Презентация содержит исследование учащегося по теме "Кто такая баба Бабариха"
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takaya_baba_babariha_1.pptx | 1.99 МБ |
Слайд 1
Кто такая баба Бабариха ?Слайд 2
|. Вступление «К нему не зарастет народная тропа…» ||. Кто же такая баба Бабариха ? 2.1. Фольклорные источники «Сказки про царя Салтана » 2.2. Баба Бабариха -просто сваха 2.3. Загадочная Бабариха – мать трех прях 2.4 Баба Бабариха - мачеха избранницы Салтана 2.5 Бабариха - Салтанова матушка, государыня- царица 2.6. Бабариха – мачеха государя и вдовствующая царица |||. Заключение Содержание
Слайд 3
|. Вступление « Пушкина в настоящее время гораздо более хвалят, чем читают и ругают». Эта фраза заимствована мною из статьи критика В.С.Соловьева «Значение поэзии в стихотворениях Пушкина». Неужели и тогда, более ста лет назад, спустя лишь пятьдесят два года с того момента, как прозвучал роковой выстрел, оборвавший жизнь этого гениального человека, его уже читали меньше, чем при жизни? « Нет, любезный критик, - с обидой подумала я, - Пушкина читали, читают и будут читать всегда!» Мне захотелось доказать это, но не критику Соловьеву, а самой себе, моим сверстникам и вам, которые, конечно, знают : кто такой Пушкин, но уверены, что можно прожить и без него. Вы разумеется , вырастете, но будет ли нужен вам потом во взрослой жизни «лиры глас ?»…
Слайд 4
|. Кто такая баба Бабариха ? Пушкин интересен; его произведения полны тайн. Читая сказку о Салтане , я задавалась себе множество вопросов,но больше всего меня заинтересовал этот: кто же такая эта странная Бабариха ? Ответ на последний вопрос я попыталась найти в своей исследовательской работе.
Слайд 5
||. Кем же является загадочная баба Бабариха из «Сказки о царе Салтане …» А.С.Пушкина? Основой замысла послужила сказка любимой нянюшки Арины Родионовны, дважды записанная Александром Сергеевичем в Михайловском. По поводу того, кем является таинственная баба Бабариха можно выдвинуть несколько предположений: одна из родственниц со стороны трех сестер, но не мать, а по совместительству сваха; мать ткачихи, поварихи, и, стало быть, мать самой жены Салтана ; родная мать ткачихи, поварихи, но мачеха царской избранницы; мать Салтана , вдовствующая царица; мачеха Салтана , вдовствующая царица .
Слайд 6
Как сам автор объясняет, кто такая баба Бабариха ? Обратимся первоначально к пушкинским строчкам: А царевич хоть и злится, Но жалеет он очей Старой бабушки своей; Он над ней жужжит, кружится – Прямо на нос к ней садится, Нос ужалил богатырь: На носу вскочил волдырь… Значит, Бабариха – бабка Гвидона . Но с чьей стороны?
Слайд 7
2.1. В качестве основы для своей сказки Пушкин использовал фольклорные источники, в частности, сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Обратимся к ней. Может быть, она поможет нам найти ответ? Здесь никакой Бабарихи нет. В роли «вредителей» выступают две старшие сестрицы, позавидовавшие младшенькой.
Слайд 8
Обратимся к другой русской сказке с подобным сюжетом и системой персонажей. Это «Чудесные сыновья». Здесь появляется персонаж, схожий с Бабарихой . Это подкупленная бабка, которая обращает младенца в голубя, а потом отпускает в «чисто поле», объявляя королевичу: «Твоя жена родила котенка!» Но злодейка не родственница королевича, не родня она и купеческим дочкам. Кстати, именно в этой сказке рожденный сын обращается сначала в муху, затем в комара и жалит родную тетку-злыдню в нос.
Слайд 9
Третья сказка, схожая с нашей, называется «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Бабкой-повитушкой здесь становится Баба Яга, которая и вершит свои темные дела. И Баба Яга явно метит на роль царицы. Но и в этом первоисточнике ничего нет про бабу Бабариху . Может быть, объяснение того, кто она такая, стоит искать у самого Александра Сергеевича?
Слайд 10
2.2. В пушкинской сказке ясно сказано, что Бабариха – сватья. Посмотрим, как дается объяснение этого слова в словарях. В толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой говорится, что сватья – мать одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга.Стало быть, Бабарихе вовсе необязательно быть матерью царя или царицы, чтобы именоваться сватьей. Здесь же указано и второе толкование: «Сватья – то же, что сваха».То есть, Бабариха , вообще, может быть просто бабой-свахой, и по совместительству, какой-никакой родней для трех сестриц. Если Бабариха , действительно, сваха, то самовольный выбор царя – удар по ее профессиональной чести.В пользу простого происхождения Бабарихи говорит и толкование имени-прозвища, втреченное нами в том же словаре. « Бабариха - шуточн . Баба, женка, женщина».
Слайд 11
2.3. Но с другой стороны, у поэта ясно написано: «Но жалеет он ( Гвидон ) очей старой бабушки своей ». Значит, Бабариха может быть простолюдинкой, но родственницей царевича. Стало быть, она является матерью новоиспеченной царицы, ткачихи и поварихи. Не стоит оставлять без внимания тот факт, что на любое творение автор накладывает отпечаток собственной судьбы. Произведение создано в период сватовства и женитьбы самого Пушкина.
Слайд 12
Бабариха очень напоминает маменьку Натальи, будущей супруги поэта, Гончарову Наталью Ивановну, урожденную Загряжскую. А сама Наталья, будущая супруга поэта, очень напоминает третью девицу-пряху из сказки. Когда маленькой Наташе минуло восемь лет, все стали обращать внимание на совершенство черт ее лица и шутливо пугали мать, что дочь со временем затмит ее красоту и от женихов отбоя не будет. Суровая Наталья Ивановна в ответ говорила: «Слишком уж тиха, ни одной провинности! В тихом омуте черти водятся!» Может быть, это была, своего рода, ревность стареющей красавицы к своей расцветающей дочери? Ведь Бабариху тоже не порадовало внезапное увлечение Салтана скромницей-пряхой? Н.И.Загряжская, мать Н.Гончаровой, являет здесь «чистейшей прелести чистейший образец». Но Бабариха и она имеют много общего. Наталия Гончарова (будущая жена поэта). Третья сестрица очень напоминает скромницу Наташу.
Слайд 13
2.4. Тогда напрашивается предположение о том, что Бабариха – родная мать ткачихе и поварихе и неродная, то есть, мачеха, молодой царской жене. Кстати, нигде в пушкинской сказке мы не встретим обращения к Бабарихе как к теще или к свекрови. И все же, неужели баба Бабариха – мачеха царицы? Подобное отношение мачехи к падчерице, обскакавшей родных дочек, мы встречаем во многих фольклорных источниках. Это история Хаврошечки , Машеньки из сказки «Чернушка», стариковой дочери из « Морозко ». Бабариха , похоже, тоже стремится протолкнуть к трону именно своих родных дочерей. Но у Пушкина написано следующее: «Слуги, сватья и сестра с криком ловят комара».
Слайд 14
2.5. Значит, Бабариха – сватья. Но по отношению к кому? Сватами именуют также родителей своих названных детей, крестников, крестные отец и мать. Если предположить, что наш Салтан имеет сватьей Бабариху именно потому, что он крестный отец? Но если она одновременно родная бабушка Гвидона , то кем же ей еще быть, как не матерью царя Салтана ?
Слайд 15
Какие факты говорят нам в пользу того, что Бабариха – старая царица? Во-первых, она мастерица плести дворцовые интриги. Не следует забывать, что особа эта живет во дворце, туда же забирает своих любимиц, двух сестриц-неудачниц. Бабариха была жесткой правительницей, и старшие сестры напоминают ей себя в молодости. А где же родительское благословение? Среди гостей нет лиц, напоминающих радостных родителей.
Слайд 16
2.6. А если предположить, что Бабариха – мачеха Салтана ? Тогда и о благословении царь долго думать не станет. Пусть строптивая мачеха поартачится, а пасынку некогда, его ждут на войне.Эту гипотезу подтверждает одна из записей народных сказок, сделанная самим Александром Сергеевичем. Она начинается так: «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер» Почему же она поначалу хотела женить Салтана на простолюдинках? Видимо, сама была из безродных, потому и осталась бабой Бабарихой .
Слайд 17
Может, именно таким образом Бабариха стала царицей? Когда ее злодеяния оказались разоблаченными, и все встало на свои места, она вместе с ткачихой и поварихой решила повиниться, чтобы не потерять «теплое местечко». Баба Бабариха может быть крестной бабкой Гвидона ! Может, поэтому он смягчился, когда ужалил ее, глупую, в нос, ибо та «не ведает, что творит». Быть крестным - не только почетно, но и очень ответственно. Не случайно на Руси всегда глубоко чтили и уважали своих крестных родителей. Наверное, признаваясь во всем, эта троица во главе с Бабарихой в качестве козыря для смягчения сердец царских упомянула именно это важное событие. Итак, Бабариха – мачеха Салтана . Именно этой последней версии мы склонны придерживаться.
Слайд 18
|||. Заключение Заканчивая свою работу, я вдруг осознала, что не смогу остаться равнодушной к любому несправедливому замечанию по поводу неактуальности Пушкина, не смогу более остановиться, не отыскав ответ на очередную пушкинскую загадку. До свидания, Бабариха !
Слайд 19
Литература 1. Азадовский М. Литература и фольклор. Л., 1935. С.89-88. 2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., Современная Россия, 1984. С.96. 3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. Т.1. М., 2006. 4. Ефремова Т.О. Новый словарь русского языка в 2 томах. Т.1. М.,2000. 5. Ненаглядная краса: Русские народные сказки. Минск, Юнацтва , 1992. С.51,55,387. 6. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 5 томах. Т.2. С-П., Библиополис , 1993. Составитель и автор примечаний Фомичев С.А. С.364-386,614. 7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2007. 8. Рогачев А.Ф. Символика острова Буяна в «Сказке о царе Салтане » А.С.Пушкина // Литература в школе. - 2009. - №2. 9. Разумовская К. Ваши ангелы-хранители. М., РИПОЛ классик, 2004. С.65.
Слайд 20
Презентацию подготовила Неверова Любовь, ученица 8 класса, под руководством учителя русского языка и литературы Ларионовой Е.А.
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Вокруг света за 80 дней
Рисуем осенние листья
Рисуем лошадь акварелью
Заяц, косач, медведь и весна
Любили тебя без особых причин...