Информационно- реферативная работа.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_velikoy_otechestvennoy_voyny_v_russkoy_literature.doc | 70.5 КБ |
Республиканская научно-практическая конференция школьников
им. Фатиха Карима
Секция: Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.
Информационно-реферативная работа на тему:
«Отражение Великой Отечественной войны
в творчестве русских писателей и поэтов».
Выполнила:
Ситдикова Адиля Римовна
учащаяся 10 класса
МБОУ «Мусабай-Заводская СОШ»
Тукаевского муниципального района РТ
Научный руководитель:
Нуртдинова Эльвира Робертовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мусабай-Заводская СОШ»
Тукаевского муниципального района РТ
Казань – 2015
Оглавление:
Введение………………………………………………………………….………….3
Основная часть………………………………………………………………………4
Заключение…………………………………………………………………….……10
Список использованной литературы……………………………………….……..11
Введение
Актуальность темы Великой Отечественной войны в русской литературе диктуется наличием целого ряда проблем, назревших в современном обществе молодого поколения.
Выступает необходимость в переосмыслении темы Великой Отечественной войны в русской литературе, которая требует нового прочтения творческого наследия писателей военных лет, переориентирования ее в соответствии с современной социокультурной реальностью.
В общественном сознании имеется множество догматических и устаревших выводов, которые мешают адекватному обучению молодого поколения.
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе неоднородна, своеобразна и требует повышение оценки ее художественной и общественно-исторической значимости.
Также, выделяется необходимость расширения исследовательского кругозора за счет включения в него новых малоизученных произведений авторов, написанных на военную тематику.
Итак, актуальность настоящей информационно-реферативной работы заключается в том, что современное общество, которое претерпевает в настоящий момент глобальные социокультурные, политические, экономические изменения, нуждается в защите от разрушения и искажения исторически-ценностного хранилища нации. Русская литература в этом смысле неоспоримо выступает как хранительница памяти поколений и служит серьезной опорой для патриотической, гуманистической направленности и морально-нравственной настроенности молодого поколения.
Цель настоящей работы – на основе теоретических источников описать проблему изображения Великой Отечественной войны в русской литературе.
Цель работы предполагает решение следующих задач:
Настоящая работа опирается на положения теоретических источников следующих авторов: Агеносова В.В., Журавлёва В.П., Линьков Л.И., Смирнов В.П., Исаев А.И., Мухин Ю.В.
Степень изученности. Настоящая тема работы освещается в работах таких авторов, как Горбунов В.В., Гуревич Э.С., Девин И.М., Есин А.Б., Иванова Л.В., Кирюшкин Б.Е., Малькина М.И., Петров М.Т. и другие. Несмотря на обилие теоретических работ, данная тема нуждается в дальнейших разработках и расширению круга вопросов.
Личный вклад в решение освещенных проблем автор данной работы видит в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшем при преподавании уроков в школе, при планировании классных часов и внеклассных мероприятий, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне и написании научных работ по данной теме.
Отражение Великой Отечественной войны в творчестве русских писателей и поэтов.
Прошло достаточно времени, отделяющего нас от холодного ужаса Великой Отечественной войны. Однако, эта тема еще долго будет волновать далекие грядущие поколения.
Потрясения военных лет (1941-1945) вызвали ответную реакцию в художественной литературе, породившей огромное количество литературных произведений, но большая часть произведений о Великой Отечественной войне создавалась в послевоенные годы. Невозможно было осмыслить и охватить полностью и сразу произошедшую масштабную трагедию со всеми ее причинно-следственными связями.
После того, как страну окатила волна известия о нападении Германии на СССР, загремели страстные и величественные выступления литературных деятелей, журналистов, корреспондентов с призывом подняться на защиту своей Великой Родины. На площади Белорусского вокзала 24 июня 1941 года впервые исполнилась песня А.В. Александрова на стихотворение В.И. Лебедева-Кумача, ставшая впоследствии чуть ли не гимном войны – «Священная война» (5).
Русская литература в период Великой Отечественной войны была многожанровой и многопроблемной. В начале периода преобладали «оперативные», то есть, малые жанры (6).
Поэзия в военные годы оказалась очень востребованной: во всех газетах страны одно за другим печатались стихотворения на тему Великой Отечественной войны. На фронте стихотворения пользовались популярностью: их читали, заучивали, превращали в боевые песни. Сами солдаты сочиняли новые стихи, пусть даже и несовершенные, но трогательные и искренние. Невозможно даже представить, что творилось в душе у солдат, переживающих военные годы. Но поражают внутренние качества русского характера: в сложных и суровых условиях думать о стихах, сочинять, читать, заучивать.
Расцвет поэзии сороковых годов ознаменован именами: М. Луконина, Д. Самойлова, Ю. Воронова, Ю. Друниной, С. Орлова, М. Дудина, А. Твардовского. В основе их стихотворений звучат яростные темы осуждения войны, прославления подвигов солдат, фронтовой дружбы. Таковы были мироощущения военного поколения (7).
Стихи военных лет, как «Темная ночь» В. Агатова, «Соловьи» А.Фатьянова, «В землянке» А. Суркова, «В лесу прифронтовом», «Огонек» М. Исаковского и многие другие, превратились в часть духовной жизни Родины. Стихи эти являются исключительно лирическими, тема войны присутствует в них опосредованно, на первый же план выдвигается психологическая природа человеческих переживаний и чувств.
Большую популярность на войне обрели стихотворения К.Симонова. Он написал знаменитые «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», «Атака», «Дороги», «Открытое письмо» и другие. Его стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» было переписано многими солдатами сотни тысяч раз. В нем звучат высокие эмоциональные ноты, пробирающие до самого сердца.
Поэма «Василий Теркин» А. Твардовского стала вершиной поэтического творчества военного времени. Герой - «обыкновенный парень» - горячо полюбился народу: не унывающий, смелый и отважный, не робеющий перед начальством. Бойцы использовали некоторые строфы из поэмы как поговорки. Каждая новая глава поэмы тут же издавалась в газетах, выпускалась как отдельная брошюра. И, действительно, язык поэмы меткий, точный, в каждой строчке звучит удаль и свобода. Таким необыкновенным доступным солдатским языком написано это художественное произведение.
Говоря о языке художественных произведений на тему войны, то важно отметить, что литература тех лет требовала себе четкости и искренности, отметая фальшь, размытость фактов и халтуру. Произведения писателей и поэтов имели различные уровни художественного мастерства, но всех их объединяет тема нравственного величия советского человека над солдатом фашистской армии, обуславливая право на борьбу с врагами.
Важную роль в русской литературе в военные годы сыграли прозаические произведения. Проза опиралась на героические традиции советской литературы. В золотой фонд вступили такие произведения, как «Они сражались за Родину» М.Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Русский характер» А.Толстого, «Непокоренные» Б.Горбатова и многие другие (2).
В первое послевоенное десятилетие тема Великой Отечественной войны продолжила свое развитие с новой силой. В эти годы М. Шолохов продолжал работать над романом «Они сражались за Родину». К. Федин писал роман «Костер». Произведения первых послевоенных десятилетий отличались ярко выраженным желанием показать всеобъемлющие события войны. Отсюда их принято называть «панорамными» романами («Буря» О. Лациса, «Белая берёза» М. Бубённова, «Незабываемые дни» Лынькова и многие другие) (7).
Отмечается, что многим «панорамным» романам присуща некоторая «романтизация» войны, события имеют лакированный характер, очень слабо проявляется психологизм, прямолинейно противопоставлены отрицательные и положительные герои. Но, несмотря на это, данные произведения внесли неоспоримый вклад в развитие прозы военных лет.
Следующим этапом развития темы Великой Отечественной войны является вступление в русскую литературу на рубеже 50-х – 60-х годов писателей так называемой «второй волны» или писателей-фронтовиков. Здесь можно выделить следующие имена: Ю. Бондарев, Е. Носов, Г. Бакланов, А. Ананьев, В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев, В. Астафьев, Ю. Гончаров, А. Адамович и другие. Все они были не просто очевидцами военных лет, но и непосредственными участниками военных действий, повидавшие и лично испытавшие ужасы реальности военных лет.
Писатели фронтовики продолжили традиции русской советской литературы, а именно традиции Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова (3).
Круг видения проблем войны в произведениях писателей-фронтовиков ограничивался в основном пределами роты, взвода, батальона. Описывалась окопная жизнь солдат, судьбы батальонов, роты и при этом показывалась предельная приближенность к человеку на войне. События в произведениях сосредотачивались на отдельном боевом эпизоде. Таким образом, угол зрения писателей-фронтовиков смыкается с «солдатским» взглядом на войну.
Такая узкая полоса, прочерченная через всю войну проходит через многие ранние художественные произведения писателей-прозаиков среднего поколения: «Последние залпы», «Батальоны просят огня»Ю. Бондарева, «Третья ракета», «Журавлиный крик» В. Быкова, Пядь земли», «Южнее главного удара», «Мёртвые сраму не имут» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой», «Крик» К. Воробьёва другие (4).
У писателей-фронтовиков в своем арсенале имелось неоспоримое преимущество, а именно, непосредственный опыт участия в войне, ее переднего края, окопную жизнь. Эти знания послужили им мощным инструментом, для передачи чрезвычайно ярких и реалистичных картин войны, позволили высветить мельчайшие подробности военного быта, сильно и точно показать ужасные и напряженные минуты боя. Это все то, что они, писатели-фронтовики пережили сами и видели своими глазами. Это и есть обнаженная правда войны, изображенная на основе глубокого личного потрясения. Произведения писателей-фронтовиков поражают своей откровенностью (7).
Но художников интересовали не сражения и не голая правда войны. Русская литература 50-60-х годов имела характерную тенденцию изображения судьбы человека в ее связи с историей, а также внутреннего мировоззрения человека и его связанности с народом. Данное направление можно охарактеризовать как гуманистическое осмысление войны в произведениях русской литературы (2).
Произведения 50-60-х годов, написанные на тему Великой Отечественной войны отличаются также весьма существенной чертой. В отличии от предшествующих произведений, в них более сильно звучат трагические ноты в изображении войны. Книги писателей-фронтовиков отражают жестокий и беспощадный драматизм. Не случайно в теории литературы данные произведения получили термин «оптимистические трагедии». Произведения очень удалены от спокойной и размеренной иллюстрации, героями этих произведений выступали офицеры и солдаты одного взвода, батальона, роты. Сюжет отражает суровую и героическую правду военных лет.
Тема войны у писателей-фронтовиков раскрывается не столько через призму героических подвигов и выдающихся поступков, а сколько через труд, неизбежный и необходимый, независимый от желания его выполнять, вынужденный и утомительный. И в зависимости от того, насколько приложены усилия каждого к этому труду, настолько и будет приближение победы. Вот в таком ежедневном труде видели героизм и отвагу русского человека писатели-фронтовики.
Писатели «второй волны» в основном использовали в своем творчестве малые жанры: рассказ и повесть. Роман был вытеснен на второй план. Это позволяло им более точно и сильно передать личный опыт, увиденное и пережитое непосредственно. Их память не могла забыть, сердца переполнялись чувствами высказаться и донести до народа то, о чем никогда не нужно забывать.
Итак, для произведений так называемой «второй волны» характерен личный опыт изображения войны писателей-фронтовиков, описываемые события имеют локальный характер, время и пространство в произведениях предельно сжато, а также число героев сводится к узкому кругу.
С середины 60-х годов роман как жанр не только вновь обретает популярность, но и претерпевает некоторые изменения, вызванные общественной потребностью, которое заключается в требовании объективно и полно предоставить факты о войне: какова была степень готовности Родины к войне, характер и причины тех или иных событий, роль Сталина в управлении ходом войны и многое другое. Все эти исторические события сильно волновали души народа и их интересовал уже не художественный вымысел рассказов и повестей о войне, а исторические события основанные на документах (5).
Сюжеты романов середины 60-х на тему Великой Отечественной войны строятся с опорой на документы, факты и достоверные события исторического характера. В повествование вводятся реальные герои. Цель романов на тему Великой Отечественной войны – обрисовать события войны наиболее широко, всеобъемлюще и в то же самое время, исторически достоверно и точно.
Художественный вымысел во взаимосвязи с документальным подтверждением – характерная тенденция романов середины 60-х и начала 70-х годов: «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Победа» А.Чаковского, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Крещение» И. Акулова, «Полководец» В. Карпова и другие.
В 80-90-е годы тема Великой Отечественной войны в русской литературе вновь подверглась новому осмыслению. В эти годы увидели свет героико-эпические произведения В. Астафьева «Прокляты и убиты», Г. Владимова «Генерал и его армия», А. Солженицына «На краях», Г.Бакланова «И тогда приходят мародеры» и другие. Произведения 80-90-х годов в своей основе содержат важные обобщения на военные темы: какой ценой далась победа нашей стране, какова была роль таких исторических личностей военных лет, как Сталин, Хрущев, Жуков, Власов и другие. Поднимается новая тема: о дальнейшей судьбе военного поколения в послевоенные годы.
Таким образом, тема Великой Отечественной войны развивалась и изменялась на протяжении многих лет.
Заключение
В данной работе была предпринята попытка осветить на основе нескольких теоретических источников изображение писателями разных лет темы Великой Отечественной войны.
Русская литература неоспоримо выступает как хранилище памяти поколений. И это проявляется с особой силой в произведениях, запечатлевших ужасы Великой Отечественной войны.
Никогда так наглядно и впечатляюще не проявлялась сила слова писателей на события исторического значения, как на годы Великой Отечественной войны.
В военные годы литература превратилась в оружие. Реакция творческих деятелей была мгновенной.
В основе традиций советской литературы в годы Великой Отечественной войны лежит четкое понимание важнейшей роли народа в войне, без его участия, без героизма и отваги, преданности и любви к своей стране невозможно было бы достичь тех исторических успехов и подвигов, о которых известно сегодня.
Несмотря на своеобразия изображения человека на войне, всем писателям присуща общая черта – стремление изображения чуткой правды о войне.
По сути, в 40-е годы практически не было создано значительных и крупных произведений на тему войны. Перед писателями вставало множество вечных и фундаментальных вопросов человеческого существования: что значит зло и как ему противостоять; в чем заключается жестокая правда войны; что есть свобода, совесть и долг; и многие другие. На данные вопросы писатели дали ответы в своих произведениях.
Список использованной литературы:
Растрёпанный воробей
Как нарисовать небо акварелью
Яблоко
Новогодние гирлянды
Плавает ли канцелярская скрепка?