Актуальность данной темы обусловлена тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Неслучайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Вложение | Размер |
---|---|
slova-parazity_ili_ekologiya_rechi.rar | 57.45 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятии
Управления образования МО «Мухоршибирский район»
МБОУ «Шаралдайская средняя общеобразовательная школа
имени И.К. Калашникова»
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
ТЕМА: «Слова - «паразиты», или экология речи»
Секция: Проблемы культуры речи
Выполнила: Антонова Ирина, ученица 10 кл.
Проверила: Евдокимова Екатерина Петровна,
учитель русского языка и литературы
с. Шаралдай
2013 г.
Содержание
Глава I. «Слова-паразиты», или экология речи
1. Причина появления «слов-паразитов»
2. Классификация речевых «паразитов»
3. Три пласта слов, загрязняющих нашу речь
4. Работа лингвистов по изучению «слов-паразитов»
5. Анализ некоторых «слов-паразитов»
6. Методы избавления от «слов-паразитов»
Глава II. Исследование употребления «слов-паразитов» в речи учащихся Шаралдайской средней общеобразовательной школы
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак –
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители –
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Шуточное стихотворение Э. Мошковской
Классические паразиты – те, которые в организме или в природе, живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, не обращая внимания на мнения окружающих их слов и фраз, беспардонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон... Попробуйте еще раз прочитать эпиграф, — я уверена, что вы будете спотыкаться на каждой фразе, и смысл ее останется на заднем плане. Точно так же спотыкается мозг человека, который слушает вашу «обогащенную» паразитами речь, не осознавая важности мысли, которую вы хотите донести.
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться?
По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют «словами-паразитами» (сорняками). Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.
Этот класс слов мало изучен. В литературе нет точного определения, что такое «слова-паразиты» с научной точки зрения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Неслучайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Цель - изучение распространения «слов-паразитов» учащимися Шаралдайской средней общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
- установить, что такое «слова-паразиты», выяснить, какую функцию они выполняют;
- выявить наличие в речи учащихся Шаралдайской средней общеобразовательной школы «слов-паразитов» и определить наиболее употребляемые;
- выработать рекомендации по работе с речевыми «паразитами», выпустить – памятку «Рекомендации школьникам: способы избавления от «слов-паразитов».
Объект исследования: речь учащихся 6-11-ых классов школы.
Предмет исследования: «слова-паразиты» в речи учащихся МБОУ «Шаралдайская средняя общеобразовательная школа».
Гипотеза исследования: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять «слова-паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к речи собеседника.
Продукт исследования: составление словаря- комментария.
Новизна работы заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления «слов-паразитов» в речи.
Методы исследования:
- эмпирические – изучение литературы по теме исследования, анкетирование, рейтинг;
- теоретические – анализ, сравнение, классификация и обобщение, систематизация, описательный метод.
Методы обработки материалов исследования:
Общаясь со своими сверстниками, я заметила, что многие употребляют в своей речи, так называемые «слова-паразиты». И поэтому решила исследовать, насколько засорена речь учащихся нашей школы, потому что важно знать и соблюдать правила речевого этикета, уважительно относиться к своим собеседникам.
Слово – это важнейшая нормативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения (высказывания). Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. Добавим, что смысл высказывания не представляет собой арифметическую сумму значений слов. Для правильного осмысления высказывания (текста), необходимо не только знание значений всех слов (и грамматики), но и знание речевой ситуации, фоновые значения. Каждый элемент высказывания берет на себя выражение части смысла высказывания. Согласно правилам языка, в высказывании не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Появление таких слов есть нарушение правил языка.
«Слова-паразиты» – слова, не несущие смысловой нагрузки. Сами по себе слова не являются сорняками, но могут становиться ими в речи отдельных людей, которые не достаточно владеют языком. Такие люди с трудом подбирают нужные слова и в возникающие паузы вставляют семантически пустые лексические единицы.
Глава I. «Слова-паразиты», или экология речи
1. Причина появления «слов-паразитов»
Человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме. Мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка. Речь же требует, чтобы из этого хаоса человек вытянул определенную последовательность слов. Речь линейна, нельзя сказать все сразу, но только - одно за другим. К тому же от того, как выстроятся слова, зависит понятность сказанного. Речь должна соответствовать грамматической модели, принятой в языке. Профессиональный оратор не задумывается над этим, для него не составляет проблемы высказаться. Сам переход мысли в речь для него естественен. Человек же, не привыкший говорить длинные речи, испытывает затруднение всякий раз, когда ему приходится что-то рассказывать. И в тот момент, когда у него на языке не оказывается нужного слова, он использует слово-паразит, не давая речи оборваться молчанием. Прервать молчание, начать говорить заново требует большего расхода энергии, чем продолжение речи. Пустые слова, образуя мостик между словами, которые что-то значат, выполняют роль смазки, сохраняют непрерывность речи и тем экономят говорящему силы.
Считается, что человек воспроизводит в речи меньше 90% того, что он думает. Остальное – «темный» пласт, который проявляется в жестах, телодвижениях, словах-паразитах.
Частота употреблений «слов-паразитов» заставила взяться за их изучение психоаналитиков. Те выяснили, что люди, которые употребляют слово «как бы», - неуверенные в себе интроверты, которые во всем сомневаются. Те же, кто злоупотребляет выражением «на самом деле», - экстраверты-реалисты, которые всегда готовы доказать свою правоту.
2. Классификация речевых «паразитов»
Наблюдая за употреблением «слов-паразитов» в речи школьников, отмечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин.
Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».
Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать.
Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.
«Слова-паразиты» могут быть разными частями речи.
«Слова-паразиты» как части речи
№ | Группа | Слова – паразиты |
1. | Звуки | э-э-э, мэ-э-э, |
2. | Частицы | Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
3. | Вводные единицы | Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
4. | Местоимения, местоименные наречия | Это, это самое, как его, там |
5. | Переход из одной части речи в другую | Блин, черт |
6. | Модальные слова | Конечно, наверное, вероятно, кажется |
3. Три пласта слов, загрязняющих нашу речь
Как часто на публичных выступлениях, докладах и лекциях, по телевизору мы слышим такие выражения, как «эмм», «то есть», «короче», «как бы», «в общем» и т.д. Узнали себя в этих словах? Задумывались, когда они возникают? Когда возникает пауза и наступает тишина. Вы пытаетесь заполнить тишину, вместо того, чтобы дать себе время подумать. К тому же, начинаете сильно волноваться. И впечатление о вас портится вмиг.
В нашей речи все чаще стали появляться слова, загрязняющие и делающие непонятной нашу речь, лингвисты делят такие слова на три пласта. В лингвистической литературе я нашла определение этих пластов. Это жаргон, арго, сленг.
Жаргон[1] – речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных слов и выражений.
Арго[2] - речь социально или профессионально обособленных групп и сообществ. В отличие от жаргона, арго имеет профессиональную прикрепленность. В связи с этим говорят иногда об арго актеров, охотников, музыкантов и т. п. Исторически восходит к речи бродячих торговцев, ремесленников. Строго говоря, арго – язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг, нищих. Арго не составляет самостоятельной системы и сводится к специфическому словоупотреблению в пределах общего языка. Арго взаимодействует с жаргонами, просторечием, образуя специальный лексический пласт – сленг (тусовка, слива, стукач).
Сленг[3] – слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, на которых говорят в повседневной жизни (усечь, попилим, похавать).
К данным пластам примыкают и «слова-паразиты»3 – слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой»[4].
Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, сам человек, имеющий в своей речи «слова-паразиты», их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.
В их роли часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и подобные), частица, местоимения, междометия (ну, вот, это, как его и др.) , служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания .Но употребленные часто и немотивированно в одном речевом акте, они превращаются в паразитический словесный материал: Э-э-э, главной, п о н и м а е т е ли, основной чертой его, т а к с к а з а т ь, характера является, з н а ч и т, э т о, его любовь, с а м и п о н и м а е т е, к людям.
О том, что человек имеет привычку произносить «слова-паразиты», можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.
К «словам-паразитам» не относятся так называемые «паузы хезитации» или «меканье», то есть заполнение пауз, возникающих при производстве спонтанной речи, продолжительными звуками («э-э…», «м-м…»), имеющее целью подобрать уместное слово, а также поисковые слова, часто выполняющие риторическую функцию. Есть и индивидуальные слова-«паразиты», чаще произошедшие путем сокращения, например «ма», которое произошло от всеми известного слова-«сорняка» «е-мое».
В художественных произведениях слова-«сорняки» часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа (в речи автора они, безусловно, должны отсутствовать).
Хотя семантике различных пластов лексики уделяется в последнее время большое внимание, следует отметить, что класс слов, называемых обычно «словами-паразитами» остался довольно мало изученным. Отдельные попытки описания и классификации этих слов были весьма немногочисленными и продолжения не получили. Об этом свидетельствует уже сам термин – вернее, сам факт отсутствия устоявшегося «наукообразного» термина.
4. Работа лингвистов по изучению «слов-паразитов»
После того, как в конце 60-х – начале 70-х гг. повысился интерес к спонтанной речи и, в частности, к явлениям речевого колебания, в литературе появился ряд терминов, таких, как «незнаменательная лексика», «лишние слова», «вставные элементы», «слова-заменители» (имеются в виду заполнители пауз хезитации), однако термины эти не прижились.
Кроме того, они либо слишком широки, либо слишком узки. В отличие от простых слов, которые, так или иначе, связаны с содержанием высказывания, «слова-паразиты» связаны с самим процессом говорения и ничего нового в сообщаемое не вносят. Возможно, именно этому обстоятельству они и обязаны своей «дурной репутацией».
Большинство лингвистов считают, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако, в большинстве случаев, возникает своего рода «мода». Потому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Некоторые люди намеренно употребляют в своей речи «слова-паразиты». Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит свои «видите ли», «понимаете», «такое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре «паразитов», начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае «паразиты» говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
5. Анализ некоторых «слов-паразитов»
Любое слово и фраза теряют смысл, если ее повторить раз 30-40. Мы все сталкиваемся с этим, например, в школе: пока твердим определение или формулу (в попытке заучить до автоматизма), начисто забываем, о чем идет речь: «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Точно так же от бесконечного повторения утрачивается смысл диалогов и слоганов в рекламных роликах и предвыборных призывах. А между тем слова ни в чем не виноваты, просто они вдруг полюбились людям, повторяющим их к месту и не к месту. Кстати, по тому, какой словесный сор преобладает в речи человека, можно многое узнать о нем самом.
Так, словом «просто» отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни… усложнять. И чем сложнее мотивация их замысловатых поступков, тем чаще в их речи будет проскакивать слово «просто». Этим они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это так просто! Еще им злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся».
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – виньетка в речи интеллектуала.
Если по «словам-паразитам», преобладающим в языке, попробовать определить характер его носителя, то русскоговорящие граждане, увы, смотрятся людьми неуверенными, постоянно сомневающимися.
«Слова-паразиты», как вирус, может подхватить любой человек. Но выделяются три основные группы людей, особенно подверженных «заражению».
ПЕРВАЯ ГРУППА. Это те, кто опасается сора в своем лексиконе, поэтому всеми силами старается объясняться исключительно языком Тургенева. Но в попытке облагородить свою речь они начинают злоупотреблять эпитетами и крылатыми выражениями, которые от частого повторения все равно звучат как «слова-паразиты».
ВТОРАЯ ГРУППА. Это гиперкоммуникабельные люди, которые из-за желания найти общий язык с собеседником начинают копировать его движения, мимику и, конечно же, манеру речи. К этой же категории относятся и люди, в системе жизненных ценностей которых лидирующую позицию занимает определение «модно». Они просто копируют манеру речи тех, кто, по их мнению, достоин уважения.
ТРЕТЬЯ ГРУППА. Это люди, редко прислушивающиеся к своей речи.
6. Методы избавления от «слов-паразитов»
Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести культуру «в массы». И оно так заразно, что распространяется с ужасающей быстротой.
Если «слова-паразиты» присутствуют в вашей речи, и вы хотите побыстрее от них избавиться, используйте следующие методы.
Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду» и тогда у вас не останется места для «слов - паразитов».
Глава II. Исследование употребления «слов-паразитов» в речи учащихся Шаралдайской средней общеобразовательной школы
Практическая часть
Подростки все чаще стали вставлять в свои разговоры слова, называемые «словами-паразитами». Поэтому их речь становится грязной и непонятной.
Я решила исследовать, насколько распространены «слова-паразиты» среди учащихся МБОУ «Шаралдайская средняя общеобразовательная школа», и провела среди обучающихся 6-11 классов анкетирование, в котором приняло участие 78 школьников (см. приложение 1).
Вопрос | Ответы | |||
1 | 8-10 лет | 11-18 лет | Старше 19 лет | |
78 | ||||
2 | М | Ж | ||
29 | 49 | |||
3 | Да | Нет | ||
63 | 14 | |||
4 | Да | Нет | ||
26 | 52 | |||
5 | Не выступаю | Редко | Регулярно | Часто |
23 | 48 | 4 | 3 | |
6 | Не люблю читать | Читаю по заданию учителя | Стараюсь читать регулярно | Много читаю |
16 | 31 | 23 | 8 | |
7 | Да | Нет | ||
32 | 46 |
По полученным данным построила диаграммы (см. приложение 2, 3). На основании анализа диаграмм можно сделать выводы:
Заключение
В ходе данного исследования было выявлено, что 92,4% учеников достаточно часто употребляют «слова-паразиты», 68,8 % школьников даже не замечают их в своей речи.
Установлено, что «слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «типа», «как бы», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами, могут быть разными частями речи.
При помощи анкетирования проанализированы наиболее употребляемые школьниками «слова-паразиты» (см. приложение 4). Выпущен буклет – памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от «слов-паразитов» (см. приложение 5).
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что «слова-паразиты» засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.
Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.
Закончить свою работу я хочу словами Тургенева: «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…»
Литература:
Труды Международного Семинара Диалог ’2000 по компьютерной
Лингвистике и ее приложениям. Том 1. Теоретические проблемы.
Противно. 2000. 67-73.
5. http://www.philology.ru
http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты
http://www.planetashkol.ru/articles/22711/
Приложение 1
Анкета
11-18 лет
Старше 19 лет
М Ж
ДА
НЕТ
ДА
НЕТ
Не выступаю
Редко
Регулярно
Часто
Не люблю читать
Читаю по заданию учителя
Стараюсь читать регулярно
Много читаю
ДА
НЕТ
8. Какие «слова-паразиты» часто употребляют в речи твои сверстники?
Приложение 2
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Большинство опрашиваемых женского пола.
Большинство опрашиваемых учащихся употребляют в своей речи «слова-паразиты».
Большинству опрашиваемых учеников «слова-паразиты» не мешают выражать свои мысли.
Приложение 3
Большинство опрашиваемых учеников редко выступают на публике.
Большинство опрошенных учеников читают только по заданию учителя.
Большинство опрошенных учеников не борются со «словами-паразитами».
Приложение 4
Самые распространенные «слова-паразиты» среди учащихся Шаралдайской средней школы
Приложение 5
Буклет-памятка «Способы борьбы со словами-«сорняками»
Если «слова-паразиты» присутствуют и в твоей речи, и ты хочешь от них избавиться, используй следующие методы.
№1. Начни возвращать словам их смысл. Не произноси их бездумно, а каждый раз вспоминай, что каждое из них означает. Этот способ мало применим к слову «собственно», но вот вспомнить, что слово «короче» – часть выражения «короче говоря», совсем несложно. И если ты, произнеся «короче», действительно коротко и ясно сформулируешь свою мысль, это слово будет к месту и перестанет быть бессмысленным. Точно то же произойдет и с «как бы», если оно предшествует сравнению.
№2. Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. С одной стороны, это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно. С другой – все-таки неприлично все время пикать, бибикать или присвистывать при разговоре. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.
№3. Наказывай себя штрафом. Сказала «типа» – и день без сладкого. Произнесла «кстати» не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.
№4. Доведи ситуацию до абсурда – устрой себе «День Паразита». Целый день (предпочтительно выходной) объясняйся только с помощью слов-паразитов. Мало того что скажешь их за день столько, что самой надоест, главное, наглядно убедишься, что в общении от них нет абсолютно никакой пользы.
№5. Читай больше – это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы» и «типа».
№6. Создай аудиоархив. Записывай себя на диктофон (скажем, ставь перед собой задачу рассказывать о прошедшем дне и событиях как минимум 5-7 минут), а потом внимательно прослушивай монолог.
№7. Запишись на курсы ораторского искусства.
«Слова-паразиты» | Количество употребляющих | % |
Ну | 71 человек | 91% |
Короче | 65 человек | 83% |
Как бы | 63 человека | 81% |
Это | 58 человек | 74% |
Чё | 42 человека | 54% |
Ваще | 37 человек | 47% |
Типа | 33 человека | 42% |
Это самое | 26 человек | 33% |
Блин | 25 человек | 32% |
Ё-моё | 16 человек | 20% |
[1] Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». Москва, 2004 г.
[2] «Большая советская энциклопедия» – электронный носитель.
[3] Энциклопедия «Википедия» - электронный носитель.
[4] Северская О.И. Говорим по-русски с Ольгой Северской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004г
Ветер и Солнце
За еду птицы готовы собирать мусор
Большое - маленькое
Для чего нужна астрономия?
Аэродинамика и воздушный шарик