Работа очень интересна. Выполнена в форме мини-сочинения эссе. Ученица рассуждает об красоте исторических деревянных построек.
Вложение | Размер |
---|---|
derevyannoe_kruzhevo_irkutska.doc | 83.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №34 города Иркутска.
(сочинение эссе)
Выполнила:
Руководитель: Борзина А.Е.
Учитель истории и краеведения
Выполнил: Мартынова Настя, ученица 11а класса
ИРКУТСК 2010 г.
Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца,
цветы на постельном белье вместе с
полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая
значная эпоха исходу мира и назначению
человека.
С. Есенин
Отдаленность от патентованных центров тем уже полезна, что дает более простора самобытности.
П.А. Кропоткин
Народ строит для себя, любуется и пользуется своими сооружениями так же умно, логично, полезно и красиво, как
это делали древние греки.
А.К. Буров
За последнее время резко «возросла цена» центров старых городов, усилилось внимание к их реконструкции, т.е. к использованию тех богатейших ресурсов истории, которыми эти центры располагают.
Л.Б. Коган
В последнее время из разговоров с людьми я вынесла совершенно определенное впечатление: многие иркутяне не воспринимаю красоты и своеобразие своего города. Каждые каникулы нас всем классом стараются вывести в Петербург, в Москву для ознакомления с историческими местами нашей Родины.
Но если оглянуться вокруг – сколько красоты вокруг нас, а мы живем и не замечаем всего этого. А ведь красота рядом с нами. Она роднее и ближе. Видимо, отчасти здесь срабатывает механизм, выраженный словами: «Нет пророка в своем отечестве», - человек всегда уверен, что все необычное, прекрасное и ценное находится где-то за горами, за долами и не особенно вникает в то, что находится у него под боком, чем владеет он сам. Как ни странно утверждение, но оказывается можно смотреть на красивое и не видеть его.
Иногда, когда бывает одиноко на душе, лучшее лекарство это побродить по улицам старого города. Поговорить с ним, пообщаться, поделиться своими проблемами и трудностями. Люди, которые живут в деревни, в селе очень тесно связаны с природой. Они с ней неделимое целое. Человеку, который живет в городе, очень сложно найти уединение, побыть одному. В таких ситуациях человеку могут помочь старые улочки, дома, которые производят впечатление людей умудренных опытом. Здесь как бы соприкасаешься с самой историей, ведь каждый старый дом хранит отголоски жизни давно умерших людей, их мироощущение, их понимание красоты и удобства.
Каждый год в один из майских дней, разгладив столетние морщины, молодеет старый Иркутск. Случается это всегда неожиданно, вдруг. И сколько бы вы ни жили в этом городе, никогда не уследить вам таинство его преображения.
В такие теплые, сияющие дни с особой силой притягивают деревянные улочки старого Иркутска. Устав от потока прохожих, очередей, однажды – для отдохновения души – сворачиваете вы на тихую улочку. Как объятия распахнуты навстречу ставни окон. Дорогой, узорчатой шалью, наброшенной на плечи, кажется резной карниз. Старинный праздничный кокошник напоминает изукрашенный наличник. А вот и кружевные полотенца с крыши свесились – те самые, на которых подносили гостю хлеб – соль. Радушием и любовью, теплом домашнего очага со всех сторон дохнет деревянная улочка. Какое имя будет она носить: Грязнова, Желябова, Подгорная, Ямская, Байкальская?
Каждый год неумолимо теряет старый город деревянные резные дома. Но и сейчас еще живы в нем маленькие, уютные островки заповедных улочек, живущих старинны м неспешным ритмом. Здесь, на этих улочках, обретаете вы прочную опору под ногами, глубже осознавая чувство Родины. О многом могут рассказать потемневшие мощные срубы старых домов.
Иркутская деревянная жилая застройка, исключительно многообразная и самобытная.
С самого основания Иркутск назвали «Рубленым городом». Таковым он и был в течение нескольких столетий. И если образ его навсегда врезался в сердца приезжих, то во многом неповторимое впечатление это определялось его деревянным зодчеством.
Вследствие особенностей своего положения, Иркутск был всегда почти полностью деревянным, и похвалы современников можно по праву отнести к облику его рядовой застройки, прошедшей сложный исторический путь развития, начиная с 1661 г. – документированной даты основания Иркутска. С 17 века гражданская архитектура города формировалась при участии поселенцев – выходцев из центральной части Европейской России, а в особенности из Северных ее областей.
Прибывшие казаки и крестьяне принесли с собой традиционные типы жилых построек центральной России – крестьянские избы и хозяйственные строения: амбары, кузнецы, риги. Изобилие лесов предоставило им привычный природный материал – дерево. Оборонительные сооружения города были исключительно деревянными. Нуждам посадского населения, занимавшегося ремеслами и землепашеством, соответствовал выработанный веками тип жилой избы. Надо полагать, что в ускоренной колонизации края декоративному убранству дома отводилось второстепенное место.
На гравюре конца 17 века из книги голландского географа Н.К. Витсена город представлен хаотичным сборищем редких деревянных домов, окружающих острог. Во второй половине 18 века в Иркутске складывается своеобразный, исконно Сибирский тип жилого дома. Его облик определялся следующими предпосылками. Прежде всего, дом был рассчитан на соответствие нуждам одной семьи среднего состава, причем разница в быте семей различных сословий была незначительной. Хранилища продуктов и бытовые службы размещались на хозяйственном дворе. Заднюю часть усадебного участка, как правило, занимали огороды.
Климатические и природные особенности края также сыграли свою роль в формировании облика городского жилища. Суровый сибирский климат с коротким, но жарким летом вызвал к жизни открытые балконы и застекленные веранды над крыльцами во вторых этажах домов, где было удобно проводить летние вечера.
Сейчас самый старый дом стоит на улице Лапина. На кольце калитки выбита цифра «1781», - по-видимому, это и есть дата его постройки. К сожалению, первоначальный облик дома значительно изменен: фасад обшит досками, а когда – то это был бревенчатый сруб. Вместо высокой четырехскатной тесовой кровли плоская шиферная крыша. Как все старинные дома, он имеет подклет, то есть низкий первый этаж, который обычно использовался для хозяйственных нужд. Из-за повышения культурного слоя дом более чем на метр ушел в землю, и окно подклета сейчас едва поднимается над уровнем земли. Поскольку дом этот – единственный представитель иркутской деревянной застройки 18 века, хотелось бы, чтобы руки реставраторов как можно скорее вернули ему суровую первозданную красоту.
Летом 1879 года Иркутск постигло страшное бедствие: значительная и лучшая часть города была уничтожена пожаром.
Восстановился Иркутск быстро. Уже через десять лет почти не осталось следов пожара, но восстановленный город был уже совершенно иным: не стало того архитектурного единства и стилевой направленности, которыми отличался допожарный Иркутск.
Деревянных домов, уцелевших при пожаре, дошло до нашего времени не так уже много. Эти сохранившиеся старинные постройки занимают особое место в архитектуре города. Они знаменуют собой вершину творчество народных мастеров и местных архитекторов. Их можно условно разделить на две группы: одна – дома, построенные по типовым проектам, они представляют классицизм в деревянном зодчестве Иркутска, вторая группа – дома, построенные по переработанным местными мастерами типовым проектам, в декоре которых главенствуют барочные завитки – валюты. Именно эта последняя группа составляет одну из самобытных страниц деревянной летописи Иркутска.
В Иркутске сохранилось несколько деревянных домов, в которых мастера подвергли типовые проекты значительной переделке, сообразуясь со вкусом заказчиков и особенностями климата. На улицу, как правило, выходили окна парадной горницы с высокими потолками, жилые же, низкие и теплые помещения размещались в задней части дома на разных высотах, то есть дом был разноэтажным; одноэтажным с улицы, двухэтажным со двора.
К основному объему дома пристраивались сени и крыльцо, выходящие обязательно во двор, над ними часто располагались летние помещения: балкон или застекленная терраса. Крыльцо служило украшением дома, ему в старинной архитектуре уделяли особое внимание. Основательность крыльцу придавало высокое покрытие на помочах – концах бревен, выпущенных из срубав в виде выкружек – консолей.
Какой же набор деталей использовали иркутские мастера для украшения домов? Для классического варианта использовали пальметты и розетки – стилизованные изображения листа и цветка, кроме того, применялись орнаменты из пересекающихся колец или яйцеподобных фигур – иоников. Изображения эти, выполненные в тонкой резьбе, до сих пор можно видеть на наличниках и ставнях старинных домов.
Но чаще и охотнее мастера использовали элемент стиля барокко – волютные завитки. Народные мастера видели волюты на стенах старых иркутских храмов: Богоявленского собора и Знаменской церкви. В Иркутске волюты стали сочнее и пышнее, изысканней по рисунку. Старинные дома обычно не обшивались досками, и на фоне мощных округлых бревен удивительно смотрелись эти завитки, они как бы подчеркивали своим изяществом суровую красоту сруба.
Что касается вариантов, то их действительно было множество: вот завитки, как будто связанные тесьмой, а эти прикрывает, а эти прикрывает свешивающийся сверху лист аканта, здесь между завитками розочка, а там волюты разделяет некоторое подобие веера. Иркутские мастера никогда не копировали друг друга, каждый раз создавали новое произведение искусства, а волюта относится к довольно сложному виду высокорельефной домовой резьбы. Она выполнялась в основном долотом, ножом и стамеской, и требовала от резчика высокого мастерства.
Новая, послепожарная застройка уже была совершенно иной. На смену большим домам-особнякам пришли дома на несколько кварталов. У этих домов длинный, развернутый вдоль улицы фасад, почти всегда они имеют башенки, шпили, парапеты – довольно сложные покрытия, которые придают строению индивидуальность и снимают ощущения монотонности застройки.
В домах было два входа: черный – со двора и парадный – с улицы. Парадные двери украшались резьбой, над дверями часто делали навес на узорных металлических консолях или козырек – балкон.
Резьба тоже изменяет свой характер: на смену рельефной приходит резьба пропильная. Большая часть сохранившихся деревянных домов украшена именно этим типом декора. Постепенно декор усложняется. Во второй половине века доски становятся все более ажурными – орнамент начинает превалировать над фоном. Декоративные элементы постепенно заполняют всю плоскость фасада. Резьбой украшаются наличники, ставни, угловые доски, подзоры и даже подоконное пространство. И если прежний рельефный декор органически сливался с архитектурой строения и не мыслился независимым от него, то теперь он подается как нечто самодовлеющее, существующее самостоятельно по отношению к дому.
Употребление в строительстве железных гвоздей позволило ввести в убранство дома еще один элемент: накладные украшения, - декор стал приобретать многоступенчатый характер. Сохранились до нашего времени дома на улицах Дзержинского и Грязнова, резьба на которых так тонка и воздушна, что производит впечатление кружева, наброшенного на фасад.
Есть в Иркутске дома, где общая длина пропильного орнамента превышает сто метров, но, не смотря на обилие декора, они сохраняют и соразмерность, и красоту. Возьмем хотя бы дом под №70 по улице Седова, он один из немногих полностью сохранил свой декор. Каких только узоров на нем нет! И лиры, и ирисы, и сухарики… А между тем дом производит впечатление такой цельности, органичности, как будто не прилаживали мастера резные досочки, не подвешивали двойные подзоры, просто дом взял и вырос сам, как грибок.
Торжественным двухэтажным дворцом развернут вдоль улицы Грязнова дом №19. По бокам он украшен резными, уютными крылечками, которые облегчают его торжественную тяжесть. Простые, удлиненные вверх окна (семь снизу, восемь на втором этаже) придают строению чистоту и строгость. Посередине крыша дома приподнята остроизломанным треугольником «гребешком» (его называют фронтоном). Симметричностью крылец, размеренными ритмами окон дом напоминает дворец.
Но в нем нет холодноватой, величавой надменности, свойственной каменным громадам. Витое деревянное кружево, оплетающее дом, согрело его особым теплом. На разных уровнях – широкими полосами и узкими ленточками – опоясывает дом резьба. Нельзя не поразиться тому, насколько она разнообразна. Сразу под крышей кружево присборено узкой полоской с полукруглыми язычками, в которых просверлены дырочки. Чуть пониже появляется основной мотив: широкая , тяжелая гирлянда из трав и цветов. Под «зеленой гирляндой» расположено пространство фронтона. Следуя народным традициям, в центре солярный знак – резное солнце. Вместо сияния окружили его цветочным венком. По бокам, чуть ниже солнца видны какие-то странные завитки. А ведь это драконы! По две пары с каждой стороны. Из разинутой зубастой пасти высунулись кудрявые жала. Рядом вазы с букетами цветов. Целая картина, разглядывать которую можно с долгим, неослабевающим интересом!
Над окнами широкая гирлянда из цветов и листьев. Сами же окна мастера всегда украшали с особой любовью. Тяжелый резной венец венчает их очелье. Чуть ниже цветущим хмелем вьется узор, сплетенный из шишечек и усиков. Главное изображение мастера расположили на широкой верхней доске наличника – лобани. Две птицы, почти касаясь друг друга клювами, держат цветущее деревце. Мягким очертанием силуэтов птицы напоминают голубей. На втором этаже окна без ставен, по бокам они оправлены узкими резными досками, на которых внизу вырезаны гроздья винограда, а выше стебель с цветами, похожими на колокольчики. Богато разузоренный резьбой дом сразу бросается в глаза.
На улице Фридриха Энгельса стоит дом, в декоре которого мастера использовали все три типа резьбы: рельефную, сквозную и накладную. Это создает впечатление особой нарядности, недаром дом этот иркутяне называют «кружевным». Знаменитый в Иркутске «кружевной дом», по свидетельству старожилов, был построен архитектором Шастиным. Этот дом вошел во все путеводители и планы города, являясь украшением Иркутска. Мне было интересно узнать какова же его история? Кто его строил? Кто им владел? И кто впоследствии реставрировал?
Нетрудно заметить, разглядывая орнамент многих домов, что элементы его располагаются строго по «этажам». Под крышей, как правило, идет волнистый орнамент – «городски», под ним мастера усаживали резные солнышки и лишь потом заплетали гирлянды из цветов и листьев. В «городках», похожих на сосульки, мастера вырезали дырочки – это капли дождя. Крыша дома невольно напоминала человеку небесный свод, по которому двигалось солнце, поэтому резное солнышко он усаживал ниже «городков». Наивная, но глубоко поэтическая система мироздания была зашифрована в «избяном космосе».
Земной ярус начинался , естественно, ниже «городков» и солнца. Вот почему только над окнами начинали зацветать цветы и листья.
Славяне-язычники верили: окружающий их мир насыщен духами зла (навьи) и добра (берегини). В дом навьи могли попасть через окна, двери, калитки. Вот почему щедрее других украшены они резьбой – защитой. Зная корни языческого мироздания предков, нетрудно прочесть и наш иркутский орнамент. Наверху многих наличников можно увидеть солярные знаки солнца. Навьи были страшны в ночи, но они боялись первых лучей животворного светила. Вот почему многие наличники украшены развернутым веером хвостом петуха-павлина. Часто наличники и ставни украшали резными звездами, ромашками, иногда подсолнухами, за которыми прячутся все те же древние солярные знаки.
На улице Грязнова под №40 стоит двухэтажный дом, не менее знаменитый, чем дом Шастиных на улице Энгельса. Окна первого этажа украшены здесь барочными волютами с буком цветов. Словно пенная морская волна, разбежался и застыл наверху волют разлапистый вырезной лист. Под ним распустилась изысканная деревянная роза. Весь букет перехвачен тесьмой с бусинами. Очелье над окнами второго этажа венчается длинным, узким, волнистым гребешком. По бокам гребешка застыл завиток, напоминающий человеческую фигуру. Над окном словно стоит, подбоченясь, широкобедрая баба, одетая в пышную, как колокол юбку. Именно так в резьбе изображалась Макошь – одна из славянских богинь.
Крупное и гибкое растение снова напоминает женщину. Очень крупно вырезаны у нее бедра и большой «живот». Это женщина-роженица, великая богиня земли. Идею бесконечного весеннего обновления природа зашифровали и передали нам в этом орнаменте предки.
Резьбой украшались не только фасады домов, но и ворота. К сожалению, резных ворот сохранилось очень мало. На улице Грязнова доживают последние дни ворота, когда-то бывшие очень нарядными: резьбой была украшена не только верхняя часть, но и сами полотнища ворот, и даже столбы.
Говоря о послепожарных домах, нельзя обойти вниманием усадьбу основателя Иркутского художественного музея В.П. Сукачева. Она представляет собой несколько деревянных строений, возведенных в 1882 году в традициях древнерусского зодчества. Двухэтажный дом с обходной галереей на столбах, двухэтажный амбар - все это украшено орнаментами, причем наряду с русскими народными мотивами здесь присутствуют и элементы восточного искусства.
На рубеже веков появились дома, целиком построенные в стиле модерн. До нашего времени дошло несколько таких домов, превосходно сохранивших свои первоначальные формы. Два таких дома стоят вначале и конце улицы Профсоюзной. Глядя на сохранившиеся старые дома, мы воочию можем видеть, как менялись на протяжении двух веков архитектурные вкусы и пристрастия жителей нашего города: от бревенчатого дома-крепости с небольшими окошками до двухэтажных модерновых особняков с их плавным текущим декором; от классического тонкого рельефа и сочной объемной волюты до обильной пропильной резьбы, покрывающей фасад от кровли до земли.
За последние два десятилетия в городе отреставрированы четыре памятника деревянной архитектуры:
Еще на двух памятниках ведутся реставрационные работы:
Старый Иркутск поныне называем мы душою города. И это действительно так. Еще не однажды придет каждый из нас к святыням его старины, чтобы вдохнуть в себя их целительную силу.
Несколько столетий не покладая рук трудились над благородным обликом столицы Восточной Сибири зодчие. Задача и честь каждого жителя города – сделать его еще более красивым и сохранить для потомков.
Мне многое не нравится в нашем городе. Мне не нравятся новые дома, высокие многоэтажки. Все это не то, не такое какое-то: холодное и безжизненное. Нет в них души, самовыражения, индивидуальности. Все они построены без учета сложившейся окружающей среды, или, скорее всего, с учетом того, что эта среда скоро исчезнет, поэтому они так чужеродны в старинном Иркутске, да, думается, и в любом другом городе, имеющем свою индивидуальность.
Придет день, когда все мы осознаем, какими сокровищами владели, и тогда с чувством непоправимой вины перед прошлым будем разыскивать мы по фотографиям тот или иной исторический архитектурный памятник (Владимирская церковь, церковь Св. Харлампия, Московские и Амурские ворота и т.д.), чтобы показать нашим детям, рассказать друзьям и похвалиться перед гостями города. А нечего будет показывать. Только места, где что-то когда0то было, да нет теперь. Исчезнуть старые дома, разрушится и сгниет дерево, обрушаться красивые кокошники. Эти останки не могут сказать о том, как им больно и плохо. Остается им стоять, пока совсем не исчезнут, как постоянное напоминание нашей совести.
Останутся только уроки по краеведению в школе, где учительница будет рассказывать о культуре нашего города почти так же, как о культуре и достижениях Древнего Египта и Древней Греции.
Кто должен ответить за судьбу города? Мы постоянно перекладываем проблемы на плечи друг друга. До тех пор перекладываем, пока не перестаем помнить о самой проблеме. Но если бы знали и ценили свою культуру, уважали свое прошлое, каждый человек на своем месте мог бы многое сделать, чтобы сохранить его. А пока наше невежество не позволяет нам сделать первый шаг в этом направлении.
ЛИТЕРАТУРА.
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Кто самый сильный?
Весенняя гроза
Сказка "12 месяцев". История и современность
Отчего синичка развеселилась
Комментарии
Работа очень интересная. Ваша
Работа очень интересная. Ваша ученица - умничка!!!
Буду признательна если Вы посмотрите работу моей ученицы http://nsportal.ru/node/613401
Голосую за вашу работу!
Голосую за вашу работу! Посмотрите мою работу! http://nsportal.ru/node/667020