Сочинение о величайшем подвижнике земли русской Сергии Радонежском.
Вложение | Размер |
---|---|
velichayshiy_podvizhnik_zemli_russkoy.docx | 23.45 КБ |
Сочинение на тему:
«Величайший подвижник земли русской»
Бандурин Вениамин Николаевич,
16 лет,
МБОУ Сухо-Сарматская СОШ,
с. Андреево-Мелентьево,
Неклиновский район, Ростовская область,
Из века в век
Твой ясный свет
Сияет над Россией.
Твой образ Пресвятой
Живёт в сердцах людей.
Ты открываешь к Истине пути
И воскрешаешь силы,
Даруя Миру Свет
Любви и радости своей.
Я – россиянин. К сожалению, в современном обществе не все интересуются историей и культурой своих предков, больше смотрят на запад, забывая о русских национальных традициях. А между тем, уникальность России в том, что, будучи многонациональным государством, наш народ един. И если мы хотим, чтобы нас уважали, нужно научиться уважать свою историю, культуру, традиции, святыни.
Что значит быть русским для меня? Это значит быть православным, знать православные традиции, знакомиться с великими личностями, чья жизнь может служить нам нравственным примером. Есть такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник - такой человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Есть такие праведники и на Русской земле. Наши святые заступники - так называют их в народе. Православная Церковь свято хранит их память, собирает свидетельства очевидцев и знакомых. Составляет жизнеописания святых подвижников. Одним из наиболее почитаемых русских святых является преподобный Сергий Радонежский - духовный наставник всех русских людей.
В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.
Чем же Сергий Радонежский (в миру наречённый Варфоломеем) заслужил любовь и доверие православных людей? Думаю, в первую очередь, тем, что этот святой человек имел крепкую веру в Бога, жил исключительно по заповедям Господа и славился своим смирением и трудолюбием. Ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Для его духовного взора не существовало ни вещественных преград, ни расстояния, ни времени. За всю свою жизнь он никогда ни на что не жаловался, ни на что не роптал, не унывал, не скорбел, всегда был спокоен, невзирая на искушения и скорби человеческие. Простота, великая сердечность Преподобного, отзывчивость на всякое горе и, более всего, его ничем не сломленная вера в заступничество Сил Превышних и отсюда ясная, радостная бодрость, не оставлявшая его в самые тяжкие минуты, привлекали к нему всех и каждого.
Не случайно Сергия Радонежского называют подвижником Земли Русской. Долгое время он жил в «строжайшем монашестве» в лесу, ведя аскетический образ жизни. Позднее, обретя свой монастырь, Радонежский организовал там жизнь согласно божьим заветам – все монахи посвящали свои дни лишь труду и молитвам, избегая мирских соблазнов. Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, целых селений и посадов, имевших перед собою неповторимый пример высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему, Сергий всей душой стремился содействовать благополучию Руси. Он примирял враждующих князей, оказывал поддержку московским князьям в объединении нашего государства. Особое место в биографии Сергия занимает эпизод, в котором ярко проявилась его патриотическая позиция. В августе 1380 г., преданный своим недавними союзниками, князь Дмитрий оказался один на один с надвигавшимися на Русь многотысячными татарской и литовской армиями. Нуждаясь в моральной поддержке и благословении на борьбу с врагами, Дмитрий отправился к Сергию в Маковец. Великий старец не только ободрил князя и предрёк ему победу, но даже отправил с ним двух своих монахов. Оба они стали живым свидетельством того, что радонежский игумен — самый авторитетный в то время церковный деятель - признал войну с Мамаем священным долгом христиан.
Посылая своих иноков на бой с “погаными”, Сергий Радонежский нарушал церковные каноны, запрещавшие монахам брать в руки оружие. Во имя спасения Отечества он рисковал собственным “спасением души”. Однако Сергий готов был принести и эту, самую тяжкую для монаха, жертву.
Победа на Куликовом поле была одержана в день большого церковного праздника - Рождества Богородицы. Это было воспринято современниками как ещё одно явное свидетельство небесного покровительства Богородицы Русскому государству, которой Сергий Радонежский молился весь свой иноческий путь. На его родине, в Ростове, главный храм города был посвящен Успению Богоматери. Её чудесное явление Преподобному Сергию было добрым предзнаменованием не только для святого и его учеников, но и для всей Руси.
Кроме того, Сергий Радонежский был очень близок и к простому народу. Своей молитвой он исцелял людей, беседами наставлял их на путь истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни. Так «Житие Сергия Радонежского» приводит не один пример, когда Преподобный творил чудеса, воскрешая мёртвых (оживление мальчика – сына одного очень богатого человека) и исцеляя больных (случай, когда человек, живший вблизи монастыря, тяжело заболел и выздоровел, благодаря молитве игумена и окроплению тела больного святой водой).
Будучи мягким, простым и кротким наставником, Сергий Радонежский бывал суров на исповеди. Так житие приводит два случая, когда Преподобный явился обличителем. Одна история связана с богатым человеком, который обидел бедного своего соседа, отобрал у него откормленного борова и не заплатил договоренной платы. Потерпевший прибегнул к защите Преподобного. Сергий вызвал обидчика и долго усовещивал его. Последний не только пообещал отдать деньги, но и исправить всю свою жизнь.
Второй рассказ связан с прозрением внезапно ослепшего епископа Константинопольского, который усомнился в чудодейственной силе игумена Сергия.
Я думаю, что именно присущая Преподобному Сергию Радонежскому великая справедливость покоряла все сердца, доверившиеся ему. Своею жизнью он дал почувствовать людям, что ещё не всё доброе погасло и замерло в них, помог им заглянуть в свой собственный мрак и разглядеть там еще тлеющие искры того же огня, которым горел сам он.
Вот поэтому уже почти семьсот лет русские православные люди помнят о святом Сергии Радонежском, молятся ему о себе и о России, просят помощи и заступничества. В.О. Ключевский писал: «Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем своей нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».
В моей школе уже который год проходят Рождественские чтения, посвящённые празднику Рождества Христова, организованные приходом храма Святой Марии Магдалины на базе воскресной школы храма и МБОУ Сухо-Сарматской СОШ Андреево-Мелентьевского сельского поселения. Участники чтений – дети, учителя и воспитатели Воскресной школы при храме, которые очень подробно рассказывают слушателям не только о празднике Рождества и его значении в истории человечества, но и знакомят гостей со страницами жизни разных святых, в том числе и Сергия Радонежского. Не без интереса мы узнаём о чудотворных деяниях подвижника Земли Русской, задумываясь о своей собственной жизни и своих поступках, о смысле жизни вообще. И если это до сих пор волнует нас, значит, жива ещё русская православная душа.
В заключение хочется отметить, что неслучайно Руси явился святой, жизнь которого прошла в служении Пресвятой Троице. Важно было, чтобы люди увидели пример жизни, которая, обретает смысл и завершенность в подвиге, основанном на жертвенной любви ко всякому человеку: и близкому, и незнакомому, и другу, и врагу, и праведнику, и грешнику. Преподобный Сергий нес эту идею своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, без ненависти, раздоров, вражды и войн. Потому-то к преподобному Сергию, как к неиссякаемому роднику крепкого русского духа, притекают на поклонение, для назидания, молитвы и до сегодняшнего дня тысячи людей.
Без преувеличения хочу сказать, что Сергий Радонежский - один из тех, кто создал Россию и на ком она до сих пор держится.
В настоящее время идут разговоры о русской идее, как будто у русских до настоящего времени её не было. Я думаю, что русскую идею сформировали наши святые предки, жившие в те далёкие времена. И наша задача – не придать её забвению.
Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, - жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
(Иеромонах Роман)
Голубая лягушка
Отчего синичка развеселилась
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
"Морская болезнь" у космонавтов
Солнечная система. Взгляд со стороны