 2015 года в селе Санага Закаменского района РБ будут проводились мероприятия, посвященные 75-летнему юбилею со дня рождения бурятского поэта М.Самбуева. Поэтому настоящая работа посвящена данной дате. Также актуальна данная работа тем, что поэтическое творчество М.Самбуева и С.Есенина, различных по своему художественному мастерству, никогда прежде не исследовалось специально. Исследование основных тенденций развития любой национальной литературы невозможно без анализа творчества её самых ярких и самобытных представителей.
Таким образом, учитывая актуальность данной работы, возникает необходимость как можно больше узнать и рассказать о сопоставлении стихотворений о малой родине С.Есенина и М.Самбуева.
Вложение | Размер |
---|---|
Сопоставительный анализ стихотворений о малой родине С.Есенина и М.Самбуева | 42.36 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Ассоциация учителей русского языка и литературы
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
«ЕСЕНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Секция
научно-исследовательская работа
Сопоставительный анализ стихотворений о малой родине С.Есенина и М.Самбуева
Автор: ученик 9а класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Кононов Артем; домашний адрес: г. Улан-Удэ, ул. Строителей 40-5
Руководитель: Жабуева Туяна Александровна. Контактные телефоны: рабочий – 22-45-16, мобильный – 89149852342
г. Улан-Удэ
2015г.
Содержание
Введение
1 глава. Биография М.Ж.Самбуева
2 глава. Сопоставление стихотворений о малой родине С. Есенина и М.Самбуева
Заключение
Использованная литература
Введение
Исследовательская работа несет название «Сопоставительный анализ стихотворений о малой родине С.Есенина и М.Самбуева». Работа состоит из введения, в 1 главе описывается жизнь и творчество бурятского поэта М.Самбуева. Во 2 главе дается сравнительная характеристика стихотворений М.Самбуева и С.Есенина о малой родине. В заключение привожу свои выводы, дан список литературы, на который я опирался во время работы над исследованием.
В современном литературоведении значительно усилился интерес к творчеству национальных художников слова, определивших своими произведениями основные тенденции литературы. Таковыми можно считать Мэлса Жамьяновича Самбуева (1940-1981), занявшего достойное место не только в бурятской, но и в советской литературе. Также данная тема актуальна тем, что эта работа посвящается 90-летию со дня рождения и 120-летию со дня смерти русского поэта С. А. Есенина, а также 75-летнему юбилею со дня рождения бурятского поэта М.Самбуева.
Тема исследования обусловлена еще тем, что поэтическое творчество М.Самбуева и С.Есенина, различных по своему художественному мастерству, никогда прежде не исследовалось специально. На наш взгляд, исследование основных тенденций развития любой национальной литературы невозможно без анализа творчества её самых ярких и самобытных представителей.
Цели в задачи исследования
Основная цель исследовательской работы - сравнительно-сопоставительная характеристика стихотворений о малой родине М.Самбуева и С.Есенина и выявить общность и различия в стихотворениях двух поэтов. Поставленная цель определила следующие задачи:
- изучить биографию М.Самбуева;
- исследовать стихотворения М.Самбуева и С.Есенина (в сравнительно-сопоставительном аспекте);
- выявить общность и различие стихотворений двух поэтов.
Научная новизна работы - данная тема исследования до сих пор не была предметом анализа. В исследовании впервые предпринята попытка сопоставить стихотворения М.Самбуева и С.Есенина.
Предметом исследования является поэзия, особенности развития которой анализируются через призму национально-художественных особенностей поэзии М.Самбуева.
Объектом изучения является поэтическое творчество М.Самбуева и сопоставление стихотворений.
Методы исследования: наблюдение, поисковый, исследования публицистических и научных источников, работа с литературой, анализ.
1 глава. Биография Мэлса Жамьяновича Самбуева
Мэлс Самбуев родился в высокогорном селе Санага Закаменского района Бурятии. Небольшую долину, приютившую дома, окружают лесистые горы, а царит над ними одна каменная вершина — Уран-Душэ. На русский язык это название можно перевести так: «гора умельцев», «вершина мастеров». Может быть, табунщик с пастбища, привольно раскинувшегося у подножия горы, придумал это название, втайне мечтая о том, что его лошади окажутся к осени самыми сытыми, самыми резвыми и его, табунщика, будут чествовать на празднике мастеров — сурхарбане? А может быть, имя вершине дал искусный чеканщик из тех, которыми славится здешняя земля? Или улигершин, который видит поэзию в красоте родной земли и человеческой души?
Как бы там ни было, но Мэлс Самбуев уже в первых стихах не мог не обратиться юным сердцем к сверкающей «вершине мастеров». Она была символом родной земли, которую прославили умельцы — чабаны и охотники, чеканщики и сказители.
«У моего деда, — вспоминал Мэлс Самбуев, — было много внуков. Бывало, соберет он нас и начинает рассказывать улигер. А то устроит состязание, кто из внуков передаст легенду наиболее живописно и складно. Вот тогда я и начал сочинять — стихи не стихи, сказки не сказки. Первое стихотворение «В лесу» опубликовал в шестнадцать лет. С тех пор стал печататься на страницах республиканских газет и журнала «Байкал», в коллективных сборниках.
Уже первые стихи Мэлса Самбуева, вошедшие в его книгу «Таежный снег», несли качество, свойственное его поэзии: большой эмоциональный напор. Его звонкий и чистый голос словно задыхается от волнения, когда молодой поэт говорит о юности, о родной таежной стороне.
Мэлса Самбуева рано заметили и поддержали. В 1969 году он был направлен на пятое всесоюзное совещание молодых писателей в Москву. Руководитель семинара, в который он попал, замечательный советский поэт Борис Ручьев выделил паренька из Бурятии. В интервью «Литературной газете» он сказал: «Несомненным открытием для меня и для моих коллег была поэма «Дед Доржи» Мэлса Самбуева из Бурятии. Она интересна и самобытна. Молодому поэту удался образ старого бурята, очень милого и симпатичного человека. Читали мы ее в подстрочнике, сделанном самим автором. По единодушному мнению руководителей семинара, если эту поэму хорошо перевести, она станет достижением всесоюзной литературы».
Совещание окрылило Мэлса Самбуева. Он был принят в Союз писателей, в московских издательствах «Современник» и «Советский писатель» почти одновременно вышли его книги «Таежная роса» и «Дед Доржи».
Из родного горного края пришли в стихи Мэлса Самбуева его герои: старый плотник Доржи, пронесший доброту к людям через всю трудную жизнь; молодой пастух Жэмбэ; дед Сэжэб, не сломленный горем. И все краски природы, и живые приметы времени взял поэт здесь.
После окончания университета поэт долгие годы работал журналистом радио и телевидения. Живые приметы времени, чувства и мысли людей — все, что видит Человек этой беспокойной профессии, не может не отражаться и в его литературном творчестве. Поэтому стихи Мэлса Самбуева при всей их романтической тональности и эмоциональной наполненности одновременно и заземлены, приближены к нашему быту и труду:
Удача с первой поэмой «Дед Доржи» подтолкнула Мэлса Самбуева к новым замыслам в этом жанре. Родилось несколько поэм, в которых лирическая взволнованность органично сочетается с образным повествованием о судьбах людей разных поколений.
В поэме «Смерть партизан» М. Самбуев воскрешает драматические события, происшедшие в таежной Закамне в годы гражданской войны. Три других поэмы можно назвать документальными. Первая, «Таймыр» (она написана для детей), — это поэтический дневник путешествия по суровому северному полуострову. Толчком для создания второй поэмы — «Воспоминания на Мамаевом кургане» стала поездка Мэлса Самбуева в Волгоград. Высокие чувства, которые испытывает каждый в городе бессмертной воинской славы, осветили для поэта новым светом судьбы его земляков — участников Отечественной войны и тех, кто трудился в тылу. Эту поэму-монолог, песнь о подвиге, автор писал с большим душевным подъемом.
Крепнущее умение Самбуева построить сюжет поэтического произведения на конкретных фактах жизни человека проявилось в поэме «Звездный час». Это рассказ о замечательной женщине, Герое Социалистического Труда, чабане Валентине Гончиковне Романовой.
У Мэлса Самбуева всегда было много замыслов, творческих планов.
«Только что сдал в местное издательство рукопись сборника «Ара-Хангай» — говорил он незадолго до смерти. — Закончил подстрочники новых книг для издательств «Советский писатель» и «Детская литература». Пишу поэму о молодежи. А в будущем мне хочется написать поэтический сборник о рабочем классе Бурятии». Творческим планам, о которых говорил поэт, не суждено было сбыться. Смерть его была неожиданной для всех друзей и почитателей его таланта…
Глава 2. Сопоставительная характеристика стихотворений о малой родине С.Есенина и М.Самбуева.
Для сопоставительной характеристики взяты стихотворения С.Есенина и М.Самбуева о малой родине.
Общие черты в стихотворениях о малой родине двух поэтов:
С.Есенин
Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом мёда и роз.
М.Самбуев
Краю моему в цвету и сини
И крапиве, убранной в росу,
Я по праву выросшего сына
Песню благодарности несу...
Пейзаж у двух поэтов – не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в него всегда «вкраплен человек». Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край. Оба поэта обладают неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия.
Важную роль в обоих четверостишиях играет цвет, который призван не только создавать цветовую гамму стихотворения, но и передавать чувства и настроения лирического героя. Любимые цвета поэта, как мы видим из этих произведений, - синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности родного края.
С.Есенин
К тёплому свету, на отчий порог,
Тянет меня твой задумчивый вздох.
Ждут на крыльце там бабка и дед
Резвого внука подсолнечных лет.
Строен и бел, как берёзка, их внук,
С мёдом волосьев и бархатом рук.
М.Самбуев
Я знаю, как ждут меня отчий очаг
И мать, с неизбывною грустью в очах!
А я прихожу к ней в году только раз,
Как Белого месяца радостный час,
Чтоб нежно губами коснуться седин,
Чтоб с детством остаться один на один.
В данных отрывках поэты соединяют воедино свою тоску о детстве, об уходящих годах, о родителях, с которыми видятся редко. Родные люди, родная деревня, пейзажи родной природы – все это у обоих поэтов является символом малой родины. Природа для них неотделима от понятия родины.
Родина для поэтов — это все, что они видят, чувствуют, все, что их окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к родине переплетаются у поэтов с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
У М.Самбуева:
Я упьюсь хмельным парным рассветом
С нежной песней, теплой, как дыханье,
С многоцветным солнечным букетом
В степь пойду к любимой на свиданье.
Несколько слов о родных деревнях поэтов:
С.Есенин
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Мое село лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского, скандального пиита.
М.Самбуев
Санага. Санага!
Словно сказочный сон – Санага!
Синева… Как мне хочется сердцем вглядеться
В эту ясную даль, где живут молодые снега…
Санага, Санага – край священный, далекого детства
Нам известна родная деревня С.Есенина Константиново Рязанской губернии, а М.Самбуев родился в с.Санага Закаменского района Республики Бурятия. В этих строках мы видим как бережно, с любовью поэты относятся к своей малой родине. В стихотворениях поэтов встречаются родные предметы быта, жители деревень, причем не так, как они видятся со стороны, а изнутри, глазами любящего хозяина.
Различия в стихотворениях о малой родине С.Есенина и М.Самбуева.
Малая родина – это то, что окружало поэта с детства: родная деревня, родная природа, покосившиеся избы. Есенин обладал удивительной способностью рассказать о красоте природы, о родном крае.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Но, несмотря на все трудности, сомнения, любовь к своей земле в творчестве поэта остается основной темой:
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
В лирике Есенина сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе. Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает
Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый…
Краю моему в цвету и сини
И крапиве, убранной в росу,
Я по праву выросшего сына
Песню благодарности несу...
Санага. Санага!
Словно сказочный сон – Санага!
Синева… Как мне хочется сердцем вглядеться
В эту ясную даль, где живут молодые снега…
Санага, Санага – край священный, далекого детства
Такой гимн спел своему родному селу талантливый молодой бурятский поэт Мэлс Самбуев. У каждого поэта, наверное, должно быть свое «есенинское село», та малая частица родины, куда сердце будет возвращаться всю жизнь. У Мэлса – это Санага. Бурятия – край замечательных эпических сказаний – улигеров, песен, преданий. Народные сказители веками наращивали это богатство. Мэлс Самбуев умеет соединить в своем творчестве настойчивый поиск с учебой у освещенной традицией народной поэтической речи. Его лучшие вещи радуют родниковой чистотой стиха, влюбленностью в жизнь, свежестью восприятия мира. Читаешь Самбуева – и видишь, как колеблется настоянный на травах воздух горных пастбищ, как светит в зрачки никогда не потухающая белизна гор, над которыми проплывают медленные облака. Мэлс Самбуев остро воспринимает окружающий его мир – он видит его юными глазами. Он заставляет переживать собеседника, умеет зажечь своим настроением, темпераментом. Мир его стихов образен, масштабен, современен. Телевизионная Т-образная антенна напоминает ему плечики, которые держат «синий костюм небосвода», желтые щепки из-под топора похожи на испуганных птиц, разлетающихся в разные стороны, костер проносит рыжий дым, «словно хвост огненного коня…».
Поэтому стихи Мэлса Самбуева при всей их романтической тональности и эмоциональной наполненности одновременно и заземлены, приближены к нашему быту и труду:
Я вижу: в цветенье альпийских лугов
Жэмбэ, мой ровесник, пасет сарлыков,
торжественно первым встречая зарю.
Жэмбэ, я тебе эту песню дарю!
Всем вам, что сейчас от меня далеки,
всем вам, санагинцы, мои земляки,
за то, что дышу, что живу, что творю,
за то, что вы есть, эту песню дарю!
Заключение
К сожалению, творчество М.Самбуева малоизучено. В настоящее время публикуются научные работы и статьи обращенные к его творчеству, по новому рассматривается структура поэтических образов, символов. Исходя из происходящих изменений в обществе и в сознании людей по-новому раскрывается смысл его произведений. Он глубоко национальный поэт, о чем говорит тематика его произведений, система поэтических образов, созданная с пониманием национальной психологии, мировоззрения народа.
Несмотря на это, его приход в поэзию был истинным явлением, в его творчестве гармонично слились содержательность стихов, новизна и точный язык, свежая образность, новаторство в использовании рифмы.
Таким образом, сопоставляя стихотворения С. А. Есенина и М.Самбуева замечаешь, что они невероятно похожи темой, формой, стихотворной речью и частично символикой, но временной промежуток в человеческую жизнь не может не внести отличие в мировоззрения лирических героев.
Оба поэта, каждый по-своему, передают нам, читателям, вечные ценности красоты, любви, поэтической чуткости, философского примирения с жизнью.
И соглашаешься с мнением поэта Е.Евтушенко, что «Есенин, может быть, самый русский поэт, ибо ничья другая поэзия настолько не происходила из шелеста берез, из мягкого стука дождевых капель о соломенные крыши крестьянских изб, из ржания коней на затуманенных утренних лугах, из побрякивания колокольцев на шеях коров, из покачивания ромашек и васильков, из песен на околицах. Стихи Есенина будто не написаны пером, а выдышаны самой русской природой».
Московский поэт Юрий Панкратов, переводивший стихи Самбуева на русский язык, заметил, что бурятский лирик смотрит на мир юными глазами, что он умеет зажечь читателя своим радостным настроением. А разве не это умение как бы заново открывать красоту помогает народным умельцам выводить солнечный узор на металле? Разве не поиск нового и не желание служить людям ведет по жизни любого мастера? На земле таких мастеров вырос Мэлс Самбуев. Эта земля питала творчество поэта, и здесь его стихам суждено жить долго.
Использованная литература:
Мэлс Самбуев:
На русском языке:
О творчестве:
Сергей Есенин:
Интернет-ресурс:
soyol.ru›personas/poets-and-writers/428/
zakamensk.com›index/mehls_sambuev/0-191
selorodnoe.ru›history/show/id3629619/
litbur.ucoz.com›index/mehls_sambuev/0-17
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00074901184864214408
http://znanija.com/task/997702
http://www.uznaem-kak.ru/tema-rodiny-v-tvorchestve-sergeya-esenina/
Если хочется пить...
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Извержение вулкана
Есть в осени первоначальной...
Невидимое письмо