Рецензия на работу
Несказочные
размышления о ДОКУЧНОЙ сказке
(анализ основных черт докучной скзки )
Представленная на конкурс работа соответствует основным условиям конкурса, написана хорошим языком и затрагивает одну из малоисследованных областей в русской фольклористике.
В работе четко прослеживается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи ; наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.
В этой работе представлены не только умения работать с научной литературой, но и навык исследовательской деятельности учащихся.
Работа над этой темой способствует воспитанию уважительного отношения к культурным традициям общества, родному языку, ценностям страны, в которой живешь
Вложение | Размер |
---|---|
dokuchnaya_skazka.doc | 91.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ЦО«Каразей»
665327Иркутская область, Куйтунский район, с.Каразей, ул.Мира56
Исследовательская работа
Несказочные
размышления о ДОКУЧНОЙ сказке
(анализ основных черт докучной скзки )
Авторы:
Ермоленко Стефания,ученица 6 кл.
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Шарова Татьяна Геннадьевна
2012 г
Оглавление
Введение…………………………………………………..…………………………..…………
Глава 1
Что такое сказка?.……………………….............………….............................……...…….........4
Глава 2
Главные герои сказок о животных и особенности их характера..............................................8
Глава 3
Анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни» с открытым
видом вопросов среди учащихся 4, 11 класса и Интернет- анкетирование...........................12
Глава 4
Проба пера: сочиняю сказку о животных..................................................................................15
Заключение…………………………………………………………………………………...…17
Список использованной литературы………………………………...…….……………….....18
Приложения…………………………………………………………………..............................19
Рецензия на работу
Несказочные
размышления о ДОКУЧНОЙ сказке
(анализ основных черт докучной скзки )
Представленная на конкурс работа соответствует основным условиям конкурса, написана хорошим языком и затрагивает одну из малоисследованных областей в русской фольклористике.
В работе четко прослеживается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи ; наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.
В этой работе представлены не только умения работать с научной литературой, но и навык исследовательской деятельности учащихся.
Работа над этой темой способствует воспитанию уважительного отношения к культурным традициям общества, родному языку, ценностям страны, в которой живешь
Введение
Какой же из жанров старого фольклора лучше всего известен людям 21 века? Пожалуй, сказка.
Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не случайно.
Но какие сказки мы знаем? В основном уже записанные собирателями, обработанные писателями. А живые-то, настоящие народные сказки, есть они?
Есть великое множество самых различных сказок для детей – весёлые байки, прибаутки, сказки о животных, докучные сказки.
В них много песен, игр. Они всегда интересно звучат, в них, как во всех произведениях детского фольклора, часто встречаются шутки, и вообще игра звуками.
Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Одну докучную сказку, наверняка, знают все. Её знают и дети, и их родители, и дедушка, и бабушка, знали прадедушка и прабабушка. Немало поколений детворы повторяло эти незамысловатые строчки: «У попа была собака…» За что же им такая честь? Что в них такого привлекательного?
Что же такое докучная сказка? В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали нас, и мы решили исследовать докучные сказки.
Мы поставили следующую цель:
Углубить свои знания об одном из жанров детского фольклора- докучной сказке; составить их классификацию.
В процессе исследования мы решали следующие задачи:
1) узнать историю докучных сказок;
2) выявить основные черты докучных сказок, их направленность, композиционное построение;
3) сочинить собственные (авторские)докучные сказки
4) составить презентацию «Несказочные размышления о докучной сказке» для использования на внеклассных занятиях по литературе
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что докучная сказка – это не просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей ,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией, ,предполагающая словотворчество.
Объектом нашего исследования является один из жанров детского фольклора – докучная сказка;
предметом исследования – своеобразие и отличительные черты докучных сказок, их классификация и направленность.
В ходе выполнения исследования нами использованы такие методы:
- теоретические: анализ литературных источников, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы;
-эмпирические: опросно- диагностические методы (анкетирование),наблюдения, сочинение собственных (авторских)сказок на основе анализа народных;
Глава 1
Что такое докучная сказка?
Прежде, чем начать исследование, нужно тщательно изучить его объект. Поэтому мы решили выяснить, что такое докучная сказка как жанр устного народного творчества.
Если к слову «докука» подобрать однокоренные слова, то получится следующий ряд: докука – скука – докучный – докучать . То есть докука – это то, что надоедает ,делается скучным. За толкованием слова «докука» мы обратились к различным словарям и справочникам:
1) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дано такое значение:
ДОКУЧАТЬ, докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть с просьбою настоятельно; приставать, кучиться кому. Что докучает, то и научает. И ленивому свое брюхо не докучит. Докучиться чего, допроситься, выпросить, вымолить, выходить у кого; докука и самая просьба, ходатайство, хлопоты просителя. У меня к тебе докука есть. Чужая докука злая мука. Убогого докука, богатого скука одолевают. Молись до пупа, Бог любит докуку, кланяйся больше, ниже. Много докуки, да ничего в руки, не далось. Быть или ходить в докуке, хлопотать, кланяться, просить. Докучный, докучающий просьбами, наводящий скуку. Есть потешно, а работать докучно. Это докучная сказка, бесконечная. Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Докучливый проситель. Докучность ж. свойство докучного; докучливость, свойство докучливого.
2) В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение: «докука,-и, ж.(устар.)Надоедливая просьба, а также надоедливое ,скучное дело.
3) В книге для чтения «Мир народных сказок» в кратком словаре литературоведческих терминов дано следующее значение: «Небольшие по объему сказки с бесконечным концом»
4) Справочное издание «Эрудит» так трактует это понятие: « сказки – бесконечки, напоминающие дразнилки.»
В результате изучения данных определений, мы пришли к выводу, что самое точное определение дал «Толковый словарь живого великорусского языка»В.И.Даля «Докучная сказка от «докучать» надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать… приставать, кучиться кому… дойти кучась [- прося] до каких последствий. «Докучный» докучающий просьбами, наводящий скуку: Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Это докучная сказка, бесконечная.
2 История докучной сказки
Каждый ребёнок рано или поздно задаёт вопрос «А кто же создал сказки? Когда и как они появились?
Есть такое объяснение происхождение сказок – фантастическое. Сказки сочиняют цыганки, вроде русалок. Они в море сидят… и сказки сказывают… А люди сидят на берегу и слухают и записывают… и пускают написанное по свету. Вот один читает, а другой слухает, а этот передает другому, а другой – третьему, а третий – четвертому… Так сказки и идут своей дорогой по всему свету.
Да, сказки создал народ, именно поэтому они и называются – русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Безвестные сказители и сказительницы сочиняли и устно передавали слушателям свои поэтические творения. Так, сказки стали произведениями устного народного творчества.
Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы Владимиром Ивановичем Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и «Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр - «докучливая сказка»: Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?; Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?
Исследованием докучной сказки занимались известные ученые, фольклористы и этнографы - А.Ф.Можаровский, А.Н.Афанасьев, Н.П.Колпакова, А.И.Никифоров. Особое внимание в работах этих и других авторов уделяется созданию различных типологий докучной сказки, где за основу берется формальный (выделение сказок-коротушек, усеченных сказок (сказки-шутки, сказки-издевки) .
Главное в докучной сказке, как отмечают ее исследователи, это то, что она «ненастоящая»: - Ты настоящую расскажи! - просит слушатель. «Ненастоящая» сказка «одевается» в поэтические формулы волшебной сказки, используя, например, традиционный зачин: Жил-был царь, У царя был двор; Жил-был старик со старухой У самого синего моря, Жил-был царь Ватута…А потом следует саморазоблачение «ненастоящей» сказки: И вся сказка тута.
Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок». Традиционным стало замечание о безобидной шутливости докучной сказки
И все- таки, докучная сказка –это лишь веселая отговорка или самостоятельное произведение народного творчества с определенной структурой ,композицией?
3 глава
Композиция , сюжет и структура докучной сказки.
Что же такое текст докучной сказки, как он организован, как проявляется обманная природа докучной сказки в ее композиции, в системе сюжетов, образов и персонажей?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы проанализировали ряд докучных сказок и сделали выводы ,
Суть докучной сказки заключается в некоем обмане. Анализируя тексты , мы выяснили ,что в них отсутствует полноценный сюжет: сразу после зачина следует быстрый конец, в подмене начала концом и конца - началом, в создании иллюзии бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Эти сказки неоправданно короткие, неоправданно незаконченные, неоправданно повторяющиеся.
Рассмотрим их поподробнее.
1. Неоправданно короткие.
Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.
Жили были два гуся, Вот и сказка вся;
Жил-был старик. У старика был колодец, А в колодце то ялец: Тут и сказке конец.
Жил –был жеребец, Вот и сказке конец.
Жил-был царь Ватута , и вся сказка тута.
Персонажами таких сказок могут быть различные звери ,птицы ,сказочные персонажи.
Основным звеном построения текстов является рифма.
на -ся (гуся-порося-лося-карася-вся), рифма на -ец (елец-жеребец-огурец-конец), рифма на -тута (Ватута-кнута-тута). рак-дурак, сказать-слизать, слушал - скушал и т.п.
У этих сказок неожиданно скорый конец.
2. Неоправданно незаконченные.
Бесконечность такой докучной сказки создается открытостью ее конца.
- неоправданно незаконченные, когда время, способное в обычной сказке замедляться или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени в реальном пространстве и только после этого можно будет продолжить повествование. Таким образом, сказка сменяется реальностью; в тексте они соединены, а не противопоставлены друг другу.
- Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить - перемочили, Стали сушить - кости пересохли, Опять намочили...
- Ну что же дальше было?
- А когда намокнут, тогда доскажу.
Жил-был один мудрец, вздумал он из человеческих костей построить через Киян-море мост. Собирал он кости не год, не два, целых сорок лет и пустил их, чтобы были мягки, мокнуть в воду… ( - Ну что же дальше было?) Подожди, еще кости не размокли.
3.Неоправданно повторяющиеся и бесконечные.
По своей структуре эти сказки напоминают маятник., принцип которого - бесконечное дословное повторение одного из звеньев текста
Раз иду я через мост - Под мостом ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, положил ее на мост - Пусть ворона сохнет. Вновь иду я через мост, На мосту ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, положил ее под мост - Пусть ворона мокнет. Вновь иду я через мост - Под мостом ворона мокнет …
Данные тексты не имеют начала и конца: весь текст повторяется, «теряя» при этом свое начало и конец. Конец становится началом, начало - концом: «Не сказать ли сказку сначала?», «Не сказать ли опять с конца?» Образуется без начала, без конца круг, кольцо, из которого рассказчик не собирается выходить:
Жил был баран да овца, Накосили они стожок сенца, Поставили средь польца, Не сказать ли опять с конца?;
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу была мочала, не сказать ли сказочку сначала?
Пришел медведь к броду, Да бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, Выкис, Вылез, Высох, Встал на колоду - Бултых в воду…;
Жил был поп, На колоду скок, С нее в воду хлоп: Кис-мок, кис-мок, Выкис, вымок, вылез, высох, На колоду снова скок, С нее в воду снова хлоп
…Однажды мой товарищ пошел к колоде, Влез на колоду… Сел воевода на колоду Да бултых в воду…Летел ворон, Сел на колоду…Летел журав, сел на колоду…
Персонажами этих сказок являются уже знакомые нам Додон царь Картаус , ворон, ворона, журавль, цапля, кулик, лягушка, медведь (в «маятниковых» сказках они то мокнут, то сохнут, то вязнут своим клювом/хвостом/лапками в болоте/в грязи, то освобождаются),
4.Особую группу докучных сказок составляют, на наш взгляд, сказки с приращением
конец этих сказок отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетенная» рассказчиком в ключевую формулу сказки
- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи,
Да чего у нас будет,
Да доколь у нас будет,
Сказать тебе сказку про белого бычка?..
В этих сказках ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку:
Был себе человек Яшка, На нем красная рубашка , На затылке пряжка, На шее тряпка, На голове шапка. Хороша ли моя сказка? - Хороша (Нехороша). - Ты говоришь: хороша (нехороша), Я говорю: хороша (нехороша), А вот послушай: Был себе человек Яшка…
Такая сказка длится бесконечно, ее конец отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем .Ты: не хочу, да я: не хочу…; Ты говоришь: молчи, я говорю: молчи… А затем повторяется первое и на самом деле единственное звено текста, его начало. «Приращение» текста происходит без «приращения» новых, интересующих слушателя сведений.
- В бане был? - Был. -Тело мыл? - Мыл. - А где мочала? Начинай сначала;
Жил был журавль с журавлихою, Поставили они копну сенца. Аль начать опять с конца? - Начни. - Я начни, да ты начни. Жил был журавль с журавлихою…
Докучная сказка с игровыми моментами:
«Купи слона»: - Купи слона. (- Отстань.) - Все говорят: отстань. А ты купи слона. (- Сам купи.) - Все говорят: сам купи. А ты купи слона. (Отворачивается.) - Все отворачиваются. А ты купи слона. (Молчит.) - Все молчат. А ты купи слона…;
…Хороша ли моя сказочка? (Хороша.) Ты говоришь: хороша, и я говорю: хороша. Шел мужик по мосту, Нес лапти за поясом, Хороша ли моя сказочка? (Молчание). Ты молчишь. Я молчу. Шел мужик по мосту…
Механизм сказки-игры прост: что бы ни отвечал (что бы ни делал) слушатель в ответ на вопрос-«приставанье» рассказчика, все будет «вплетено» в текст и послужит его бесконечным «приращением».
Вывод.
Итак, мы рассмотрели разные типы докучной сказки, в которых тем или иным способом рассказчик подменяет настоящую сказку ненастоящей.
Мир в докучных сказках лжив, лукавен: начало превращается в конец, а конец - в начало, она не имеет срединного звена (собственно содержания), не имеет конца . она противостоит сказочному, волшебному пространству .В докучной сказке создается не волшебное пространство, а его иллюзия; вымысел . Здесь повествуется о событиях вневременных, бесконечно повторяющихся
В докучной сказке много разных персонажей, но все они составляют одно целое. Нет разных, в отличие от обычной сказки (волшебной, бытовой или о животных), где у каждого персонажа есть свое лицо, своя роль, характерные действия и поступки. В докучной сказке нет «хороших» и «плохих», героев и врагов, так же как нет хорошего или плохого конца. Может быть, поэтому «страшилки» докучной сказки типа моста из человечьих костей или попа и его убитой собаки не пугают слушателя, оставаясь просто фоном, на котором рассказчик демонстрирует тот или иной технический прием построения текста.
В докучной сказке иллюзорен сюжет, потому что цель ее - не рассказать слушателям нечто интересное, неизвестное, а продемонстрировать механизм, который обеспечивает непрерывность повествования чисто технически.
Докучная сказка - игра, своего рода построение бесконечного словесного двигателя, приводящее в восторг ее неискушенных слушателей.
Наши исследования и наблюдения подтвердили гипотезу: докучная сказка – это не просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей ,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией,
Докучная сказка большой воспитательной ценности не имеет, но способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.
4 глава
Изучая эту тему , мы заинтересовались , знают ли учащиеся нашей школы ,что такое докучная сказка? Для этого мы провели анкетирование
Анкетирование «Докучные сказки в нашей жизни» с открытым видом вопросов среди учащихся 5- 11 классов
Анкета «Докучные сказки в нашей жизни»:
1.Укажите Ваш возраст.
2.Какие сказки называют докучными?
3.Какие докучные сказки Вы знаете?
4. В каком возрасте Вы впервые услышали докучные сказки? От кого Вы их услышали?
5.Для чего ,по вашему мнению, предназначены докучные сказки?
В анкетировании приняли участие 30 человек.
Результаты анкетирования:
1 | Не знают, что такое докучная сказка | 17% |
2 | Докучная сказка- это сказка без начала и конца, без смысла, надоедливая. | 83% |
3 | Впервые услышали докучные сказки в раннем детстве | 100% |
4 | Докучные сказки услышали от родителей от учителей от сверстников | 50% 20% 30% |
5 | Докучные сказки предназначены для развития речи интереса дразнить детей чтобы дети не плакали | 17% 23% 33% 27% |
Из данного исследования видно, что учащиеся нашей школы и взрослое население знакомы с понятием «докучная сказка». Прослеживается культурная и историческая связь поколений :эти виды малых жанров фольклора передаются и закрепляются «из уст в уста»
Живут ли в нашем селе докучные сказки?
Встречаясь с жителями села, нам удалось собрать докучные сказки, бытующие в нашей местности.
Особый интерес вызвала докучная сказка, которую нам рассказала Иванова Валентина Филипповна, жительница нашего села, пенсионер.
- Ластится, ластится.
- Где была?
- У бога.
- Что делала?
- Кросна ткала, (обл. полотно)
- Что за ткало?
- Кусок сала.
- Где сало?
- Кошка покрала.
- Где кошка?
- Убежала под печь.
- А где печь?
- Огонь запалил.
- Где огонь?
- Вода залила.
- Где вода?
- Овцы попили.
- Где овцы?
- Долбни поточили, (обл.черви)
- Где черви?
- Куры поклевали.
- Где куры?
- Коршуны поклевали.
- Где коршуны?
- Улетели за синее море.
- Где море?
- Красками заросло, (обл.цветами)
- Где краски?
- Девки порвали.
- Где девки?
- Хлопцы похватали.
- Где хлопцы?
- Пошли на войну.
- Где война?
- Посреди двора.
Жила – была бабка у самой речки.
Захотелось бабке искупаться в речке.
Взяла бабка мыло ,мыло и мочало.
Эту сказку без конца начинай сначала.
Рассказчик Семенова Наталья Владимировна.
Удалось выяснить, что собранные сказки соответствуют правилам построения и структуре докучных сказок. Они не несут воспитывающей нагрузки, но используются как хитрый прием для надоедливого слушателя и для успокаивания и усыпления детей вместо колыбельной.
5 глава
Проба пера: сочиняем докучные сказки
Изучив структуру , законы построения докучных сказок, мне захотелось проявить свои способности в творчестве.
Купила баба лося,
А на сдачу гуся,
А в придачу порося.
Вот и сказка вся.
...Однажды мой товарищ пошел к колоде, Влез на колоду... Да бултых в воду... Вымок, высох и пошел к колоде........
- На море купаться ходил?
- Ходил.
-Тело обмыл?
- Обмыл.
- С собой брал мочало?
- Начнем сказку сначала.
Волшебные звуки ноктюрна
Ветер и Солнце
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Горячо - холодно
Вокруг света за 80 дней