Работа представляет собой изучение, анализ произведений современного югорского поэта А.С. Тарханова. Автор хотела показать, как отражается действительность в произведениях литературы о родном крае, чему надо учиться по ним, чтобы способствовать формированию интереса к современной литературе Югры. Анна поставила цель: исследовать произведения поэта Андрея Семеновича Тарханова, рисующие картины родной природы, выявить художественную их ценность. Анна считает, что книги нашего югорского поэта, являясь настоящей таежной энциклопедией, в большей степени воспитывают у детей любовь к Отечеству, окружающему миру, к малой Родине. О них надо знать, их надо читать.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 108.02 КБ |
proekt.docx | 108.02 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа
Югорский поэт: Андрей Тарханов
Автор работы
ученица 5 класса Ворон Анна
Руководитель
учитель русского языка и литературы
Баймужикова Толеу Касымкановна
Перегребное 2014г
СОДЕРЖАНИЕ
| 2 | 1 |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. | ||
| 3 – 4 4 – 5 5 – 6 6 – 8 8 – 9 9 – 10 | |
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. | 10 | |
IV. ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ | 10 – 11 |
V. ЛИТЕРАТУРА 11
VI. РЕФЛЕКСИЯ 11
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ 12
I. ВВЕДЕНИЕ.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Начало 21-го века – время сложное, которое заставляет задуматься и даже подростков моего возраста над многими серьезными вопросами: как человеку не потерять корни, связывающие его с народными традициями и малой родиной, и что составляет ценность сегодня. Актуальность моей работы состоит в том, чтобы изучить, проанализировать произведения современного югорского поэта А.С. Тарханова, показать, как отражается действительность в произведениях литературы о родном крае, чему надо учиться по ним, способствовать формированию интереса к современной литературе Югры.
В последнее время особенно возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира, - и этим тоже обусловлен выбор темы исследования.
Много поэтов, писателей, художников подарила земля Югорская. И одним из таких славных людей нашего края является мансийский поэт Андрей Тарханов. Это довольно известный поэт, но зачитываясь его книгами, мы зачастую ничего не знаем об авторе. Несколько странно, что в настоящее время, имеется большое количество изданных сборников стихов, пользующихся популярностью, но в литературе практически отсутствует краеведческая литература, критический материал, которые раскрывали бы смысл и содержание творчества этого поэта. Общаясь с учащимися разных возрастов, я вдруг обнаружила, что стихотворения многим на слух кажутся им знакомыми, но на вопрос: «Кто автор?» ответить затрудняются. А некоторые понятия не имеют о поэтах-земляках.
Возникла необходимость в разработке проекта по данной проблеме.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: поэзия А.С. Тарханова.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: стихотворения А.Тарханова о природе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Исследовать произведения поэта Андрея Семеновича Тарханова, рисующие картины родной природы, выявить художественную их ценность.
Для достижения данной цели были поставлены следующие
ЗАДАЧИ:
«Дети, школьники должны держать в руках ЖИВУЮ книгу! - говорит А. Тарханов. - Вспомните, еще Эйнштейн говорил, что грядущее будет зависеть не от технического прогресса, а оттого, каким станет человек, от его духовности». Я в этом абсолютно согласна с Андреем Семеновичем.
ГИПОТЕЗА.
Я предположила: книги нашего югорского поэта, являясь настоящей таежной энциклопедией, в большей степени воспитывают у детей любовь к Отечеству, окружающему миру, к малой Родине. О них надо знать, их надо читать.
В работе использованы следующие МЕТОДЫ:
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Я провела анкетирование среди 3 – 9 классов. (приложение 1) Получила результаты: большинство учащихся не знают югорских писателей и поэтов, а те, кто смог назвать некоторые имена, на вопрос: «Какие книги читали?» отвечали: «Никакие».(приложение 2)
На основании данных наметила перечень мероприятий для достижения главной цели проекта.
Побеседовав с Галиной Григорьевной Ивановой, школьным библиотекарем, узнала, что книг А.Тарханова в фонде школьной библиотеки мало, не часто совсем обращаются за данным автором, и работу по книгам Тарханова кто-либо из учителей задает редко. Побывав в сельской библиотеке, узнала, что и там мало кто читает югорских писателей и поэтов.
Выяснилось, что какой-то процент учащихся читает книги югорских авторов, но, как показало анкетирование, этот процент слишком мал. Значит, необходима работа в этом направлении.
Следующим шагом был сбор материала о жизни и творчестве А.Тарханова. Для этого я обратилась в школьную и сельскую библиотеки и сеть Интернет. Через некоторое время мною был собран достаточный материал для проведения мероприятий и выпуска стенгазеты.
Российский поэт родом из кондинских манси.
Из большого материала о поэте-земляке я узнала, что Андрей Семенович родился 18 октября 1936 года в мансийской деревне Аманья Кондинского района Ханты-Мансийского округа в семье потомственных рыболовов и охотников. В деревне, расположенной недалеко от торгового тракта «Тобольск-Юр», насчитывалось десятка два домов. Родителей своих он видел мало. Мать поэта Клавдия Гавриловна одно время руководила колхозом «20 лет Октября». Была его председателем. В грамоте была она не сильна - еле расписывалась. Но голову имела ясную, мышление – критическое. «Помнится, один раз моя матушка попыталась учить меня русским буквам, - повествует Андрей Семенович. - Букваря под рукой не нашлось (это было еще до школы), и в качестве учебного пособия она применила свои сталинские благодарственные грамоты, коих у нее было много». Отец поэта Семен Прокопьевич в1944-м году погиб на фронте, когда Андрею было 7 лет. Воспитанием детей занималась бабушка Матрёна Александровна,
Нелегким было послевоенное детство А.Тарханова. Да не только у него. Все жили одинаково туго. Но всегда спешили на помощь друг другу. Беды чужой не было тогда, а маленькие деревенские радости тоже делились на всех поровну.
Образование Андрей Семенович получил в Ханты-Мансийском педучилище, Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена, на высших курсах режиссеров и сценаристов; работал учителем в Юмасинской семилетней школе, редактором студии телевидения, постоянно публиковал свои материалы в городских, районных и окружных газетах.
Свои стихотворения А. Тарханов начал печатать в 1956 году в окружной газете "Ленинская правда. Первая книга стихов «Первая завязь» издана в 1963 году в Тюмени. Андрей Тарханов издал около двух десятков сборников стихотворений. Вот названия некоторых: «Утренний бор» (1975 г.), «Утренний лыжник» (1979 г.), «Волшебство» (1978 г.), «Праздник грома» (1981 г.), «Чудеса» (1988 г.), «Пасхальный день» (1993 г.) и другие
«Российский поэт Андрей Тарханов, родом из кондинских манси, глубоко усвоив классические традиции российской поэзии, пишет на русском языке, придавая певучесть мансийского», - скажет о нем большой друг А.Тарханова венгерская поэтесса Анна Беде. Действительно, мансийский поэт писал на русском языке.
Человек и природа – одна из основных тем поэзии А.Тарханова.
Особая любовь Андрея Тарханова – богатейшая природа родной Югории. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый таежный край, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Потому взаимоотношение человека и природы – одна из основных тем, звучащих в творчестве югорского поэта. Перечитав многие стихотворения поэта, я поняла одно: восприятие природы у Тарханова не такое, как у многих поэтов. Оно особенное. Для поэта лес - это второй мир его жизни, поэт живет в гармонии с природой, лес для него и врачеватель, и надежный друг- хранитель.
Здравствуй, лес -
мой врачеватель,
Мой надежный друг - хранитель,
И души моей ваятель,
А потом её спаситель.
Стихи Тарханова глубоко и ярко подчеркивают неотделимость человека от матушки-природы. А.С. Тарханов боготворит природу, воспевает силу ее воздействия на человека. В его поэзии Природа прописана с большой буквы в отношении к человеку. Она в центре его мира, миропонимания, душевных мук и переживаний. Про тархановскую поэзию сказано интересным по звучанию словом, что она в какой-то степени «природоцентрична».
Как язычник поклоняется поэт силам природы: бережно относится к миру растений и животных, боготворит лес, деревья, с трепетом говорит о птицах, зверях. Природа дает человеку силы для жизни, вдохновение для труда. Человек - часть Природы, и он хочет быть один на один с ней. («Я поэт,/И, поверьте, /с Природой /Надо быть мне один на один»).
Андрей Семенович считает, что человек питается жизненными соками Природы.(« Я живу и люблю без обмана,/И встречаю рассветы в бору... /Я у кедров беру себе силы, /Отпускаю туман в высоту»).
Кедр - это святое для поэта дерево. Кедр дает ему хорошее настроение, силы для жизни. Находясь в лесу, он любит подойти к кедру, обнять его и попросить живительных сил. И кедр дает ему эти силы. Он любит уединиться в лесу, в бору, на берегу речки. Кругом тишина. Слышно, как ветер шелестит листьями деревьев. Наступает торжественное единение с природой. Он слышит голос могучего кедра. Он понимает этот голос. Этот голос проникает в его сознание, наполняет душу тревогой.
(«Голос кедров мудрых, древних /Стал тревогою стиха»).
Душа мансийского поэта связана с лесом, с Природой, питается соками природы, пьет воду из чистого источника. Город же для поэта - это новая цивилизация, оторванная от Природы, которая безжалостно использует Природу, загрязняет ее и, в конечном счете, убивает Природу и вместе с ней и человека. Так А.С. Тарханов негативно отзывается о городе. Душа его негодует, страдает. Человек без Природы, как дерево, пересаженное на другую почву и оттого засыхающее. И поэтому человека тянет в Природу, он осознает себя в Природе. «Даль покрылась поющими птицами./ Вот и время пришло кочевать. /Под Ишимом, в деревне Синицино. - /Белоснежных цветов благодать./На ледовой полянке у реченьки, /Близ соснового бора в тиши, /Может, слово отыщется вечное / Для меня, для смятенной души. / Может, здесь я найду утешение / От обид, от печальной страны... / Ты мне даришь. Природа, спасение, / Даришь силы для новой весны. / И обратно с веселыми птицами / Я в родную тайгу возвращусь, /Вспоминая деревню Синицыно,/ И цветы, и раздумья, и грусть».
Его герой бежит в Природу от шума, от грязи, суеты города, от обид. Ему нужна тишина. Он уходит в лес, к птицам, к журчащему ручью. Природа дает ему силы, спасает от суеты - он находит в Природе утешение. И поэт оставляет на время городскую жизнь, чтобы набраться сил для новой борьбы за справедливость, за счастье всех людей и своего народа. Он также верит Природе, верит небу. Его вера в Природу глубока, она пронизывает все его творчество. Вера в Природу вдохновляет поэта, дает силы для новых творческих поисков, для жизни. Вера в силу Природы – это вера в небо, лес, звезды, болото, бор... Это вера в чистоту, естественность, гармонию Природы. Такая Природа одаривает его чистой водой, чистым воздухом, дарами тайги, населяет его мир лесными духами, добрыми феями. Человек в такой Природе естественен, свободен, гармоничен. Развитие его личности неотрывно от развития природных сил.
Гроза из дальних-дальних странствий
К моим вернулась берегам.
И я смятен.
Я очень странный.
Я верю небу и лесам.
(«Гроза из дальних-дальних странствий...»)
Отрешаясь от мирского, суетного, он уходит в обитель природы. «Обрету себя снова в бору». И мир природы отвечает взаимностью: «Лес гармонией лечит меня». А ведь он, этот мир, так хрупок, беззащитен... В стихотворении «Спящая бабочка» он как спасённая бабочка, которую нужно оттаять, чтобы она ожила.
Мир природы поэта – это и «Материнские сосны», и «Спасительные кедры», и «Берёзовские лиственницы», и «Воскресная верба»... Открыв книгу его избранной лирики «Исповедь язычника», попадаешь в таинственный поэтический мир таежной природы. Здесь у него ручей «серебрист, как сорога» (рыба), шепот – эхо уснувшего грома. Даже лучи звезд для него – «черемухою пахнут». Осторожнее, здесь можно столкнуться и со злым болотным духом. Зовут его Комполен. Ты постоишь у священного кедра, пообщаешься с шаманом, поучавшим добру и бережному отношению к красоте. И совсем не случайно стихотворения о природе собраны в сборник «Храм милосердия». Образ Храма – это образ Природы, среди которой мы живем, порой не замечая ее священную красоту.
Тропа язычника - тропа традиции - ведет человека в Природу.
В стихотворениях «Маска язычника», «Ера и кедрик», «Янка» и других раскрывается особый мир народа манси, его отношение к Природе, мировоззрение его. Андрей Семенович высказывает свое отношение к вере предков, раскрывает духовный мир дедов и родителей. В «Тропе язычника» поэт вспоминает, как шел он этой тропой вместе с отцом, как целовала его хвоя, и где он впервые своим разумом ощутил покой, почувствовал себя счастливым. А.Тарханов считает, что тропа язычника видна только тому человеку, который чтит традицию своих предков, понимает и уважает свое прошлое. Тропа язычника находится среди озер, лесов, мудрых кедров. Она напоена молоком луны. Тропа язычника притягивает к себе, зовет. И человек, вступивший на эту тропу традиции, слышит этот зов. Тропа язычника ведет человека в Природу. Поэт вспоминает, как он дивился гармонии людей и Природы. И получил он в наследство от своих родителей только «священную протоку Ил/ Кедровник, где с отцом бродил». Отец, ведя своего сына по тропе среди озер и кедровника, совершил традиционный обряд ознакомления с историей рода, семейными и общими для народа богами и духами. Этот обряд знакомства с традицией своего рода, народа остался у ребенка на всю жизнь. Ребенок также был счастлив, проносил эту традицию через всю сознательную жизнь. Вот так в стихотворениях великого творца накладывается прошлое на сегодняшний день.
Время летит. Меняется все. Серьезно беспокоит Андрея Семеновича и то, что при встрече с цивилизацией, созданной человеком, Природа много теряет. Отца уже нет, сгорел кедровник. Забыты традиции народа, человек отчужден от природы и истории. Да, это все происходит, человек и его народ меняются под воздействием нового времени. Но сохранились воспоминания о традиции - и в памяти вырастают прежние образы. Тропа язычника ожила, она снова зовет. («Тропа язычника едва /Видна,/ Но ведь жива, жива/ И смело силу набирает./ Она зовет меня. /Иду.»)
Светло и радостно на душе поэта. Поэт вспоминает, что говорил, что делал седой отец, что передавал дед. И вера в возрождение традиции растет. Он постигает, переживает, как чувствовали и волновались его предки при общении с Природой, с богами и духами леса, болот, тайги, неба. Тропа жива, «смело набирая силу».
Жизнь и творчество поэта есть постоянное возвращение к Природе, языческим богам.
А.Тарханов любит свой народ, свою культуру, культуру своих соседей, он и есть язычник. В чувствах и эмоциях он в мансийской традиции. Поэт горд, что выражает в своем творчестве чувства и мечты своего народа.
А жизнь и творчество поэта есть постоянное возвращение к Природе, языческим богам. Эти боги и духи не противостоят Природе. Они, в какой-то степени, часть самой Природы. Богиня Юча представляется в женском образе, бог Менкв - в мужском. Поэт много раз упоминает о верховном боге Торыме.
Особое место в творчестве А.С. Тарханова принадлежит Доброй лесной фее Юче. Он посвящает ей несколько стихотворений: «Юча», «Богиня Юча» и другие.
Богиня Юча в мансийской мифологии - дочь Тэли-зимы.
Юча - девушка из сказки,
Дочь метельной Тэли.
Но глаза у Ючи милой
Цвета майской ели.
Как идет она проворно -
Вестник хвойной воли!
У А.Тарханова Юча несет доброе начало. Когда она идет по лесу, то все светится, сияет, играет. Ее улыбка, как луч солнца, освещает все вокруг. Юча несет добро всему живому: и человеку, и зверю, и птице. Добрая лесная фея нужна людям. Она оберегает их от зла и козней темных сил. Она несет свет в дома, наполняет теплом и добром души людей. И когда стучит в дверь Юча, поэт призывает: «Распахните двери». Юча не дает человеку с колыбели свернуть с тропы добра, справедливости. Он верит тому, что она приносит человеку удачу. Он часто ходит в лес, подолгу собирает грибы, ягоды, и Юча помогает ему в его добрых делах.
В другом стихотворении «Богиня Юча» А.С. Тарханов тоже говорит о том, что встреча с доброй лесной феей несет человеку радость, хорошее настроение, заряжает человека на новые добрые дела. Здесь она уже невидимка, тихо живет на заимке в «рыжем сосновом бору». Зима. Человек на лыжах быстро катится по тропинке, где-то играет мелодия скрипки, хорошее настроение, искрится снег. Видит впереди на земле стоит «в беличьей скромной накидке» богиня Юча и улыбается ему. В ее глазах и восторг, и боль, взятая в осенних лесах. Богиня Юча не скрывает волнения от встречи с человеком.
Поэт верит Юче, и эта вера его вдохновляет. Он верит, что Юча подарит вознесение, заколдует от бед суетного мира. Он верит в богиню, в тот таежный уют, который она создает. Здесь поэт верит в реальную Ючу. Но Юча - это еще и идеал добра, света, справедливости, к которому надо стремиться. Только ищущий, стремящийся найдет. И этот идеал живет не в городе, а в чистом, наполненном живительными соками бору. Юча живет вдали от больших городов, в тиши леса. Тем самым Андрей Семенович верит и других хочет убедить в своей вере, что добрые лесные духи, такие как Юча, живут в лесу, в бору. Человек во сне и наяву должен стремиться к этому источнику тепла, света, добра. И получает это тепло, свет и добро тот, кто верит доброй лесной фее, кто ждет встречи с богиней Ючей.
Хорошо известна история, как однажды пятилетний малыш – А.Тарханов - подошёл к священному дереву и тихонько погладил кору, после чего ждал кары. По мансийским приметам, это священное дерево нельзя трогать, причинять ему боль. Но маленький Андрей не мог пройти мимо и решил его погладить. От дерева пахнуло теплом, а сверху из золотой бездны словно сияние шло. Испугавшись, мальчик побежал домой, боялся наказания. Когда он начал рассказывать, в доме никто не смеялся, а мать его, затаив улыбку, трогательно сказала: «Защитницей будет…» Вот почему образ лиственницы чаще всего встречается в поэзии Андрея Тарханова. И тут сын своего народа верен его традициям, ведь это дерево манси считают священным. О нем и стихотворения «Берёзовские лиственницы», «Лиственница утром ранним», «Эта листвень в расцвете и силе». В стихотворении лиственница названа священной, это она является доброй защитницей для людей. Священная, потому что охраняет лес, оберегает его, она «хранительница» не только всех деревьев, но всего рода мансийского:
Она – хранительница той,
Моей поэмы родовой…
Народа, который, по преданиям, родом своим произошёл от этого дерева. Вот почему у народов манси возле их жилища всегда должна расти лиственница, которая является их оберегом. Эти традиции и отношения, сложившиеся веками, нашли яркое воплощение в поэзии А.С.Тарханова. Согласно древним представлениям манси, Священная берёза-праматерь, принадлежавшая богине Калташ, была златолистой и росла семью серебряными стволами из одного основания. Береза – символ женского начала, Матери- Природы. Потому и берёза – священное дерево: существует такой обряд, при котором на березу завязывают цветные ткани, чтобы задобрить духов, попросить у них о помощи. В стихотворении Андрея Тарханова, которое так и называется «Священная берёзка», не может не совершить ритуал поклонения березке и лирический герой, гостивший в Суоми. Этим автор ненавязчиво напоминает читателю своему о том, что человек, почитающий свою культуру, всегда уважительно относится к священному дереву даже в чужих краях.
В стихотворении «Мои деревья» лирический герой показывает свое отношение к каждому дереву. Если при виде кедра он замедляет свой шаг, кедр для него добрейшая душа, то отдохновенье автор ищет именно вблизи сосны. А ель является для него укрытием, так как прячет его от дождя, спасает от пурги. Осина - это символ скорби, оно вызывает у героя чувство грусти и тоски: И, прислонясь к её коре,/Я провожаю птичьи стаи.
Каждое дерево дорого по-своему, почти каждое священно, и потому его надо беречь.
К каждой птице, к каждому зверьку, к каждому растению трогательно внимателен А. Тарханов - про каждого есть что сказать, каждый из них особенный:
Метелью филин недоволен: /Ни крикнуть, ни захохотать; /От частых злых пощечин ветра /Приходится моргать, чихать.
Ель и густа, и величава,/ Средь веток - спальня снегиря. /Он слушает концерт метели, /Он слушает, печаль тая, /Он ищет звуки для себя.
Снега летят./ Растут сугробы,/ А кое-где и терема. /Уютно зайцу под снегами. /Смежил глаза. /Теплынь и тьма.
Не спится белке любопытной, /Нет-нет и шмыгнет из дупла. /И верещит она ехидно./ И хвост в работе, как метла.
Неприметный цветок подорожник,/мир с тобой удивительней стал.
«Мы вот кормушки для птиц во дворе устраиваем с супругой Антониной Федоровной и внуками – подкармливаем пернатых. Соседи привыкли, теперь тоже поддерживают доброе начинание, - рассказывает А.Тарханов.- А к лесу как относятся – шишки пошли, с топорами к кедрам идут. Разве так можно?»-возмущается поэт, чьи представления о красоте, добре связаны с родным краем. Ведь, действительно, сберегая священные для югорских народов деревья, прекрасный мир флоры и фауны, мы сберегаем родину.
Достойны быть предметом особого разговора лирические поэмы югорского поэта «Буба», «Непослушный Мишка и смелый Зайчишка», «Пихта – спасительница», «Ера и Кедрик», «Лесные доктора» и «Грозовая ночь». Герои этих произведений, казалось бы, нам известны. Но когда мы читаем их, то, к своему удивлению, видим и чувствуем, что таких обстоятельств, которые разворачиваются перед нами, мы никогда до сих пор не знали.
Возьмём, к примеру, поэму «Лесные доктора», которая дала название книге. Сначала мы познаём от автора из предисловия, что муравьи – великие лекари. И что сами таёжники, а также бабушка самого Андрея Тарханова успешно лечились муравьиными укусами. Вот так поразительно соединяется реальное, житейское и художественная фантазия!
Послушаем доктора – Муравья:
…Мы умеем врачевать –
В этом Божья благодать.
От укусов муравьёв
Не стони, не охай.
Свежая взыграет кровь,
Плоть покинут страхи.
В поэме «Буба» звери дружно строят дом лесному гному Бубе. Что же любит наш главный персонаж?
Бор кедровый любит Буба,
Нежно бережёт его.
Здесь бывают люди грубы,
Кедрам с ними нелегко…
Бор давно слывёт целебным
И по жизни леса – хлебным.
Он – кормилец птиц, зверей,
Он – святыня для людей
«Бывают люди грубы, кедрам с ними нелегко»…И снова тактично напоминает великий мастер слова, что человек не должен забывать: природа и человек должны быть
взаимовежливы, потому что взаимосвязаны.
В этот сборник вошли произведения разных художественных жанров: загадки, лирические стихи, повести о красоте окружающего мира, о чудесах и связи человека с природой. Книга адресована детям всех возрастов: от дошколят до юношества.
Интересна история появления другой книги нашего земляка. Оказывается, детским писателем его сделали сыновья. Когда они были маленькими, плакали, беспокоились, отец успокаивал их стихами. Так родилась первая книга для ребят «На озере Мойпыр». И в самом деле, читая стихи А.Тарханова, незаметно проникаешься сочувствием к незадачливому ханты-мансийскому Комару, попавшему в Москву, узнаешь, что медведь - это «мойпыр», «каслание» – это кочевье, а куропатку называют «копалухой» на языке манси. На вопрос, трудно ли писать для детей, Андрей Семенович отвечал, что «детским писателем нужно родиться». Это поистине писатель от Бога.
Пишет он не только для детей, но и для взрослых. Стихи Тарханова – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных.
«Как велика, тонка взаимосвязь деревьев, звёзд, священного жилья!»
Стихотворения Тарханова о природе – результат пристального внимания и любовного отношения к каждой подробности жизни сибирской тайги. Его нежная любовь к родному краю раскрывает раздумья натуралиста, тонкого наблюдателя и ценителя природы. Острое зрение и чуткий слух поэта позволили ему наблюдать, как «по-царски взирает орлан с высокой ветлы на просторы, лебяжий волнуется стан, казарки накрыли озера, в заказник нагрянули стерхи на танцы в зеленых лугах», он слышит сосны, «распевающие с кручи, и голос старикана – глухаря, когда заря раскалывает тучу, и белочки языческий мотив услышит, и кедровки голос», «дождь необычный - шишки падают».
По мысли А.Тарханова, Природа не дает человеку ошибиться. Он не может понять себя без Природы. Как бы далеко не ушел человек от Природы в свой мир, проходит время, и он все равно возвращается к своей Матери Природе. Он начинает осознавать себя не только в обществе, но и через общество в Природе. «Не понять себя мне без природы./ А когда снежинка на руке, - /Вижу, тают, тают мои годы. /Словно стая птичья вдалеке».
Ханты и манси живут в гармонии с природой, это было обусловлено их бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором дикоросов. Поэтому взаимоотношения человека и природы в культуре этих народов приобретают особое значение. А.С.Тарханов как мудрый человек подметил это: «Как велика, тонка взаимосвязь /Деревьев, звёзд, священного жилья! –/Она и есть основа бытия» (Стихотворение «Взаимосвязь», 2004).
Случается, в заботах люди начинают думать обыденно – мол, всё кругом привычно: лес как лес, гора как гора, река как река… Только у А.Тарханова – это Храм милосердия. Книги же нашего югорского поэта - настоящая таежная энциклопедия - возвращают нам чувство удивления природой, чувство живой, то хрупкой, то прочной, связи с ней, понимание её мощи и слабости, а это, конечно же, поможет нам жить с природой в добром союзе, относиться к ней уважительно.
«Золотое перо Сибири, лукоморья земной певец» - Андрей Тарханов.
Сегодня за плечами именитого автора 21 поэтический сборник, в Средне-Уральском книжном издательстве готовится увидеть свет новая детская книга «Флейта иволги зовет». В 2012 году во дворце Меншикова в Санкт-Петербурге состоялась презентация диска Андрея Тарханова «Снежная симфония», куда вошли не только стихи и проза, но и песни и видеозаписи. Его книга "Снежная симфония" принесла А. Тарханову звание Лауреата премии Губернатора автономного округа в области литературы (2000), а книга избранных стихотворений "Исповедь язычника" - Лауреата Всероссийской литературной премии имени А.Т. Твардовского. Поэт награжден орденом Дружбы народов.
Певучесть литературного тархановского стиха позволила многим его творениям стать довольно милыми песнями. Так, композитор Довганич Михаил Никитович написал музыкальные произведения на многие стихи А.Тарханова. Стихотворения А.Тарханова переведены на болгарский, венгерский, киргизский, чешский и финский языки. С 2004 года А.С.Тарханов является Почётным жителем города Ханты-Мансийска.
Я считаю, что поэзия А. Тарханова войдет в нашу жизнь, обогатит детское воображение удивительными образами, еще и еще раз заставит присмотреться к изначальному — к малой родине, которая есть у каждого. Поэт словно призывает к этому своими стихами. Вот у кого надо учиться малому: беречь природу, и большому: любить Родину, быть Гражданином России. И очень кстати привести в подтверждение тому слова К.Г.Паустовского: «Любовь к родной природе – один из первейших признаков любви к своей стране».
Золотое перо Сибири,
Лукоморья земной певец,
Он своей вдохновенной лирой
Восхитил немало сердец!
И, влюбленный в леса и рощи,
В край озер, серебристых рек,
Он с годами - мудрей и проще,
Дорогой наш, родной человек.
Правда жизни - души основа:
Эта истина - всех людей.
Пусть же вечно сияет Слово,
То, что нам подарил Андрей.
Не без гордости читаю эти строки Виктора Жорника, поэта из Кубани, в стихотворении, посвященном Андрею Семеновичу Тарханову.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
А.Тарханов – это неотъемлемая часть великого югорского наследия. Нравственная польза от этого проекта для школьников, думаю, будет большая. Они попытаются по-новому осмыслить творчество поэта, поделиться своими размышлениями о нём - пусть даже навеянными хорошей книгой, глубоким исследованием, прочтением поэм и стихотворений. Задумаются о том, как не потерять свои корни, что человеку дает право называться Человеком.
Эта работа вернёт моих сверстников в библиотеку, где они познакомятся с трудами филологов, литературоведов и с их помощью найдут свою тропу к творчеству современного мансийского поэта.
На основе собранного материала выпущена стенгазета «Счастливый талант поэта А.Тарханова». Все желающие смогли познакомиться с ней на 1-ом этаже школы, в фойе.
Мною собраны книги стихов Андрея Семеновича Тарханова и подготовлена их выставка в рамках Месяца наук «Наука - наша сила, она дает нам шанс творить…», проходившего в нашей школе.
Совсем недавно я выступила на классных часах в 5-ых классах, на которых познакомила ребят с жизнью и творчеством этого замечательного поэта. Я рассказала о книгах А.Тарханова, показала презентацию о нем, читала стихи, слушали стихи в исполнении учителя, одноклассников. Никто не остался равнодушным. Затем я провела повторное анкетирование, которое дало совершенно другие результаты(Приложение 3)
ВЫВОДЫ:
Таким образом, я пришла к следующим выводам:
IV. ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ
Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературы, во внеклассной работе. Поэт в своих произведениях отобразил не только красоту родного края. Значит, на основе его произведений мы можем изучать быт и культуру народа манси.
Этот проект будет интересен для детей любого возраста. Я планирую вовлечь в его претворение своих сверстников, и немного перестроив материал, подобрав соответствующую форму проведения мероприятия, организовать работу с учащимися 1-2х классов, сделать проект начальным звеном в изучении литературы Югры. Сейчас уже готовим мероприятие по произведениям А.Тарханова для учащихся младших классов
V. ЛИТЕРАТУРА
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
Работа над проектом изменило мое отношение к поэзии, к природе, к окружению. Я прочитала много замечательных стихотворений замечательного поэта. Узнала много нового о традициях манси, о том, насколько тесно человек связан с природой, и как полезно об этом знать. Мне хочется поделиться со сверстниками, рассказать малышам, что есть такой поэт, и он живет на нашей Югорской земле. То немногое, что я сумела сделать за небольшой промежуток времени, позволяет мне отметить, что цель проекта, поставленная в начале работы, достигнута. Мне удалось добиться того, чтобы мои сверстники стали активнее следить за творчеством нашего югорского поэта. Это значит, что всё это сделано было не зря, что школьникам, которые здесь учатся, это действительно нужно. В чем и заключается практическая значимость проекта.
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1 Анкета
- Знаете ли вы автора этих строк?
Приложение №2
Я провела анкетирование среди 3 – 9 классов. Отвечали на вопрос «Читаете ли вы произведения писателей ЮГРЫ?» Получила результаты: большинство учащихся не знают югорских писателей и поэтов, а те, кто смог назвать некоторые имена, на вопрос: «Какие книги читали?» отвечали: «Никакие». Выяснилось, что какой-то процент учащихся читает книги югорских авторов, но, как показало анкетирование, этот процент слишком мал.
Результаты анкетирования до начала работы над проектом.
Приложение №3
То немногое, что я сумела сделать за небольшой промежуток времени, позволяет мне отметить, что цель проекта, поставленная в начале работы, достигнута. Мне удалось добиться того, чтобы мои сверстники стали активнее следить за творчеством нашего югорского поэта
Результаты анкетирования после работы над проектом.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Исследовательская работа
Югорский поэт: Андрей Тарханов
Автор работы
ученица 5 класса Ворон Анна
Руководитель
учитель русского языка и литературы
Баймужикова Толеу Касымкановна
Перегребное 2014г
СОДЕРЖАНИЕ
| 2 | 1 |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. | ||
| 3 – 4 4 – 5 5 – 6 6 – 8 8 – 9 9 – 10 | |
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. | 10 | |
IV. ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ | 10 – 11 |
V. ЛИТЕРАТУРА 11
VI. РЕФЛЕКСИЯ 11
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ 12
I. ВВЕДЕНИЕ.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Начало 21-го века – время сложное, которое заставляет задуматься и даже подростков моего возраста над многими серьезными вопросами: как человеку не потерять корни, связывающие его с народными традициями и малой родиной, и что составляет ценность сегодня. Актуальность моей работы состоит в том, чтобы изучить, проанализировать произведения современного югорского поэта А.С. Тарханова, показать, как отражается действительность в произведениях литературы о родном крае, чему надо учиться по ним, способствовать формированию интереса к современной литературе Югры.
В последнее время особенно возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира, - и этим тоже обусловлен выбор темы исследования.
Много поэтов, писателей, художников подарила земля Югорская. И одним из таких славных людей нашего края является мансийский поэт Андрей Тарханов. Это довольно известный поэт, но зачитываясь его книгами, мы зачастую ничего не знаем об авторе. Несколько странно, что в настоящее время, имеется большое количество изданных сборников стихов, пользующихся популярностью, но в литературе практически отсутствует краеведческая литература, критический материал, которые раскрывали бы смысл и содержание творчества этого поэта. Общаясь с учащимися разных возрастов, я вдруг обнаружила, что стихотворения многим на слух кажутся им знакомыми, но на вопрос: «Кто автор?» ответить затрудняются. А некоторые понятия не имеют о поэтах-земляках.
Возникла необходимость в разработке проекта по данной проблеме.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: поэзия А.С. Тарханова.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: стихотворения А.Тарханова о природе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Исследовать произведения поэта Андрея Семеновича Тарханова, рисующие картины родной природы, выявить художественную их ценность.
Для достижения данной цели были поставлены следующие
ЗАДАЧИ:
«Дети, школьники должны держать в руках ЖИВУЮ книгу! - говорит А. Тарханов. - Вспомните, еще Эйнштейн говорил, что грядущее будет зависеть не от технического прогресса, а оттого, каким станет человек, от его духовности». Я в этом абсолютно согласна с Андреем Семеновичем.
ГИПОТЕЗА.
Я предположила: книги нашего югорского поэта, являясь настоящей таежной энциклопедией, в большей степени воспитывают у детей любовь к Отечеству, окружающему миру, к малой Родине. О них надо знать, их надо читать.
В работе использованы следующие МЕТОДЫ:
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Я провела анкетирование среди 3 – 9 классов. (приложение 1) Получила результаты: большинство учащихся не знают югорских писателей и поэтов, а те, кто смог назвать некоторые имена, на вопрос: «Какие книги читали?» отвечали: «Никакие».(приложение 2)
На основании данных наметила перечень мероприятий для достижения главной цели проекта.
Побеседовав с Галиной Григорьевной Ивановой, школьным библиотекарем, узнала, что книг А.Тарханова в фонде школьной библиотеки мало, не часто совсем обращаются за данным автором, и работу по книгам Тарханова кто-либо из учителей задает редко. Побывав в сельской библиотеке, узнала, что и там мало кто читает югорских писателей и поэтов.
Выяснилось, что какой-то процент учащихся читает книги югорских авторов, но, как показало анкетирование, этот процент слишком мал. Значит, необходима работа в этом направлении.
Следующим шагом был сбор материала о жизни и творчестве А.Тарханова. Для этого я обратилась в школьную и сельскую библиотеки и сеть Интернет. Через некоторое время мною был собран достаточный материал для проведения мероприятий и выпуска стенгазеты.
Российский поэт родом из кондинских манси.
Из большого материала о поэте-земляке я узнала, что Андрей Семенович родился 18 октября 1936 года в мансийской деревне Аманья Кондинского района Ханты-Мансийского округа в семье потомственных рыболовов и охотников. В деревне, расположенной недалеко от торгового тракта «Тобольск-Юр», насчитывалось десятка два домов. Родителей своих он видел мало. Мать поэта Клавдия Гавриловна одно время руководила колхозом «20 лет Октября». Была его председателем. В грамоте была она не сильна - еле расписывалась. Но голову имела ясную, мышление – критическое. «Помнится, один раз моя матушка попыталась учить меня русским буквам, - повествует Андрей Семенович. - Букваря под рукой не нашлось (это было еще до школы), и в качестве учебного пособия она применила свои сталинские благодарственные грамоты, коих у нее было много». Отец поэта Семен Прокопьевич в1944-м году погиб на фронте, когда Андрею было 7 лет. Воспитанием детей занималась бабушка Матрёна Александровна,
Нелегким было послевоенное детство А.Тарханова. Да не только у него. Все жили одинаково туго. Но всегда спешили на помощь друг другу. Беды чужой не было тогда, а маленькие деревенские радости тоже делились на всех поровну.
Образование Андрей Семенович получил в Ханты-Мансийском педучилище, Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена, на высших курсах режиссеров и сценаристов; работал учителем в Юмасинской семилетней школе, редактором студии телевидения, постоянно публиковал свои материалы в городских, районных и окружных газетах.
Свои стихотворения А. Тарханов начал печатать в 1956 году в окружной газете "Ленинская правда. Первая книга стихов «Первая завязь» издана в 1963 году в Тюмени. Андрей Тарханов издал около двух десятков сборников стихотворений. Вот названия некоторых: «Утренний бор» (1975 г.), «Утренний лыжник» (1979 г.), «Волшебство» (1978 г.), «Праздник грома» (1981 г.), «Чудеса» (1988 г.), «Пасхальный день» (1993 г.) и другие
«Российский поэт Андрей Тарханов, родом из кондинских манси, глубоко усвоив классические традиции российской поэзии, пишет на русском языке, придавая певучесть мансийского», - скажет о нем большой друг А.Тарханова венгерская поэтесса Анна Беде. Действительно, мансийский поэт писал на русском языке.
Человек и природа – одна из основных тем поэзии А.Тарханова.
Особая любовь Андрея Тарханова – богатейшая природа родной Югории. Исходив и объездив вдоль и поперек наш необозримый таежный край, он написал стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый край, который прекрасен в разные времена года. Потому взаимоотношение человека и природы – одна из основных тем, звучащих в творчестве югорского поэта. Перечитав многие стихотворения поэта, я поняла одно: восприятие природы у Тарханова не такое, как у многих поэтов. Оно особенное. Для поэта лес - это второй мир его жизни, поэт живет в гармонии с природой, лес для него и врачеватель, и надежный друг- хранитель.
Здравствуй, лес -
мой врачеватель,
Мой надежный друг - хранитель,
И души моей ваятель,
А потом её спаситель.
Стихи Тарханова глубоко и ярко подчеркивают неотделимость человека от матушки-природы. А.С. Тарханов боготворит природу, воспевает силу ее воздействия на человека. В его поэзии Природа прописана с большой буквы в отношении к человеку. Она в центре его мира, миропонимания, душевных мук и переживаний. Про тархановскую поэзию сказано интересным по звучанию словом, что она в какой-то степени «природоцентрична».
Как язычник поклоняется поэт силам природы: бережно относится к миру растений и животных, боготворит лес, деревья, с трепетом говорит о птицах, зверях. Природа дает человеку силы для жизни, вдохновение для труда. Человек - часть Природы, и он хочет быть один на один с ней. («Я поэт,/И, поверьте, /с Природой /Надо быть мне один на один»).
Андрей Семенович считает, что человек питается жизненными соками Природы.(« Я живу и люблю без обмана,/И встречаю рассветы в бору... /Я у кедров беру себе силы, /Отпускаю туман в высоту»).
Кедр - это святое для поэта дерево. Кедр дает ему хорошее настроение, силы для жизни. Находясь в лесу, он любит подойти к кедру, обнять его и попросить живительных сил. И кедр дает ему эти силы. Он любит уединиться в лесу, в бору, на берегу речки. Кругом тишина. Слышно, как ветер шелестит листьями деревьев. Наступает торжественное единение с природой. Он слышит голос могучего кедра. Он понимает этот голос. Этот голос проникает в его сознание, наполняет душу тревогой.
(«Голос кедров мудрых, древних /Стал тревогою стиха»).
Душа мансийского поэта связана с лесом, с Природой, питается соками природы, пьет воду из чистого источника. Город же для поэта - это новая цивилизация, оторванная от Природы, которая безжалостно использует Природу, загрязняет ее и, в конечном счете, убивает Природу и вместе с ней и человека. Так А.С. Тарханов негативно отзывается о городе. Душа его негодует, страдает. Человек без Природы, как дерево, пересаженное на другую почву и оттого засыхающее. И поэтому человека тянет в Природу, он осознает себя в Природе. «Даль покрылась поющими птицами./ Вот и время пришло кочевать. /Под Ишимом, в деревне Синицино. - /Белоснежных цветов благодать./На ледовой полянке у реченьки, /Близ соснового бора в тиши, /Может, слово отыщется вечное / Для меня, для смятенной души. / Может, здесь я найду утешение / От обид, от печальной страны... / Ты мне даришь. Природа, спасение, / Даришь силы для новой весны. / И обратно с веселыми птицами / Я в родную тайгу возвращусь, /Вспоминая деревню Синицыно,/ И цветы, и раздумья, и грусть».
Его герой бежит в Природу от шума, от грязи, суеты города, от обид. Ему нужна тишина. Он уходит в лес, к птицам, к журчащему ручью. Природа дает ему силы, спасает от суеты - он находит в Природе утешение. И поэт оставляет на время городскую жизнь, чтобы набраться сил для новой борьбы за справедливость, за счастье всех людей и своего народа. Он также верит Природе, верит небу. Его вера в Природу глубока, она пронизывает все его творчество. Вера в Природу вдохновляет поэта, дает силы для новых творческих поисков, для жизни. Вера в силу Природы – это вера в небо, лес, звезды, болото, бор... Это вера в чистоту, естественность, гармонию Природы. Такая Природа одаривает его чистой водой, чистым воздухом, дарами тайги, населяет его мир лесными духами, добрыми феями. Человек в такой Природе естественен, свободен, гармоничен. Развитие его личности неотрывно от развития природных сил.
Гроза из дальних-дальних странствий
К моим вернулась берегам.
И я смятен.
Я очень странный.
Я верю небу и лесам.
(«Гроза из дальних-дальних странствий...»)
Отрешаясь от мирского, суетного, он уходит в обитель природы. «Обрету себя снова в бору». И мир природы отвечает взаимностью: «Лес гармонией лечит меня». А ведь он, этот мир, так хрупок, беззащитен... В стихотворении «Спящая бабочка» он как спасённая бабочка, которую нужно оттаять, чтобы она ожила.
Мир природы поэта – это и «Материнские сосны», и «Спасительные кедры», и «Берёзовские лиственницы», и «Воскресная верба»... Открыв книгу его избранной лирики «Исповедь язычника», попадаешь в таинственный поэтический мир таежной природы. Здесь у него ручей «серебрист, как сорога» (рыба), шепот – эхо уснувшего грома. Даже лучи звезд для него – «черемухою пахнут». Осторожнее, здесь можно столкнуться и со злым болотным духом. Зовут его Комполен. Ты постоишь у священного кедра, пообщаешься с шаманом, поучавшим добру и бережному отношению к красоте. И совсем не случайно стихотворения о природе собраны в сборник «Храм милосердия». Образ Храма – это образ Природы, среди которой мы живем, порой не замечая ее священную красоту.
Тропа язычника - тропа традиции - ведет человека в Природу.
В стихотворениях «Маска язычника», «Ера и кедрик», «Янка» и других раскрывается особый мир народа манси, его отношение к Природе, мировоззрение его. Андрей Семенович высказывает свое отношение к вере предков, раскрывает духовный мир дедов и родителей. В «Тропе язычника» поэт вспоминает, как шел он этой тропой вместе с отцом, как целовала его хвоя, и где он впервые своим разумом ощутил покой, почувствовал себя счастливым. А.Тарханов считает, что тропа язычника видна только тому человеку, который чтит традицию своих предков, понимает и уважает свое прошлое. Тропа язычника находится среди озер, лесов, мудрых кедров. Она напоена молоком луны. Тропа язычника притягивает к себе, зовет. И человек, вступивший на эту тропу традиции, слышит этот зов. Тропа язычника ведет человека в Природу. Поэт вспоминает, как он дивился гармонии людей и Природы. И получил он в наследство от своих родителей только «священную протоку Ил/ Кедровник, где с отцом бродил». Отец, ведя своего сына по тропе среди озер и кедровника, совершил традиционный обряд ознакомления с историей рода, семейными и общими для народа богами и духами. Этот обряд знакомства с традицией своего рода, народа остался у ребенка на всю жизнь. Ребенок также был счастлив, проносил эту традицию через всю сознательную жизнь. Вот так в стихотворениях великого творца накладывается прошлое на сегодняшний день.
Время летит. Меняется все. Серьезно беспокоит Андрея Семеновича и то, что при встрече с цивилизацией, созданной человеком, Природа много теряет. Отца уже нет, сгорел кедровник. Забыты традиции народа, человек отчужден от природы и истории. Да, это все происходит, человек и его народ меняются под воздействием нового времени. Но сохранились воспоминания о традиции - и в памяти вырастают прежние образы. Тропа язычника ожила, она снова зовет. («Тропа язычника едва /Видна,/ Но ведь жива, жива/ И смело силу набирает./ Она зовет меня. /Иду.»)
Светло и радостно на душе поэта. Поэт вспоминает, что говорил, что делал седой отец, что передавал дед. И вера в возрождение традиции растет. Он постигает, переживает, как чувствовали и волновались его предки при общении с Природой, с богами и духами леса, болот, тайги, неба. Тропа жива, «смело набирая силу».
Жизнь и творчество поэта есть постоянное возвращение к Природе, языческим богам.
А.Тарханов любит свой народ, свою культуру, культуру своих соседей, он и есть язычник. В чувствах и эмоциях он в мансийской традиции. Поэт горд, что выражает в своем творчестве чувства и мечты своего народа.
А жизнь и творчество поэта есть постоянное возвращение к Природе, языческим богам. Эти боги и духи не противостоят Природе. Они, в какой-то степени, часть самой Природы. Богиня Юча представляется в женском образе, бог Менкв - в мужском. Поэт много раз упоминает о верховном боге Торыме.
Особое место в творчестве А.С. Тарханова принадлежит Доброй лесной фее Юче. Он посвящает ей несколько стихотворений: «Юча», «Богиня Юча» и другие.
Богиня Юча в мансийской мифологии - дочь Тэли-зимы.
Юча - девушка из сказки,
Дочь метельной Тэли.
Но глаза у Ючи милой
Цвета майской ели.
Как идет она проворно -
Вестник хвойной воли!
У А.Тарханова Юча несет доброе начало. Когда она идет по лесу, то все светится, сияет, играет. Ее улыбка, как луч солнца, освещает все вокруг. Юча несет добро всему живому: и человеку, и зверю, и птице. Добрая лесная фея нужна людям. Она оберегает их от зла и козней темных сил. Она несет свет в дома, наполняет теплом и добром души людей. И когда стучит в дверь Юча, поэт призывает: «Распахните двери». Юча не дает человеку с колыбели свернуть с тропы добра, справедливости. Он верит тому, что она приносит человеку удачу. Он часто ходит в лес, подолгу собирает грибы, ягоды, и Юча помогает ему в его добрых делах.
В другом стихотворении «Богиня Юча» А.С. Тарханов тоже говорит о том, что встреча с доброй лесной феей несет человеку радость, хорошее настроение, заряжает человека на новые добрые дела. Здесь она уже невидимка, тихо живет на заимке в «рыжем сосновом бору». Зима. Человек на лыжах быстро катится по тропинке, где-то играет мелодия скрипки, хорошее настроение, искрится снег. Видит впереди на земле стоит «в беличьей скромной накидке» богиня Юча и улыбается ему. В ее глазах и восторг, и боль, взятая в осенних лесах. Богиня Юча не скрывает волнения от встречи с человеком.
Поэт верит Юче, и эта вера его вдохновляет. Он верит, что Юча подарит вознесение, заколдует от бед суетного мира. Он верит в богиню, в тот таежный уют, который она создает. Здесь поэт верит в реальную Ючу. Но Юча - это еще и идеал добра, света, справедливости, к которому надо стремиться. Только ищущий, стремящийся найдет. И этот идеал живет не в городе, а в чистом, наполненном живительными соками бору. Юча живет вдали от больших городов, в тиши леса. Тем самым Андрей Семенович верит и других хочет убедить в своей вере, что добрые лесные духи, такие как Юча, живут в лесу, в бору. Человек во сне и наяву должен стремиться к этому источнику тепла, света, добра. И получает это тепло, свет и добро тот, кто верит доброй лесной фее, кто ждет встречи с богиней Ючей.
Хорошо известна история, как однажды пятилетний малыш – А.Тарханов - подошёл к священному дереву и тихонько погладил кору, после чего ждал кары. По мансийским приметам, это священное дерево нельзя трогать, причинять ему боль. Но маленький Андрей не мог пройти мимо и решил его погладить. От дерева пахнуло теплом, а сверху из золотой бездны словно сияние шло. Испугавшись, мальчик побежал домой, боялся наказания. Когда он начал рассказывать, в доме никто не смеялся, а мать его, затаив улыбку, трогательно сказала: «Защитницей будет…» Вот почему образ лиственницы чаще всего встречается в поэзии Андрея Тарханова. И тут сын своего народа верен его традициям, ведь это дерево манси считают священным. О нем и стихотворения «Берёзовские лиственницы», «Лиственница утром ранним», «Эта листвень в расцвете и силе». В стихотворении лиственница названа священной, это она является доброй защитницей для людей. Священная, потому что охраняет лес, оберегает его, она «хранительница» не только всех деревьев, но всего рода мансийского:
Она – хранительница той,
Моей поэмы родовой…
Народа, который, по преданиям, родом своим произошёл от этого дерева. Вот почему у народов манси возле их жилища всегда должна расти лиственница, которая является их оберегом. Эти традиции и отношения, сложившиеся веками, нашли яркое воплощение в поэзии А.С.Тарханова. Согласно древним представлениям манси, Священная берёза-праматерь, принадлежавшая богине Калташ, была златолистой и росла семью серебряными стволами из одного основания. Береза – символ женского начала, Матери- Природы. Потому и берёза – священное дерево: существует такой обряд, при котором на березу завязывают цветные ткани, чтобы задобрить духов, попросить у них о помощи. В стихотворении Андрея Тарханова, которое так и называется «Священная берёзка», не может не совершить ритуал поклонения березке и лирический герой, гостивший в Суоми. Этим автор ненавязчиво напоминает читателю своему о том, что человек, почитающий свою культуру, всегда уважительно относится к священному дереву даже в чужих краях.
В стихотворении «Мои деревья» лирический герой показывает свое отношение к каждому дереву. Если при виде кедра он замедляет свой шаг, кедр для него добрейшая душа, то отдохновенье автор ищет именно вблизи сосны. А ель является для него укрытием, так как прячет его от дождя, спасает от пурги. Осина - это символ скорби, оно вызывает у героя чувство грусти и тоски: И, прислонясь к её коре,/Я провожаю птичьи стаи.
Каждое дерево дорого по-своему, почти каждое священно, и потому его надо беречь.
К каждой птице, к каждому зверьку, к каждому растению трогательно внимателен А. Тарханов - про каждого есть что сказать, каждый из них особенный:
Метелью филин недоволен: /Ни крикнуть, ни захохотать; /От частых злых пощечин ветра /Приходится моргать, чихать.
Ель и густа, и величава,/ Средь веток - спальня снегиря. /Он слушает концерт метели, /Он слушает, печаль тая, /Он ищет звуки для себя.
Снега летят./ Растут сугробы,/ А кое-где и терема. /Уютно зайцу под снегами. /Смежил глаза. /Теплынь и тьма.
Не спится белке любопытной, /Нет-нет и шмыгнет из дупла. /И верещит она ехидно./ И хвост в работе, как метла.
Неприметный цветок подорожник,/мир с тобой удивительней стал.
«Мы вот кормушки для птиц во дворе устраиваем с супругой Антониной Федоровной и внуками – подкармливаем пернатых. Соседи привыкли, теперь тоже поддерживают доброе начинание, - рассказывает А.Тарханов.- А к лесу как относятся – шишки пошли, с топорами к кедрам идут. Разве так можно?»-возмущается поэт, чьи представления о красоте, добре связаны с родным краем. Ведь, действительно, сберегая священные для югорских народов деревья, прекрасный мир флоры и фауны, мы сберегаем родину.
Достойны быть предметом особого разговора лирические поэмы югорского поэта «Буба», «Непослушный Мишка и смелый Зайчишка», «Пихта – спасительница», «Ера и Кедрик», «Лесные доктора» и «Грозовая ночь». Герои этих произведений, казалось бы, нам известны. Но когда мы читаем их, то, к своему удивлению, видим и чувствуем, что таких обстоятельств, которые разворачиваются перед нами, мы никогда до сих пор не знали.
Возьмём, к примеру, поэму «Лесные доктора», которая дала название книге. Сначала мы познаём от автора из предисловия, что муравьи – великие лекари. И что сами таёжники, а также бабушка самого Андрея Тарханова успешно лечились муравьиными укусами. Вот так поразительно соединяется реальное, житейское и художественная фантазия!
Послушаем доктора – Муравья:
…Мы умеем врачевать –
В этом Божья благодать.
От укусов муравьёв
Не стони, не охай.
Свежая взыграет кровь,
Плоть покинут страхи.
В поэме «Буба» звери дружно строят дом лесному гному Бубе. Что же любит наш главный персонаж?
Бор кедровый любит Буба,
Нежно бережёт его.
Здесь бывают люди грубы,
Кедрам с ними нелегко…
Бор давно слывёт целебным
И по жизни леса – хлебным.
Он – кормилец птиц, зверей,
Он – святыня для людей
«Бывают люди грубы, кедрам с ними нелегко»…И снова тактично напоминает великий мастер слова, что человек не должен забывать: природа и человек должны быть
взаимовежливы, потому что взаимосвязаны.
В этот сборник вошли произведения разных художественных жанров: загадки, лирические стихи, повести о красоте окружающего мира, о чудесах и связи человека с природой. Книга адресована детям всех возрастов: от дошколят до юношества.
Интересна история появления другой книги нашего земляка. Оказывается, детским писателем его сделали сыновья. Когда они были маленькими, плакали, беспокоились, отец успокаивал их стихами. Так родилась первая книга для ребят «На озере Мойпыр». И в самом деле, читая стихи А.Тарханова, незаметно проникаешься сочувствием к незадачливому ханты-мансийскому Комару, попавшему в Москву, узнаешь, что медведь - это «мойпыр», «каслание» – это кочевье, а куропатку называют «копалухой» на языке манси. На вопрос, трудно ли писать для детей, Андрей Семенович отвечал, что «детским писателем нужно родиться». Это поистине писатель от Бога.
Пишет он не только для детей, но и для взрослых. Стихи Тарханова – это окна, широко распахнутые в большой увлекательный мир, раскрывающий историю и жизнь человека и животных.
«Как велика, тонка взаимосвязь деревьев, звёзд, священного жилья!»
Стихотворения Тарханова о природе – результат пристального внимания и любовного отношения к каждой подробности жизни сибирской тайги. Его нежная любовь к родному краю раскрывает раздумья натуралиста, тонкого наблюдателя и ценителя природы. Острое зрение и чуткий слух поэта позволили ему наблюдать, как «по-царски взирает орлан с высокой ветлы на просторы, лебяжий волнуется стан, казарки накрыли озера, в заказник нагрянули стерхи на танцы в зеленых лугах», он слышит сосны, «распевающие с кручи, и голос старикана – глухаря, когда заря раскалывает тучу, и белочки языческий мотив услышит, и кедровки голос», «дождь необычный - шишки падают».
По мысли А.Тарханова, Природа не дает человеку ошибиться. Он не может понять себя без Природы. Как бы далеко не ушел человек от Природы в свой мир, проходит время, и он все равно возвращается к своей Матери Природе. Он начинает осознавать себя не только в обществе, но и через общество в Природе. «Не понять себя мне без природы./ А когда снежинка на руке, - /Вижу, тают, тают мои годы. /Словно стая птичья вдалеке».
Ханты и манси живут в гармонии с природой, это было обусловлено их бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором дикоросов. Поэтому взаимоотношения человека и природы в культуре этих народов приобретают особое значение. А.С.Тарханов как мудрый человек подметил это: «Как велика, тонка взаимосвязь /Деревьев, звёзд, священного жилья! –/Она и есть основа бытия» (Стихотворение «Взаимосвязь», 2004).
Случается, в заботах люди начинают думать обыденно – мол, всё кругом привычно: лес как лес, гора как гора, река как река… Только у А.Тарханова – это Храм милосердия. Книги же нашего югорского поэта - настоящая таежная энциклопедия - возвращают нам чувство удивления природой, чувство живой, то хрупкой, то прочной, связи с ней, понимание её мощи и слабости, а это, конечно же, поможет нам жить с природой в добром союзе, относиться к ней уважительно.
«Золотое перо Сибири, лукоморья земной певец» - Андрей Тарханов.
Сегодня за плечами именитого автора 21 поэтический сборник, в Средне-Уральском книжном издательстве готовится увидеть свет новая детская книга «Флейта иволги зовет». В 2012 году во дворце Меншикова в Санкт-Петербурге состоялась презентация диска Андрея Тарханова «Снежная симфония», куда вошли не только стихи и проза, но и песни и видеозаписи. Его книга "Снежная симфония" принесла А. Тарханову звание Лауреата премии Губернатора автономного округа в области литературы (2000), а книга избранных стихотворений "Исповедь язычника" - Лауреата Всероссийской литературной премии имени А.Т. Твардовского. Поэт награжден орденом Дружбы народов.
Певучесть литературного тархановского стиха позволила многим его творениям стать довольно милыми песнями. Так, композитор Довганич Михаил Никитович написал музыкальные произведения на многие стихи А.Тарханова. Стихотворения А.Тарханова переведены на болгарский, венгерский, киргизский, чешский и финский языки. С 2004 года А.С.Тарханов является Почётным жителем города Ханты-Мансийска.
Я считаю, что поэзия А. Тарханова войдет в нашу жизнь, обогатит детское воображение удивительными образами, еще и еще раз заставит присмотреться к изначальному — к малой родине, которая есть у каждого. Поэт словно призывает к этому своими стихами. Вот у кого надо учиться малому: беречь природу, и большому: любить Родину, быть Гражданином России. И очень кстати привести в подтверждение тому слова К.Г.Паустовского: «Любовь к родной природе – один из первейших признаков любви к своей стране».
Золотое перо Сибири,
Лукоморья земной певец,
Он своей вдохновенной лирой
Восхитил немало сердец!
И, влюбленный в леса и рощи,
В край озер, серебристых рек,
Он с годами - мудрей и проще,
Дорогой наш, родной человек.
Правда жизни - души основа:
Эта истина - всех людей.
Пусть же вечно сияет Слово,
То, что нам подарил Андрей.
Не без гордости читаю эти строки Виктора Жорника, поэта из Кубани, в стихотворении, посвященном Андрею Семеновичу Тарханову.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
А.Тарханов – это неотъемлемая часть великого югорского наследия. Нравственная польза от этого проекта для школьников, думаю, будет большая. Они попытаются по-новому осмыслить творчество поэта, поделиться своими размышлениями о нём - пусть даже навеянными хорошей книгой, глубоким исследованием, прочтением поэм и стихотворений. Задумаются о том, как не потерять свои корни, что человеку дает право называться Человеком.
Эта работа вернёт моих сверстников в библиотеку, где они познакомятся с трудами филологов, литературоведов и с их помощью найдут свою тропу к творчеству современного мансийского поэта.
На основе собранного материала выпущена стенгазета «Счастливый талант поэта А.Тарханова». Все желающие смогли познакомиться с ней на 1-ом этаже школы, в фойе.
Мною собраны книги стихов Андрея Семеновича Тарханова и подготовлена их выставка в рамках Месяца наук «Наука - наша сила, она дает нам шанс творить…», проходившего в нашей школе.
Совсем недавно я выступила на классных часах в 5-ых классах, на которых познакомила ребят с жизнью и творчеством этого замечательного поэта. Я рассказала о книгах А.Тарханова, показала презентацию о нем, читала стихи, слушали стихи в исполнении учителя, одноклассников. Никто не остался равнодушным. Затем я провела повторное анкетирование, которое дало совершенно другие результаты(Приложение 3)
ВЫВОДЫ:
Таким образом, я пришла к следующим выводам:
IV. ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ
Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературы, во внеклассной работе. Поэт в своих произведениях отобразил не только красоту родного края. Значит, на основе его произведений мы можем изучать быт и культуру народа манси.
Этот проект будет интересен для детей любого возраста. Я планирую вовлечь в его претворение своих сверстников, и немного перестроив материал, подобрав соответствующую форму проведения мероприятия, организовать работу с учащимися 1-2х классов, сделать проект начальным звеном в изучении литературы Югры. Сейчас уже готовим мероприятие по произведениям А.Тарханова для учащихся младших классов
V. ЛИТЕРАТУРА
VI. РЕФЛЕКСИЯ.
Работа над проектом изменило мое отношение к поэзии, к природе, к окружению. Я прочитала много замечательных стихотворений замечательного поэта. Узнала много нового о традициях манси, о том, насколько тесно человек связан с природой, и как полезно об этом знать. Мне хочется поделиться со сверстниками, рассказать малышам, что есть такой поэт, и он живет на нашей Югорской земле. То немногое, что я сумела сделать за небольшой промежуток времени, позволяет мне отметить, что цель проекта, поставленная в начале работы, достигнута. Мне удалось добиться того, чтобы мои сверстники стали активнее следить за творчеством нашего югорского поэта. Это значит, что всё это сделано было не зря, что школьникам, которые здесь учатся, это действительно нужно. В чем и заключается практическая значимость проекта.
VI. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1 Анкета
- Знаете ли вы автора этих строк?
Приложение №2
Я провела анкетирование среди 3 – 9 классов. Отвечали на вопрос «Читаете ли вы произведения писателей ЮГРЫ?» Получила результаты: большинство учащихся не знают югорских писателей и поэтов, а те, кто смог назвать некоторые имена, на вопрос: «Какие книги читали?» отвечали: «Никакие». Выяснилось, что какой-то процент учащихся читает книги югорских авторов, но, как показало анкетирование, этот процент слишком мал.
Результаты анкетирования до начала работы над проектом.
Приложение №3
То немногое, что я сумела сделать за небольшой промежуток времени, позволяет мне отметить, что цель проекта, поставленная в начале работы, достигнута. Мне удалось добиться того, чтобы мои сверстники стали активнее следить за творчеством нашего югорского поэта
Результаты анкетирования после работы над проектом.
Плавает ли канцелярская скрепка?
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Рисуем кактусы акварелью
Как нарисовать ветку ели?
Белый лист