Творчество выдающихся драматургов Виктора Кок-оола и Александра Островского всегда отличалось глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Они стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. В их творчестве обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского "Гроза", в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту и образ Кара в драме В.Кок-оола «Хайыраан бот»
Вложение | Размер |
---|---|
katerina_i_kara.docx | 60.1 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Суг-Аксынская средняя общеобразовательная школа
Сут-Хольского кожууна Республики Тыва
Научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Научно-исследовательская работа
на тему:
«Катерина и Кара: две героини, две судьбы»
(по пьесам А.Н.Островского «Гроза» и В.Ш.Кок-оола «Хайыраан бот»)
Выполнила:
Ооржак Сайсуу Айдысовна,ученица,
11 «а» класса МБОУ СОШ с.Суг-Аксы
Научный руководитель:
Ооржак С.Н., учитель
первой квалифик. категории
русского языка и литературы.
с.Суг-Аксы- 2014
Оглавление
Введение____________________________________________________________3
1.Образ Катерины и Кара в пьесах «Гроза» А.Островского и «Хайыраан бот» В.Кок-оола________________________________________________________________4
1.1.Жизнь до замужества______________________________________________5
1.2.Жизнь после замужества____________________________________________6
1.3.Влияние жизни в новых семьях_______________________________________7
1.4. Отношение к любви________________________________________________8
1.5.Монологи героинь__________________________________________________9
1.6.Значение имен героинь_____________________________________________11
1.7.Гибель Катерины и Кара_____________________________________________12
Заключение___________________________________________________________13
Список использованной литературы______________________________________15
Введение.
Творчество выдающихся драматургов Виктора Кок-оола и Александра Островского всегда отличалось глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Они стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. В их творчестве обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского "Гроза", в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту и образ Кара в драме В.Кок-оола «Хайыраан бот»
Образ Катерины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится[1]. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину, прежде всего, окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться.
В трагическом образе Кара подчеркнуто сознание ее высшего человеческого достоинства. Наперекор канонам феодализма она уходит с любимым человеком и гибнет. Романтический характер девушки Кара раскрывается в любви, в сильном и цельном чувстве, овладевшем ею.
Новизна работы заключается в недостаточном изучении сопоставительного анализа русской и тувинской литературы школьной программы.
Актуальность данной работы состоит в том, что образы Катерины и Кара, их жизнь и судьба до сих пор остается самой злободневной проблемой человечества.
Цель: сопоставление и выявление связей русской и тувинской литературы через сопоставление и сравнение образов Катерины и Кара;
Задачи:
- создать условия для воспитания правильного представления о любви, нравственных качеств в учащихся, любви к природе,
- вырабатывать потребность личностного восприятия литературы,
- формировать навыки анализа драматического произведения.
В ходе работы были использованы следующие методы:
-частично-поисковый метод;
-сопоставительный анализ;
-метод сбора информаций.
1.1 Жизнь девушек до замужества.
Образ Катерины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину, прежде всего, окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться.
Катерина - самый сильный характер пьесы. Она была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу.
Судьба девушки Кара в драме «Хайыраан бот» во многом очень похожа на Катерину, хотя есть существенные отличия в бытовых и этнографических деталях . Кара с детства пасла скот, помогала родителям, играла со своими сестрами (Уран и Салбакай), веселились каждому мгновению жизни.[2]
1.2. Жизнь девушек после замужества.
Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворятся, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не страх перед гиеной огненной побудили героиню сказать правду.
«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» - так начала она свое признание. Для её честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить, лишь бы жить - не для нее. Жить - это значит быть самой собою. Её самая дорогая ценность это личная свобода, свобода души.
Образ Катерины противопоставлен в пьесе другим персонажам, и в тоже время сопоставлен с ними.
Главным внешним конфликтом пьесы является противостояние Катерины и Кабанихи.
Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка «тёмного царства». Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же – единственный персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире. Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого уклада жизни. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел, перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство.
Кара тоже не могла воспротивиться родителям, выдавшим ее, вернее, продавшим богачу Кенден-Хуураку. В феодальной Туве в то времена такая судьба девушек встречается часто. И поэтому в народе широко распространились грустные песни девушек: Олу бээрге база кончуг,
Озен черже октаплаттар,
Озе бээрге база кончуг,
Оске чонга бериплеттер.[3]
1.3. Влияние жизни в новых семьях.
Конфликт и сюжет пьесы определяются столкновением героини с миром злой самодурной силы. Катерина не в состоянии разрешить противоречие между своим стремлением к новой жизни и железной уздой быта и нравов Калинова. Ее роль в этом конфликте — трагическая. Однако трагический смысл положения героини не исчерпывается социально-бытовым конфликтом.
Не только конфликт с «темным царством», но и неразрешимый внутренний конфликт обусловил ее трагедию. Катерину терзает мысль о нарушении нравственного долга: она считает себя грешницей, которой никогда не будет прощения. Пожалуй, именно религиозное чувство греха еще до «грехопадения», то есть до первого свидания с Борисом, особенно мучительно для нее: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? Долго ль еще мне мучиться? Для чего мне теперь жить? ... Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила» — так она понимает свою трагедию после признания в «грехе», не видя надежды на спасение. Трагическое сознание греха и героическое отчаяние попеременно овладевают ею. Надежды на спасение нет, поэтому каждый свой поступок Катерина воспринимает как шаг, неумолимо ведущий ее к краю пропасти. У нее не возникает и мысли о возможности спасения души, об отпущении грехов и прощении. Напротив, она все больше и больше убеждается в том, что погибла безвозвратно.
Жизнь Кара с Кенден-Хуураком становится невыносимой. Он унижал ее, избивал как рабыню. И она натерпевшись его издевательств, находит силы не только вернуться в родную семью, к отцу, матери, сестрам, к любимому Седипу, но и бороться за свое право на счастье и гибнет непокорной жертвой «темного царства». Кара уходит из жизни как борец, у которого нет другого оружия.
1.4. Отношение к любви.
Любовь Катерины к Борису принуждает вступать в борьбу с самой собой, со своими убеждениями. Она, замужняя женщина, чувствует себя великой грешницей.[4] Осознание собственной греховности, муки совести преследуют Катерину. Она жалуется Варе: «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не сделала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Катерина не задумывается над тем, что это над ней совершили насилие, отдав замуж за нелюбимого. Ее муж, Тихон, рад уехать из дому и не хочет защитить жену от свекрови. Сердце подсказывает ей, что ее любовь – величайшее счастье, в котором нет ничего плохого, но мораль общества и церкви не прощает свободного проявления чувств.
Да и о своей любви к Борису призналась сразу – сначала Варваре, а после приезда мужа – и ему, и свекрови. Глубина, сила и страстность ее натуры проявляются в ее словах, что если жизнь здесь ей не опостылеет, то не удержать ее ничем – или в окно кинется, или в Волге утопится.
А Кара тоже испытывает те прекрасные чувства – чувства любви к своему возлюбленному Седипу. Эти чувства подтверждают то, что она несмотря на угрозы и побои нелюбимого сбегает от него и встречается с любимым. Кара свято верит в их общее будущее, мечтает о ней.
1.5.Монологи героинь.
Монологи героинь можно считать кульминационным в развитии внутреннего конфликта: конфликта между разумными представлениями о жизни и велением сердца, требованием чувств.
В монологах Катерины и Кара отражены различные чувства и переживания: страх и стыд перед самим собой, стремление освободиться от оков, ощущение тяжести неволи, ощущение «своего страдальческого состояния», рассудительность, жалость по отношению к себе и к другим женщинам, ощущение безысходности, осознание собственного «Я», собственных желаний, стремление до конца быть честной перед самим собой.
Оба героини в своих монологах обращаются к природе. В монологе Катерина сравнивает себя с птицей: «…Знаешь, мне
иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь.
Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». А птица- это символ свободы и непокорности. Значит Катерина стремится к свободе, к счастливой жизни. «Ах, Какая я была резвая!», т.е. в детстве Катерина была подобна резвой лошадке. «Я у вас завяла совсем», в этих строках Катерина вянет как цветок среди жителей темного царства.
Кара в своем монологе обращается к лиственнице, как к живому человеку «…мээн оскен торээн чуртумнун магалыг кызыл дыды. Сени мен база утпас мен, дедир чедип кээр мен. Эх, сен боорумгай, сен мээн орнумга манаа, борта турган болзунза, мен сээн орнунга черден унуп келген судактыг, дазыл-дамырлыг апарган болзумза!» .Лиственница в тувинской мифологии является священным деревом. Издревле тувинцы к нему поклонялись, просили хорошую жизнь.
В монологе Катерины предчувствуется смерть: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь! Не хочу здесь жить…», «…Я умру скоро. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе
делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое
необыкновенное». А в монологе Кара мы увидели его стремление в светлое будущее, целеустремленность «… Чок, мен база хоглеп чоруур мен, ойнап, ырлап, хоглеп чоруур мен. Седип чедип келир, ийи аъттан мунуп алгаш чоруй баар бис».
Языковая особенность. В обеих монологах очень много риторических вопросов и восклицаний, что еще больше усиливают трагическое положение девушек: «Отчего люди не летают так, как птицы?», «Знаешь, как я жила в девушках?» «… Мен-мен? Канчаар кижи боор мен? Мен канчаар амытан боор мен?», «Эх, сен боорумгай, сен мээн орнумга манаа, борта турган болзунза, мен сээн орнунга черден унуп келген судактыг, дазыл-дамырлыг апарган болзумза! Хостуунну, чоргаарынны. Дазыл-дамырыннын хоюг-чымчаан!».
В речи девушек- обилие изобразительно- выразительных средств: метафоры, сравнения, эпитеты: «…точно птичка на
воле…», «…наряжала меня, как куклу», «жизнь, как будто из-под неволи…». «»храмы золотые», «будто я летаю», «райские деревья», « Эх, сен боорумгай, сен мээн орнумга манаа, борта турган болзунза», « сен ышкаш хой дазыл-дамырлыг болур мен», «дудускектиг кара булут дег, човулан-хилинчээм».
Таким образом, в монологах девушек можно найти как схожие, так и отличительные черты
1.6.Значение имен героинь
Значение имени играет очень важную роль в жизни человека, его не нужно воспринимать как набор звуков для опознавания. Существует незримая связь между именем и судьбой человека и имя накладывается «печатью» на человеческую судьбу
Значение имени складывается из целого ряда факторов- его происхождения, истории, звучания.
Имя Катерина происходит от греч. слова «катариос», означающего «чистый, непорочный, светлый». Того же корня слово «катарсис»-очищение. Яростно- проникновенное звучание этого имени создает картину динамичного и мощного раскрытия сил. Подобно раскату грома и мощным струям дождя, оно описывает натуру, нацеленную на яркое самопроявление. Она внутренне обеспокоена какой-то своей мифической неполноценностью. Это фантазерка, у нее хорошо развито воображение. В дружбе и любви она ищет прежде всего надежности, возможности обрести уверенность в себе и душевное равновесие[5]
Имя Кара в буквальном смысле – черная, но если рассматривать образно, то в частушках, песнях так называют «милых, любимых»:
Каттыраннап чаннап орар
Карам-эжим чаны-ла-дыр
Также имя Кара можно отнести к тюркскому имени собственному Kara- «черный, смуглый; земля, приземленность» или «могучий, сильный». Недаром эти качества проявляются в характере Кара.
Гласная «а» означает мягкость, нежную натуру (мягкое имя со многими гласными закладывает душу уступчивую и ласковую), согласная «р»- решительность, целеустремленность девушек
Из имени «Катерина» можно составить имя «Кара».
1.7.Гибель Катерины и Кара.
Их гибель - протест против угнетателей, протест бесправному положению женщины в России, феодальной Туве, против самодурства, семейного деспотизма. Их самоубийство – это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности положения и невозможностью примирения с безнравственностью режима. Драмы доказывают, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на материальном расчёте, в семье лицемеров.
Причины, побудившие Катерину и Кара на самоубийство, скрываются не только в обществе, окружающем их, а в них самих. Их душа – это драгоценный камень и вторжение в нее инородных частиц (Кабаниха, Дикой, Тихон, Кенден-Хуурак. Сарыг ашак, Хам-оол)невозможно. Они не могут подобно Варваре действовать по принципу «лишь бы все было шито да крыто». Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, не смотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полураспустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющиеся вещества, он умер невинным.[6]
Борьба Кара за будущее заканчивается тоже трагически. Но в отличие от Катерины, за Кара борется до конца ее возлюбленный Седип. Он в конце драмы в состоянии ярости и гнева убивает Кенден-Хуурака- виновника смерти Кара.
Заключение.
Пьесы «Гроза» и «Хайыраан бот» постоянно вызывает споры и особенный интерес во времена её постановки на театральных сценах. Каждый человек совершенно по-разному воспринимает ту мысль, которую хотел донести до своего читателя великие драматурги и делает кардинально разные выводы. Однако, эти пьесы, пройдя сквозь время, актуальны и по сей день: показанные образы естественны и натуральны, а зачастую очень схожи с людьми, живущими в настоящее время. Полностью углубившись в произведения можно разобраться с тонкой натурой их героев, сложностью их характеров, а также вникнуть в проблемы в их взаимоотношения .И сегодня неудивительно, что некоторые из читательниц находят сходство главной героини с собой, а других действующих лиц с соседями, недругами, знакомыми и даже друзьями
Обе драмы доказывают, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на материальном расчете, в семье лицемеров. Этими выводами мы воспитываем в себе правильное понимание нравственных понятий.
Данный поступок девушек характерен той эпохе, в которой они жили. А сейчас другое время, можно найти выход из любой ситуации, жизнь нужно ценить, она дается один раз.
Не секрет, что сегодняшние проблемы в семейных отношениях, в отношениях полов вообще связаны с превратным пониманием места и роли женщины в мире. Кто-то считает, что эта роль ограничена выполнением обязанностей жены и матери, кто-то убежден в том, что женщина должна находиться в свободном полете, повинуясь только зову чувства. Истина же, вероятно, может высветиться совершенно неожиданно в выводах, которые диктует нам монолог Катерины: любой человек достигает понимания самого себя только тогда, когда он слушает и понимает голос собственного разума, и зов сердца. В противном случае неизбежны ошибки в определении своих возможностей, своего пути, самоидентификации, в формулировании Я-концепции. Роль женщины и место ее в мире человеческих отношений определено самой природой как роль человека, дающего жизнь не только физически, но и духовно
Литература:
1.Айзерман JI.C. Литература в старших классах: Уроки и проблемы. М: Просвещение, 2002. — 237 с.
2.Анастасьев А.В. «Гроза» Островского.-М., 1997
3.Беленький Г. И. Теория литературы в средней школе. М Просвещение, 1976.
4.Журавлева А.И. Театр А.Н.Островского.-М., Просвещение, 1986г.
5.Калзан А.К. Озулденин демдектери. Литература-критиктиг чуулдер-Кызыл, Тыванын ном ундурер чери, 1991ч-299 ар.
6.Калзан А.К. Тыва чогаал 8-10кл.-Кызыл, Тыванын ном ундурер чери, 1987ч-289 ар.
7.Курдюмова Т. Ф. Изучение биографии писателя / Преподавание литературы в старших классах. М.: Просвещение, 1964. — С. 18—43.
8.Лакшин В.Н. Александр Николаевич Островский.-М.,1980г.
9.Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении.-Л.,1997г.
10.Тыва чечен чогаал: соолгу уенин шинчилелдери, под ред. Бичелдей К.А.- Кызыл: КУБ «Тыва-полиграф», 2009 ч.-208 ар.
11.Тувинский язык и литература в послеоктябрьский период, под ред. Николаева Г.Р.-Кызыл, 1977-190 с.
12.Тувинский музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола. Кызыл, 2006.
13.Хадаханэ М.А. «Беседы о тувинской литературе и не только…»-Кызыл, Тув.книжн.изд, 2006г.-144с.
14.Цымбалова Л.Н. Тайна имени-М, 2009.-234с.
Приложение № 1
В ходе исследования данной работы мы провели опрос «Что послужило причиной самоубийства Катерины и Кара?». Участники опроса должны были выбрать одну из следующих ответов:
1.Виновата эпоха, в которой жили девушки. И не было у них другого выхода.
2.Поступок этих девушек - проявление их слабости.
3.Религия не позволяет замужней женщине иметь постороннего мужчину.
Участники опроса: взрослые (20 чел), учащиеся 10-11 классов (20 чел).
[1] Анастасьев А.В. «Гроза» Островского.-М., 1997.-45с.
[2] Калзан А.К. Тыва чогаал 8-10кл.-Кызыл, Тыванын ном ундурер чери, 1987ч-200 ар.
[3] Калзан А.К. Тыва чогаал 8-10кл.-Кызыл, Тыванын ном ундурер чери, 1987ч-200ар.
[4] Журавлева А.И. Театр А.Н.Островского.-М., Просвещение, 1986г-67с..
[5] Цымбалова Л.Н. Тайна имени-М, 2009.-35с.
[6] Журавлева А.И. Театр А.Н.Островского.-М., Просвещение, 1986г.-145с.
Пока бьют часы
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Ледяная внучка
Сочини стихи, Машина
Аэродинамика и воздушный шарик