История появления пословиц и поговорок. Их классификация.
Вложение | Размер |
---|---|
проект пословицы | 156.02 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Бычковская средняя общеобразовательная школа
Касторенского района Курской области
Исследовательский проект
«Поговорка - цветочек, пословица - ягодка»
Авторы: Шатурных Иван Сергеевич 10лет, 24.04.2003г.
Щелаков Денис Геннадьевич 10 лет,23. 08.2003г.
Руководитель Бобровникова Ирина Алексеевна
МКОУ «Бычковская СОШ» индекс 307 632 Курская область
Касторенский район с. Бычок ул. Школьная д.4 т.3-26-27
2014 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………с.2-3
Глава I.Пословица………………………………………………………….с.3-4
Глава II.Связь между пословицами и поговорками……………………..с.4-5
Глава III.Пословицы и поговорки – древнейший памятник письменности ……………………………………………………………………………....с.5-6
Глава IV.Появление пословиц и поговорок……………………………...с.6-7
Глава V.Русские писатели о пословицах и поговорках…………………с.7-8
Заключение………………………………………………………………....с.8-9
Список источников литературы………………………………………… с.10
Приложение
Введение
«Народные пословицы служат отражением народного ума,
характера, верований, воззрений на природу».
Н. А. Добролюбов
Пословицы, поговорки, загадки, детские песни и прибаутки живо обрисовывают облик народа, его стремления и надежды. Этот фольклор поражает тонкостью художественной отделки. Известно также, что фольклорные традиции поддерживаются и плодотворно развиваются лишь в условиях чисто народного их происхождения.
Пословицы и поговорки – это огромное языковое богатство народа, созданное на протяжении многих веков. Они украшают, обогащают нашу речь, придают ей выразительность, точность; учат, каким должен быть человек в труде, в дружбе, в отношениях с другими людьми. Изучение пословиц необходимо, так как человек XXI века должен развивать свою речь, обогащать её мудрыми изречениями.
В январе 2014 года 4 класс участвовал в викторине, одно из заданий которого было таким: «Доскажи словечко – допиши пословицу!»:
Родная сторона - мать,…
Кашу маслом не ...
Смелость города ...
Под лежачий камень вода не ...
Каково же было удивление, когда подвели итоги конкурса: с этим заданием полностью никто из обучающихся 4 класса не справился. Они либо вообще не дали ответа, либо дали неверные. Это говорит о том, что дети сейчас не используют накопленную предками мудрость в своей повседневной речи. Мы решили, что ситуацию надо менять.
Проект предполагает познакомить обучающихся с системой ценностей в пословицах и поговорках народного поэтического творчества.
Цель проекта: изучить историю появления пословиц; увидеть их мудрость и поучительный смысл; раскрыть совершенство форм пословиц и поговорок; пополнить словарный запас обучающихся пословицами и поговорками; уточнить смысл и значение многих из них; научить применять их в жизни.
Задачи проекта:провести диагностику знаний пословиц и поговорок среди обучающихся начальных классов; проанализировать полученные результаты; научить искать самостоятельно нужную информацию и пользоваться различными источниками, обмениваться информацией.
Актуальность исследования: мы думаем, что тема творческого проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать историю и культуру своего народа.
Гипотеза: на пословицы и поговорки не влияет время, и они по - прежнему находят свой путь к сердцам современных детей.
Данный проект предназначен для обучающихся 4 класса. На его
подготовку у нас ушло 3 месяца. Проект мы готовили в урочное время на уроках русского языка, литературного чтения и технологии под руководством учителя начальных классов Бобровниковой Ирины Алексеевны. Он состоит из нескольких этапов:
1 этап - подготовительный. Определение обоснования выбора, основополагающего вопроса для исследования; поиск информации по теме проекта.
2 этап – аналитический. Корректировка целей и задач проекта; выработка стратегии решения каждой задачи.
3 этап – практический. Поиск информации (литература, интернет).
4 этап - обработка и систематизация собранных материалов.
Глава I.Пословица
В фольклоре, при всём разнообразии и богатстве его поэтических жанров видов и форм, трудно найти более любопытный жанр, чем пословица. Пословица всегда поучительна в широком смысле слова, но её поучительность не всегда назидание. Пословица может и просто толковать о чём- либо, однако в ней всегда есть «вывод» или нечто такое, что полезно помнить, принять к сведению. Широкому распространению и долголетию пословиц немало способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, в новых жизненных условиях приобретала смысл переносный. При этом возрастала обобщающая сила пословичного суждения, его многозначительность. Тем самым открывались всё новые и новые возможности для самого широкого толкования пословиц в речи1.
Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живёт в речи, только в ней ёмкая пословица приобретает свой конкретный смысл.
Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.
Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало, бесспорно, ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный.
Например, пословица: «Изломанного лука двое боятся», еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу: «В камень стрелять - стрелы терять»- никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: «Пословица - это свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.
Так что же такое народная пословица? Суммируя всё сказанное, можно дать такое определение пословице: это краткое вошедшее, в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт (см. приложение слайд 1).Пословица-это законченное суждение.
Яркую и точную характеристику пословицам дал сам народ. Он отметил меткость пословиц: (см. приложение слайд 2) «Пословица - недаром молвится»; «Старая пословица не в бровь, а в глаз»; их мудрость: «Глупая речь не пословица»; их правдивость; «Пословица правду всем говорит». В пословице видели доброго советчика: «Пословица - всем делам помощница»; отмечали живучесть и долголетие пословиц: «Пословица век не сломится»; их особый склад: «Глупая речь не пословица»; их связь с речью: «Красна речь пословицей». Народ видел в пословичном суждении выражение общего мнения, не считаться с которым нельзя.
Глава II.Связь между пословицами и поговорками
Поговорка-это широко распространённое образное выражение, метко определяющее какое- либо жизненное явление (см. приложение слайд 3). В отличие от пословиц, к которым они близки по своей форме, поговорки лишены прямого обобщённого поучительного смысла и ограничиваются образным, нередко иносказательным определением какого – либо явления. Встречаются в речи такие выражения: (см. приложение слайд 4) «надоел как горькая редька», «лёгок на помине», «ни к селу ни к городу», «благим матом», «как снег на голову», «за семь вёрст киселя хлебать», «баклуши бить». Это типичные поговорки – образные выражения, часто сравнения, лишённые характера законченного суждения и поучительности. Отличие пословиц и поговорок сам народ видит в том, что поговорка – это украшение речи – цветок, тогда как, пословица – суждение полное (см. приложение слайд 5), завершённое, зрелое – ягодка: «Поговорка – цветок, пословица – ягодка». Это поэтическое сравнение говорит о том, что народ видел близость пословиц и поговорок.
В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку. Уже И. Снегирёв, исследователь первой половины XIX века, отмечал, что «некоторые поговорки произошли от пословиц и, наоборот»5.Например, пословица: « Легко чужими руками жар загребать» часто употребляется, как поговорка: «Чужими руками жар загребать», то есть образное изображение любителя чужого труда. В самом деле, это выражение есть типичная поговорка. Но это выражение в зависимости от контекста может принять и вид общего суждения, законченного и завершённого.
Поговорки в силу своей особенности как образных выражений значительно чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше, чем в пословицах, национального, общенародного значения и смысла.
Глава III.Пословицы и поговорки – древнейший памятник письменности
Древность пословиц и поговорок засвидетельствована первыми памятниками письменности (см. приложение слайд 6). Рассказывая о прошлых временах, летописец писал об аварах –обрах, которые бесследно исчезли, оставив после себя недобрую память в «притчи»: «Погибоша аки Обри, их же нет ни племени, ни наследка». Согласно летописи, князь Владимир, отказываясь принять веру магометан, сослался на шутливую пословицу: «Русь есть веселье пити,- не может без того быти». «Не погнеши пчёл – мёду не едать»; «Мир стоит до рати, а рать до мира»; «Не идёт место к голове, а голова к месту»- эти и ещё несколько других пословиц - вот и всё, что сохранила нам ранняя письменность из древней пословично- поговорочной поэзии.
Было бы, однако, неверно думать, что все древнейшие пословицы и поговорки погибли для науки. Если В. Даль в первой половине XIX века мог записать несколько пословиц, древность которых засвидетельствована первыми памятниками письменности, то разве не допустимо, что среди тысяч русских пословиц и поговорок найдётся немало таких, которые идут с далёких времён, хотя их древность и не подтверждена письменностью древней Руси?
Очень важно, что древние пословицы дошли до нас почти в
неизменённой форме. Летописная пословица: «Един камень много горцев избивает» почти точно повторена в записи В.Даля: «Одним камнем много горшков перебьёшь». Одна из «припевок» Бояна: «Ни хитру, ни горазду- суда божья не минути» («Слово о полку Игореве») записана В.Далем как пословица в таком виде: «Не хитру, ни горазду, ни богату, ни убогу – суда божьего не миновать».
В дошедших до нас древних пословицах отразились языческие верования и мировоззрения народа, но это не означает, что древние пословицы и поговорки вообще возникли как отражение языческих религиозных мировоззрений. Это означает лишь то, что пословицы, говорившие о быте, общественном и домашнем укладе первобытных людей, исчезли вместе с отмиранием старых порядков и обычаев скорее, чем пословицы, говорящие о древних верованиях и суевериях. «Кукушка кукует: горе вещует»- эта пословица восходит к древнейшим языческим представлениям о том, что птичий крик может предвещать нечто роковое для человека. «Мать - сыра земля, говорить нельзя» - эта поговорка отзывается нетронутой верой то в таинственные, то в разрушительные , то в благоприятные силы «живой» земли. «Вещий сон не обманет», «Бережёного коня и зверь в поле не берёт», «Ловит волк роковую овцу», «Кричит как леший» – древность этих и подобных им пословиц и поговорок может быть подтверждена всей системой понятий и представлений, вынесенных народом из языческих времён.
Глава IV.Появление пословиц и поговорок
Многие произведения устного народного творчества пережили столетия. Вообще уже в ХIХ веке учёные обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица «Пусто, словно Мамай прошел», которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.
Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа.
Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как: «Битый небитого везёт», «По моему прошению, по щучьему велению» и другие. Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии «Господь даде, Господь и отья» было переведено с церковнославянского языка на русский: «Бог дал, Бог взял».
С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Например: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь» (А.С. Грибоедов), «У разбитого корыта» (А.С. Пушкин), «Как белка в колесе» (И.А. Крылов) и многие другие.
В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей. Например, выражение: «А король-то голый!» принадлежит перу Г.Х. Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение «Башмаков ещё не успели износить» (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.
Образность пословиц и поговорок отличается от образности былин, сказок, песен и других жанров фольклора. Принципы создания образа в пословице и поговорке связаны со спецификой этого жанра. Одной из распространенных форм выражения образности является иносказание. Например, пословица: «От яблони - яблочки, а от сосны – шишки» воспринимается не буквально, а в переносном, иносказательном виде. Однако некоторые пословицы употребляются именно в прямом смысле: «По одежке встречают, по уму провожают».
Глава V.Русские писатели о пословицах и поговорках
Стремление истолковать народные пословицы и поговорки отчётливо прослеживается у многих писателей и поэтов. Так в бумагах А.С.Пушкина сохранилась запись нескольких народных пословиц. Поэт сопроводил их краткими замечаниями. Он отмечал остроту и богатство смысла в народных пословицах. Пушкина восхищало необыкновенное художественное совершенство пословиц, использующих разнообразные формы образности и иносказаний. Записав пословицу: «Горе лыком подпоясано», поэт тут же добавил: «Разительное изображение нищеты». В языке пословиц поэт отметил устаревшие слова и показал, какое значение имеет для общего толкования понимание прежнего смысла их. «Не твоя печаль чужих детей качать»; «печаль», - пишет А.С.Пушкин,- от глагола пекусь; «не твоя печаль - не твоя забота».
Поэта привлекало в народных пословицах свободомыслие и социальная ирония. Он говорил: «…Что за роскошь, что за смысл. Какой толк в каждой поговорке нашей, - говорил поэт будущему собирателю пословиц и поговорок В.И.Далю. – Что за золото! А не даётся в руки, нет!»3(см. приложение слайд 8).
Глубокий интерес к народным пословицам и поговоркам питал другой русский писатель Н.В. Гоголь. Ему принадлежит проницательный отзыв о пословицах, важный смысл которого ещё недостаточно понят многими. «Пословица,- писал Н.В. Гоголь,- не есть какое- нибудь вперёд поданное мнение или предложение о деле, но уже подведённый итог делу, отсед, отстой уже перебродивших и окончившихся событий, окончательное извлечение силы дела и всех сторон его, а не одной2.»
Писателю было ясно, что в пословицах отразился многострадальный жизненный опыт русского народа. Н.В.Гоголь понимал, что пословицы, поговорки, как и весь фольклор - залог огромного будущего всего русского народа.
Глубокий интерес передовых деятелей искусства к пословицам не прошёл бесследно для последующих поколений исследователей и собирателей фольклора. В 30-60 годы появляются сборники пословиц и поговорок. В 1848 году профессор Московского университета И.М.Снегирёв издал сборник «Русские народные пословицы и притчи», который вместе с изданным в1857 году «Новым сборником русских пословиц и притчей» включал в себя свыше 10500 пословиц и поговорок.
В.И.Даль опубликовал сборник «Пословицы русского народа». В сборник вошло свыше 30000 пословиц и поговорок и других малых жанров русского фольклора. В.И.Даль сгруппировал пословицы и поговорки по тематическому принципу. «Расстановка пословиц по понятиям даёт верный нравственный очерк народа, она сочинена не разгорячённым воображением одного лица, а целыми поколениями, искусившимися на поприще жизни и закалённые в горниле опыта3».
Заключение
Работая над проектом, мы выяснили, что устное народное творчество живо и сейчас - постоянно рождаются новые пословицы и поговорки, загадки, песни и частушки. Однако чаще всего мы говорим о фольклоре тех далёких времён, когда он был единственной формой искусства слова для народа, не имеющих письменности. Мы не знаем авторов произведений фольклора, но знаем, что это были талантливые люди4.
Тематика пословиц безгранична. Они реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа во всём многообразии, они передают бытовые, социальные, философские, религиозные, морально-этические, эстетические народные взгляды. Мы смогли окунуться в многообразный мир русских пословиц и поговорок, увидеть их различия и научились применять полученные знания в повседневной жизни.
Читая литературу о пословицах, мы выбрали для себя шесть основных тем для изучения: 1)Родина и ратное дело (см. приложение слайд 8, 9), 2)семья (см. приложение слайд 10), 3) труд и отдых (см. приложение слайд 11), 4) учение и знание (см. приложение слайд 12), 5) дружба (см. приложение слайд 13), 6) природа (см. приложение слайд 14). Собрали пословицы, разбили их на группы по темам, выбрали те, которые нам больше всего понравились. Весь богатый материал, имеющийся у нас, по данной теме мы будем использовать и дальше на уроках русского языка и литературы, внеклассного чтения и внеурочных мероприятиях.
Подготовили презентацию по данной теме, выступили с ней перед
обучающимися начальных классов нашей школы.
Мы научились понимать богатство, глубину и мудрость языка. Открыли для себя новые грани удивительного мира устного народного творчества. И сами стали частью этого мира. Узнали много новых для себя пословиц и поговорок. Это говорит о том, что наш проект и проектные мероприятия уже дают практические результаты и обогащают жизнь не только обучающихся нашего класса, но и их друзей, других учеников школы. И мы этим гордимся! Обучающиеся смогли окунуться в многообразный мир русских пословиц и поговорок, увидеть их различия и научиться применять полученные знания в повседневной жизни. Самое главное в работе над проектом – это его значимость в обогащении словарного запаса детей.
Вывод: мы выяснили, что пословицы и поговорки касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческой жизни. Они дают оценку всему происходящему. В образных и мудрых изречениях русский народ запечатлевал свои традиции, обычаи и нравы, едко и остроумно высмеивают своих врагов, а так же стыдили за такие отрицательные черты, как злость, зависть и жадность. Русские пословицы и поговорки являются ярчайшим украшением нашей речи. Задача нашего поколения сохранить эти цветы речи и не дать им увянуть.
Спасибо всем, кто оказал нам помощь в сборе материала к данному проекту: учителя русского языка Журавлёву Е. Н., библиотекаря школьной библиотеки Ушакову Н.Н., своим родителям.
Мы хотим продолжить изучение русских пословиц и поговорок, песенок, потешек, загадок.
Созданные в веках пословицы и поговорки будут всегда украшать нашу речь. Они не исчезнут, пока будет звучать русское слово.
Список источников литературы.
1.В.П.Аникин, «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», Государственное учебно- педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва,1957г.
2.Н.В.Гоголь, «Сборник сочинений в шести томах» т, 6, Госполитиздат, Москва 1953г., стр. 166
3.В.И.Даль, «Пословицы русского народа», т. 1, Москва 1879 г.
4.Т.Ф.Курдюмова «Литература 5 класс» 1 часть, Дрофа, 2001г.
5.Сборник «Пушкин в воспоминаниях современников» Москва , 1950г., стр. 455
6.И.Снегирёв, «Русские народные пословицы и притчи», М., 1848,стр.30
Есть ли лёд на других планетах?
Новогодние гирлянды
Смекалка против Змея-Горыныча
Хрюк на ёлке
Военная хитрость