Работа представляет собой исследование по литературе. Автор рассматривает рэп как одну из форм существования поэзии на современном этапе.
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_rep-poezii.docx | 23.53 КБ |
Рэп культура занимает существенное место в жизни современной молодежи. Как показал опрос, проведенный среди обучающихся ИрТРиАТ, 65 % реципиентов проявляют интерес именно к данному жанру. Кроме этого, некоторые из них предпринимают попытки создания собственных рэп-текстов. Таким образом, можно говорить о намечающейся тенденции к бытованию рэпа как поэзии: широкое распространение получает создание подобных текстов, их популяризация.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в литературоведении феномен рэп-поэзии рассматривается неоднозначно: одни ученые отрицают возможность выделения рэпа как вида поэзии, ссылаясь на невозможность изучения его в отрыве от музыки, другие же, напротив, подчеркивают необходимость его анализа, настаивая на том, что рэп является особой формой современной поэзии, получившей широкое распространение в последнее время.
Нам также представляется возможным отнести рэп-текст к особой форме бытования поэзии. Для этого достаточно провести аналогии с эстрадной лирикой 60-х годов XX, авторской песней, предполагающими исполнение стихотворений под аккомпанемент гитары. Такая поэзия была обращена к широкой аудитории, собирала тысячи слушателей на поэтических вечерах. Среди наиболее ярких представителей следует отметить Булата Окуджаву, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Беллу Ахмадулину, Роберта Рождественского, чье творчество представляет несомненную художественную значимость.
Особое место занимает также в литературоведении феномен рок-поэзии, представленный творчеством Виктора Цоя, Юрия Шевчука, Андрея Макаревича, Бориса Гребенщикова и др. авторов. На сегодняшний день рок-поэзия находит отражение в исследованиях по литературе, рассматривается в школе и в вузе.
Исходя из этого, мы считаем правомерным выделение рэпа как формы бытования поэзии, нашедшей широкий отклик среди молодежи.
В своей работе мы попытались проанализировать данные тексты и выявить центральные темы и проблемы, заявленные в них.
Цель данной работы – выявить центральные темы рэп-поэзии, раскрыть ее особенности.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
− Определить место рэп-поэзии в жизни современной молодежи;
− Выделить центральные темы и мотивы в рэп-тексте;
– Охарактеризовать специфику раскрытия выделенных тем;
Итак, объект исследования – рэп-поэзия, предмет – ее центральные темы и мотивы.
Рассмотренную рэп-поэзию мы условно разделили на две группы: социально-политический рэп и рэп, отражающий частные, личные темы.
Политический рэп-текст обращён к людям, несущим в себе острое отношение к политике, желающим изменить существующий строй. Как правило, авторы подобных текстов противопоставляют себя общественности: «Мы вне категории и вне номинации». Предназначение творчества видится в «открытии правды» для широких масс, неспособных самостоятельно постигнуть некую истину:
Без помощи не разобраться вам
С механизмами
Смотри сквозь призму и ты уведешь истину
Услышишь суть
Поймешь, что я несу
И мы разберемся кто есть кто в каменном лесу
Люди меняются
Потому что мы их меняем
Мы объясняем то, что им раньше было не ясно
Мы говорим всегда
Только то, что мы знаем
Пусть иногда это довольно опасно
При этом подчеркивается готовность идти до конца, несмотря на трудности и отсутствие понимания:
Голосу моему ваши стены не преграда
Как оборона Сталинграда
Я защищаю всегда свою правду
И до конца пусть звучит канонада
Даже если вы все против боя.
Подъезды, парки, уличные площадки
Помнят наши манифесты, проповеди,
Зарифмованные клятвы
Не за что не сойти с пути.
Мы одевали себя в латы, разбивали преграды непонимания…
Среди других социальных тем рэп-поэзии: тема социального неравенства, криминала, наркомании, влияния улиц. Делается акцент на том, что все то, о чем пишут авторы, пройдено ими, хорошо знакомо:
Мы берем это на улицах и несем сюда,
Ожидая, что скажут города.
Авторы настаивают на мысли о том, что существующие социальные проблемы нельзя не замечать, они окружают нас.
Среди тем, отражающих личные переживания, следует отметить тему любви (отсюда – тема верности-неверности, измены, предательства и т.д.), тему творческого самоопределения, посвящения родственникам (чаще всего – маме), родному городу, друзьям.
Центральное место здесь занимает тема любви, которая может трансформироваться в «мысль семейную»:
Вот это да!.. У меня теперь есть жена
И сегодня я буду любить ее сильнее, чем вчера…
В этом случае герой ощущает личную ответственность за свою семью, приходит к пониманию пагубности прежнего существования и необходимости меняться ради близких:
Если надо, я готов объехать экватор
На велике ради своей микросемейки.
Вы мне поверьте или сделайте вид хотя бы
Я ведь могу быть самым лучшим мужем и папой
Мама в рэп-тексте становится своеобразным маяком, к которому обращаются заблудившиеся в непростой жизни герои, именно у нее просят помощи, совета, ждут ее понимания:
Пожелай мне удачи, Мама, меня зовет дорога,
Ты слезы прячешь, Мама, меня не будет долго,
Я знаю знаешь, Мама, я знаю веришь, мама,
Ты верила и веришь в меня, и это не мало.
В самые трудные минуты моей жизни,
Когда смерть подходила очень близко,
Звезды искрами падали с неба,
и мысли о тебе, Мама, как лучик света.
По отношению к матери – постоянное чувство вины за причиненные страдания:
Прости меня мама за то, что вырос рано,
За то, что боль причинял за раной рана,
Прости меня мама, я во многом виноват,
Прости, что я не стал таким как старший брат
Бытует представление, что каждый автор должен «посвятить строки этому городу». Действительно, данная тема отражена в творчестве многих исполнителей. Родной город предстает как особо знакомое место, где дорог буквально каждый метр:
Я посвящаю эти строки своему городу, его центру, каждому метру…
Особо показателен пример, отсылающий к творчеству других поэтов, пишущих о родном городе, что лишь подчеркивает поэтическую преемственность классики и рэпа:
Здесь живут мои друзья, и, дыханье затая,
В ночные двери вламываюсь я.
Я возвращаюсь в этот город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухших желёз.
Здесь живут мои друзья, и, дыханье затая,
Ночные двери открываю я.
В творчестве почти каждого автора выделяется тема поэта и поэзии, творческого предназначения. Есть она и в рэп-поэзии. Очень часто представлены рассуждения о том, как рождается текст:
Делимся новыми строчками и думаем, как там че?Выбираем биточек
Пару часов заморочек и дело доходит до записи
Это нужно нам,
И вам соответственно,
Этого не избежать,
Это как стихийное бедствие,
И пока мы здесь,
Мы будем действовать…
Так, творческий процесс предстает как процесс непредсказуемый и неизбежный:
увлечены производством продуктами,
Не знаю, как получится, надеюсь, выйдет круто
Именно так создается «памятник нерукотворный» в рэп-поэзии.
Есть ли лёд на других планетах?
Вокруг света за 80 дней
Злая мать и добрая тётя
«Течет река Волга»
Голубая лягушка