Исследовательский проект на тему: «Российское общество 19 века между Западом и Востоком. Осмысление пути развития в романе И.А.Гончарова «Обломов».
Эта тема мною выбрана в связи с необходимостью исследования проблем взаимодействия между западной и восточной цивилизациями, которая не стала менее актуальной в 21 веке.
Споры о путях развития России шли с допетровских времён и особую остроту приобрели в послепетровскую эпоху, вылившись в два социально-политических течения под названием «Западники и славянофилы». Исторический спор между приверженцами традициионного и западного пути развития получил своё отражение в различных художественных произведениях 19 века. Писатели «Золотого века литературы» не могли остаться в стороне от важных общественных проблем времени: это и романы И.С.Тургенева «Рудин», повести Н.С. Лескова «На ножах», «Соборяне», Повесть Ф.М.Достоевского «Бесы». ча И.А.Гончаров символически и в то же время с большим реализмом описал представителей этих направлений в романе «Обломов».
Вложение | Размер |
---|---|
rossiyskoe_obshchestvo_19_veka_mezhdu_zapadom_i_vostokom_2.docx | 46.38 КБ |
proekt_na_temu_vostok_i_zapad.pptx | 835.55 КБ |
Московский комитет образования
Южное Окружное управление
ГБОУ Гимназия №1526
Исследовательский проект на тему:
«Российское общество 19 века между Западом и Востоком.
Осмысление пути развития в романе И.А.Гончарова
«Обломов».
Работу выполнил
Федулов Алексей,
ученик 11»А» класса
Руководитель
Учитель литературы
Птушкина Л.Н.
Москва 2016г.
План работы:
Введение:
1)Понятие о западной и восточной цивилизациях, черты западноевропейского
и традиционного общества.
Основная часть:
1)Роман И.А.Гончарова «Обломов»
2)Образы героев: Ильи Ильича Обломова и Андрея Штольца как воплощение
идей автора о путях развития русского общества
3)Сравнительная характеристика героев и смысл их сопоставления для изучения
культурного и общественного развития России в середине 19 века.
Заключение:
1)Актуальность выбранной темы
Эта тема мною выбрана в связи с необходимостью исследования проблем взаимодействия между западной и восточной цивилизациями, которая не стала менее актуальной в 21 веке.
Споры о путях развития России шли с допетровских времён и особую остроту приобрели в послепетровскую эпоху, вылившись в два социально-политических течения под названием «Западники и славянофилы». Исторический спор между приверженцами традициионного и западного пути развития получил своё отражение в различных художественных произведениях 19 века. Писатели «Золотого века литературы» не могли остаться в стороне от важных общественных проблем времени: это и романы И.С.Тургенева «Рудин», повести Н.С. Лескова «На ножах», «Соборяне», Повесть Ф.М.Достоевского «Бесы». ча И.А.Гончаров символически и в то же время с большим реализмом
описал представителей этих направлений в романе «Обломов».
Задачи проекта:
1). Изучить исторические источники по теме «Российское общество 19 века между Западом и Востоком.
Отражение пути развития в романе И.А.Гончарова«Обломов».
2). Прочитать и проанализировать роман И. А. Гончарова “Обломов” с точки зрения данной темы;
3). Сравнить исторические и художественные источники, отражающие проблему 4). Сделать выводы по теме ”Российское общество 19 века между Западом и Востоком”.
Объект исследования: Отражение в романе И.А.Гончарова исторической реальности, связанной со спором о путях развития России между Западом и Востоком.
Предмет исследования: Художественные личности Андрея Штольца и Ильи Ильича Обломова как символов исторической действительности,а также авторская позиция по проблеме спора о путях России середины 19 века.
Методы:
1). Метод сравнительного исторического описания;
2). Метод интерпретации фактов;
3). Метод анализа теоретических источников и исторических документов;
4). Метод сравнения при выявлении общего и особенного;
5). Метод аналогии.
Гипотеза:
На примере романа И. А. Гончарова методом аналогии можно выявить особенности мировоззрения людей, живших в России в середине 19 века, увидеть разницу в их взглядах , привычках, быте, понять культуру и социально-политические особенности русской жизни.
В образе И.И.Обломова угадываются привычки и национальный характер русского барина и любого русского, а в образе А. Штольца–характер человека западной цивилизации.
Обломов символизирует восточный путь развития России, спокойный, медленный, консервативный. Штольц- символ западного направления в развитии общества-делового, быстрого, прогрессивного.
Ввведение.
Эта тема мною выбрана в связи с необходимостью исследования проблем взаимодействия между западной и восточной цивилизациями, которая не стала менее актуальной в 21 веке.
Споры о путях развития России шли с допетровских времён и особую остроту приобрели в послепетровскую эпоху, вылившись в два социально-политических течения под названием «Западники и славянофилы». Исторический спор между приверженцами традициионного и западного пути развития получил своё отражение в различных художественных произведениях 19 века. Писатели «Золотого века литературы» не могли остаться в стороне от важных общественных проблем времени: написаны романы И.С.Тургенева,например, «Рудин», повести Н.С. Лескова «На ножах», «Соборяне», повесть Ф.М.Достоевского «Бесы».
И.А.Гончаров символически и в то же время с большим реализмом
описал представителей этих направлений в романе «Обломов».
Я рассматриваю тему реферата «Российское общество 19 века между Западом и Востоком», анализируя образ жизни и взгляды главных героев романа
И. А. Гончарова “Обломов”.
Восток и Запад
Эта тема мною выбрана в связи с необходимостью исследования проблем взаимодействия между западной и восточной цивилизациями, которая не стала менее актуальной в 21 веке.
Споры о путях развития России шли с допетровских времён и особую остроту приобрели в послепетровскую эпоху, вылившись в два социально-политических течения под названием «Западники и славянофилы». Исторический спор между приверженцами традициионного и западного пути развития получил своё отражение в различных художественных произведениях 19 века. Писатели «Золотого века литературы» не могли остаться в стороне от важных общественных проблем времени: это и романы И.С.Тургенева «Рудин», повести Н.С. Лескова «На ножах», «Соборяне», Повесть Ф.М.Достоевского «Бесы». И.А.Гончаров символически и в то же время с большим реализмом
описал представителей этих направлений в романе «Обломов».
«Запад есть Запад, Восток есть Восток,
Не встретится им никогда.
Лишь у подножья престола Божия
В день Страшного суда».
Это отрывок из «Баллады о Востоке и Западе» Р.Киплинга.
В чем же состоят различия между Востоком и Западом? И действительно ли им не понять друг друга?
Согласно древневосточной картине мира существует единый мир, объединяющий все сущее. Человек, как и все сущее, должен следовать его законам, естественному ходу вещей. Только так можно достичь гармонии с окружающим миром. Таким образом, человек не является центром мироздания, не вправе считать себя «царем природы».
Один человек вообще величина не очень значимая. Его силы умножаются, когда он выступает как неотъемлемая часть какого-либо коллектива – семьи, племени, касты, сословия, религиозной общности. Такие воззрения означают, что личностное начало приглушается, подчиняется принципу коллективизма.
Установки человека на коллективную солидарность и неизбежность иерархического устройства общества влияют на отношение к труду и богатству. К труду относились как к средству приобретения необходимых благ, удовлетворяющих насущные потребности человека. Но труд во имя накоплений, которые можно использовать для последующего расширения своего дела, так ценимый западным обществом, не поощрялся, а нередко и осуждался на Востоке. На это повлияли не только религиозные ценности, но и представление о богатстве как постоянной величине. Значит, если один будет стремиться получить больше, другому неизбежно достанется меньшая доля.
Восточные цивилизации относят к традиционному обществу. Действительно, традициям, обычаям здесь придавалось и придается особое значение. К примеру, в Китае древние тексты и сегодня рассматриваются как источник знания и мудрости. Хранителем традиций выступает старшее поколение, и именно оно окружается почётом и уважением.
Особую роль на Востоке играло государство. В древности и Средневековье восточные государства были преимущественно деспотиями. Во главе стоял верховный правитель – царь, император, шах, султан, считавшийся верховным собственником всей земли – главного богатства аграрных обществ.
Восточное государство нередко становилось теократическим, когда верховный правитель являлся и религиозным главой. Такое государство стремилось поставить под свой контроль духовную сферу общества, заставить население руководствоваться религиозными нормами в повседневной жизни. Наиболее полно принцип единства религиозной и государственной власти воплотился в странах мусульманского мира.
А с понятием «западное общество» мы связываем такие черты, как рыночная экономика, охраняемая законом частная собственность, гражданское общество, демократия, правовое государство, классовое расслоение, массовое производство, массовая культура.
Изначальное «великое единое» не пугало древних китайцев или японцев. Напротив, они стремились слиться с ним, уподобиться ему. Иное отношение к первозданному хаосу у древних греков.
В сознании людей неизбежно возникало стремление преодолеть хаос, противопоставив ему упорядоченный мир – космос. И этот организованный мир не может возникнуть без усилий со стороны человека, общества. На основе этой идеи постепенно складывались некоторые определяющие черты ментальности Запада. Во-первых, это нацеленность на изменение, переустройство. Во-вторых, было положено начало разрыву человека с природой. В-третьих, из представления о первоначальном несовершенстве мира вытекало то, что древние греки называли «архе» - воля, властвование, и не только над природой.
Установка на преобразование постепенно вела к разрыву с традицией. В западном обществе это произошло в Новое время. Прошлое уже не обладает такой ценностью, как в традиционном обществе. Людей интересует настоящее и будущее.
Как это относится к героям романа?
Роман Ивана Александровича Гончарова “Обломов” впервые был опубликован в 1859 году.
Главный герой романа Обломов Илья Ильич – дворянин лет 32-33 от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица, мягкость была господствующим и основным выражением всей его души. Обломов целыми днями проводит у себя дома на диване, ничем не силах заниматься. Он не способен управлять своим имением Обломовкой ,не может решить проблему переезда на новую квартиру. Душа Обломова не лишена мечтательности. Он лирик, умеющий глубоко чувствовать, философ, рассуждающий о смысле жизни. Но его апатия приглушила эту душевную особенность героя.
Халат становится символом лени Обломова,он облекает его тучное тело. Другой непременный атрибут лени Обломова — диван, на котором Обломов проводит все дни от рассвета до заката в мечтаниях, полудреме и сне. Обстановка обломовской квартиры — свидетельство упадка, пренебрежения окружающими вещами, апатии и безволия.
Автор словно нарочно описывает халат Обломова как символ восточного человека: «На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат,без малейшего намёка на Европу…»
«Халат имел в глазах Обломова тьму неоценимых достоинств: он мягок, гибок…как послушный раб покоряется хозяину…»
О жизни он размышлял так:
“Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще – служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом”, - пишет автор в пятой главе.
“Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и теплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записывания в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец”.
“Он полагал, что чиновники одного места составляли между собой дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождениюв должность”.
Ненадолго разбудить ее способен только старый друг Обломова – Штольц.
Штольц— положительный тип практического деятеля. В образе Штольца, по замыслу Гончарова, должны были гармонично соединиться такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей материалиста-практика; с другой — душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, высокие духовные устремления, поэтичность. Образ Ш. создают, таким образом, две эти взаимоисключающие стихии: первая происходит от отца, педантичного, сурового, грубоватого немца («отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места»); вторая — от матери, русской, поэтичной и сентиментальной натуры («она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки , пела ему о цветах, о поэзии жизни мечтала с ним о высокой роли…»). Мать боялась, что Ш., под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Штольца,а также княжеский замок в Верхлеве с портретами изнеженных и гордых дворян «в парче, бархате и кружевах». «С одной стороны Обломовка, с другой -княжеский замок, с широким раздольем барской жизни, встретились с немецким элементом, и не вышло из Андрея ни доброго бурша, ни даже филистера».
Штольц, в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам. Он выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Штольца— мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви. Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…» Идеал жизни Ш.— непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни». Этот идеал Штольц отстаивает в споре с Обломовым, называя утопический идеал последнего «обломовщиной» и считая его вредным во всех сферах жизни.
“Однажды отец спросил: готов ли у него перевод из Корнелия Непота на немецкий язык?”
“–Нет, отвечал он.Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног.”
“- Ступай, откуда пришел, - прибавил он, - и приходи опять с переводом, вместо одной, двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала: без этого не показывайся! Андрей воротился через неделю и принёс и перевод и выучил роль.”
“Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, не доглядел, дал промах.”
Штольц получил своеобразное воспитание. Русская мать хотела видеть в нем воспитанного, благородного, романтичного юношу. Отец же воспитывал сына как сильного мужчину, способного постоять за себя и справиться со всеми трудностями.
В портрете Обломова подчёркиваются детали восточного образа жизни: широкий халат, удобный диван, в мечтах его «одна сторона дома обращена на восток»,
Жить он хочет со своей семьёй на природе: «встал утром и пошёл бы в сад»,
«нарвал для жены цветов». А в облике Штольца- западный образец ,недаром отец у него –немец.
Очень значима 4 глава 2 части, в которой представлен автором диалог главных героев. Обломов возмущается после ежедневных поездок со Штольцем по
делам: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь…вечная беготня взапуски…вечная игра дрянных страстишек…Где же тут человек? Где его целость?Куда он скрылся,как разменялся на всякую мелочь?...Всё это мертвецы,
спящие люди,хуже меня…»
Идеалом жизни его является патриархальная жизнь на лоне природы среди добрых трудолюбивых крестьян и большой заботливой семьи: «Колосья
волнуются от ветерка,река чуть плещет…сесть в лодку. Жена правит…»
В словах Обломова звучит декларация русского традиционного мышления,
И мы видим человека умного, мыслящего, нежного и глубокого. Осуждение его звучит из уст Штольца,но отнюдь не Гончарова, автор сам словно согласен с героем.
Ведь об этом Штольц никогда не мечтает и поэтому не может понять друга и
не может дать ему развёрнутого ответа на его философские тирады.
Только говорит: «Да ты поэт,Илья…ты философ!» и прибавляет :
«И весь век так?» «Нет, это не жизнь!» «Это обломовщина».
«Для чего же жить?»-спрашивает Обломов.
«Для самого труда, больше ни для чего. Труд-образ,содержание и цель жизни»,-
говорит Штольц, словно цитируя М.Вебера,говорящего о ценностях европейского человека, для которого труд приравнен к молитве.
«Да цель всей вашей беготни,страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?»-возражает Илья Ильич.
Любовь к одной женщине –Ольге Ильинской- объединяет их, но её выбор не в пользу Обломова. Полюбив его добрую душу, она не остаётся с ним.
«Ты голубь,Илья, но что сгубило тебя?»- спрашивает Ольга.
«Обломовщина!!»-отвечает Илья Ильич.
Что такое эта «обломовщина»? Русская лень и хандра или особый образ жизни?
Об этом задумывается автор роман.
Наблюдая и анализируя поступки героев , я сравнил внешность, характер, образ жизни, привычки, идеалы и мечты Обломова и Штольца и пришел к выводу, что передо мной герои -антиподы.
Обломов | Штольц |
Внешность и характер | |
Полный: «…он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу…» | Худой: «…Он худощав, щек у него почти вовсе нет…» «…ты вон не толст…» |
Глаза темно-серые: «…приятной наружности, с темно серыми глазами…» | Глаза зеленые: «…глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные…» |
Лицо бесцветное: «…Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный…» | Лицо смуглое: «…цвет лица ровный, смугловатый...» |
Русский потомственный дворянин: «…русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова…» | Наполовину немец, наполовину русский: «…на немецкого мальчика…» |
Чин - коллежский секретарь: «…коллежский секретарь чином…» | Чин - надворный советник: «…в службе занадворного перевалился…» (этот чин выше, чем чин у Обломов, см. Табель о рангах) |
Получил «обломовское», нежное воспитание: «…учиться слегка, не до изнурения души и тела [… ]а так, чтоб […] добыть как-нибудь аттестат…» «…нежные родители…» | Получил трудовое, суровое воспитание: «…Ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание…» «…Точно котенка выбросил на улицу: не обнял, не взвыл!..» (отец Штольца) |
Избалованный: «…О, баловень, сибарит!..» «…Вот избаловался то человек: с квартиры тяжело съехать!..» | Неизбалованный: «…Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног…» |
Не знал трудностей: «…Ведь ни бурь, ни потрясений не было у меня; не терял я ничего…» | Пережил трудные времена: «…в те тяжелые дни, когда боролся с жизнью, выпутывался из ее изворотов и крепчал…» |
Ленивый: «…Он ужасно ленив, – заметила тетка…» | Трудолюбивый: «…Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей…» |
Много думает и мало делает: «…как же это вдруг… постой… дай подумать…» | Думает в меру и много делает: «…Нечего думать да затылок чесать…» |
Апатичный, вялый: «…на обломовскую апатию…» «…над вялым и дряблым существованием Обломова…» | Бодрый: «…без скуки и без апатии проводили они дни…» «…Он был бодр телом, потому что был бодр умом…» |
Мягкий: «…ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость…» | Твердый: «…Под успокоительным и твердым словом мужа…» |
Робкий: «…воспитан он был не как гладиатор для арены, а как мирный зритель боя…» «…его робкой и ленивой душе…» | Уверенный в себе: «…Перед ней стоял прежний, уверенный в себе […] друг…» |
Несамолюбивый: «…А ведь самолюбие – соль жизни! Куда оно ушло?..» | Самолюбивый: «…у тебя есть дарования, самолюбие…» |
Бессильный, слабый: «…любящего, доброго и бессильного мужа…» | Сильная личность: «…от него веяло какою то свежестью и силой…» «…зато он сохранил силу души…» |
Трусливый: «…ведь Илья Ильич трусоват…» | Отважный: «…шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…» |
Не любит знакомиться с новыми людьми: «…поедем? […] К незнакомым? Что выдумал!..» | Знакомится с новыми людьми: «…шел в круг людей, знакомиться, сталкиваться с новыми или замечательными лицами…» |
Жизнь-болото, жизнь-сон: «…Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота…» «…если внести в сонную жизнь Обломова…» | Жизнь-огонь: «…Пусть она будет постоянным горением!..» |
Возникает вопрос: почему столь разные люди дружили и любили друг друга? Ведь разницы между ними гораздо больше, чем сходства?
Что интересует писателя,если он строит роман на сравнении и противопоставлении двух героев. Вероятно, они являются не только отражением живых характеров, но и типическими представителями людей и мнений середины 19 века в России.
В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы ,наблюдая за реальной действительностью, противясь апатии Обломова, но и не до конца принимая деловитость и расчётливость прагматичного характера Штольца.
Исследуем социально-политические взгляды 60-ых годов 19 века в России и Европе.
В правление императора Николая I в российском просвещенном обществе возникло два философско-идеологических течения: славянофилы и западники.
Это было крыло либеральных демократов, которым противостояли консерваторы
с традиционными воззрениями. Такие взгляды были характерны для Н.С.Лескова.
Консерваторы были против отмены крепостного права. Защищали монархическое правление, ратовали за дух православия в России, соборность, а также общинное хозяйство.
Западничество ,сложившееся в 1830—1850-х годах ,-направление общественной и философской мысли. Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века, выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и писателями.
Писатели, относившиеся к западному течению были: И.С.Тургенев, П.В. Анненков, В.П. Боткин,Т.Н. Грановский, П.А. Чаадаев, А.И. Гончаров, В.Ф. Корш.
Русский философ П.Я. Чаадаев писал: «Мир искони делится на две части – «Восток и Запад. Это не только географическое деление, но также и порядок вещей».
Оба героя в Романе «Обломов»созданы как отражение взглядов автора, который колебался между западническим и традиционным взглядом русской общественной мысли.
Андрей Штольц – выразитель политической мысли, прогрессивного образа жизни, западнического направления в развитии России. Всё его описание в романе символизирует наступление в России новой буржуазной эпохи. Он почти идеален, так как является отчасти резонёром авторской мечты.
А что же Обломов? Традиционная идея приверженности старому образу жизни:
верность монархии, крепостному праву, спокойствию помещичьего сознания.
И хотя И.А. Гончаров пытался сделать Штольца главным положительным героем, но название роману он дал по имени И.И. Обломова.
Сам автор придерживался взглядов либерального западника, свои наблюдения о различиях двух цивилизаций он описал в книге «Фрегат «Паллада»,а также в романе, который здесь анализируется.
Нередко звучат в произведении мысли о сравнении русских и немцев,даже в уста Захару вкладывает он вот такие слова «А где немцы сору возьмут…вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына…на жене и дочери платьишки короткие…у них нет этого,вот как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья…у них и корка зря не валяется:наделают сухариков да и с пивоми выпьют».
Вот так в ироничной форме читаем мы о противоположности сознания русских и немцев,а ведь до сего дня это звучит правдиво и злободневно.
Один мудрец сказал, что, если пойти на восток, то вернёшься на это место уже с западной стороны.
Духовные ценности Запада во многом противоположны духовным устремлениям Востока.Но сейчас как никогда необходимо повернуться лицом друг к другу,
как это делали герои романа ,умея найти недостающие в себе черты и качества национальной нравственности и духовности.
Список литературы:
И.А.Гончаров Библиотека отечественной классики
Издательство «Правда», Москва 1972
Введение в обществознание,учебник для 8-9 классов «Просвещение» ,Москва 2006г.
Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов в двух частях под редакцией Л.Н.Боголюбова,А.Ю Лазебниковой «Просвещение» Москва 2008г.
Федоров А. А. Зарубежная литература XIX-XX веков: Эстетика и художественное творчество. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 252 с.
Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1975. - 407 с.
Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М.: Сов. писатель, 1978. 365 с.
Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. Киев: Collegium, 1994. -285 с.
Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384 с.
Слайд 1
Исследовательский п роект по теме : « Российское общество 19 века между Западом и Востоком. Осмысление пути развития в романе И.А.Гончарова «Обломов» ученика 11 «А» класса Птушкина Алексея. Руководитель : Синицына Г.Ю.Слайд 2
Цель проекта : Доказать, что художественное произведение может являться источником обществоведческой информации по теме «Типология обществ: Восток и Запад».
Слайд 3
Задачи проекта : 1). Прочитать и проанализировать роман И. А. Гончарова «Обломов» с точки зрения данной темы; 2). Сравнить исторические и художественные источники, отражающие проблему западничества и славянофильства в России 19 века; 3). Сделать выводы по теме «Российское общество 19 века между западом и востоком».
Слайд 4
Предмет исследования : Художественные личности Андрея Штольца и Ильи Ильича Обломова как отражение разного пути развития общества.
Слайд 5
Методы : 1). Метод сравнительного исторического описания; 2). Метод интерпретации фактов; 3). Метод анализа теоретических источников и исторических документов; 4). Метод сравнения при выявлении общего и особенного; 5). Метод аналогии.
Слайд 6
Разделение на Восток и Запад Разделение на Восток и Запад часто рассматривается как неотъемлемое и постоянное свойство нашего мира. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, Не встретится им никогда. Лишь у подножья престола Божья В день Страшного суда». Это отрывок из «Баллады о Востоке и Западе» Р. Киплинга.
Слайд 7
Западная и Восточная философии В чем же состоят различия между Востоком и Западом? И действительно ли им не понять друг друга? Согласно древневосточной картине мира существует единый мир, объединяющий все сущее. Человек, как и все сущее, должен следовать его законам, естественному ходу вещей. Только так можно достичь гармонии с окружающим миром. Таким образом, человек не является центром мироздания, не вправе считать себя « царём природы».
Слайд 8
Восточная философия Восточные цивилизации относят к традиционному обществу. Действительно, традициям, обычаям здесь придавалось и придается особое значение.
Слайд 9
Западная философия Иное отношение к первозданному хаосу у древних греков. В сознании людей неизбежно возникало стремление преодолеть хаос, противопоставив ему упорядоченный мир – космос. Из представления о первоначальном несовершенстве мира вытекало то, что древние греки называли « архе » - воля, властвование, и не только над природой. Установка на преобразование постепенно вела к разрыву с традицией. В западном обществе он произошёл в Новое время. Прошлое уже не обладает такой ценностью, как в традиционном обществе. Людей интересует настоящее и будущее. С понятием «западное общество» мы связываем такие черты, как рыночная экономика, охраняемая законом частная собственность, гражданское общество, демократия, правовое государство.
Слайд 10
Как Западная и Восточная философия относятся к героям романа И.А. Гончарова «Обломов» ? Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» впервые был опубликован в 1859 году. Два главных героя Андрей Штольц и Илья Обломов полностью противоположны друг другу по мировоззрени и отражают противоположные пути развития р усского общества. Можно сказать, что роман И . А . Гончарова «Обломов» может являться источником обществоведческой информации по теме «Типология обществ: Восток и Запад».
Слайд 11
Образ Ильи Ильича Обломова в романе И.А.Гончарова «Обломов» В портрете Обломова подчёркиваются детали восточного образа жизни: широкий халат, удобный диван, в мечтах его «одна сторона дома обращена на восток». Жить он хочет со своей семьёй на природе: «встал утром и пошёл бы в сад», «нарвал для жены цветов»
Слайд 12
Образ Андрея Штольца в романе И.А. Гончарова «Обломов» Штольц - положительный тип практического деятеля. Образ Штольца строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения.
Слайд 13
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца Обломов Штольц Внешность Полный: «…он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу…» Худой: «…Он худощав, щек у него почти вовсе нет…» «…ты вон не толст…» Лицо бесцветное: «…Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный…» Лицо смуглое: «…цвет лица ровный, смугловатый...» Слабое здоровье: «…здоровье то плохо у меня…» Крепкое здоровье: «…не одолевают ячмени, не чешется затылок…» «…он сохранил силу души, крепость тела…» Характер и личность Русский потомственный дворянин: «…русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова…» Наполовину немец, наполовину русский: «…на немецкого мальчика…» Получил «обломовское», нежное воспитание: «…учиться слегка, не до изнурения души и тела [… ]а так, чтоб […] добыть как-нибудь аттестат…» «… нежные родители …» Получил трудовое, суровое воспитание: «…Ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание…» «…Точно котенка выбросил на улицу: не обнял, не взвыл!..» (отец Штольца) Избалованный: «…О, баловень, сибарит!..» «…Вот избаловался то человек: с квартиры тяжело съехать!..» Неизбалованный: «…Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног…» Ленивый: «…Он ужасно ленив, – заметила тетка…» Трудолюбивый: «…Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей…» Много думает и мало делает: «…как же это вдруг… постой… дай подумать…» Думает в меру и много делает: «…Нечего думать да затылок чесать…» Апатичный, вялый: «…на обломовскую апатию…» «…над вялым и дряблым существованием Обломова…» Бодрый: «…без скуки и без апатии проводили они дни…» «…Он был бодр телом, потому что был бодр умом…»
Слайд 14
Идеал Штольца - мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви. Портрет Штольца контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…». Идеал жизни Штольца - непрестанный и осмысленный труд, это - «образ, содержание, стихия и цель жизни». В его образе пример нового человека нового времени с ориентацией на европейское мышление, прагматичное, рациональное. «Мудрёно и трудно жить просто,» - говорит он. Любовь к одной женщине – Ольге Ильинской - объединяет их, но её выбор не в пользу Обломова.
Слайд 15
Заключение Подводя итог, можно сказать, что духовные ценности Запада во многом противоположны духовным устремлениям Востока. Но сейчас как никогда необходимо повернуться лицом друг к другу, как это делали герои романа, стараясь найти в себе недостающие черты и качества нравственной силы и духовной красоты .
Колумбово яйцо
Военная хитрость
Валентин Берестов. Аист и соловей
Цветущая сакура
Император Акбар и Бирбал