В представленной научно-исследовательской работе рассматривается роль пословиц и поговорок в жизни общества.
Для раскрытия темы исследования использованы литература по народному устному творчеству, публикации в периодической печати, интернет-ресурсы.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты помогут в проведении воспитательных мероприятий эстетического и нравственного направлений, через изучение культурного наследия России.
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsa.ppt | 2.26 МБ |
annotatsiya.doc | 31.5 КБ |
npk.doc | 109.5 КБ |
КОНКУРС ПРОЕКТОВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО»
«Народная мудрость в пословицах и поговорках»
Аннотация
В представленной научно-исследовательской работе рассматривается роль пословиц и поговорок в жизни общества.
Для раскрытия темы исследования использованы литература по народному устному творчеству, публикации в периодической печати, интернет-ресурсы.
Теоретическая значимость проведенного исследования позволяет:
- осмыслить и в значительной мере углубить представление о роли и месте пословиц и поговорок в жизни общества, их влияние на духовно-нравственную и социальную атмосферу;
- определить современное состояние народной мудрости и предложить пути оптимизации её функционирования;
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты помогут в проведении воспитательных мероприятий эстетического и нравственного направлений, через изучение культурного наследия России.
Данная работа дала простор мысли, в ней я старался соблюдать логически обоснованную последовательность.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, где представлены материалы изучения данной проблемы в различных источниках, материалы социологического опроса и исследования о значимости пословиц и поговорок в наши дни.
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГОСТИ ИЗ БУДУЩЕГО»
Секция «Литературное чтение»
Народная мудрость
в пословицах и поговорках
Автор:
Дербенёв Данил
Учащийся 3 «Б» класса
МБОУ «СОШ» №10
Руководитель:
Ризванова Раушания Рамильевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ» №10
Когалым 2013
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава I. Пословицы и поговорки, как богатый источник культурного наследия
Глава II. Без сохранения пошлого нет будущего
2.1.Пословицы и поговорки в современном обществе ………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………........................................11
Библиографический список……………………………………………………………………….11
Приложение………………………………………………………………………………………...12
Введение
«Старая пословица век не сломится»
Народная мудрость
Язык – богатство народа. А как богат язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников. Многие из нас говорят невыразительно, тускло, забывая, что есть живая, прекрасная, добрая и мудрая речь!
Не выучил домашнее задание - учительница скажет: «Ученье – свет, а не ученье - тьма». Дома родители постоянно отвечают на твою просьбу разрешить поиграть на компьютере: « Сделал дело – гуляй смело» или «Делу – время, а потехе – час».
В прошлом году я учувствовал в конкурсе эрудитов «ЭМУ». Задания конкурса требовали отлично разбираться в знании русского языка и литературного чтения. Одно из заданий было таким: «Доскажи словечко – допиши пословицу!». Каково же было удивление, когда подвели итоги конкурса – с этим заданием справились полностью лишь 2 человека. Остальные ребята либо вообще не дали ответа, либо дали неверные ответы. И я обратил внимание, что пословицы и поговорки, мало знакомы мне и моим ровесникам.
И у меня возникли вопросы:
На эти вопросы я никак не мог найти ответ, и было решено провести исследовательскую работу по теме: «Народная мудрость в пословицах и поговорках». Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка». И я решил стать таким ручейком, донести до многих красоту, пользу народных пословиц и поговорок.
Актуальность: изучение пословиц и поговорок помогает не только расширить словарный запас, но и понять национальные особенности своего народа.
Цель исследования: определить ценность и роль пословиц и поговорок, показать как прекрасна, могуча и добра наша речь.
Объект исследования: пословицы и поговорки русского народа.
Предмет исследования – продуктивность их употребления, социальная значимость и роль, в современной русской речи.
Гипотеза: если объяснить скрытый смысл пословиц и поговорок, показать ценности, отражённые в них, то мы можем расширить наши знания о родном языке, пополнить свой словарный запас, лучше понять народную мудрость.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
В работе над проектом использовал следующие исследовательские методы: Знакомство со специальной литературой, информация в сети Интернет по данной теме, социологический опрос учащихся и учителей, беседа с родителями, бабушками, дедушками, обобщение исследовательской работы, на основе чего и были сделаны выводы.
Содержание исследования: Данная работа состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы, приложений. В работе содержится три таблицы.
Глава I. Пословицы и поговорки, как богатый источник культурного наследия
1.1.Определение пословицы и поговорки
Прежде чем исследовать пословицы и поговорки, я узнал значения этих понятий. Для этого я обратился к различным словарям и энциклопедиям. Например, в словаре С.И.Ожегова «Пословица-это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм, а поговорка - краткое устойчивое выражение, образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания».
___________________
С.И.Ожегов, 13 – 558
Составитель знаменитого словаря русских пословиц Владимир Иванович Даль даёт следующее определение: «Пословица – короткая притча. Это суждение, приговор, поучение».
О поговорках Владимир Иванович говорил, что поговорка – это складная, короткая речь, ходячая в народе («На всякого Егорку есть поговорка»). Поговорка, в отличие от пословицы, ничего не обобщает, никого не поучает, используется как переносная речь. Поговорка не договаривает, а лишь намекает. 2
Назначение поговорки - как можно ярче, образнее рассказать о каком-либо явлении или случае. Поговорки помогают выразить эмоциональное состояние: «Как об стенку горох», «Сидит, как на иголках», «Надулся, как индюк». Но уж если нам кто-то нравится, то и поговорки другие: «Говорит, что рублём одарит», «Как сыр в масле катается».
Сам народ предлагает такое различие пословицы от поговорки: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Из чего можно сделать вывод, что в пословицах заключена народная мудрость, законченное суждение.
1.2. Истоки происхождения пословиц и поговорок
Трудно сказать, с каких времен берут начало пословицы – устные краткие изречения, наделенные особым смыслом. Можно предположить, что их возникновение уходит корнями в глубокую древность. Или во времена возникновения человеческой речи. Возможно, первые пословицы были изображены на стенах, в виде картинок – ведь уже тогда человек нуждался в передаче своих наблюдений. Кто-то когда-то, верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое. Народ, не умеющий ни читать, ни писать, как бы создавал свою устную школу.
Пословицы наряду с поговорками, стали своеобразной формой сохранения и передачи своего жизненного опыта последующим поколениям. Учёные считают, что первые пословицы появились в связи с необходимостью закрепить какие-то правила, советы, обычаи. Пословицы очень разнообразны по своей тематике. «Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому». 2
___________________________
2Даль В. Пословицы русского народа. // Сб. пословиц, поговорок, речений, – М.: 1862 (изд. 2, СПБ, 1879, 2 тт).
Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенародные по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.
В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», Даль впервые распределил их по темам: «Русь – родина», «Народ – мир», «Ученье – наука», «Былое – будущее», «Добро и зло», «Правда и ложь» (Приложение 1)
Тем 180, а пословиц более 30 000. Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».
1.3. Выражение основных ценностей посредством народной мудрости
К.Д. Ушинский о пословицах пишет: «По содержанию, наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. В народных
пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни”.3
Пословицы для нас - своеобразный учебник жизни они имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Владимир Иванович Даль, писал, что пословица "это цвет народного ума, это житейская народная, правда». 4 В лучших своих пословицах народ передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил детей уму-разуму.
Пословицы воспитывают в человеке любовь к Родине, к труду, раскрывают характер взаимоотношений между людьми; осуждают глупость, лень; восхваляют ум, трудолюбие, скромность. Благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Следуя пословицами, мы можем быть уверены, что поступаем правильно. Недаром говорят: «Как пословица говорит, так и действуй».
Во все времена одной из главных ценностей является здоровье человека, поэтому огромное количество пословиц и поговорок, посвящённых этой теме:
______________________________
3 К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения в шести томах. Том 2, с167.
4 "Сказки, пословицы, загадки", Москва "Детская литература", 1989г (1)
«Чистота – залог здоровья»; «Болен – лечись, а здоров – берегись» (Приложение 2)
В пословицах и поговорках мы видим яркие примеры того, что наши предки ценили ученье, науку, старательность и трудолюбие, а глупость, лень, осуждались и презирались: «Ученье – свет, а не ученье – тьма» (Приложение 3) Народ посвятил большое количество пословиц и поговорок доброте и человеколюбию, отзывчивости
и благодарности. «Коли хочешь себе добра, никому не делай зла»; «Из зла добро не родиться» (Приложение 4)
“Пословица к слову молвится”- умелое и быстрое употребление пословицы и поговорки свидетельствует о находчивости, об остром уме. Знание пословиц и поговорок обогащает, делает нас более внимательными к слову, к родному языку, развивает память.
Таким образом, русские пословицы имеют огромную общественную ценность. Она состоит в познавательном, воспитательном и эстетическом значении, в богатом жизненном содержании, глубоком смысле.
1.4. Пословицы и поговорки в литературе
Примеры использования пословиц и поговорок можно найти и в письменной речи, литературе. Особенно много можно встретить эти крупинки мудрости в русских народных сказках. Например, всем известная сказка «Лиса и журавль»: «Как аукнулось, и откликнулось». В сказке «Две пословицы» - «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым ещё лучше». Но более всего пословицы обязаны литературной басне, особенно басням И.А.Крылова. Кто не знает его пословиц! «Ай, Моська так сильна. Коль лает на слона», «А ларчик просто открывался».
Пословицы могут изменяться под влиянием времени и истории. Раньше всегда говорили: «Один в поле не воин», а во время Великой Отечественной Войны у наших солдат эта поговорка зазвучала по-новому: «Если по-русски скроен, и один в поле воин», воспевая тем самым дух и героизм русского солдата.
Мы выяснили, какое огромное значение придавалось пословицам и поговоркам в прошлом, а как обстоят дела сейчас? Есть ли интерес к народной мудрости в современном мире? Эти и другие вопросы я поставил перед собой, приступая к исследованию по теме: «Народная мудрость в пословицах и поговорках».
Глава II. Без сохранения пошлого нет будущего
2.1.Пословицы и поговорки в современном обществе
"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться со словами великого педагога К.Д.Ушинского: «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам». 5
Для изучения ситуации в отношении предмета исследования в качестве дополнительного, уточняющего материала я изучил специальную литературу, взял интервью, провёл социологический опрос. Для наиболее объективного отражения действительности в анкетировании участвовали по 40 представителей различных поколений, а именно - ученики нашей школы, люди старшего и среднего возраста, задал вопрос на форуме в интернете. Это позволило мне выявить, современное отношение детей и взрослых к пословицам и поговоркам русского народа.
Это подтверждают результаты социологического опроса среди учащихся МОУ «СОШ» №10.
Результаты анкетирования и опросов представлены в таблице (Приложение 5)
№ | Вопрос | Ответы детей младшего школьного возраста | Ответы детей среднего школьного возраста |
1 | Как часто вы употребляете пословицы в своей речи? | Часто -10% Иногда-50% Никогда-40% | Часто-11% Иногда-45% Никогда-44% |
2 | С какой целью вы употребляете пословицы? | Дать совет-22% Покритиковать-18% Украсить речь-60% | Дать совет-22% Покритиковать-35% Украсить речь-43% |
3 | Из каких источников Вы узнаёте пословицы | Учебники-32% Книги-20% Речь педагогов-25% Речь родителей -23% | Учебники-30% Книги-15% Речь педагогов-25% Речь родителей- 30% |
Таким образом, мы видим, что анкетирование выявило ряд проблем. Анализ отношения школьников к народной мудрости подтверждает, что пословицы используются недостаточно активно. Используются не все источники информации.
В ходе исследования я взяла интервью у учащихся нашей школы. Анализируя
________________________
5 К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения в шести томах. Том 2, с167.
результаты интервью, очевидно, что пословицы и поговорки мало знакомы современным детям.
Да, использую | Нет, не использую |
210- (91.3%) | 20- (8.7%) |
Также в социальных сетях Интернет с помощью родителей провёл опрос по исследуемой мной теме, задав вопрос пользователям одного из форумов: «Вы используете пословицы и поговорки в своей речи»? В опросе участвовало 230 человек старшего и среднего возраста.
Вот некоторые выдержки из ответов: (Приложение 6)
Проанализировав высказывания пользователей форума, я пришёл к выводу, что пословицами и поговорками чаще используют люди среднего и старшего возраста.
Для определения степени популярности в использовании пословиц и поговорок проводил социологический опрос среди учителей нашей школы. Учителям задавался вопрос: «Какие пословицы и поговорки они знают и применяют в своей речи?» По результатам опроса данные заносились в таблицу и обрабатывались (Приложение 7)
Можно сделать вывод, что самыми популярными пословицами, употребляемыми учителями являются: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»; «Учение- свет, а не учение – тьма».
Пословица применяется к разным житейским случаям. Мы обратили внимание на то, что жители нашего города разных возрастных групп используют в своей речи разные пословицы. С чем это связано, я решил проверить (Приложение 8)
Анализируя данные собранные в ходе исследования, очевидно, что:
1.Среди возрастной группы 7-13 лет распространенной пословицей является пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Это определено тем, что в данном возрасте межличностные отношения среди подростков важнее трудовой деятельности.
2.Среди возрастной группы 15-22 года самой популярной по употребляемости пословицы нет, они на разные темы. Это подтверждает, что данный возраст - самый активный в жизни человека. Людей этого возраста волнует все: житейская мудрость, образование, правда, любовь, семья.
3.Среди возрастной группы 23-35 лет самой распространенной является пословица,
«Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Эти люди уже несут ответственность за свою семью, детей, своих родителей.
4.Среди возрастных групп 36-50 лет и выше, распространенными являются пословицы о труде, жизни, добре и зле, лжи, боге. Это связано с тем, что в зрелые годы человек начинает задумываться о смысле жизни, подводит итоги своей деятельности, старается совершать правильные поступки, равняется на библию, художественную литературу.
Меня интересовал вопрос, необходимы ли пословицы в современном общении?
Результаты анкетирования и опросов представлены в таблице (Приложение 9)
№ | Вопрос | Ответы школьников | Ответы людей среднего возраста | Ответы людей старшего возраста |
1 | Необходимы ли пословицы в современном общении? | Да – 80% Нет – 6% Затрудняюсь ответить -14% | Да - 90% Нет –8% Затрудняюсь ответить- 2% | Да -100% Нет – 0% Затрудняюсь ответить- 0% |
В ходе исследования мы выяснили, что пословицы и поговорки необходимы в современном общении, они не перестают существовать и привлекать людей любого возраста.
Но, к сожалению, моё поколение мало знает пословиц и поговорок. Это происходит, потому что мы, современные школьники утратили интерес к чтению. Мы мало читаем, в основном только программные произведения и совсем не интересуются другой литературой, большую часть своего времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества мало используются в нашей речи.
Для того чтобы исправить ситуацию в отношении предмета исследования я предлагаю, больше уделять внимание народному творчеству. В школе можно проводить конкурсы, соревнования по знанию пословиц и поговорок. В классе, организовать выставку рисунков на тему: «Старая пословица век не сломится».
Заключение
Заканчивая исследование, хочется отметить, что работа по данной теме оказалась очень актуальной и интересной.
Подводя итог исследованию, можно сказать, что:
Данная научно- исследовательская работа может быть полезна для внеклассного и литературного чтения.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что если объяснить скрытый смысл пословиц и поговорок, показать ценности, отражённые в них, то мы можем расширить наши знания о родном языке, пополнить свой словарный запас, лучше понять народную мудрость, подтвердилась.
Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться.
Двадцать две пословицы
Вспомнила подряд.
Двадцать две пословицы,
Это целый клад!
А всего собрал их класс
Чуть не полтораста,
И они не в бровь, а в глаз
Попадают часто!
Библиографический список
Интернет- ресурсы:
Лист Мёбиуса
Басня "Две подруги"
Шум и человек
Денис-изобретатель (отрывок)
Нечаянная победа. Айзек Азимов