Работа написана после проведения мастерской "Написание рецензии на рассказ А.В.Костюнина "Орфей и Прима". Методическая разработка мастерской расположена в разделе "Литература"
Вложение | Размер |
---|---|
retsenziya_na_rasskaz_a.v.kostyunina_orfey_i_prima.doc | 36.5 КБ |
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года
по произведениям писателя Александра Костюнина
РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ А.В.КОСТЮНИНА
«ОРФЕЙ И ПРИМА»
Обухов Максим, ученик 10 класса
МБОУ «Новосельская средняя
общеобразовательная школа
Учитель: Томникова М.В
МБОУ «Новосельская средняя
общеобразовательная школа
601275 Владимирская обл., Суздальский р-н,
с.Новое, ул. Молодежная, 6 а
тел: 8-905-616-62-39
-2014-
НОМИНАЦИЯ: ПРОЗА
Прочитав название, я сразу понял, что в рассказе будет повествоваться о любви этих двух героев. Их имена являются абстрактными, и мало о чём точно говорят нам. Но те, кто знаком с древнегреческой мифологией, узнают имя Орфей. В мифах он выражал в своих поступках невероятную преданность к возлюбленной. Он являет собой образ верной, безутешной любви. Эти качества проявляются и у главного героя, который идёт наперекор всему ради встречи с любимой. Её зовут Прима, что обозначает первенство. И в рассказе это демонстрируется не только в охоте, а также в проявлении высокой нравственности.
Нравственность играет в произведении очень важную роль. Вначале нам показываются этические нормы автора-повествователя, но они ещё совсем не благородны: «Остальное решают деньги» - так он думает. Здесь только начинается восхождение рассказчика по «лестнице морали». Повествователь считает, что удовольствие, искреннее счастье обретаются деньгами. За деньги можно купить что угодно, кроме самого себя.
Прима являет собой образ высокой нравственности. Конечно, с точки зрения современной зоопсихологии, у животных нет ни мыслей, ни чувств, ни характеров, одни лишь инстинкты. «Поводя белёсой мордой, она что-то в сердцах выговаривала егерю. Вставала у него на пути. Не давала Николаю вынести Орфея на руках к машине…», - но можно ли назвать такую живую любовь, эти светлые проявления глубокой морали чистыми инстинктами? «Вся в себе», - разве может бесчувственное существо погрузиться в себя, в свои мысли? «… Она с достоинством, трепетно несла свой заветный груз…», - способна ли бездушная тварь на такие нежные и кроткие чувства? «Пёс после упрёка так сконфузился, что, клянусь, большего смущения я не видел при подобных обстоятельствах ни у одного человека», - в состоянии ли бездумное животное выразить свои искренние эмоции? Собаки гораздо умнее и духовно чище большинства людей и всегда преданы своим хозяевам, даже если нет взаимности в их отношениях. Это крайне точно показал Поттер Паулюс в своей картине «Наказание охотника». Название говорит, что заслуживал смерти лишь охотник, но собака разделила с ним эту ужасную участь, ведь она не только домашнее животное, но и верный друг. Мы привыкли понимать подобное как обыкновенную субординацию, но это не так. Гончая и охотник должны постигнуть душевное единение. Фомич со своими гончими не нашёл «общего языка», всячески их обзывал. Например, сигаретина дешёвая, стерва, шельмец и т.д. Николай – человек хозяйственный, аккуратный, степенный. Это показывается в его манере речи отрывисто говорить: «Саша, не получится завтра съездить. Собаки устали. Двое суток подряд на гону. Заменить некем». Фомич – хороший хозяин, но не более.
В отличии от Примы, которую мы видим глазами Саши, описание Орфея идёт от Фомича – жесткого и требовательного. Именно поэтому Прима предстаёт перед нами в лучах собственной очаровательности: «Она с достоинством, трепетно несла свой заветный груз, переходя от одной прихваченной первым морозцем лужи к другой». Орфея же нам никак особенно не представили, лишь с первых же секунд знакомства его не раз называют кобелём. Это говорит о том, что между Фомичом и Орфеем нет дружеской связи. Хозяин приравнивает пса ко всем остальным, к обыкновенным кобелям. Орфей наделён всеми человеческими качествами, кроме рационального мышления. «И погнал. С азартом, страстно. Куда делась смертельная усталость?», - Орфей не сдержал низменные желания, поддался инстинкту.
Есть вечно актуальные проблемы, а есть ограниченные временем. Последние, как правило, непостоянны, хотя их значительность на определённом промежутке эпохи очень велика. Данный рассказ и его проблемы ограничены временной рамкой современности, и всё указывает на безнравственность современного общества, поддавшегося ложным стремлениям, нацеленным на получение прибыли. Временную зависимость проблем доказывает множество деталей. Словами: «…Охота зело добрая потеха, её же не одолеют печали и кручины всякие» - автор говорит нам, что основная цель охоты – это плезир. То есть, автор использует ретроспективу, которая позволяет нам заглянуть в прошлое и увидеть архетип охоты. Следующие строчки: Объявление гарантировало «получение удовольствия от коммерческой охоты на зайца-беляка с русскими гончими» - возвращают нас к настоящему времени, когда охота стала средством заработка, когда она уже не приносит, а лишь гарантирует получение удовольствия. Былое значение охоты уходит в прошлое, его уже почти с полной уверенностью можно назвать анахронизмом. Но для таких бывалых охотников, как Фомич, охота всё ещё является неким прекрасным действом, крайне тонким и в тоже время очень напряжённым.
Основным в произведении является конфликт человека и природы. Он выражается во всё большем отречении человеком своего природного происхождения, цели духовного единения с животным миром. Непрерываемый процесс отчуждения от созидательной силы природы запущен. Утеряна связующая нить.
Через, на первый взгляд, простую круговую композицию автор показал очень глубокие и сложные вещи. Все переломные моменты, сюжетные повороты сводятся к тому, что в конце мы снова видим душу главного героя. Многозначительная сцена в лесу является немаловажной для понимания произведения. Например, именно тогда Саша объединяет охотника, собаку и себя под местоимением «Мы». Он так и остаётся поодаль от всего этого, но в тоже время он сближается с ними. Переломным моментом в произведении является смерть Орфея, именно в тот момент герой ощущает некий дискомфорт, начинает приходить понимание абсурдности всего происходящего. Но Николаю Орфей не являлся другом или любимым питомцем, он просто средство наживы. Именно поэтому он безразличен к сложившейся ситуации: «Ничего, нагоняется – придёт! Не первый раз».
Произведение построено на интериоризации героя-рассказчика. Он развивается на протяжении всего рассказа, и словами: «Звезды не продаются! Звезды светят всем одинаково», - он говорит о завершении его морального восхождения. Повествователь достиг высокого нравственного уровня, с него сошла эта корка меркантильности. Это небольшое развлеченье на выходные полностью переменило Сашин мир.
Четко проведённая грань между нравственностью и аморальностью придаёт произведению общедоступность. Актуальность позволяет нынешнему обществу корректировать свои понятия о современности. В контексте ярко выраженная безнравственность во всех сферах жизни. Охота здесь – лишь один из способов показать аморальность новейшего времени. Деяния людей приобрели денежную направленность. Одни хотят купить, другие продать - этот бесконечный цикл меркантильности показан на единичном примере.
Сказка "Колосок"
Есть ли лёд на других планетах?
Бабочка
Стеклянный Человечек
Император Акбар и Бирбал