… Как Англия создала Лондон и
Франция Париж, так Сибирь создавала
Иркутск. Она гордится им, и не видеть
Иркутска– значит не видеть Сибири…
Н. Шелгунов
В 2011 году наш замечательный город отмечает свой 350-летний юбилей, Основан он был в 1661 году служилыми казаками сына боярского Якова Похабова как острог – деревянная крепость на месте соединения двух рек: Ангары и Иркута. От этой реки и пошло название нашего города. Живописные сибирские просторы, благодатные земли, леса и реки, полные дичи и рыбы способствовали быстрому развитию Иркутского острога. В 1682 году он становится центром воеводства, а в 1686 году получает статус города и спустя несколько лет получает свой городской герб.
Уже к концу XVII века Иркутск был небольшим городом, в котором строились монастыри и росли предместья.
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_npk_moy_gorod_kalennikova_anna.rar | 2.09 МБ |
Министерство общего и профессионального образования РФ
Управление образования г.Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31
Тема доклада на НПК
Православные памятники города.
Работу выполнила: Каленникова Анна,
ученица 6Г класса, МБОУ СОШ №31
Руководитель: Сидорова Ольга Юрьевна,
магистр филологии, учитель русского яз. и
литературы, МБОУ СОШ №31
Иркутск, 2012г.
Содержание.
1. Введение. 2. Иркутск православный. 3. Заключение.
… Как Англия создала Лондон и
Франция Париж, так Сибирь создавала
Иркутск. Она гордится им, и не видеть
Иркутска– значит не видеть Сибири…
Н. Шелгунов
Православные памятники города.
В 2011 году наш замечательный город отмечает свой 350-летний юбилей, Основан он был в 1661 году служилыми казаками сына боярского Якова Похабова как острог – деревянная крепость на месте соединения двух рек: Ангары и Иркута. От этой реки и пошло название нашего города. Живописные сибирские просторы, благодатные земли, леса и реки, полные дичи и рыбы способствовали быстрому развитию Иркутского острога. В 1682 году он становится центром воеводства, а в 1686 году получает статус города и спустя несколько лет получает свой городской герб.
Уже к концу XVII века Иркутск был небольшим городом, в котором строились монастыри и росли предместья.
В XVIII веке в Иркутск приобретает все большее значение в связи с расширением русского государства на Восток, становиться важным транспортным узлом и центром торговли для Восточной Сибири, в 1764 году
Путь, длиною более чем в три века, пройденный городом, люди жившие в нем и события здесь свершавшиеся, наложили отпечаток на застройку и планировку города, на его архитектуру. Иркутск сохранил свой самобытный облик, который сочетает в себе и сияние церковных куполов, и красоту купеческих домов, и монументальность современных зданий и сооружений. В нашем городе сохранилось более 1200 памятников архитектуры, истории и культуры. Ему есть чем удивить и порадовать своих нынешних гостей и жителей.
«Иркутску есть что помнить и достанется, что передать потомкам из истории своей…» так сказал об Иркутске наш земляк, замечательный талантливый писатель Валентин Распутин.
Как невозможно объять необъятное, так невозможно охватить своим рассказом все памятники истории и архитектуры нашего города. А так как обычно любое поселение сопровождается постройкой храма и наш город не стал исключением, я в своей работе попыталась освятить именно эту страничку нашей истории.
Церкви - не просто плод финансовой щедрости купцов, ибо особые архитектурные стили Иркутских церквей — и их структуры, и их орнамента — несут в себе аромат как восточной, так и западной культуры, соединенных воедино городской торговлей.
Спасская церковь, расположенная на улице Сухе-Батора, 2 – самая старая каменная постройка Восточной Сибири. Сегодня здесь мало что напоминает о тех временах. Каменное здание церкви появилось гораздо позже. Она была воздвигнута на месте старой, деревянной, поставленной вместе с острогом в 1710 году. Это единственное строение Иркутского острога, сохранившееся до наших дней.
Собор Богоявления Господня, находящийся позади Спасской церкви был заложен в 1663 г. Когда первые жители Иркутского острога возвели деревянный храм – он сгорел в большом пожаре в 1716 г. Каменный храм был заложен в 1718 г., являлся главным храмом города до освящения в 1894 г. Казанского кафедрального собора.
В районе площади Кирова так же священно для православных иркутян. До 1932 г. здесь находился главный храм Иркутска - Казанский собор, который был построен в византийском стиле. Собор был заложен в 1875 г.
Иркутский Знаменский женский монастырь (теперь это Знаменский Собор) был заложен в 1693 г. на месте впадения реки Ушаковки в реку Ангару. Петр I придавал строительству этого монастыря особое значение: в это время шло обращение населения Сибири в православную веру
Крестовоздвиженский храм – он был построен в 1758 г. в стиле сибирского барокко. В 1933 г. служба храме была приостановлена, но в 1943 г. он был возвращен Иркутской епархии.
Михайло-Архангельская церковь (улица Академика Образцова, 1). В XVIII в. на территории Ново-Ленино располагался Вознесенский монастырь. Сегодня от всего огромного монастырского комплекса сохранилась только Михайло-Архангельская церковь.
На улице 5 Армии , 59 , находится Михаило-Архангельская Харлампиевская церковь (морская), которая была построена в 1890 г. на пожертвования купца В. Баклашина. Это единственный в нашем регионе «морской» храм.
Церковь Казанской Божьей Матери (улица Баррикад, 34) построена в 1892 г. в византийском стиле на средства граждан Иркутска, собранные почетным гражданином Иркутска А. М. Сибиряковым. Этот храм был освящен во имя Казанской иконы Божьей Матери – заступницы всей Земли Русской. Казанская церковь отражает пышный вариант Русско-Византийского стиля.
Николо-Иннокентьевский храм был построен в 1859 г. по просьбе жителей предместья Глазково (сейчас Свердловский округ). После революции в бывшей церкви расположили кинотеатр «Заря». Затем его закрыли.
Православные памятники города. Путь, длиною более чем в три века, пройденный городом, люди, жившие в нем и события здесь свершавшиеся, наложили отпечаток на застройку и планировку города, на его архитектуру. Иркутск сохранил свой самобытный облик, который сочетает в себе и сияние церковных куполов, и красоту купеческих домов, и монументальность современных зданий и сооружений. В нашем городе сохранилось более 1200 памятников архитектуры, истории и культуры. Ему есть чем удивить и порадовать своих нынешних гостей и жителей.
Наиболее старая часть города располагается в междуречье Ангары и Ушаковки. В свое время улицы возникали стихийно и представляли собой довольно сложную систему улиц, тупиков, переулков. Особенности этой застройки сохраняются в некоторых уголках города до сих пор. Пройдемся по улицам нашего города, в который раз удивимся его красоте и рассмотрим поподробнее некоторые памятники истории и архитектуры. Основание острога связано с территорией, прилегающей к центральной площади города - площади Кирова. Именно в этом месте - на берегу Ангары - появились первые деревянные постройки, и конечно же самыми первыми воздвигались церкви.
Христианство и его ветвь — православие на Руси — вызвали к жизни своеобразный пласт русской культуры — культовую архитектуру, которая являет собой синтез материи и духа. Этот соединение земного и небесного, материального и идеального совместило в себе культовое зодчество.
Церкви — не просто плод финансовой щедрости купцов, ибо особые архитектурные стили Иркутских церквей — и их структуры, и их орнамента — несут в себе аромат как восточной, так и западной культуры, соединенных воедино городской торговлей. Один русский историк, говоря об Иркутске 18-го столетия, отмечал, что богатая торговля обильно финансировала многочисленные постройки целого ряда крупных, богато украшенных храмов в Сибири, которые в короткое время сменили более старые деревянные церкви. При этом купцы часто руководили строительством церквей, в результате чего художественные достоинства зданий зависели не только от духовенства, но и от купечества. Вкусы же последнего не редко формировались в контакте с народами Сибири и Востока.
Русские историки искусства в Сибири давно обратили внимание на восточный характер Иркутской церковной архитектуры, правда, без сопоставления специфических деталей с их источниками. Все эти архитектурные нити, от Украины до Востока и Сибири, были сотканы в едином гобелене, который называют иногда "Сибирским барокко". Вне зависимости от того, насколько справедлив этот термин - это выражение является удобным способом подчеркнуть выраженный орнаментальный характер церковной архитектуры именно Сибири 18 века.
Спасская церковь, расположенная на улице Сухе-Батора, 2 – самая старая каменная постройка Восточной Сибири. Сегодня здесь мало что напоминает о тех временах. Каменное здание церкви появилось гораздо позже. Она была воздвигнута на месте старой, деревянной, поставленной вместе с острогом в 1710 году. Это единственное строение Иркутского острога, сохранившееся до наших дней. Из старой деревянной церкви в новую перенесли хоругвь с образом Спаса, с которой пришли русские люди в устье Иркута ставить острог. Спасская церковь была в ту пору собором, то есть главной церковью Иркутска. Эта церковь помнит многие события в истории города. В частности, в 1812 г. иркутское ополчение отправлялось на войну с Наполеоном после молебна, отслуженного здесь. В церкви имеется большая коллекция колоколов, в том числе уникальных «гилевских». В 2006 г. храм был возвращен Иркутской епархии. Сейчас в этом здании один из филиалов Иркутского областного краеведческого музея.
Иркутский Знаменский женский монастырь (теперь это Знаменский Собор) был заложен в 1693 г. на месте впадения реки Ушаковки в реку Ангару. Петр I придавал строительству этого монастыря особое значение: в это время шло обращение населения Сибири в православную веру. До сих пор в Соборе хранится пожалованное им Евангелие. В 1757 г. в монастыре была заложена каменная церковь. В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года в непосредственной близости от монастыря был расстрелян Верховный правитель России Александр Колчак. 2 ноября 2004 года на месте расстрела Александра Колчака возле Знаменского монастыря был установлен первый в стране памятник адмиралу.На территории монастыря находится Знаменская церковь(1757—1760). В монастыре также сохранились настоятельские кельи, старые кельи и Святые ворота. Внутри находятся мощи Иннокентия Иркутского — первого иркутского епископа. Там же похоронены Григорий Шелихов и Екатерина Трубецкая — первая из жен декабристов, последовавших за ними в Сибирь, 27 августа 1994 года в монастыре был возрождён обряд пострига монахинь.
Крестовоздвиженский храм – он был построен в 1758 г. в стиле сибирского барокко. В 1933 г. служба в храме была приостановлена, но в 1943 г. он был возвращен Иркутской епархии. В конце ХVIII века на холме воздвигли крест, предполагая основать женский монастырь, но монастырь (Знаменский) построили близ Ушаковки, а на этом месте срубили деревянную церковь, затем соорудили каменный храм.
Каменные храмы, возведенные в Иркутске в конце XVIII в., представляют собой интереснейшее явление в истории развития церковного зодчества. Обладая крупным масштабом, эффектностью объемного построения, остротой силуэта, они образуют единую группу памятников эпохи позднего барокко. Кроме того, архитектурный облик этих храмов повлиял на культовое строительство в городах и селах Иркутской епархии. Такие церкви, как Харлампиевская , Преображенская и утраченные ныне Благовещенская (1785), Преображенская, Вознесенский собор Вознесенского монастыря (1747—1767,) надолго определили особенности и направления развития церковного зодчества Восточной Сибири.
Михаило-Архангельская Харлампиевская церковь (морская), (находится на улице 5 Армии) была построена в 1777-1770 гг. на пожертвования купца В. Баклашина. Это единственный в нашем регионе «морской» храм. Его строительство было связано с освоением русскими Америки и открытиями русских купцов-мореплавателей. Именно здесь благословляли моряков, уходящих в плавание. В 1904 г. в церкви венчался исследователь севера, адмирал А. Колчак. Такие церкви, как Харалампиевская, надолго определили особенности церковного зодчества Сибири. Много раз храм страдал от разрушительных землетрясений, в страшном пожаре 1879 года выгорели незадолго до этого отремонтированные верхние приделы, пострадала колокольня и ограда, и каждый раз прихожане возвращали храму его великолепие. Долгие годы здесь располагалось общежитие университета. С 2005 г. началась ее реставрация, установлены крест и колокол, проходят богослужения. Рассказывали, что после поднятия креста на купол, в небе засияла радуга.
Говоря о ней, нельзя не обратиться к аналогам, которые находятся на севере России в городе Тотьме (церкви Рождества-Христова и Входо-Иерусалимская) и на Урале в Великом Устюге (Никольская и Преображенская церкви). Эти памятники барокко, созданные в 70—90-е гг. XVIII в., вне всякого сомнения, явились образцом для подражания при строительстве храмов Иркутска. В самом начале церковь складывалась из двух вертикальных объемов храма и колокольни. С северной стороны располагается двухэтажный придел. Вход в церковь первоначально осуществлялся через парадное крылечко. В 1860 г. это крыльцо было заменено на двухэтажный притвор, выполненный в стиле позднего классицизма.
Активное строительство храмов этого типа в 60—90-е гг. XVIII в. как в Тотьме, так и в Иркутске отразило успехи купцов, мореходов и промышленников и дало изумительный результат в архитектуре — «русский стиль морских открытий». В храмах, возводимых на купеческие средства нашел отражение пафос разносторонней деятельности просвещенного русского купечества XVIII в. с его помыслами и стремлениями, далеко перешагнувшими границы Российской империи. Им присуща подчеркнутая парадность, представительность архитектурного облика церквей, отличающихся богатым и пышным убором фасадов, особой высотностью и устремленностью всех форм вверх, которые как бы взлетают в небесные просторы своими стройными и изящными силуэтами.
В конце XVIII в. барокко уступило место классицизму не только в столице, но и во многих других городах. В Иркутске же, со свойственной провинции консервативностью, все еще возводятся барочные храмы. Но в то же время постройки этого периода знаменуют как бы переходный этап от барокко к классицизму. Одной из таких построек является Преображенская церковь (1795—1798, 1811 гг.) (ул. Тимирязева, 58), как и все предшествующие церковные постройки, возводится на средства иркутских купцов — Игнатьева С. Я. и Сухих. Предполагалось, что «церковь строена быть для мастеровых кузнецов», вероятно, поэтому ее отличает довольно скромный архитектурный облик и располагается она не в центральной части города, как все остальные церкви, а в рабочем предместье. Место под постройку губернатор предписал указать губернскому архитектору А. Лосеву. Возможно, проект был также заказан ему же. Строительство велось достаточно быстро, и в 1798 г. был освящен Ильинский придел, другой придел во имя архидиакона Стефана окончен в 1802 г. Возведение же главного храма во имя Преображения растянулось до 1811 г.
Обширная трапезная, включающая в себя приделы, соединяет храм и высокую трехъярусную колокольню, увенчанную стройным шпилем. В плане здание имеет пластичную форму за счет скругления западных стен приделов. Оригинальной особенностью интерьера является связь между трапезной и храмом.
Постройку отличает очень скромный фасадный декор, в котором элементы барокко сочетаются с элементами классицизма. Влияние классицизма ощущается в форме и пропорциях четко вычерченного венчания. Поверхности стен оставлены абсолютно гладкими, ранее они были окрашены, что контрастировало с белыми узкими пилястрами и наличниками. В целом постройка знаменует угасание барокко и переход к новому стилю. Кроме церкви сохранились ограда и дровяной навес (1848). Весь ансамбль занимает центральное место в композиции историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске».
Церковь Казанской Божьей Матери (улица Баррикад, 34) построена в 1892 г. в византийском стиле на средства граждан Иркутска, собранные почетным гражданином Иркутска А. М. Сибиряковым. Этот храм был освящен во имя Казанской иконы Божьей Матери – заступницы всей Земли Русской. Казанская церковь отражает пышный вариант Русско-Византийского стиля. С 1936 г. в церкви располагались склад базы книготорга, курсы киномехаников, завод «Сибирский сувенир». В 1988 г. Храм был восстановлен и передан Иркутской епархии.
Объемно-пространственная композиция постройки резко отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города. Объем церкви в целом компактный, ядро храма завершается двенадцатигранным барабаном с граненым куполом. До сих пор всегда четко прослеживалось деление храма и алтаря, а также приделов. В Казанской церкви в простую привычную логику построения культового сооружения привнесены новые мотивы. Декор фасадов обилен и выполнен в сложных формах архитектуры конца XIX в. и во многом использует византийские формы. Казанская церковь является одной из немногих сохранившихся построек стилевой архитектуры конца XIX в.
Николо-Иннокентьевская церковь (она же Глазковская), 1859-1866 гг. (ул. Профсоюзная, 45а), возведена в Глазковском предместье, расположенном на левом берегу Ангары.
Причиной строительства послужило прошение жителей селения, ранее причисленных в приход Троицкой церкви, расположенной в центре города, за рекой. В осенний и весенний периоды при отсутствии переправы через Ангару прихожане были лишены возможности посещать церковь и в связи с этим обратились в Иркутскую духовную консисторию с просьбой разрешить построить свою церковь. Преосвященный Евсевий, управляющий в то время Иркутской епархией, благословил строительство церкви, но поставил условие, чтобы церковь была каменная. В целях экономии решили колокольню делать деревянной оштукатуренной, а сам храм каменным небольшим — однопрестольным, посвященным двум святым Николаю Чудотворцу и Иннокентию, первому епископу Иркутскому, Другим непременным условием для строительства являлось также представление на рассмотрение в Иркутскую губернскую строительную комиссию плана и фасада здания. В 1858 г. комиссией утвержден проект церкви и архитектором Бельневским выбрано удобное место для строительства храма.
Строительство велось довольно скоро, и уже через год 21 сентября 1859 г. церковь была освящена. Но небольшой однопрестольный храм оказался мал для довольно обширного селения, и спустя четыре года после освящения с северной стороны церкви пристраивается Успенский придел, освещенный в 1866 г. Средства на возведение храма пожертвовал «тамошний житель» И. С. Могилев, им же были поставлены позолоченный резной иконостас и новая утварь.
В дальнейшем на долю Николо-Иннокентьевского храма выпало немало невзгод. В 30-е гг. XX в. разобрали колокольню и венчающие части храма. Более низкий объем притвора надстроили вторым этажом и все сооружение перекрыли общей металлической кровлей. Затем здание передали в ведомство иркутской киносети для устройства в нем кинотеатра, в результате чего последовала значительная внутренняя перепланировка. В настоящее время он находится в заброшенном аварийном состоянии.
В районе площади Кирова так же священно для православных иркутян. До 1932 г. здесь находился главный храм Иркутска - Казанский собор, который был построен в византийском стиле. Собор был заложен в 1875 г. строительные работы велись в течение многих лет и были закончены в 1895 г. Иркутский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений в России. Он вмещал 5 000 человек, его высота достигала 60 метров. Архтектурные достоинства храма высоко оценивались современниками. В 1932 г. здание Казанского собора было взорвано. Теперь на месте исчезнувшего храма возведена часовня во имя Казанской иконы Божьей Матери полностью копирующая его купол. Часовню установили в память о прошлом и в честь третьего тысячелетия христианства на Руси. В основание часовни заложены камни из соборного фундамента. Торжественное освящение часовни состоялось 4 октября 2000 года.
Заключение.
Мне в своей работе особо хотелось обратить внимание на удивительную красоту иркутских храмов, которые своей неповторимостью создают уникальный облик нашего сибирского города, покоряя сердца людей, впервые увидевших Иркутск и заставляя возвращаться в наш город снова и снова.
Сейчас православная культура переживает подъем, люди снова обращаются к традициям, закладывавшимся веками, и мы современники этого возрождения становимся сопричастными происходящему. Возрождаются и реставрируются храмы, несущие в себе жемчужины архитектурного зодчества, живописи. Мне отрадно думать, глядя на эти храмы, что точно так же на них смотрели мои ровесники жившие сто и больше лет назад.
Нам, живущим в Иркутске сейчас надо всеми силами стараться сберечь это наследие, создававшееся здесь на протяжении 350 лет, приумножить его и передать людям, которые здесь будут жить после нас не менее прекрасным. Хочется закончить работу стихами нашего земляка, поэта Марка Сергеева:
Пусть есть города и красивей, и выше,
Но где бы пути иркутян не легли,
Они тебя видят, они тебя слышат,
Любимый Иркутск – середина Земли…
Хризантема и Луковица
Всему свой срок
Как напиться обезьяне?
Галка в чужих перьях
Глупый мальчишка
Комментарии
Православные памятники города.
Исследовательская работа ученицы 6 класса. Особенно хотелось обратить внимание на удивительную красоту иркутских храмов, которые своей неповторимостью создают уникальный облик нашего сибирского города, покоряя сердца людей, впервые увидевших Иркутск и заставляя возвращаться в наш город снова и снова.