Исследование по литературе ученицы 1-го класса МБОУ "Гимназия" г. Моршанска.
Цель работы - сбор информации о пословицах и поговорках.
Вложение | Размер |
---|---|
Благодаря исследованию научились различать пословицы и поговорки. | 2.58 МБ |
Здравствуйте. Бурцева Виктория, школа №5…
(Слайд 1.) Уважаемое жюри и все присутствующие, разрешите представить Вашему вниманию исследование на тему «Пословицы и поговорки». Творческое название моего проекта «Кладезь народной мудрости».
(Слайд 2.) Почему меня это заинтересовало?
Я заметила, что в «Букваре» почти с каждой новой буквы начинается пословица или поговорка. Они разные: о труде, о добре, о Родине, об уважении к взрослым.
(Слайд 3.) Цель моей работы - сбор информации о пословицах и поговорках.
Задачи:
- ознакомиться с историей появления в русской речи пословиц и поговорок;
- узнать как можно больше новых;
- провести анкетирование среди обучающихся своего класса на знание и умение употреблять в своей речи пословиц и поговорок;
- научиться строить диаграммы по полученным результатам;
- провести классный час с целью пропаганды употребления в речи данных оборотов.
(Слайд 4.) Гипотеза.
Могу предположить, что пословицы и поговорки украшают нашу речь.
(Слайд 5.) Материал из энциклопедии.
Пословица – короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.
Поговорка – это устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение. Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям.
Крылатые выражения – вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических или литературных персонажей.
(Слайд 6.) Немного истории.
Пословицы встречаются в произведениях древнерусской письменности: «Слово о полку Игореве» (XII в.)
Часть пословиц, укоренившихся на Руси, из устного народного творчества; часть была заимствована из древних сборников фраз («Пчел») и религиозных источников.
Многие пословицы происходят из произведений русских писателей – басен Крылова, произведений Пушкина, Грибоедова и др.
(Слайд 7.) Далее примеры пословиц из «Букваря» и новые пословицы.
(Слайд 8.) На следующем слайде примеры поговорок.
Например: «Кот Базилио и лиса Алиса оставили Буратино с носом».
«Остаться с носом» - быть обманутым.
(Слайд 9.) Примеры крылатых выражений из любимых мультфильмов.
(Слайд 10.) Чем же отличается пословица от поговорки?
Пословица | Поговорка |
Законченная мысль | Образное, яркое выражение, в ней нет законченной мысли |
Содержит нравоучение, мораль, наставление | Легко заменить другими словами |
Целое предложение | Словосочетание, фраза |
(Слайд 11.) Сравните:
Пословица | Поговорка |
Мал золотник, да дорог | «мал, да удал» |
Пустая бочка громче гремит | «собака на сене» |
Не зная броду, не суйся в воду | «остаться с носом» |
(Слайд 12.) Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы.
1. «Два сапога – пара, да оба на левую ногу одеты».
2. «Собаку съел, да хвостом подавился».
3. «Сколько волка не корми – он всё в лес смотрит».
(Слайд 13.) Проводилось анкетирование в классе.
На вопрос «Пользуетесь ли вы в своей речи пословицами и поговорками?» 12 человек ответили «часто», 8 – «иногда», а 5 – «редко».
(Слайд 14.) На вопрос «Делают ли умнее, обогащают ли человека пословицы и поговорки?» 20 человек ответили «Да», а 5 человек сомневались как ответить.
(Слайд 15, гиперссылка.) Я выступала на классном часе «Волшебное слово на выручку готово».
С помощью учителя были подготовлены задания:
- «Расшифруй пословицу»;
- «Собери пословицу»;
- «Угадай крылатые фразы из песен».
(Слайд 16.) Мои выводы:
(Слайд 17.) Далее – используемые ресурсы.
(Слайд 18.) Благодарю за внимание!
Белый лист
Снеговик
«Течет река Волга»
Где спят снеговики?
Аэродинамика и воздушный шарик