Исследовательская работа была посвящена славному земляку, уроженцу села Эбалаково Кайбицкого района, юбилей(110 лет) которого отмечался летом 2016г.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа о Латифе Хамиди | 28.48 КБ |
Кафедра методологии обучения и воспитания Института психологии
образования К(П)ФУ
МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Кайбицкого
муниципального района Республики Татарстан»
МБОУ «Большекайбицкая средняя образовательная школа»
IV зональная научно-практическая конференция школьников “Поиск», приуроченная к 25 –ой годовщине образования Кайбицкого района
Проект
«Татарин, создавший гимн Казахстана. Латиф Хамиди – мой земляк»
Выполнил
Писарев Андрей, ученик 5 класса
МБОУ «Берлибашская ООШ
Кайбицкого муниципального района
Республики Татарстан»
Руководитель:
Гайнуллина Нурия Принатовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Берлибашская ООШ
Кайбицкого муниципального района
Республики Татарстан»
с.Берлибаш,2016
Оглавление
I Введение с.2 -3
II Основная часть
Глава 1 Латиф Хамиди- славный сын Кайбицкой района с.3 -4
Глава 2 Муса Джалиль в биографии композитора с.5 -6
Глава 3 «Признание и забвение» композитора. Опроверже с.6 -7
ние о «забвении» на Родине
III Заключение с.7-8
IV Литература
Введение
Я живу в селе Эбалаково на улице Латифа Хамиди. Мне стало интересно узнать о том, в честь кого названа моя улица. Мои родители рассказали, что раньше она называлась Нариманова, а в 2006 году была переименована в Латифа Хамиди. Связано это было с тем, что общественность готовилась праздновать 100-летие композитора, уроженца нашего села.
По воспоминаниям моей бабушки Писаревой Надежды лето 2006 года было очень оживленным. В село приехало много гостей, журналистов. Снимали на камеру виды села, разговаривали с жителями. Тогда еще жив был родной племянник Хамиди- Гыйльметдин. О композиторе Латифе Хамиди было известно мало. Справедливо ли, что о своем талантливом земляке односельчане знают лишь то, что он в раннем детстве уехал с родителями в Казахстан. Я решил проанализировать информацию из газет, расширить мои знания из документов, статей о композиторе. Так появилось моё исследование. Мне кажется, что это исследование биографии композитора расширит представление об известных и малоизвестных фактах в год другого юбилея-110 годовщины со дня рождения Латыфа Хамиди. В этом я вижу актуальность моей работы.
Объект моего исследования: биография композитора Латифа Хамиди
Предмет исследования: творчество композитора, а через него признание в Казахстане и забвение на родине
Цели исследования: собрать и изучить материал для создания выставки, альбома о земляке; опровергнуть мнение о «забвении на родине»
Исходя из этого, я составил перечень задач исследования:
1.Выяснить о детях и близких родственниках Латифа Хамиди
2.Расширить уже имеющиеся знания о связях с Мусой Джалилем и другими писателями и композиторами Татарстана
Материалы моего исследования:
1.Изучение публицистических материалов, сайтов, беседы со старожилами села
2.Анализ художественной и учебной литературы
Ожидаемый результат: оформление альбома о творчестве композитора; участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 110 –летию со дня рождения Латифа Хамиди.
Глава I
"...Я родился в 1906 году, 17-го июля, в бывшей Казанской губернии Свияжском уезде в деревне Бували, - писал Л.Хамиди в своей автобиографии. В настоящее время село нызывается Эбалаково, а в истории было несколько. Название «Бивали» или «Бигали» есть вариант разговорный с русского «Буали» происходит от имени Гали . Приставка БИ означает знатное происхождение. В 14-17 веках этот титул распространен. Носители этого титула были приравнены к знатному дворянству. Уже в 1545 году Бигали был князем, отсюда и название его земель. О происхождении названия Эбалаково существует и такая версия. Старцы села поставили длинный шест и объявили: «Какая птица сядет на него первой, так и будем звать село. Ею оказалась сова ( с татарского «ябалак») - Отец - из крестьян, нужда заставила его ездить в различные промышленные центры тогдашней России и работать шахтером, каменщиком, столяром". Вначале 20 века многие в поисках куска хлеба отправлялись за тридевять земель. В 1913 году семья Хамиди обосновалась в городе Каттакурган, что неподалеку от Самарканда. Они приехали не на пустое место - в Каттакургане жил старший брат матери Латыфа - образованный человек Калимулла Сагдеев. Джадидская школа к тому времени уже почти полностью вытеснила старометодную, и в одну из таких школ был отдан на обучение маленький Латыф. Занятия с дядей Калимуллой не прошли даром: способного ученика взяли сразу во второй класс. Самое главное, что в школе преподавали музыку. Приехавший из Москвы учитель Гимад Тимербулатов организовал кружок художественной самодеятельности - ребята ставили спектакли, пели хором, учились играть на музыкальных инструментах. Именно Тимербулатов научил Латыфа играть на мандолине. И еще удача - в школе преподавала знаменитая татарская поэтесса Захида Бурнашева, больше известная под псевдонимом Гиффат туташ. Она помогла будущему музыканту сделать первые шаги в поэзии, занималась с ним по русскому языку и истории.
Все это не могло не сказаться на его интересах и предпочтениях. Латыф уже не мог жить без музыки. Все это не могло не сказаться на его интересах и предпочтениях. Доводы привели Латыфа Хамиди в 1920 году в Ташкент, в Татарский институт просвещения. Там Латыф Хамиди выучился играть на фортепьяно, выпустил свой первый сборник стихов. «Именно тогда возникла у меня мысль создать вальс и марш, в которых звучала бы татарская музыка. После долгих поисков мне это удалось... Успех моих первых скромных произведений окрылил меня, и я решил основательно заняться музыкой", - писал позже Л. Хамиди. Он решает ехать в Казань получать профессиональное музыкальное образование
Глава II
Композитор оставил серию воспоминаний о Мусе Джалиле, которые ценны тем, что автор описывает его не как знаменитость, а как самого обыкновенного человека, близкого друга: "... Весной 1924 года я приехал в Казань, где мы встретились». Беседа наша сразу приняла дружеский характер. Заговорили о стихах, на которые можно было бы написать музыку...»
Мой новый друг ввел меня в круг литераторов, познакомил с членами кружка молодых татарских писателей: Кави Наджми, Аделем Кутуем, Ахметом Исхаком. Тогда я еще не был устроен с жильем, приходилось ночевать где попало. Неоднократно оставался у Кави, который жил в гостинице". В 1926 году Латыф Хамиди получает диплом Татарского института просвещения, оставляет Ташкент и через год едет в Москву поступать в первый Московский музыкальный техникум. Его многолетняя мечта осуществилась - он стал студентом композиторского отделения музыкального учебного заведения.Почти одновременно с Хамиди в столице появился и Муса Джалиль, который стал студентом филологического факультета МГУ, а также редактором татарского детского журнала. Друзья Годы жизни в Москве стали периодом активного творчества для молодого татарского композитора. Вместе с Мусой Джалилем они создали немало детских песен, сочинили первый татарский вальс, первый татарский марш и ряд других произведений, которые вошли в сокровищницу татарского музыкального искусства.
Рос профессионализм композитора, вместе с тем возрастал и объем работы, который требовал новых знаний, новых профессиональных навыков. В 1936 году Латыф Хамиди вновь едет в Москву и приступает к учебе в татарской оперной студии при Московской консерватории. Два года учебы пролетели незаметно, Тесное общение с татарскими композиторами и писателями, которые в те годы жили или учились в Москве (Назиб Жиганов, Муса Джалиль, Ахмед Файзи, Ахмед Ерикей и др.), надежды на скорое создание Татарского оперного театра в Казани вновь приблизили его к родной татарской культуре.
Глава III
В качестве дипломной работы Латыф Хамиди пишет "Татарскую сюиту" для оркестра и где-то в глубине души надеется, что его знания и опыт будут востребованы на родине. После окончания консерватории он едет в Казань и в Министерстве культуры пытается узнать о перспективах своей работы в Татарстане. Чиновник, к которому он обратился со своей просьбой, выказал грубое пренебрежение к личности маэстро. И ранимому музыканту не оставалось ничего другого, как повернуться и окончательно и бесповоротно уехать в Казахстан...
Казахстан встретил композитора с распростертыми объятиями. По рекомендации Мухтара Ауэзова его сделали руководителем казахского оркестра народных инструментов. Именно Хамиди обучал казахских музыкантов нотной грамоте, а позже написал первый в республике учебник "Школа игры на домбре", стал заведующим кафедры казахских народных инструментов Алма-атинской государственной филармонии. Латыф Хамиди постепенно становится одним из ведущих казахских композиторов. После написания "Казахского вальса" и песни "Булбул" ("Соловей") его популярность возрастает в геометрической прогрессии. Он востребован, его приглашают и привечают повсюду.
Хамиди становится заслуженным артистом Казахской ССР. В 1944 году совместно с А. Жубановым он пишет монументальную оперу "Абай". Если уж татарину доверили такое ответственное дело, как написание оперы об Абае, это говорит о многом. Мало того, в том же 1944 году Латыфа Хамиди вместе с композиторами Муканом Тулебаевым и Евгением Брусиловским привлекают к написанию музыки к государственному гимну Казахской ССР. Это говорило о полном признании мастерства и таланта композитора.
Латыф Хамиди успешно справился с задачей - в музыке к гимну нашли отражение трагедия великой войны, дух приближающейся победы, дружба народов, трудовой энтузиазм, характерный для людей той исторической поры.
В начале 1992 года был объявлен конкурс на музыку и текст к новому гимну Республики Казахстан. В отборочную комиссию было направлено около 750 проектов. В ходе обсуждения общественность высказала мнение о необходимости сохранения музыки прежнего гимна, дорогого и близкого сердцу каждого казаха. Все это еще раз говорит о том, что настоящее произведение не стареет и не подвержено веяниям эпохи Композитором написаны более 250 песен и романсов, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. В истории музыкальной культуры Казахстана Латиф Хамиди остался и как собиратель-этнограф казахской народной музыки, и как автор учебных и музыковедческих изданий. Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени.
Умер в Алма-Ате 29 ноября 1983 года. Именем Латифа Хамиди названа детская музыкальная школа №1 в городе Семей и одна из улиц в городе Астане. Ежегодно проходят музыкальные фестивали его имени.
Заключение
Всенародное «признание» на чужбине и полное «забвение» на родине. Неужели никто не мог возразить чиновникам? Были и такие смельчаки. Махмут Нигматзянов, лауреат премии имени Г.Тукая: «Если бы Хамиди жил, преподавал в Казани, наша национальная культура, без сомнения, только росла бы и расцветала еще быстрее»
И только в 90 –е годы имя Латыфа Хамиди стало возвращенным. Вновь образовался Кайбицкий район (19 апреля 1991г.) желание воссоздать историю района вылилось в рождение книги «Кайбычым.куанычым» ,где за долгие годы «забвения» появилась фотография и статья о великом сыне кайбицкой земли Латифе Хамиди. В 2006 г в журнале «Татарстан» появились статьи о юбиляре(100-летие). Названа в честь композитора улица в селе Большие Кайбицы, есть улица Латыфа Хамиди в родном селе Эбалаково. Такой интерес к имени земляка не мог не заинтересовать педагогов и учащихся школы. Встречи с родственниками, старожилами села пополнили информацию о композиторе. В 2006 были живы ещё родные племянники Хамиди : Шарафиева Саимя (1923) и Гильметдин(1929) в настоящее время в селе проживает потомок знаменитой семьи Хусаинов Фирдус Хасанович (1952). Примечательно, что эта семья вошла в историю села еще и как самая многодетная. У Хусаина и Гульмарьям (родной племянницы Латифа Хамиди) родилось 12 детей. Что касается родных детей композитора, то знаю, что жив внук Ренат, и я очень хочу наладить связь с ним, пригласить его на родину известного деда. Говорить о забвении, когда стоит село, есть потомки, хранящие его историю, историю ее великих - сыновей – рано. Память от юбилея до юбилея не прочная. Мы должны с благодарностью возвращать дань уважения памяти композитора, прославившего на весь мир малое село Бували-Эбалаки, Кайбицкий район, Республику Татарстан.
Литература
1.Галимов К.Г. «Ябалагым- якты ягым:Тарихи очерклар,-Казан:Яз,2015
2. Материалы школьного музея, библиотеки, воспоминания жителей села
Рисуем домики зимой
Есть ли лёд на других планетах?
Как нарисовать черёмуху
Злая мать и добрая тётя
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"