Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано одно из самых ярких произведений древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Оно проникнуто большим человеческим чувством — теплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передает плач русских жен по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря. Любовь в родине сделала «Слово» бессмертным — понятным и близким всем людям, искренне любящим свою родину и свой народ. Призыв «Слова» к защите родины, к охране мирной жизни ее народа звучит и сейчас с неослабевающей силой, хотя произведение повествует о реальных событиях русской истории.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Слово о полку Игореве" | 67.5 КБ |
Исследовательская работа по литературе «Слово о полку Игорева»
Автор Вереина Тамара
Руководитель: Муханова.Х.К
ПЛАН
1.Введение.
2.Отрытие «Слова о полку Игореве».
3. Русь времён «Слова о полку Игореве».
4. Поход Игоря Святославича Новгород-Северского.
5. Время создания «Слова о полку Игореве».
6. «Слово о полку Игореве» - призыв к единению.
7. Образ русской земли; образ княгини Ярославны.
8. Образы русских князей.
9. Образ Бояна.
10. Образ автора «Слова о полку Игореве».
11. Значение «Слова о полку Игореве» в современной литературе.
12. Заключение.
Введение
Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано одно из самых ярких произведений древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». Оно проникнуто большим человеческим чувством — теплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передает плач русских жен по убитым воинам, и в широкой картине русской природы, и в радости по поводу возвращения Игоря. Любовь в родине сделала «Слово» бессмертным — понятным и близким всем людям, искренне любящим свою родину и свой народ. Призыв «Слова» к защите родины, к охране мирной жизни ее народа звучит и сейчас с неослабевающей силой, хотя произведение повествует о реальных событиях русской истории.
3
«Слово о полку Игореве»
Честь первооткрывателя «Слова» принадлежит знатоку русской древности Мусину-Пушкину. «Слово» было найдено в 18 веке в одном из старых монастырей. В 18 веке «Слово» было переведено некачественно. Оригинал сгорел в войну 1812 года в Москве, остался один Екатерининский список. «Слово» рассказывает о походе на половцев князя Игоря Новгород-Северского. В 70-х годах 12 века в связи с участившимися половецкими набегами на Русь князья стали договариваться о совместных действиях против воинственных кочевников.
Поэма вдохновлена реальными событиями русской истории. «Слово о полку Игореве» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославича. Вот как происходили события этого похода. С небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород-Северский, очертя голову, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству.
Поход состоялся раннею весною 1185 года. Кроме самого Игоря Святославича, в нем участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский. В походе у берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. У Оскола к войску Игоря присоединился его брат Всеволод буй-тур-князь Курский и Трубчевский. Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские «сторожа» (разведчики) донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. «Сторожа» советовали возвратиться. Но вернуться домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти. Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных.
На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу, стали наступать на русских. Небольшое русское войско увидело, что оно собрало против себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Он произнес краткую ободряющую речь и приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе — и конной княжеской дружине, и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою Игорь был ранен. Отрезанные от воды воины были истомлены жаждою. На рассвете утром вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников — так называемые «ковуи» - дрогнули. Игорь поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, в расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод.
Поражение Игоря Святославича имело несчастные последствия для всей Русской земли. Никогда еще до того русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества. «Отворились ворота на Русскую землю», по выражению летописца.
В плену Игорь пользовался относительною свободой и почетом. За него, как за раненого, поручился половецкий хан Кнедищ, Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сперва отказался пойти «неславным путем», но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Переяславль половцы, обозленные неудачами, собираются перебить всех пленных. Игорь решил бежать. Время для бегства было выбрано вечернее — при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебраться на ту сторону реки с поводным конем. Половцы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и веселились, думая, что князь спит. Игорь перебрался через реку, сел там на коня и незамеченным проехал через половецкий стан.
Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, Игорь вскоре пустился в объезд — в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.
Так рассказывают о походе Игоря Святославича летописи.
«Слово о полку Игореве» было создано вскоре после событий Игорева похода и написано непосредственно под впечатлением от этих событий. В произведении много намеков, напоминаний, зачастую туманных указаний на то, что еще было свежо в памяти каждого русского человека. «Слово» - непосредственный отклик на события Игорева похода — служило призывом к прекращению княжеских междоусобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Заслуга автора в том, что он сумел стать выше частных интересов отдельных князей, понял необходимость объединения Русской земли и выразил эту мысль в ярких и живых образах и картинах своего гениального произведения. Автор «Слова» считал, что только сильная княжеская власть способна объединить Русь перед лицом внешнего врага. И поэтому он наделяет киевского князя Святослава Всеволодовича идеальными свойствами главы русских князей: он и «грозный», и «великий». Этот князь силен и войском, и судом, его уважают и боятся соседи. Образ князя Святослава воплощает собой идею сильной княжеской власти, которая способна объединить Русскую землю для защиты от врагов:
Ярослава все внуки и Всеслава!
Склоните стяги свои,
вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых на землю Русскую,
на богатства Всеслава.
Из-за усобицы ведь настало насилие
от земли Половецкой!
Но все-таки подлинным героем произведения является не великий князь, а русский народ, Русская земля. И «Слово о полку Игореве» посвящено всей Русской земле в целом. Автор рисует ее обширные пространства: перед нами половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, многие города. В бескрайних просторах Руси могущество героев «Слова» приобретает необыкновенные размеры: Владимира Святославича нельзя было «пригвоздить к горам киевским»; галицкий Ярослав «подпер горы Венгерские своими железными полками, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота». Радости и печали русского народа разделяет вся русская природа: солнце тьмою заслоняет путь князю — предупреждает об опасности; Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками. Перед битвой с половцами «кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, пойти дождю стрелами с Дона великого... Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется». А после поражения войска Игоря печалится вся Русь.
К силам природы обращается Ярославна: к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы ладьи до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов,, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
Русская земля для автора — это не только природа и города, а это еще и ее народ. Так, весь русский народ горюет после поражения Игоря. Войско Игоря — это прежде всего русские люди. Они идут на половцев, чтобы защитить свою родину, не жалея жизни. Автор в своем произведении создал объединенный образ Руси, который вобрал в себя и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
Кто же он, создатель «Слова...»? Загадка его личности веками притягивает человечество. Стремление увидеть его, стремление разглядеть хотя бы отдаленные очертания Великого Неизвестного — неодолимо. Не будем забывать, что средневековое искусство было в основном анонимным и, в большинстве случаев, произведения не имели постоянного текста.
Давайте же попробуем вообразить его, создателя сего бессмертного произведения, опираясь на текст, ведь это, по сути дела, его душа. Лев Толстой говорил, что, кого бы ни изображал художник, мы ищем и видим в его произведении только его душу. Имени нет, биография забыта — остался только его духовный мир — глубокий, своеобразный, неповторимый. Он пережил не только автора. Слова, некогда начертанные на бумаге, прочнее каменных стен и деревянных сооружений.
Обратимся к тексту. Безусловно, автор в «Слове...» многое внес от себя, и сделал это, потому что сильно любил свою Родину и так же, как и все, надеялся, что «Игорь — князь соберет дружину ратную и прогонит с земли русской врагов ненасытных». На протяжении всего «Слова...» меняется отношение автора к князю Игорю. Он то осуждает, то восхищается, то воспевает его как храброго воина, борющегося за Родину, то упрекает в безрассудстве. А как ярко автор преподнес нам сцену побега Игоря из плена, насытил ее выразительными переменами. Это дает нам право думать, что автор был с князем во время побега, ведь так последовательно передано душевное состояние Игоря:
Вновь ни праха, ни пота
Не стирая с лица,
Мчится скоком и летом
К луговицам Донца.
Вьется соколом в небе
Все быстрей и быстрей.Автор рассматривает побег как смелый шаг, делающий Игоря достойным сопоставления с соколом. Отношение поэта к его герою полнее всего выражено в знаменитом «Златом слове» Святослава. Это является одновременно и исторической оценкой личности, так как древнерусская литература не знала вымышленных персонажей.
Автор, несмотря на лаконизм, описывает не только весь двенадцатый век, но и захватывает ещё домонгольскую Русь, го он не позволяет себе высказать ни одного дополнительного пояснения: дальнейшее всепостижение в нашей воле. Это своеобразное умалчивание и делает читателей соавторами произведения: каждый из нас видит ещё и то, что осталось за строками.
Мы поймём, что автор - настоящий творец слова, обратился к битвам. Они не только кровавы и тяжелы, но и «поэтически праздничны», как замечали критики. Поэт по – своему распоряжается временем. В разгар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико – исторические отступления, вспоминая дела прежних лет. Временные отступления играют здесь художественную роль, они дают возможность понять смысл истории и характеры действующих лиц. Наверное, автору важнее не сами исторические факты, а художественная сторона тогдашних событий. Именно поэтому мы, «Слово…» рассматриваем не как исторический документ, а как художественное произведение.
Создатель произведения великолепно владеет словом, умеет использовать устное народное творчество. Он – истинный патриот земли русской. Произведение наполнено ненавистью к половцам. Ещё его отличает смелость слова. Он открыто упрекает князей и советует, призывает их к объединению.
И главное – это бессмертная заслуга автора в том, что он сумел в привычные образы и картины вдохнуть ощущение жизни. «Слово…» содержало в себе ростки будущей русской литературы.
Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное население русских сёл и городов. В «Слове…» рассказывается о походе на половцев князя Игоря Святославовича. Героем «Слова…» является не единственный персонаж, а вся русская земля. Автор на первое место ставит не какого – либо князя, а образ Русской земли. Произведение проникнуто глубокой любовью к русскому народу. Образ страдающей Родины проходит через всё произведение.
Силой и мужеством наделила Русская земля князя Игоря, который « повёл полки родного края, половецким землям угрожая». Родная природа чувствует предстоящее поражение князя. Она пытается «остановить» его. В день похода произошло солнечное затмение:
Средь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
Звери и птицы стараются предотвратить беду, нависшую над войском Игоря:
Птицы, поднимаясь над дубами,
Реют с криком жалобным своим.
По оврагам волки завывают,
Крик орлов доносится из мглы…
Описание природы в «Слове…»тесно связано с происходящими событиями. Природа скорбит о поражении князя:
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви преклонили.
Они же радуются освобождению Игоря из плена:
И, рассвет весёлый возвещая, Соловьи ликуют вдалеке.
Настоящее Русской земли тесно связано с её прошлым. Автор рассказывает о подвигах Святослава, который «поганых ратей не щадил». Князь Святослав осуждает сыновей за несвоевременный поход:
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Неисчислимые беды несут Русской земле княжеские раздоры:
Но не вместе их знамёна плещут,
Врозь поют их копия и блещут.
В единстве видит автор силу и мощь Родины. Он обращается к русским князьям с призывом прекратить междоусобицы и объединить силы для борьбы с общим врагом:
Встаньте, государи, в злат стремень
За обиду в этот чёрный день,
За Русскую землю…
В центре повествования стоит образ русского народа. Это простые земледельцы. Они страдают из-за княжеских раздоров:
Век людской в крамолах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,
Редко в поле выходил оратай…
Вместо зерна поля засеяны костями, а вместо урожая «взошёл посев великими скорбями».
Несмортря на лишения и невзгоды, русский народ мужественно защищает свою Родину. Княжеская дружина – это простые русичи:
А куряне славные –
Витязи исправные…
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Уходя в поход они прощаются с Родиной:
О Русская земля!
Ты уже за холмом.
Русские женщины оплакивают убитых сыновей:
Плачет мать над тёмною рекою,
Кличет сына – юношу во мгле…
Вместе с матерями скорбит о погибших и Русская земля:
Стоном стонет мать – земля сырая,
Мутно реки быстрые текут…
Плач Ярославны – это скорбь всех русских женщин о пленённых и погибших воинах. Народ радуется возвращению князя Игоря из плена:
Вьются песни с дальнего Дуная… И страны рады, и веселы грады.
Памятник Древней Руси «Слово о полку Игореве» останется бессмертным произведением. Он отражает события прошлых лет. В произведении описывается мужество русских воинов, поэтизирована красота русской природы, здесь всё наполнено чувством печали и радости. Ни одно древнерусское произведение не может сравниться со «Словом…» по поэтической мощи, красоте, мудрости. Исторический памятник «давно минувших дней» остаётся вдохновляющей силой для русского искусства и продолжает жить и в наше время в сердцах и умах народа.
В начале 80-годовкиевский князь Святослав Всеволодович, объединив русские дружины, могучим ударом отбросил половцев в глубь причерноморских степей . Игорь в этом походе не участвовал, так как был болен, и совершил свой поход через год (1185 г.).Князь пошёл на половцев ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромили Игореву дружину и взяли Игоря в плен. Игорь, по существу, сам «отворил ворота» кочевникам на Русь.
«Слово» состоит из вступления, трёх частей и концовки. Во вступлении автор вспоминает вещего певца Бояна (здесь поэт), который прославляет воинские подвиги русских князей. Создатель «Слова» стремится рассказать людям суровую правду.
Первая часть «Слова» - рассказ о походе Игоря.
Вторая часть «Слова» переносит читателя в Киев. Киевский князь Святослав, умудрённый опытом полководец и государственный деятель, горько сетует на своих младших двоюродных братьев. Эти отважные, но безрассудные начальники решили: »Будем одни мужественны, одни захватим будущую славу, да и прежнюю сами поделим». Великое горе принёс их необдуманный поход. Святослав обращается ко всем русским князьям, призывая к объединению.
Третья часть слова рассказывает о плаче Ярославны, жены Игоря. Ярославна обращается к могучим силам природы, умоляя помочь князю вернуться на родную землю. Будто услышав её мольбы, Игорь бежит из плена. Сознавая свою вину, он едет в Киев к князю Святославу. Концовка поэмы отражает желание автора увидеть князей объединившимися для отпора общему врагу. Таково содержание «Слова».
Что представляют собой герои поэмы?
Игорь Новгород – Северский смелый, неустрашимый военачальник. Он горячо любит свою родину. Это благородный человек. Воинская честь и чувство привязанности не позволяют ему оставить в беде милого брата Всеволода. Выручая его, Игорь попадает в плен.
Его отважный брат Всеволод, сражающийся, как былинный богатырь, в пылу битвы забывает и о почестях, и о богатстве, и о жене – красавице. Он не дорожит своей жизнью. Хотя автор восхищается подвигами Игоря и Всеволода, он осуждает их за легкомыслие и жажду славы. Но он и сочувствует Игорю, который нужен отечеству. «Тяжело тебе, голова без плеч, худо тебе, тело без головы. Так и русской земле без Игоря» Вот почему поэма заканчивается провозглашением славы Игорю, понявшему и тяжело пережившему свою роковую ошибку.
Безупречен положительный герой 2Слова» - киевский князь Святослав. Это человек глубокого ума. В его уста поэт вложил мысль о том, во имя родины все распри и личные обиды должны быть забыты, все русские силы должны быть объединены для борьбы с врагом.
Обаятельная жена Игоря – Ярославна. В её плаче, напоминающем лирическую народную песню, выражена скорбь тысяч русских женщин, чья мирная жизнь, счастье и любовь нарушились ужасами войны.
Большая роль в поэме отводится собирательному образу дружины. Храбрая дружина сражается с половцами до последнего человека. Называя дружину «русским золотом», автор укоряет Игоря за то, что он погубил это «богатство».
Широте и разнообразию жизненных явлений, показанных в «Слове», соответствует его поэтический язык. Автор сочетает достижения современной ему книжной литературы с образными средствами устной народной поэзии.
Заключение
Это произведение предопределило дальнейшее развитие древнерусской литературы. Так, оно послужило литературным образцом для создания «Задонщины». «Слово о полку Игореве» изучалось многими поэтами, историка. Им занимался А. Пушкин, его переводили В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей и другие русские поэты. Это произведение переведено на все славянские и большинство западноевропейских языков. «Слово» является живым и непререкаемым свидетельством высоты древнерусской культуры, ее самобытности и подлинной народности.
Великие произведение литературы никогда не утрачивает своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около 8 веков со времени рождения гениальной поэмы «Слово о полку Игореве». Но она и сейчас близка русским людям.
Список литературы
1. Журнал «Литература в школе» №1 1991.
2. Журнал «Литература в школе» №7 1999.
3. Ленобль Г. История и литература. Сборник статей. – М., «Советский писатель», 1956г.
4. Древние памятники литературы. М., 1987.
5. Энциклопедия по литературе. Русская литература. М., 1995.
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Белый лист
Соленая снежинка
Дымковский петушок
Петушок из русских сказок