НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА
Красавица и дракон
Жили-были старик со старухой, и была у них красавица-дочка. Звали её Василиса. Они жили в маленьком доме в лесу. Как-то раз мать попросила свою дочку Василису собрать грибов. Она пошла в лес, набрала целую корзину грибов. И когда она счастливая шла домой, то упала в глубокую яму. Но это была не яма, а логово страшного и ужасного дракона. Однако Василиса была смелой, храброй. И она пошла вперед, не боясь ничего.
И вдруг перед ней встал страшный дракон и сказал страшным голосом:
«Ты не пройдешь, ты должна отгадать три загадки. Если отгадаешь - пройдешь, не отгадаешь - не пройдешь. И Василиса, ничуть не испугавшись, сказала: «Загадывай». Первая загадка:
Кто ходит утром на четырех ногах,
днем на двух, а ночью на трех.
У Василисы было всего три попытки. Когда она истратила две, она задумалась и сказала:
-Это человек, утро - это когда он маленький ребенок, ходит на четвереньках,
День - когда он уже взрослый, ходит на двух ногах, а ночью на трех - когда он становится старым и опирается на посох. Василиса была умной и красивой, а дракон был мудр. Но это был не дракон, а заколдованный принц.
Вторая загадка:
Уничтожает все кругом,
Цветы, зверей, высокий дом.
Сжует железо, сталь сожрет.
Мощь городов, власть королей
Его могущество слабей.
Василиса ответила ему:
- Это огонь. Но она ошиблась. Она сказала: «Лава». Снова ошиблась и подумала, подумала и сказала:
-Время. Со временем звери, цветы умирают, железо, сталь ржавеет. Третью загадку он не стал говорить и сказал:
-Я принц, заколдованный в дракона. Освободи меня, и я превращусь в принца. Василиса спросила:
-Как я освобожу тебя? Найди золотое яйцо, в нем ключ, ключ открывает шкатулку в нем моя душа человека, освободишь стану принцем. Василиса снова задала вопрос:
-Где я найду яйцо? В своей корзине с грибами. И пошла, она искать корзину нашла в ней яйцо, разбила его, в нем ключ. Вернулась к дракону и сказала:
-Где я найду шкатулку? Здесь в темном углу. Искала, искала и нашла, открыла, в ней пусто, она не знала, что душа невидима. Она открыла шкатулку, а душа сразу освободилась, вошла в дракона. А дракон превратился в принца, а его логово в замок. И вернулась она домой и рассказала всё своим родителям. И они сказали:
-Покажи нам этого принца. Она пошла в замок и позвала принца к себе домой, старик со старухой удивились. А через несколько дней они сыграли пышную свадьбу. И жили долго и счастливо.
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.doc | 55 КБ |
НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА
Красавица и дракон
Жили-были старик со старухой, и была у них красавица-дочка. Звали её Василиса. Они жили в маленьком доме в лесу. Как-то раз мать попросила свою дочку Василису собрать грибов. Она пошла в лес, набрала целую корзину грибов. И когда она счастливая шла домой, то упала в глубокую яму. Но это была не яма, а логово страшного и ужасного дракона. Однако Василиса была смелой, храброй. И она пошла вперед, не боясь ничего.
И вдруг перед ней встал страшный дракон и сказал страшным голосом:
«Ты не пройдешь, ты должна отгадать три загадки. Если отгадаешь - пройдешь, не отгадаешь - не пройдешь. И Василиса, ничуть не испугавшись, сказала: «Загадывай». Первая загадка:
Кто ходит утром на четырех ногах,
днем на двух, а ночью на трех.
У Василисы было всего три попытки. Когда она истратила две, она задумалась и сказала:
-Это человек, утро - это когда он маленький ребенок, ходит на четвереньках,
День - когда он уже взрослый, ходит на двух ногах, а ночью на трех - когда он становится старым и опирается на посох. Василиса была умной и красивой, а дракон был мудр. Но это был не дракон, а заколдованный принц.
Вторая загадка:
Уничтожает все кругом,
Цветы, зверей, высокий дом.
Сжует железо, сталь сожрет.
Мощь городов, власть королей
Его могущество слабей.
Василиса ответила ему:
- Это огонь. Но она ошиблась. Она сказала: «Лава». Снова ошиблась и подумала, подумала и сказала:
-Время. Со временем звери, цветы умирают, железо, сталь ржавеет. Третью загадку он не стал говорить и сказал:
-Я принц, заколдованный в дракона. Освободи меня, и я превращусь в принца. Василиса спросила:
-Как я освобожу тебя? Найди золотое яйцо, в нем ключ, ключ открывает шкатулку в нем моя душа человека, освободишь стану принцем. Василиса снова задала вопрос:
-Где я найду яйцо? В своей корзине с грибами. И пошла, она искать корзину нашла в ней яйцо, разбила его, в нем ключ. Вернулась к дракону и сказала:
-Где я найду шкатулку? Здесь в темном углу. Искала, искала и нашла, открыла, в ней пусто, она не знала, что душа невидима. Она открыла шкатулку, а душа сразу освободилась, вошла в дракона. А дракон превратился в принца, а его логово в замок. И вернулась она домой и рассказала всё своим родителям. И они сказали:
-Покажи нам этого принца. Она пошла в замок и позвала принца к себе домой, старик со старухой удивились. А через несколько дней они сыграли пышную свадьбу. И жили долго и счастливо.
Научно-исследовательская работа на тему: связь поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» с русскими народными сказками.
Подготовила: ученица 6 А класса Сопко Екатерина
Учитель-консультант: Чекусова Н.Б.
Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки
проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти
сказки! Каждая есть поэма!
А.С. Пушкин
Слова великого поэта, взятые в качестве эпиграфа к работе, выражают суть общности между произведением А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и русскими народными сказками, услышанными от своей няни, Арины Родионовны. Отсюда и то, что литературоведы определяют жанр пушкинского творения как волшебную сказку, а сам поэт называет сказки поэмами. Выяснять связь между ними, определить, насколько Пушкин использовал и обогатил народную литературную традицию-цель данной работы.
Сказки-произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения настолько они просты и естественны. А.С.Пушкин писал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка». А значит, сам поэт учился родной речи и культуре у устного народного творчества.
Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с так называемых присказок. Её назначение - подготовить слушателя к восприятию сказки. Принято говорить: «Это присказка- не сказка, сказка будет впереди».Следуя народной традиции, Пушкин начинает свою поэму с пролога, который является своеобразной присказкой: «У лукоморья дуб зелёный…»
Но пролог-присказка поэта хоть и вписывается в каноны построения волшебных сказок всё же существенно отличается: в нём перед нами предстают сюжеты различных сказок, рассказанных Пушкину няней. Для примера сравним фрагменты из сказок Арины Родионовны, записанных Пушкиным, и пролога поэмы: «…вот чудо: у моря луко-морья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи и по тем цепям ходил кот, вверх идёт сказки сказывает, вниз песни поёт…», «…из моря выходят тридцать отроков точь-в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час… и с ними старик…»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том :
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Традиционным элементом сказки является зачин. У волшебных сказок более развёрнутые зачины, например: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Есть зачин и в поэме «Руслан и Людмила»:
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мёд из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал…
В зачине мы знакомимся не только со сказочными, вымышленными персонажами, но и с конкретными историческими лицами: с князем Владимиром, с певцом Баяном. Да и действие поэмы происходит в стольном граде Киеве. Волшебные сказки- своеобразный вид устной приключенческой литературы народа. Сказочный герой путешествует в « тридесятое царство». Его поджидают чудеса, неожиданные испытание, ему нередко угрожает смерть. Зло в волшебных сказках представлено фантастическими, отвратительными существами-чудовищами. Например, Кащей Бессмертный, похищающий женщин – как правило, мать, жену или невесту героя сказки. В поэме Пушкина таким существом является Черномор – отвратительный карлик, вся сила которого в его волшебной бороде. Завязка поэмы заключается в том, что Черномор похищает Людмилу из объятий Руслана:
Всё смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной…
И снова терем пуст и тих…
Поэт намеренно усложняет интригу, отправив за Людмилой не одного Руслана, а и его соперников: Рогдая , Фарлафа, Ратмира. В поэме перед нами предстаёт путь каждого из них, их борьба, коварство, предательство. Это развитие действия Кульминацией в сказке является поединок между главным героем и персонажем, воплощающий зло Пушкин и здесь следует народной сказочной традиции- в поэме Руслан борется с Черномором, побеждая его, отсекая всесильную бороду. Сказки всегда заканчиваются благополучно. Герои обретают счастье, друг друга. Так происходит и в поэме А.С. Пушкина.
Сказки – произведения устного творчества, которые создавались по определённым законам, характерным этому жанру. Это сказочные приёмы, такие, как троекратный повтор. В сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» три раза Иван- Царевич должен выполнить задание, или в сказке «Сивка-бурка» младший сын, Иванушка, три ночи сторожил могилу отца, в три попытки доскакивал до царской дочери, три вида работ выполняет Емеля из сказки «Про Емелю-дурачка» : за водой ходил, дрова колол, в лес на печи за дровами ездил. Троекратный повтор – обязательный приём вообще для русского фольклора. Соблюдается ли эта традиция в поэме? Она своеобразно преломляется авторской фантазией, но, однако, встречается в произведении. Например, троекратная попытка старца-колдуна влюбить в себя Наину, окончившаяся крахом его надежд (своеобразная пушкинская ирония). Число три упоминается и при описании действий героев:
Потом три раза прошипела,
Три раза топнула ногой
И чёрным змеем улетела.
Три раза вступает в бой с огромной головой Руслан, всё-таки победив её:
Уже Руслан готов разить,
Уже взмахнул мечом широким
Вдруг, изумлённый, внемлет он
Главы молящей жалкий стон…
Итак, поэт следует народному канону, творчески обрабатывая его.
Волшебные сказки не были бы волшебными, если бы в них не описывались волшебные предметы и волшебные помощники, служащие героям или, наоборот, мешающие им. Ивана-царевича выручает серый волк, герою сказки «Сивка-бурка» приходит на помощь чудесный конь, у Мартынки есть волшебное кольцо («Волшебное кольцо»), у Елены Премудрой – волшебная книга. Герои волшебных сказок летают на коврах-самолётах, бегают в сапогах-скороходах, пользуются шапкой-невидимкой. Такую же шапку-невидимку надевает на себя Людмила, попав к Черномору . Руслан же добывает чудодейственный меч, способный поразить Черномора. А просыпается уснувшая невеста от прикосновения волшебного кольца, данного Финном.
Все события, произошедшие с героями, убеждают читателя в том, что кто честен, верен в дружбе и любви, обязательно окажется победителем, как и в волшебных сказках, где добро всегда берёт верх над злом. А оно у Пушкина – многопланово. Это и Черномор – похититель невест, и Наина – отвергнутая колдунья, и Фарлаф – коварный соперник Руслана. Финал поэмы, как и финал волшебных сказок, счастливый, зло наказано:
Чем кончу длинный мой рассказ?
Ты угадаешь, друг мой милый!
Неправый старца гнев погас;
Фарлаф пред ним и пред Людмилой
У ног Руслана объявил
Свой стыд и мрачное злодейство;
Счастливый князь ему простил;
Лишённый силы чародейства,
Был принят карла во дворец;
И, бедствий празднуя конец,
Владимир в гриднице высокой
Запировал в семье своей.
В волшебных сказках все элементы подчинены замыслу сказителя: помочь главному герою сразиться с нечистой силой – Кащеем Бессмертным, Бабой Ягой, Змеем Горынычем. Это фантастические, отвратительные персонажи. Они необыкновенно сильны и агрессивны. Они несут гибель людям и царствам. В поэме «Руслан и Людмила» таким персонажем является Черномор, вся сила которого в его волшебной бороде. Без бороды он теряет своё могущество. Но при чтении поэмы создаётся впечатление, что карла вовсе нестрашен, а даже смешон: Вот как он описан в сцене с Людмилой:
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьётся;
Встаёт, упал; в такой беде
Арапов чёрный рой метётся.
Не случайно и то, что его даже принял во дворец князь Владимир. В изображении Черномора Пушкин использует скорее иронию, тем самым новаторски преломляя сказочную традицию.
Совсем другое дело – Наина. Это воплощение коварства, хитрости, бесчестия. Она может перевоплощаться в животных, как и герои волшебных сказок. Колдунья своей отвратительностью очень напоминает Бабу Ягу:
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой.
Именно она помогает Фарлафу убить Руслана и присвоить себе победу. Этот поворот сюжета неожиданен в поэме, в нём проявляется «своеволие» замысла Пушкина-новатора, усложняющего сказочную интригу. Этим эпизодом поэт как будто доказывает мысль о том, что самое страшное зло исходит от людей – от их зависти и злобы.
Но силам зла противопоставлены силы добра, которые оказываются могущественней – ведь на их стороне правда. Руслану помогает даритель-старик, обучившийся чародейству. Именно он сопровождает главного героя во всех его приключениях, он же омывает раны мёртвой водой и оживляет витязя живой. Это сюжетный элемент, позаимствованный Пушкиным из народных сказок. Новаторство поэта проявилось в том, что Руслану помогают не животные, как в сказках, а человек, обучившийся колдовству.
Сказки занимательны и интересны не только приключениями героев, победы добра над злом, но и своим особенным образным языком, что и позволяло Пушкину сравнивать их с поэмами. Поэт, восхищался народными образами, использует в своей поэме постоянные эпитеты:
Наш витязь с жадностью внимая
Рассказы старца; ясны очи
Дремотой лёгкой не смыкал…
Повеселись, мой верный меч,
Повеселись, мой конь ретивый!
Но что сказал я? Где Руслан?
Лежит он мёртвый в чистом поле.
Они являются традиционным изобразительно-выразительным средством русского фольклора, как и гипербола:
И длился бой до тёмной ночи;
Ни враг, ни наш не одолел!
За грудами кровавых тел
Бойцы сомкнули томны очи…
С подъятой, грозною десницей
И в щёку тяжкой рукавицей
С размаха голову разит;
И степь ударом огласилась…
… Где ни просвищет грозный меч,
Где конь сердитый ни промчится
Везде главы сметают с плеч
И с воплем строй на строй валится…
Широко используются Пушкиным и сравнения:
К объятой голове смущеньем,
Как ястреб, богатырь летит.
И перья в тёмной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
Лазурный, пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан;
Покрылись кудри золотые,
И грудь, и плечи молодые
Фатой, прозрачной, как туман.
Как вихрь свистнул острый меч…
Играют яхонты, как глар.
Всё это подтверждает мысль Пушкина о том, что русскому языку нужно учиться у сказок.
Литература впитала в себя народную традицию, но и, конечно же, обогатила её авторскими находками, открытиями – пример тому поэма-сказка «Руслан и Людмила», где фольклорные каноны творчески осмыслены и переработаны пушкинским гением.
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Лавовая лампа
Нора Аргунова. Щенята
Плавает ли канцелярская скрепка?
Загадка Бабы-Яги