Сочинение на тему "Роль православия и православной церкви в Отечественной войне 1812 года", посвящённое 200- летию победы в войне 1812 года.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie.rol_pravoslaviya_i_pravoslavnoy_cerkvi_v_pobede_voyny_1812_goda.doc | 42.5 КБ |
Роль православия и православной церкви в победе
Отечественной войны 1812г.
Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона.
Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту нападения на Россию был увековечен ореолом всемогущества и непобедимости, поразила воображение современников и поныне волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для других – неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением – «не ходи на Москву!». Поэтому гроза 1812 года вновь и вновь привлекает к себе внимание исследователей, оставаясь в числе вечных тем истории.
Когда в 1812 году началась война, то весь народ встал на защиту Родины: не только мужчины взялись за оружие, но и женщины переодевались в мужскую одежду, становились партизанками, сёстрами милосердия. Русская церковь не могла остаться в стороне.
Роль русской армии и всего народа видна явно. Какую же роль оказала русская православная церковь в победе российского народа в Отечественной войне 1812года?
При императоре Петре I в русской армии впервые появилась должность военного священника. Согласно Воинскому и Морскому уставам, при каждом полку и на каждом корабле должен был находиться священнослужитель, главная обязанность которого заключалась в совершении богослужений: на флоте – в воскресные и праздничные дни, в армии – три раза в день – «по вся утра и вечеры, и пред полуднем».
Важным этапом в формировании института военного духовенства стало царствование Павла I. В это время произошли коренные преобразования в его управлении. Именным указом от 4 апреля 1800 года должность полевого обер-священника была сделана постоянной: ему было поручено «главное начальство» над всеми полковыми священниками как в военное время, так и в мирное время. Полевому обер-священнику было предоставлено право определять, переводить и увольнять священников своего ведомства. В его руках объединилось управление военным духовенством армии и флота.
В начале Отечественной войны 1812 г., соответственно разделению русских войск по армиям ,
были учреждены должности полевых обер-священников 1-й и 2-й действующих армий.
Основной задачей ведомства военного духовенства было удовлетворение религиозных чувств воинов через совершение богослужений. «Русский солдат, – писал Г.И. Шавельский, – не страшится смерти, но боится умереть без причастия, быть зарытым без церковного погребения». Поэтому для православных воинов было очень важно наличие в полку священника, который утешал раненых, напутствовал умирающих, погребал убитых. Священнослужители объясняли солдатам священный характер войны в защиту Отечества, которую благословляют Бог и Православная церковь, а также важность и престижность положения воина, призванного защищать веру, Отечество и государя. Таким образом, духовно подкрепляя солдат, Церковь укрепляла моральный дух Русской армии, являвшийся важным условием ее боеспособности.
Во время Отечественной войны 1812 г. проповеди военного содержания звучали не только в армии и на флоте, но и в приходских храмах. Их смысл заключался в том, чтобы объяснить народу справедливый, освободительный характер войны и призвать к мобилизации моральных и физических сил для решения общей задачи – организации отпора врагу. Своими проповедями духовенство укрепляло веру армии и народа в религиозное значение войны, представляя ее не только как политическую борьбу за целостность и благосостояние государства, но и как священный подвиг за сохранение незыблемости православной веры и Святой Церкви.
После выхода Высочайшего манифеста от 6 июля 1812 г. Святейший Синод выступил с воззванием, в котором, в частности, предписал духовенству «научить всех словом и делом не дорожить никакою собственностью, кроме Веры и Отечества». В плане выполнения духовенством этого предписания показателен случай, произошедший в г. Тамбове во время заседания Дворянского собрания, рассматривавшего вопрос о создании ополчения. Преосвященный Иона – епископ Тамбовский и Шацкий, совершив Божественную литургию, во всем облачении вошел в дом, где проходило собрание, исполнил молебственное пение с коленопреклонением и обратился к дворянству и купечеству с краткой речью, призвав вступать в ополчение, вносить пожертвования на создание ополчения, и первым внес 3 тыс. рублей. Этот поступок, по словам очевидца, «побудил все состояния к похвальному соревнованию».
Пожертвования от духовенства поступали в местные Духовные консистории, откуда направлялись в губернские комитеты народного ополчения. В архиве Синода хранятся рапорты архиереев 32 епархий. Согласно этим рапортам, духовенство пожертвовало на ополчение огромные средства. А 412 человек духовного сословия поступило в ополчение. Среди них значительное место занимают ученики духовных академий, семинарий и уездных училищ.
Помимо семинаристов и церковнослужителей, которые, как не имевшие священного сана, могли взять в руки оружие, при отрядах народного ополчения состояли священники. Они выполняли те же функции, что и военное духовенство в регулярной армии. Губернаторы, обращаясь к епархиальным архиереям с просьбой назначить в ополчение священнослужителей, называли последних «духовными вождями, способными внушать новоизбранным воинам их обязанности и побуждения не щадить жизни для защиты веры, царя и Отечества». Со своими отрядами священники участвовали в сражениях, некоторые из них из походов не вернулись.
В регулярной армии каждый полк имел своего священника, свою походную церковь и, как правило, свою икону, считавшуюся покровительницей этого армейского подразделения. Во время Отечественной войны в русской армии находилась также общая святыня – Смоленская икона Божией Матери, воспринимавшаяся всеми как истинная Путеводительница. 5 августа 1812 г. при оставлении русской армией Смоленска эта икона была взята по распоряжению М. Б. Барклая де Толли и находилась в русской армии, сопровождая ее во всех событиях и битвах 1812 г., вплоть до освобождения Смоленска. Накануне Бородинской битвы, 25 августа 1812 г., Смоленскую икону Божией Матери пронесли по всему военному лагерю. Вечером перед ней в присутствии М. И. Кутузова был отслужен молебен. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли», его примеру последовали генералитет и вся армия.
Многие священнослужители получили награды. Наибольшую известность во время войны получил священник 19-го егерского полка Василий Васильковский, награжденный за подвиг в сражении под Малоярославцем орденом Святого Георгия 4-го класса. В истории России это был первый случай вручения такой награды священнику.
Да, Русская православная церковь сыграла значительную роль в победе России над наполеоновской Францией. Основными направлениями деятельности Церкви во время войны 1812 г. были антинаполеоновская церковная проповедь, участие духовенства в организации и деятельности народного ополчения и движения сопротивления на оккупированной территории, а также пастырская деятельность военного духовенства в регулярной армии.
Возможно, нужно и сегодня ввести в штатные расписания воинских частей должности военных священников, потому что православное христианство было, есть и будет источником нравственности.
В настоящее время, когда происходит заметная утрата российским обществом традиционных ориентиров и нравственных ценностей, о чем свидетельствует чудовищная, кощунственная акция участниц одной из панк-групп в храме Христа Спасителя, следует помнить, что избавление нашей Родины от «лютого и сильного врага», во многом произошло благодаря тому сознанию национального единства и самоотверженной любви к Отечеству, которые посеяла в народе Православная Церковь и ее служители.
Липовцев Роман. 10класс.
МБОУ – СОШ с. Минаевки.
Сверчок
Плавает ли канцелярская скрепка?
По морям вокруг Земли
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Дымковский петушок