Региональный этап олимпиады: «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.doc | 58 КБ |
Региональный этап олимпиады: «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»
Сочинение-отзыв о стихотворении Р. И. Рождественского «Ровесникам» Выполнила ученица 11 класса МОУ «Охрозаводская СОШ» Барышникова Светлана Ивановна Руководитель Барышникова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Охрозаводская СОШ»
2009 год
Все мы беспокоимся о материальных благах и в погоне за ними забываем порой, что не они приносят человеку счастье. Человеку очень важно иметь цель в жизни, то есть ту главную метку и уровень, которые необходимо будет достичь в процессе существования, чтобы знать, где всё-таки можно найти своё счастье. Полноценная, счастливая жизнь невозможна без самореализации человека. Ведь счастье заниматься тем, к чему человек способен, что отвечает его вкусам.
Человек славен тем, какой жизненный отпечаток он оставил после себя в истории. Например, у врачей - это тысячи вылеченных, возвращённых к жизни людей, у учёных – великие открытия, которые подарили человечеству возможность увидеть мир во всех его необыкновенных проявлениях, у художников – гениальные картины, которые удивляют и завораживают человечество на протяжении веков, у писателей – бессмертные литературные богатства. Для них это является великим счастьем, так как своим трудом, своей яркой жизнью они смогли принести людям незабываемые радость и наслаждение.
Именно этой темы касается знаменитый поэт советской эпохи Роберт Иванович Рождественский в стихотворении-послании, стихотворении-призыве «Ровесникам». В словах «Жить взахлёб! Это здорово кто-то придумал!» заключается основная мысль этого стихотворения. Они являются отражением жизненной позиции нескольких поколений и звучат как призыв для нас – современной молодёжи.
Обращаясь к своим ровесникам, Роберт Рождественский поднимает проблему ощущения и понимания счастья, повествует читателю о людях своего поколения, так яростно веривших в светлое будущее и стремившихся его приблизить. Это отважные, дерзкие, яркие в своих поступках люди. Люди, стремящиеся прожить свою жизнь именно «взахлёб»
Мы росли –
Поколение
рвущихся плавать.
Мы пришли
в этот мир,
чтоб смеяться и плакать,
видеть смерть
и, в открытое море бросаясь,
песни петь,
целовать неприступных красавиц!
А что мы знаем о ровесниках Роберта Ивановича Рождественского? Почему они стремились так жить? Наверное, потому что события того времени, научили их ценить каждое мгновение, несмотря на то, что:
Сто разлук нам пророчили
скорую гибель.
Сто смертей
усмехались беззубыми ртами.
Ведь это было время испытаний на прочность. Сначала Великая Отечественная война. Роберту Ивановичу Рождественскому на начало войны исполнилось девять лет. Он родился в семье кадрового военного. Мать была врачом, и, когда грянула война, заставшая Рождественских в Омске, родители будущего поэта ушли на фронт. А он дважды убегал на фронт. Роберт Рождественский вспоминал: «Один раз добежал до вокзала. А в другой раз показал себя умным и сноровистым и добрался аж до станции Омск-Товарная, это километра на три дальше. Но в НКВД ребята тоже были расторопные - взяли меня. Было мне тогда девять лет. Мать с отцом были на войне с самого начала, я жил с бабушкой, и только когда она умерла, мать выпросила отпуск, чтобы забрать меня с собой. Оформила меня как сына полка. У меня была перешитая форма, и мы поехали на фронт. Две недели ехали. Я был дико горд - проехать полстраны в военной форме! На каждой станции ходил вдоль вагона. Но в Москве матери знакомые сказали, что фронт готовится к наступлению. Она была военным врачом, ее место - у операционного стола. А я куда? Испугалась и оставила меня в детдоме. В Даниловом монастыре половину занимала тюрьма, половину - детдом. Обидно было до смерти, что на фронт не попал. Потом пришел дяденька, стал звать в военно-музыкальное училище. И мы с приятелем поперлись - вырваться из детдома хотелось. Опять же - форма. Так я стал воспитанником Красной Армии. Дудели до посинения. А потом был День Победы. 9 мая мы были на Красной площади. Нас качали. В самый салютный час - сотни прожекторов. Люди кидали мелочь в их лучи, и она искрилась. У меня оттуда осталось ощущение: не надо быть взрослым, надо быть счастливым...»
Удивительно, читаю о Рождественском, а представляю своего прадеда Широкова Виктора Васильевича. Они с Рождественским, практически, ровесники. Прадеду на начало войны исполнилось одиннадцать лет. Он тоже бегал на фронт дважды. Первый раз его перехватили в Лиссках, это от его дома примерно в трёхстах пятидесяти километрах. Второй раз он добрался до Ногинска и почти год был сыном полка. Затем его вернули домой, к матери.
А в восемнадцать лет он потерял обе ноги. Казалось бы, жизнь кончена. Но это было поколение сильных людей. Ноги ему заменили протезы, которые весили тридцать семь килограммов. Как бы ему не было больно, но на своих «новых ногах» он выполнял прежнюю работу: косил сено, копал огород, ездил на тракторе, помогал соседям, растил детей и внуков, он жил «взахлёб». И поэтому был счастлив.
А что такое счастье для этого поколения?
«...быть, где необходимо и трудно…», как пишет Роберт Рождественский. Понимая, и, может быть, слишком остро чувствуя свою причастность к ходу истории, к развитию страны, наши прадеды не жалели своих сил. И уже к 1948 году промышленное производство достигло своего довоенного уровня. Цена таких достижений была, конечно, очень высока. Но Вера брала верх. «Я не скрываю: я тогда был верующим - верующим Сталину, в Сталина, – вспоминал Роберт Рождественский. - Это была именно Вера - со своими святыми, мучениками, заповедями». Поэзия Веры пропитана гражданским и патриотическим пафосом. Поэтому в стихотворении «Ровесникам» говорится о поколении людей, которые находятся в центре Вселенной.
Он и есть это поколение. В своём стихотворении автор употребляет местоимение «мы», обращаясь к ровесникам, что подчёркивает общность взглядов, интересов, поступков, а также придаёт стихотворению с одной стороны характер исповеди, а с другой - призыва. Но это исповедь всего поколения в лице автора: «мы, наверно с рожденья такие…», «наши мамы вестей месяцами от нас ожидали», «мы росли», «мы пришли», «мы ложимся спать», «уезжаем, летим, отплываем», «мы однажды уйдём». При помощи лексического повтора местоимения «мы» автор добивается того, что лирический герой полностью сливается с личностью автора и в то же время постоянно воспринимает себя частью общего целого, сознательно стремясь выразить главные духовные запросы, опыт, порыв в будущее своих сверстников, товарищей по судьбе.
Причём, читая стихотворение, ощущаешь ритм жизни лирического героя, чувствуешь себя одним из сверстников Рождественского. Возникает желание быть впереди, создавать, быть причастным к разрешению трудностей. Такого расположения читателя поэт добивается благодаря умению вступать с ним в духовный контакт, как говорится, с ходу. «Знаешь, друг…», - стихотворение открывается непосредственным обращением к другу.
Мотив мужества, борьбы, преодоления, который подчёркивается определёнными эпитетами: «почерневшие реки», «жёсткие щёки», «век суров» и метафорами: «поднимаются города», «полночь смотрит немыми глазами», «свет костров лег на жёсткие щёки румянцем», «реки дымятся», - сменяется мотивом раскаяния. Но в чем можно раскаиваться, совершая грандиозные дела, живя в ритм со временем, когда:
От земли
города поднимаются круто.
Век
суров.
Почерневшие реки
дымятся.
Свет костров
лёг на жёсткие щёки
румянцем…
Как всегда,
полночь смотрит
немыми глазами.
Поезда
отправляются по расписанью.
А раскаивается поэт в том, что:
Наши мамы
вестей
месяцами от нас ожидали.
……………………………
Кров родительский
сдержанно хвалим.
Но
опять
уезжаем,
летим,
отплываем!
Постоянным эпитетом «кров родительский» лирический герой заставляет читателя вспомнить о родителях, о том тепле, которое они недополучают в полном объёме, вызывает какой-то трепет в груди, чувство вины за то, что они надолго остаются одни.
Особенностью стихотворения является композиционное построение. Стихотворение состоит из четырёх частей. Вначале лирический герой обращается к ровесникам. Обращение прерывается многоточием, как бы помогая всё вспомнить и лаконично рассказать о целом поколении. Вторая часть стихотворения – повествование-исповедь. Она построена на основе антитезы. Смерь, разлуки пророчат героям гибель, но, несмотря на пророчества, они жили полной борьбы жизнью. С местоимением «мы» употребляются глаголы в форме прошедшего времени. Такая форма глаголов подчёркивает, что лирический герой как бы заявляет о своём присутствии в этом мире, мире, требующем деятельности. И только, когда автор говорит о родительском крове, он употребляет с местоимением «мы» глагол в настоящем времени. Я думаю, что таким образом автор подчёркивает разность судеб, профессий: «ложимся спать» - все, а затем кто-то «уезжает», кто-то «летит», а кто-то «отплывает».
В третьей части, автор как бы подводит итог, намечает границы жизни: «Двадцать раз за окном зори алое знамя подымут…» Далее прослеживается мотив сожаления о том, что смерть не даст попрощаться, что она может прийти в любой момент. Автор не употребляет слово «смерь», о ней он говорит метафорично: «Те, которые сраму не имут». Поэт подчёркивает её коварство парцелляцией: «…мы однажды уйдём к тем, которые сраму не имут. Ничего не скакзав. Не успев попрощаться…»
Четвёртая часть несет смысловую нагрузку текста. Здесь автор говорит о счастье напрямую, подводит черту всему вышесказанному: «Жить взахлёб! Это здорово кто-то придумал!» Используя просторечное выражение « жить взахлёб», поэт показывает несостоятельность смерти. Она ничто перед яркостью жизненных моментов.
Рождественский выбрал наиболее трудный для поэта путь — лирической публицистики. В стихотворении «Ровесникам» автор открыто заявляет о своём счастливом поколении как части истории. Зрелая вера наполняет его, вера в обыкновенных работящих людей, живущих рядом, истинных творцов истории.
Роберта Рождественского называют поэтом по-маяковски, потому что он боролся за свою любовь, за право человека на возвышенную мечту, по своему оформлению стихи напоминают произведения Владимира Маяковского. Фраза членится на интонационные отрезки, на письме обозначенные отдельными строками, что усиливает эмоциональную действенность стиха, придаёт ему непосредственность разговорной речи, которая также поддерживается особенностями стихотворного размера. Стихотворение написано трёхстопным, а некоторые фразы четырёхстопным анапестом. Часто Рождественский пропускает ударение, также ставит его на двенадцатый слог.
Стихотворение «Ровесникам» организовано смежной, женской, простой, в большей степени неточной, неравносложной рифмой (попрощаться – счастье), что придаёт ему особенное звучание, своеобразие и яркость.
Анкета
участника отборочного (регионального)этапа олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»
Фамилия, имя, отчество Барышникова Светлана Ивановна
Страна Российская Федерация
Регион Воронежская область
Полное название образовательного учреждения, район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Охрозаводская средняя общеобразовательная школа», Кантемировский район
Тема сочинения «Жить взахлёб! Это здорово кто-то придумал!»
Индекс 396 720
Точный домашний адрес Воронежская область, Кантемировский район, с. Журавка, ул. Луговая, д. 3
Контактный телефон 4 – 09 – 43
Паспортные данные:
серия, номер 20 06 798071
кем выдан Отделением УФМС России по Воронежской области в Кантемировском районе
дата выдачи 25.04.2007
Фамилия, имя, отчество учителя русского языка Барышникова Наталья Владимировна
Горячо - холодно
Юрий Алексеевич Гагарин
Марши для детей в классической музыке
Под парусами
Дымковский петушок