Ребята попытались сделать первый свой проект. Выбрали стихи о зиме и проанализировали их.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_izobrazhenie_zimy_v_proizvedenii_russkih_pisateley.docx | 33.27 КБ |
proekt_zima_v_poezii_russkih_pisateley.pptx | 2.99 МБ |
zashchita_proekta.docx | 18.22 КБ |
Тема проекта: Изображение зимы в поэзии русских писателей.
Цели проекта:
Задачи проекта:
Объект исследования – стихотворения о зиме трёх писателей: Ф.Тютчева, С.Есенина « Чародейкою Зимою» и «Поёт зима-аукает…» и А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что описание зимы в произведениях русских писателей неодинаково. Каждый писатель по-своему видит зиму, использует для этого разные средства выразительности.
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!
Зима – удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина- прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега.
В нашем исследовании мы сравним описание зимы у разных поэтов, а также посмотрим, с помощью каких средств изображения писатели достигают своей цели в описании зимы.
Обратимся к стихотворению Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» и мы увидим, зиму такой, какой отразил её в своём стихотворении поэт. Зима у него- добрая колдунья, окутавшая лес «снежной бахромою», оковавшая его лёгкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет «ослепительной красой».
Величественная, необыкновенная пора. Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
Подведём итог нашему исследованию этого стихотворения.
«Чародейкою-зимою…» В данном стихотворении поэт изобразил зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая: приведём первые строки стиха.
Чародейкою –Зимою околдован лес стоит
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
А теперь обратимся к стихотворению С.Есенина «Поёт зима-аукает…». В данном стихотворении поэт тоже изобразил зимушку. Но такую же, как у Тютчева или нет? Сейчас мы это рассмотрим.
Поёт зима-аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
Здесь мы видим, что зима - как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и как-бы усыпляет лес, погружает его в сон. И когда мы читаем эти строки мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная, величественная.
Давайте рассмотрим стихотворение А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница-зима…
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.
А с помощью чего достигается понимание этих стихотворений или другими словами, что помогло нам представить такие разные зимы?
Да, это конечно же средства изображения. Давайте вспомним, что мы о них знаем.
Средства выражения и изобразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели.
Средства изображения: это тропы – эпитет, олицетворение, сравнение.
Исследуем, в каких строках есть указанные тропы.
«Чародейкою-Зимою» :эпитеты- снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной., сном волшебным, лёгкой цепью пуховой.,луч косой, олицетворение: чародейка-зима, лес блестит.
«Поёт зима-аукает…» эпитет: седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым . Олицетворение: поёт зима-аукает, баюкает, тоской глубокою плывут облака. Сравнение- воробышки , как детки сиротливые.
В стихотворении А.Пушкина также есть эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою.
Олицетворение: идёт волшебница-зима.
Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий
Вывод:
У каждого писателя своё видение зимы, а средства изображения помогают писателям показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года- зиму.
Слайд 1
ЗИМА В ПОЭЗИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗИМЫ В ПОЭЗИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Авторы проекта: МКОУ «Октябрьская СОШ» Инициативная группа 2 «Г» Брынских Полина Бирючевская Юлия Литвиненко Эммануил Руководитель проекта: учитель первой категории Перепечина И.Д.Слайд 2
ПЛАН ПРОЕКТА: ЗАДАЧИ ПРОЕКТА. СРЕДСТВА И ПРИЁМЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗИМЫ В ПОЭЗИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Слайд 3
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1. ИССЛЕДОВАТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗИМЫ В ПОЭЗИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ. 2. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЗИМЕ. 3. НАУЧИТЬСЯ ГРАМОТНО ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ.
Слайд 4
Ф.ТЮТЧЕВ «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ»
Слайд 5
С.ЕСЕНИН «ПОЁТ ЗИМА- АУКАЕТ»
Слайд 6
А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Слайд 7
Эпитет- образное, яркое определение снежной бахромою, Луч косой Шелковыми коврами чудной жизнью -цепью пуховой, волшебный сон, мохнатый лес…
Слайд 8
Олицетворение- когда неодушевлённые предметы выступают как одушевлённые : «Поёт зима- аукает, баюкает…» …идёт волшебница-зима..
Слайд 9
Сравнение – когда сравнивается предмет, явление с чем-либо. …воробышки как детки…
Слайд 10
Средства изображения : эпитет олицетворение сравнение
Слайд 12
ВЫВОД: Подводя итог нашему Исследованию, М ы узнали, что для изображения зимы в поэзии применяются Средства выразительности: эпитет, олицетворение, сравнение. Мы доказали на примерах применение данных средств выразительности. д оказали, что…
Слайд 13
Благодарим за внимание!
Вступительное слово.
1 ученик: Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!
2 ученик:
Зима- удивительное время года. Лес белый, как будто он заколдован кем-то: тишина: прислушайтесь: только снег сыплет, метёт позёмкой метель и падают, падают хлопья снега.
3 ученик: зима может быть например такой, какой отразил ее в своем стихотворении “Чародейкою Зимою…” Ф. И. Тютчев. Здесь зима – добрая колдунья, окутавшая лес “снежной бахромой”, оковавшая его легкой пуховой цепью. Зимний лес стоит, очарованный волшебным сном. Когда солнце касается его своими лучами, лес вспыхивает и сияет “ослепительной красой”.
Величественная, волшебная и необыкновенная пора.
Словно живая, чародейка-зима меняет маски и играет с нами, заставляя нас то тосковать, то восхищаться ею.
4 ученик: мы сегодня вам расскажем всё о матушке-зиме и все средства вам покажем в каждом выбранном стихе.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
«Чародейкою Зимою…» . В стихотворении Тютчев изобразил зимнюю природу. Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая: Чародейкою Зимою Околдован лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Поэт описывает природу не как сторонний наблюдатель, он пытается понять ее душу, услышать ее голос. Природа у Тютчева разумное, живое существо.
2) С.Есенин- русский писатель, мы познакомились с его творчеством недавно, и особенно запомнили его стихотворение про зимушку.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
3 ученик : А.С.Пушкин – великий русский писатель, он написал поэму Евгений Онегин. И в 7 главе этого романа у него есть такое описание зимы.
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт волшебница-зима…
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
1 ученик: - Какие же средства изображения зимы используют писатели?
2 ученик- мы вам сейчас покажем небольшую сценку из жизни средств изображения.
Вот в каких строках я есть:
-Снежной бахромою, -цепью пуховой, волшебный сон, чудной жизнью, луч косой, волнистыми коврами, седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым.
Сразу представляешь такую картину: на деревьях лежит белый снег, который недавно выпал. В лесу тихо и спокойно. Но только появится солнце, как снег тут же начинает искриться и сиять. Об этом говорят и строки стихотворения:
И под снежной бахромою …
Чудной жизнью он блестит.
Поёт зима-аукает., баюкает.
тоской глубокою плывут облака
идёт волшебница-зима.
Вспомните стихотворение Тютчева Ф.М. «Чародейкою зимою».
лес очарован волшебным сном. Здесь лес сравнивается с человеком. Только люди могут видеть сны. Мне кажется, что поэт говорит о том, что зимой деревья не растут. У них нет листочков. Лес спит всю зиму. Но он яркий и красивый. Это своеобразная зимняя красота. Не случайно поэт говорит в последних строках:
… Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Олицетворение используется и при характеристике Зимы. Она - чародейка, которая очаровала лес. Именно поэтому он стоит «не мертвец и не живой».
Воробышки игривые, как детки сиротливые…
Так кто же из нас самый главный, а?
Кто же больше всего нужен для писателей?
Ведущий: Не спорьте, друзья, вы все важны, без вас писателям было бы трудно передать красоту природы, диво русской зимы.
4 ученик: теперь мы поняли . Очень много средств выразительности приходят на помощь поэтам для изображения зимы: это и эпитеты, и олицетворение, и сравнение.
1 ученик: Да, теперь мы любое стихотворение сможем проанализировать!
2 ученик: Ты погоди, не хвались, а сначала поучись! Каждый день мы будем с вами новое всё узнавать, а потом опять пред вами будем снова выступать!
3 ученик: спасибо вам , что слушали внимательно, смотрели нашу сценку вы…
4 ученик: Поверьте, очень постарались выступить сегодня перед вами мы!
Есть ли лёд на других планетах?
Белый лист
Астрономический календарь. Май, 2019
Цветок или сорняк?
Большое - маленькое