Образ врача в русской литературе – тема, мало затронутая в литературоведении, но значение ее для культуры очень велико. Мотивы болезни и исцеления, в буквальном и символическом значениях, пронизывают и фольклор, и религию, и любой вид искусства у всякой нации, поскольку "пронизывают" и саму жизнь. Литература дает эстетический, не житейский, но глубоко жизненный срез бытия, поэтому здесь речь не идет собственно о профессиональных сведениях, здесь не учатся никакому ремеслу, а только пониманию, видению мира: у всякой профессии есть свой, особый угол зрения. Я бы хотела затронуть художественный, т.к. сама Литература тоже своего рода лекарство - духовное. Она далеко ушла от, возможно, первых обращений слова к делу врачевания: по-своему поэтические заговоры, заклинания были рассчитаны на подлинное исцеление от недугов. Теперь такая цель видится только в символическом значении: "Каждый стих мой душу зверя лечит" (С.Есенин). Поэтому в классической литературе мы сосредоточены на герое-враче, а не авторе-врачевателе (шаман, знахарь и т.д.).
Слайд 1
Выполнила: ученица 11 МБК класса РЫЧКОВА Дарья Игоревна Руководитель: учитель литературы ТРУСОВА Анжела Николаевна Трансформация образа врача в русской литературе XIX-XX веков Поисково-исследовательская работаСлайд 2
Слайд с цитатой Цитата из работы «Врачу вовсе необязательно верить в медицину – больной верит в нее за двоих…» Жорж Элгози
Слайд 3
Цель работы: И сследование «образа врача» в литературных произведениях XIX – XX века. Дать объяснение его единства в многообразии черт, порожденных культурами: профессиональной, морально-правовой, экономической, политической, художественной.
Слайд 4
Данная цель конкретизируется следующими познавательными задачами: - объяснить образ врача через призму литературы; - представить культурные смыслы понимания образа врача; - выяснить профессионально-типичные черты для врача; -проследить за влиянием истории и культуры на внутренний мир героев.
Слайд 5
Актуальность данной работы: • В представлении философско-культурологической характеристики врачебной профессии как основы внутреннего содержания образа врача; • В определении понятия «врач» как качества личности и формы профессиональной культуры.
Слайд 6
Если бы не происходило изменение условий жизни общества и основ культуры, то не было бы трансформации личности врача. Иными словами: культура и общество «творят» образ врача. Гипотеза:
Слайд 7
Определение проблемы исследования: какова роль вмешательства социальных условий на правильное формирование образа и личности врача. Изучение специальной и художественной литературы. Опрос учащихся представителей врачебной профессии с целью выяснения правильности сделанного ими выбора. Общее анкетирование школьников МБК-их классов и студентов МБУ г. Борзи. План исследования
Слайд 8
Медицина и литература Отверженный образ Врач – лекарь души Врач – нигилист, материалист Врач – друг, надежда Врач – творец Врач – одержимый медициной
Слайд 9
Трансформация образа врача, имеет ли она место?
Слайд 10
Герцен А.И «Доктор Крупов» Доктор Крупов Крупов, который начал свою карьеру врача, движимый желанием помогать людям.
Слайд 11
Тургенев И.С «Отцы и дети» Базаров К медицине Базаров относится не больше как к развлечению. Так от скуки начал участвовать в «практике» своего отца, как всегда посмеиваясь над медициной.
Слайд 12
Чехов А.П « Ионыч » Доктор Старцев Душевный слом Старцева ведет к осознанию неустойчивости всего прекрасного и духовного этот персонаж начинает вести жизнь земную, телесную, постепенно обрастать деньгами, недвижимостью. Теперь его интересуют только самые приземленные вещи.
Слайд 13
Чехов А.П. «Палата №6» Доктор Рагин Сломлен именно бесполезностью медицины перед лицом смерти, неспособностью медицины подарить людям вечную жизнь, что превращает все усилия врача в оттягивания неизбежного.
Слайд 14
Булгаков М.А «Собачье сердце» Профессор Преображенский Врач-творец С образом блестящего профессора связана мысль автора об ответственности за любой эксперимент. Любой опыт, по мнению писателя, должен быть хорошо спланирован и продуман до конца.
Слайд 15
Доктор Борменталь Ассистент профессора доктор Борменталь . Для него профессор - учитель, к которому юный ученый, «будущий профессор Борменталь », испытывает искреннее уважение. Этот персонаж, близок Преображенскому и по духу, по образованию, по социальному происхождению, по культурным ценностям.
Слайд 16
Пастернак Б.Л «Доктор Живаго » Юрий Живаго Яркий представитель русской интеллигенции. Перед нами человек колеблющийся, не знающий, на чью сторону встать, чью правду выбрать. Для Юрия Живаго только человек был той ценностью, которой невозможно пренебрегать. Несмотря на все ужасы действительности, на Виной тому исторические события в результате чего угасание желания заниматься врачебной деятельностью, герой все же остается чист душой .
Слайд 17
Беляев А.Р «Голова профессора Доуэля ». Профессор при жизни прославился своими опытами. Медицина для него самое важное, перед смертью он составляет завещание «Вся моя жизнь была посвящена науке. Пусть же науке послужит моя смерть. Я предпочитаю, чтобы в моем теле копался друг-ученый, а не могильный червь.»
Слайд 18
Доктор Керн С начала карьеры для Керна не была важна успешность, но после работы с профессором Доуэлем все изменилось. После смерти наставника, Керн оживляет голову Доуэля и заставляет РАБОТАТЬ НА СЕБЯ . Пользуясь идеями профессора он, проводит операции по оживлению голов , а одной из них дает новое тело.
Слайд 19
Анкетирование Приняло участие 50 учащихся, из них 38 девушек и 12 юношей . от-15 до 18 лет-29 человек; от- 19 до 24-16 человек; от- 29 до 37-5 человек.
Слайд 21
- 20% -80%
Слайд 22
- 72% - 6% -22%
Слайд 23
- 60% - 6% - 58% - 50%
Слайд 24
-12% - 4%
Слайд 27
Вывод к анкете Социометрический опрос показал, что на современном этапе развития люди по-разному относятся к профессии врача, а общество оказывает непосредственное влияние на их становление. Профессия врача отличается рискованностью, ответственностью, рутинностью и характеризуется влиянием экономических аспектов, поэтому и является трансформируемой.
Слайд 28
Заключение Важнейшей предпосылкой понимания образа врача как целостного культурного образования является сама ИСТОРИЯ, ОБЩЕСТВО, ибо только в историческом процессе накапливаются и передаются культурные смыслы профессии и наследуются новым поколением врачей те качества личности врача, которые необходимы в новых культурных условиях.
Слайд 29
Наши рабочие будни
Слайд 31
Спасибо за внимание!
Кто грамотней?
Рыжие листья
Шум и человек
Юрий Визбор. Милая моя
Ах эта снежная зима