Вклад преподобного Сергия в процветание страны и укрепление её суверенитета, в развитие Русской Православный Церкви, в формирование нравственных качеств народа.
Вложение | Размер |
---|---|
Просветительская деятельность Сергия Радонежского | 35.19 КБ |
Текст проекта по теме
«Сергий Радонежский – ангел-хранитель Земли Русской»
Из века в век
Твой ясный свет
Сияет над Россией.
Твой образ Пресвятой
Живёт в сердцах людей.
Ты открываешь к Истине пути
И воскрешаешь силы,
Даруя Миру Свет
Любви и радости своей.
Цели:
- рассмотреть просветительскую деятельность Сергия Радонежского,
- обозначить роль преподобного Сергия в ключевых событиях Древнерусской истории
- определить значение Сергия Радонежского в развитии и укреплении Древнерусского государства;
Задачи:
- проанализировать жизненный путь Сергия Радонежского и показать его влияние на духовное развитие народа.
- оценить вклад преподобного Сергия в процветание страны и укрепление её суверенитета, в развитие Русской Православный Церкви, в формирование нравственных качеств народа.
Актуальность:
Личность Сергия Радонежского, его праведный жизненный путь является примером для воспитания духовных качеств нынешнего поколения.
Сергий Радонежский вошел в русскую историю как Всенародный Учитель, Заступник и Миротворец, а слава о святости и мудрости Преподобногоживет и по сей день. Чем же иначе объяснить то живительное действие, то высоко ободряющее и возносящее влияние, то чувство духовной крепости, которое ощущали и уносили с собою все окружавшие и приходившие к нему?
Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек, не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у истоков всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь, ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира.
Самая высшая из молитв – это непрестанное удивление Творцу – больше всего наполняла душу Преподобного Сергия. Но была у него еще одна молитва. "Бог и Родина" – вот то, что двигало жизнью и судьбой преподобного Сергия... и эта любовь дала ему возможность так совершенно, до конца, исполнить заповедь Господню о любви к людям.
Выдающимся памятником праведных дел Сергия Преподобного, по сей день остается его величественное творение – Троице-Сергиева Лавра. Этот монументальный храм начал свое зарождение с неприметной хижины, а впоследствии маленькой кельи, построенной Сергием и его братом Петром в глухом лесу, в период отшельничества, которая положила начало знаменитой Сергиевой лавры. Когда Сергию предложили сан игумена в собственной Обители, монах не хотел возвышаться над другими людьми, посчитав себя недостойным, отказался. Он не хотел отступаться от одного из важнейших для себя принципов формирования праведной личности, которыми он считал смирение страстей и гордости.
Вот как описывал Сергия Епифаний Премудрый:
“Как рассказать его тихость, кротость, молчаливость в слове, смирение, безгневие, неподдельную простоту, любовь ко всем людям равную? Никогда не подвигся он на гнев, ничем никогда не соблазнился, никого не обидел, ни в чём не попускал себе послабления, ни смеха. Если когда и встречалась надобность улыбнуться, так как этого нельзя избежать, то это было у него благопристойно и воздержанно… Псалмы в его устах никогда не прекращались. Ни пива, ни мёда никогда не вкушал. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался, от всех с любовью принимал неприятности”.
Приняв игуменство, Сергий ничего не изменил в обращении своем с братией, ни в своей труженической жизни, лишь принял большую ответственность. Так же как и раньше нес он все работы и служил братии, "как раб купленный", и одежду носил ветхую и покрытую заплатами, так что трудно было различить, кто был старший из них и кто младший, ибо Преподобный с самых первых дней воплотил в образе своем завет первенства, указанный Христом: "Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою".
Мудрый Сергий-Строитель понимал, что без сотрудничества не только ничего нельзя построить, но ничто и жить не может, и потому своим личным примером хотел запечатлеть в сознании учеников и приходящих к нему великое значение сотрудничества как в большом, так и в малом.
Став игуменом, Сергий ввел в Троице-Сергиевом монастыре общежитный порядок, при котором каждый трудился не для себя только, но, прежде всего, для общей пользы. Так было заложено Преподобным начало понимания сотрудничества. Порядок этот был введен Сергием Радонежским не только в Троицкой Обители, но и во всех других монастырях, учрежденных им самим или его учениками.
Троицкая Обитель, помимо пристанища православных, постоянно являлась оплотом против врагов Отечества.
В тяжелый 1611 год, когда наступил самый критический момент во внутренней истории Московского Государства, когда захватившие Москву поляки стали жестоко угнетать Русь и угрожать всему национальному быту, когда, в отчаянии за будущую судьбу своей родины, люди терялись среди ужасающих событий и не знали, откуда ждать помощи, тогда из стен Троицкой Обители раздался набатный звон по всей Руси. Троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын рассылали из монастыря по всем городам пламенные грамоты с призывом к русским людям подняться на защиту веры и отечества и освободить от врагов Московское Государство.
Шли годы. Русь начинала возвращать себе былое могущество. В эти тяжелые для государства годы примером для всех стал Сергий Радонежский. Преподобный Сергий сыграл большую роль в морально-нравственном становлении общества. Народ обрел в Преподобном отце наставника, справедливого судью, заступника перед притеснителями и целителя как духовных, так и телесных немощей. Истинно, никто более него не подходил под характеристику Святого древней Руси – «Земной Ангел и Небесный Человек».
Можно сказать, что подвижническая жизнь Сергия, своим личным примером введя в жизнь высокое нравственное учение, отметила Новую Эру в жизни Земли Русской. Благодаря широкому установлению им и его учениками новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа. Возникшие вокруг тихих монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою неповторяемую школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему. Разве могла быть одержана победа над бедами и напастями, обрушившимися на нашу страну, если бы дух народа не был напитан огненной благодатью, которая исходила во всей ее неисчерпаемости от великого Наставника и Заступника – Сергия Преподобного.
Он умел пользоваться каждым случаем, чтобы заложить в сознание народа зерно нравственного учения и дать проблеск простому народу в Мир Высший. Так он посылал учеников своих на полевые работы к крестьянам, чтобы помочь им и получить возможность говорить о просвещении духа. И зерна его благостного учения дали чудесные всходы. Окрепла нравственность, окреп дух, поднялись силы народа, и подвиг освобождения Земли Русской, на который благословил его Преподобный, стал возможным.
Всеобщее признание и почитание ни в чем не изменили его, ни его уклада жизни, ни обращения с людьми; он с равною внимательностью и любовью обращался как с князьями, обогащавшими его Обитель, так и с бедняками, питавшимися от монастыря. Всегда оставался простым и кротким наставником, но в редких случаях являлся и суровым судьей.
Историческая роль Преподобного огромна. Сергий Радонежский был главным вдохновителем в подготовке великой Куликовской битвы. Он был духовным наставником Дмитрия Донского и с малых лет воспитывал в нем мужество и стойкость. Накануне великой битвы, Дмитрий остановился в Троицкой обители, Сергий укрепил его дух иблагословляя князя и всё войско на битву сказал: “Иди, господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов”, а затем понизив голос сказал тихо одному великому князю: “Победиши враги твоя”. Сергий послал в помощь Дмитрию Донскому с собственноручной грамотой двух своих иноков: Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Александр победил в поединке с татарским богатырем Челубеем, но и сам сложил голову на поле брани.
Войско Дмитрия разбило татар на Куликовом поле. Наверное, благословление Сергия Радонежского и Божья помощь, сыграли в этой великой ратной победе не последнюю роль.
Сергий Радонежский после Куликовской битвы прожил еще 20 лет. Несоизмерим вклад в дальнейшее развитие русского государства Сергия Радонежского. Свою небесную миссию Российского путеводителя он исполнил указанием задач ближайшей и всей последующей истории России: свержение татарского ига и независимость государства, прекращение усобиц и свободное объединение под единодержавною властью Московского государя.
Вместе с этим Преподобный Сергий дал положительные начала внутренней жизни России. Он сам ходил к мятежным князьям Нижнего Новгорода, Рязани, Твери и Ростова и всеми силами склонял их помириться с Москвой и дружно стать на общую взаимную службу под единой державой великого князя Московского, так как понимал что сила Русской земли – в её единстве.
Жизнь и деятельность Преподобного Сергия легли в основу глубокого понимания и широкого почитания Святой Троицы. Святая Троица, как считал Преподобный - это прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество, в частности. По сути дела, образ Святой Троицы показал всей Руси возможную и реальную дорогу спасения государства. Следовательно, Святая Троица, в честь которой и была основана обитель Сергия Радонежского, становилась и символом единства Руси.
Имя Сергия Радонежского было и остается символом духовного богатства русского народа. Идущая от Преподобного традиция внутренней духовной свободы имеет значение высшей ценности для россиян. Заветы Сергия – христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству путем мужественному самоотречения – стали светлыми идеалами русской культуры.
Ключевский говорил: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».
Через многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, но все они лишь послужили к ее очищению и возвеличению – так было, так будет. Сильна Россия мощью Светоносного Вождя и Хранителя своего! Кто может сказать, что Мощь его, неотступно стоящая на дозоре, не ждет срока, записанного в Скрижалях Небесных?
Пробьет час, Свыше предуказанный, и народ Земли Русской в порыве любви пламенной к родине своей, в подвиге духа, подымется под стягом Преподобного против безбожных за Святыню отечества, за достоинство свое, за благо народов! Отче Сергие, Дивный, с Тобою идем, с Тобою ПОБЕДИМ!
Выводы:
Изучив жизнь и деятельность Сергия Радонежского, можно сделать следующие выводы:
- просветительская деятельность Сергия Преподобного заложила в русском народе зачатки нравственности, духовного развития, укрепив веру людей в собственные силы.
- Троице-Сергиева Лавра, положенная своим созданием во главу освобождения и укрепления Руси, представляющая бесценное наследие Сергия Преподобного, и по сей день остается залогом единства и независимости нашей станы;
-Преподобный Сергий, как истинный патриот своей Родины не раз становился на защиту Руси и православия в целом, настраивая и вдохновляя русский народ на борьбу с врагом;
- Сергий Радонежский вознес роль церкви в русском обществе, сделав её гарантом духовной силы и незыблемости веры для русского человека, обеспечив дальнейшее процветание Православия;
- духовная чистота, нравственная непорочность, безвозмездное служение людям и Отчизне сделали Сергия Радонежского ангелом-хранителем для православного народа, спустившимся с небес на Русскую Землю;
- деяния Преподобного Сергия не канули бесследно в бурный поток движения русской истории, не стёрлись в памяти современников - его бесценное наследие, деятельность по сей день напоминают нам, потомкам тех славных мужей, благодаря кому наша Святая Русская Земля стоит по сей день и процветает.
Список используемой литературы:
1.http://festival.1september.ru/articles/584699/
3.http://spiritual.narod.ru/saint/pravosl/sergiy.html
4. http://www.portal-slovo.ru/history/35150.php
5. «Православные святые и чудотворцы», Карпов А.Ю.
6. «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», Е.И.Рерих.
Чья проталина?
Ледяная внучка
Всему свой срок
Проказы старухи-зимы
Астрономы получили первое изображение черной дыры