В работе ученица проследила влияние семьи, семейных ценностей на зарождение истинного благочестия. работа заняла призовое место на Вторых Андреевских чтениях в Астраханско-Енотаевской епархии.
Вложение | Размер |
---|---|
semi_astrahanskih_svyatyh.docx | 18.29 КБ |
Воспитание ребенка в семье.
Семьи астраханских святых.
Будущее нации – в руках матерей.
О. Бальзак.
Семьи бывают разные: большие и маленькие, счастливые и несчастные, дружные и не очень. Но любая полноценная семья – это прежде всего дети. А как воспитать детей достойными людьми? Об этом спорили и спорят люди с незапамятных времен. Конечно, универсального рецепта здесь нет и не может быть, каждая семья уникальна и неповторима, но проследить что-то общее в достойных семьях возможно, ведь именно там определяется и формируется личность человека.
Многие люди и в нашей стране, и за рубежом с Астраханью ассоциируют прежде всего арбузы, лотос, рыбалку, но совершенно не знают о том, что земля Астраханская – это своеобразный духовный колодец, способный напоить любого страждущего. Астрахань – это родина святых и подвижников благочестия. Об этом и хочется сейчас поговорить.
Астраханских святых, священномучеников, подвижников, святителей много, невозможно рассказать обо всех, тем более что об этом есть замечательная книга. Мы хотели бы понять, как влияли семьи, в которых они родились и воспитывались, на их жизненный путь и судьбу. Остановимся на некоторых из них.
Не все наши святители и святые родились в Астрахани, многих из них судьба или Божий промысел послал на нашу землю. Вот и святитель Феодосий, архиепископ Астраханский и Терский, был родом из Ярославской земли. Отец его Харитон был священником села Яковлевского, служил в церкви святого апостола Иакова. Дед Феодосия тоже был священником, так что, возможно, это была древняя священническая династия. Родители Феодосия вели благочестивый образ жизни, выполняли все церковные правила, соблюдали посты. Мария, мать мальчика, во время беременности часто ходила в храм Божий, причащалась святых Христовых тайн. Имя, данное новорожденному, было выбрано не случайно. Феодосий в переводе с греческого значит «Богом данный». Действительно, это было дитя, вымоленное и вскормленное молитвою своих благочестивых родителей, воспитанное в строгих правилах православной веры и с младенчества приготовленное к своей великой миссии святителя Божия.
В домах многих астраханцев раньше имелись иконописные изображения отрока схимонаха Боголепа Черноярского, но сейчас о нем мало кто помнит. Родился он в Москве(1647г.). Нарекли его Борисом, так как в тот день – 2(15) мая – праздновали перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба. Родители его были из знатного дворянского рода Ушаковых, из которого впоследствии вышли преподобный Феодор Санаксарский, праведный адмирал Феодор Ушаков. Отец отрока Яков и мать Екатерина были благочестивыми людьми, соблюдали все обряды церковные, посещали храм Божий, поучались словам Божественной Премудрости. Вот и Борис, будучи еще в пеленках, стремился в храм Божий. Как только мальчик слышал колокольный Благовест, он начинал плакать, а если младенца брали с собой в храм, то он замолкал, и лицо его озарялось светом неземной радости. Родители, видя это, стали постоянно брать ребенка на службу. Храм Божий был для Бориса как родной дом.
Священномученик Митрофан, будущий архиепископ Астраханский и Царевский, родился в Воронежской губернии, в бедной семье. Мать Анастасия Семеновна была дочерью сельского причетника, мечтала выйти замуж за священника, но никому не нужна была бедная невеста. Пришлось ей выйти замуж за простого рабочего и помогать ему в работе, что она и делала отменно. В тяготах и заботах женщина усердно молилась, просила Бога дать ей сына. Если уж не суждено ей было стать женой священника, то пусть ее сын станет священником. И Бог дал ей сына Дмитрия. С помощью благодетелей мальчика приняли в духовное училище, ведь ребенку из бедной семьи путь туда был закрыт. Родители гордились успехами сына, а вот товарищи по учению из зависти постоянно устраивали над ним злые шутки, после одной из таких Дмитрия собирались отчислять из училища как зачинщика. И только слезные просьбы матери, стоящей на коленях перед начальством, смогли спасти Дмитрия. О, слезы наших матерей! Святые слезы!
Жаркая молитва матери спасла и другого священномученика – иерея Григория Хлебунова. Отец Григорий родился в Симбирской губернии в крестьянской семье. Родители его, Никита и Татьяна, люди благочестивые, воспитывали сына в глубокой вере. В три года ребенок заболел и был близок к смерти. Мать так молилась об исцелении мальчика, что ей явилась Пресвятая Богородица, не только исцелившая младенца, но и сообщившая матери о Божественном Пути Дмитрия.
Священномученик иерей Николай Залесский родился в Астраханской губернии в семье псаломщика. Несмотря на бедность, отец дал всем детям духовное образование. Четверо сыновей стали священниками! Где еще можно увидеть такую семью? Двух братьев – Николая и Василия – ожидал мученический венец за исповедание Православной веры.
Из удивительной семьи вышел будущий епископ Астраханской епархии Леонтий. Отец – немецкий барон фон-Вимпфен, мать – московская дворянка из фамилии Воейковых. По вере своего отца мальчика крестили в лютеранской церкви с именем Леопольд. Под влиянием матери, глубоко и искренне верующей женщины, и сын, и отец, уже под влиянием своего сына, переходят в Православную веру. Блестящим перспективам карьеры при дворе Владимир (имя, данное при крещении) предпочел служение Церкви. Приняв Российское подданство, он навсегда связал свою судьбу с Россией, ставшей его духовной родиной.
Семья – это не только родители, но и другие родственники. В судьбе протоиерея Павла Александровского важную роль сыграл его дядя. Павел Георгиевич родился в Тамбовской губернии в семье бедного дьякона. В этой многодетной семье не могли всем детям дать должное образование, поэтому Павла воспитывал его дядя – священник Началовской церкви в Астраханском уезде Астраханской губернии Аристарх Виноградов. Именно дядя помог и поддержал Павла при поступлении в Астраханскую Духовную семинарию. Согласитесь, не у всех есть такие замечательные родственники.
Нам ничего не известно о детских годах мученика за Христа Егора Щукина, но то, что он получил достойное воспитание, понятно из его поступков и деяний в дальнейшем. Щукин – человек уникальный. Богач, купец-рыбопромышленник, он много помогал своему брату( вот оно, воспитание, ведь никто его не обязывал это делать), сострадателен к бедным. Невольно вспоминаются строчки астраханской поэтессы Нинель Мордовиной: «Ах, какие молодцы астраханские купцы!» Страшная смерть за веру Христову ожидала его в плену у хивинского хана. Ведь мог же отречься, сохранить свою жизнь и нажить новый капитал, но Вера и Честь не позволили ему это сделать.
Замечательным подвижником земли Астраханской был отец Артемий (в миру Алексий Ковшиков). Это был истинный пастырь и молитвенник. Родился Алексий в многодетной семье простых крестьян. Несмотря на бедность, родители Василий и Васса старались воспитать в детях истинное благочестие. Посещение Божьего храма, посты, паломничества в Троицко-Сергиеву Лавру подвигли Алексия на монастырское поприще. Но не сразу исполнилась его заветная мечта – уйти в монастырь. Юноша не мог оставить престарелых родителей, всячески помогал им. Незадолго до смерти родители благословили сына на монашество, и только после их смерти он принял постриг. Это ли не пример сыновней любви, о которой мечтают многие родители!
В русской Православной Церкви есть потрясающие примеры Веры, Надежды, Любви – это наши семейные пары, пример для подражания: Петр и Феврония, Адриан и Наталия, Захарий и Елисавета и другие. Их знают все. Но я считаю несправедливым, что не воздают должного уважения семьям, взрастившим Русских Праведников.Объем работы не позволяет рассказать о воспитании всех астраханских святых и подвижников, но даже по этой малой толике можно сделать определенные выводы. Семьи, в которых родились и воспитывались будущие Слава и Гордость Русской Православной Церкви, были разные – богатые и бедные, крестьяне и дворяне. Объединяло их одно: любовь к детям, именно К детям, а не любовь к себе в детях. Их просто любили, одобряли их выбор, не навязывали свою волю, как бы плохо или тяжело не было родителям, помогали, чем могли в трудной ситуации. В стихотворении А. Ахматовой есть такие строки: «Доля матери – светлая пытка, я достойна ее не была…». Так вот ЭТИ люди были ее достойны. Глубокий им поклон за то, что Господь Бог и они подарили миру этих замечательных людей. Скорбим. Любим. Помним.
Аэродинамика и воздушный шарик
Отчего синичка развеселилась
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Агния Барто. Сережа учит уроки
"Морская болезнь" у космонавтов