В данной работе шестиклассник рассматривает роль воды в различных произведениях фольклора и русской литературы, поднимая актуальную экологическую проблему состояния воды в наше время.
Вложение | Размер |
---|---|
alekseev.doc | 93.5 КБ |
ХII Областные школьные
Кирилло-Мефодиевские чтения
«Живая мёртвая вода…
(По страницам литературы
от фольклора до наших дней.)»
Автор: Алексеев Андрей,
МОУ Кротовская СОШ
«Образовательный центр», 5 «В» класс,
Самарская область, Кинель-Черкасский р-н,
с.Кротовка, ул.Куйбышевская, 21.
Руководитель: Иванова Ирина Павловна,
учитель русского языка и литературы.
Самарская область, Кинель-Черкасский район,
с.Кротовка, ул. Ленинградская, 18 – 2.
Самара
2011 год
Рецензия
на работу Алексеева Андрея «Живая мёртвая вода…
(По страницам литературы от фольклора до наших дней.)»
Реферат Алексеева Андрея соответствует заявленной теме, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы, логичностью, связностью, доказательностью. Работа структурно упорядочена, оптимально соотношение введения, основной части и заключения. Оформление работы соответствует предъявляемым требованиям: наличествует план, список литературы, правильно оформлены сноски и соблюдена культура цитирования.
Во введении ученик обосновывает выбор темы реферата и его актуальность, объясняя это тем, что в последние десятилетия земляне слишком потребительски относятся к воде, в связи с чем запасы пресной воды на планете стали резко сокращаться. Цель исследовательской работы Алексеева А. - показать роль воды в литературе от фольклора до наших дней и воспитательное значение изображения воды на читателей.
Материал реферата структурирован по главам, заголовки к частям текста отражают содержание глав. Материал реферата изложен разносторонне, ученик приводит примеры, иллюстрирующие теоретические положения, выражает свое мнение по проблеме, утверждая, что ценность воды во все времена была очень высока, и это легко проследить по русскому фольклору.
В результате работы выпускницей сделаны выводы о том, что произведения, на страницах которых изображается вода, - лучшие воспитатели, способные убедить человека в том, что вода – это жизнь, что сохранение жизни на Земле зависит от сохранности воды. А значит, мы и в ответе за эту жизнь.
В работе соблюдены нормы русского литературного языка, письменная речь ученика грамотна, эмоциональна, убедительна.
Аннотация.
В своей работе «Живая мёртвая вода…» Алексеев Андрей показывает роль воды в литературе, начиная с фольклора и заканчивая нашими днями. Пятиклассник доказывает, что с помощью литературных произведений можно вернуть уважительное отношение к воде, что так необходимо в наше время.
СОДЕРЖАНИЕ
Вода… Ей посвящены стихи и песни, рассказы и научные работы. «Сок жизни» - так назвал воду величайший художник и мыслитель Леонардо да Винчи. Это определение верно, ведь жизнь зародилась в воде.
Вода – величайшая ценность для всех жителей Земли. В нормальных условиях необходимо пить в сутки не менее двух с половиной литров воды, человек нуждается в воде больше, чем в пище. О многих интересных фактах, связанных с водой, я узнал на классном часе, когда мы говорили о пользе воды, о бережном отношении к ней. Там же я услышал слова французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты – самое большое богатство на свете…»
В тот день в школе на всех уроках обращались к теме воды. На уроке же литературы мы остановились на некоторых произведениях, в которых вода играет важную роль. Именно тогда вода, её место и роль в литературе и привлекла наше внимание в качестве предмета исследования.
Мы поставили перед собой цель: показать роль воды в литературе от фольклора до наших дней и воспитательное значение изображения воды на читателей.
Для достижения этой цели определили следующие задачи:
Уверены, что выбранная нами тема актуальна сейчас. Все жители нашей планеты знают о том, что запасы пресной воды на Земле ограничены. Но не все, к сожалению, соблюдают правила бережного и экономного отношения к воде. Поэтому хочется ещё раз с помощью литературных произведений напомнить землянам о ценности, особенностях и возможностях воды, о том, что человек и вода едины. Тем более, что многие школьники с возрастом забывают о значении месте и роли воды в литературных произведениях. Это показал и наш опрос: пятиклассники быстрее и больше назвали произведений (конечно, сказок), в которых встречается вода, а вот девятиклассники делали это гораздо медленнее. В результате оказалось, что с водой у ребят ассоциируются следующие сказки: «О рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкина (74 %), «Гуси-лебеди» (67 %), «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (49 %) «Русалочка» Г.Х.Андерсена (26 %), «Летучий корабль» (11 %). Причём последние две сказки ребят называли на основе мультфильмов. Значит, очень важно напомнить школьникам о роли воды, которая ценилась очень высоко с древних лет. Поэтому видна и практическая ценность моей работы.
Как много сказано о воде! Уже наши давние предки посвящали ей пословицы, песни, загадки. Пословицы, выражая народную мудрость, не только украшают нашу речь, но и учат бережному отношению к природе, в том числе и к воде. Вслушайтесь в них: «Лес да вода поле красят», «Апрельские ручьи воду будят», «Хлеб да вода – богатырская еда», «Вода путь найдёт», «Глубокая вода не мутится» [1].
Немало у русского народа и крылатых выражений (фразеологизмов) о воде. (Кстати, крылатыми их назвал Гомер, потому что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего.) Каждое их них можно заменить нейтральным синонимом, понятным всем, но не таким ярким и образным, как крылатое слово. Например, «Как в воду глядел» - как будто заранее знал; «Воду решетом носить» - заниматься бесполезным делом; «Воды в рот набрал» - молчит; «Воды не замутит» - смирный человек; «Из воды сухим выйдет» - останется безнаказанным; «Лить воду на чью-нибудь мельницу» - действовать в чью-нибудь пользу; «Водой не разольёшь» - очень дружные; «Вывести на чистую воду» - раскрыть чьи-нибудь тёмные дела и др. [2].
А как точно и тонко подчёркиваются свойства и особенности воды в загадках!
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (Вода)
Без ног ходит, без рта глотает. (Река)
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь. (Река) [3].
А вот современная загадка:
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без… (воды).
Думаю, все заметили, что в дошедших до нас через столетия пословицах и загадках подчёркивается то, что вода – часть природы, а в более современной приведённой загадке – практическая значимость воды.
Одним из самых моих любимых жанров литературы являются сказки. Вот где у воды часто главная роль, вот где она царствует как герой произведения. Многие из русских народных сказок начинаются с одинакового зачина: «На море-океане, на острове Буяне…». В сказках вода встречается в различных образах: реки, моря, дождя, воды живой и мёртвой. В сказках у воды важная роль: она то представляет собой грозную стихию, а то, наоборот, помогает героям произведения. Мы понаблюдали за ролью воды в нескольких народных и авторских сказках.
Так, в народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» вода наказывает героя: «Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком».
В другой не менее известной сказке, «Гуси-лебеди», девочке помогает молочная река:
«– Речка-матушка, спрячь меня!
– Выпей моего молочка!
Нечего делать, выпила. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели».
Из «Сказки о волшебной водице» узнаём, что вода может мирить людей: «И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А всё потому, что как только старик начнёт кричать, старуха сейчас за волшебную водицу. Вот сила–то в ней какая!»
Именно в народных сказках впервые встретили мы воду живую и мёртвую, поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на этих понятиях.
«Живая вода (сильная или богатырская) в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего сна. Она возвращает мёртвым жизнь и слепым зрение. Различие мёртвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде. Мёртвая вода называется иногда целительной: она заживляет нанесённые раны, сращивает рассечённые части мёртвого тела, но ещё не воскрешает его, только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По Афанасьеву, мёртвая вода – это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассечённые части матушки-земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы» [4].
В сказке «Иван-царевич и Серый волк» вода помогает воскресить главного героя: «Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану–царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил».
В авторских сказках вода получает продолжение. Например, в «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкина главному герою помогает чародей-старик, который сопровождает Руслана во всех его приключениях, он же омывает раны мёртвой водой и оживляет витязя живой. Этот сюжетный элемент А.Пушкин позаимствовал из народных сказок.
В немой глуши степей горючих
За дальней цепью диких гор,
Жилища ветров, бурь гремучих,
Куда и ведьмы смелый взор
Проникнуть в поздний час боится,
Долина чудная таится,
И в той долине два ключа:
Один течет волной живою,
По камням весело журча,
Тот льется мертвою водою;
Кругом всё тихо, ветры спят,
Прохлада вешняя не веет,
Столетни сосны не шумят,
Не вьются птицы, лань не смеет
В жар летний пить из тайных вод;
Чета духов с начала мира,
Безмолвная на лоне мира,
Дремучий берег стережет...
С двумя кувшинами пустыми
Предстал отшельник перед ними;
Прервали духи давний сон
И удалились страха полны.
Склонившись, погружает он
Сосуды в девственные волны;
Наполнил, в воздухе пропал
И очутился в два мгновенья
В долине, где Руслан лежал
В крови, безгласный, без движенья;
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан, на ясный день
Очами жадными взирает… [5].
А из сказки Петра Ершова «Конёк-горбунок» мы узнаём, что вода может омолодить и сделать красивым:
Вот конек хвостом махнул,
В те котлы мордой макнул,
На Ивана дважды прыснул,
Громким посвистом присвистнул.
На конька Иван взглянул
И в котел тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже.
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
Вот он в платье нарядился,
Царь-девице поклонился,
Осмотрелся, подбодрясь, [6].
С важным видом, будто князь.
Вода помогает героям А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане». Когда мать и ребёнка – жертв клеветы – поместили в бочку и бросили в море, море пожалело их и выбросило на берег:
"Ты, волна моя, волна!
Ты гуллива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!"
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько». [7].
А в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка» вода, море – дом главной героини, и только там она чувствует себя счастливой: «Далеко в море вода синяя- синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит».
В другой сказке Андерсена «Гадкий утёнок» для главного героя вода также играет большую роль в судьбе: «И он опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедем, который, увидев его, тоже поплыли к нему…» Вода помогла ему, так как благодаря отражению в озере он увидел не Гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Это спасло ему жизнь.
Таким образом, из всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что тема и образ воды занимает в сказках огромное место. В них она живое существо, которое положительным героям помогает, а отрицательных наказывает.
Поэты и писатели ХХ века тоже посвятили воде немало строк, сделали её героиней многих произведений. Среди писателей, создавших лучшие произведения о Родине и её богатствах, безусловно, выделяется К.Г.Паустовский. Я пока мало знаком с его творчеством, но мне уже известна его повесть «Мещёрская сторона».
В ней К.Паустовский написал о лесных реках и каналах «о двух речушках – Солотче и Пре, текущих на юг через леса, болота и гари. Солотча – извилистая и неглубокая река. В её бочагах стоят под берегами стаи язей. Вода в Солотче красного цвета. Такую воду крестьяне зовут «суровой». Пра течет из озер северной Мещоры в Оку. Деревень по берегам очень мало. В старое время на Пре, в дремучих лесах, селились раскольники. Кроме рек, в Мещорском крае много каналов. Еще при Александре II генерал Жилинский решил осушить мещорские болота и создать под Москвой большие земли для колонизации… Сейчас каналы эти заглохли и заросли болотными травами. В них гнездятся утки, живут ленивые лини и верткие вьюны. Каналы эти очень живописны. Они уходят в глубь лесов. Заросли свисают над водой темными арками. Кажется, что каждый канал ведет в таинственные места» [8].
Читаешь такие строки и чувствуешь, что автор не только хорошо знает эти места, но и любит их беззаветно. И это не случайно. Мещёрский край – последняя любовь К.Паустовского. Посвящая ему целую россыпь изумительно поэтичных, даже музыкальных, рассказов, писатель напоминает нам, что мы должны беречь наш мир, эту прекрасную землю.
По совету учителя литературы я прочитал недавно рассказ Е.Носова «Кукла» и был просто потрясён. Повествование начинается с описания любимых мест рассказчика: «Денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают воронки…», «Ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег и полоснёт по всей воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матёрый хозяин-сом…» [9].
И вот через несколько лет рассказчик снова оказывается в тех же местах. Что теперь видит он? «Поехал и не узнал реки. Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жёстким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. …всё язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прёт чёрная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей… Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину» [10].
Какая огромная разница между двумя зарисовками реки! Если в первой светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, радости, то во второй – краски мрачные, грязные. Ясные и открытые дали сменились другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески затянуло». Причину обмеления реки, изменений в природе Е.Носов видит в бездумном хозяйствовании, использовании большого количества химикатов.
Самое же страшное, по мнению автора, состоит в том, что в людях растёт безразличное отношение друг к другу, жестокость по отношению к природе. Изменить ситуацию ещё можно, если каждый задумается над ней, будет работать над собой, бережно относиться к земному богатству. И ещё об одном заставляет задуматься рассказ Е.Носова. Пожалуй, в ХХ веке меняет своё значение и словосочетание «мёртвая вода». Никак уже она не представляется жидкостью, которая способна заживить раны или срастить расчленённые части тела. Теперь слово «мёртвая» воспринимается в прямом своём значении по отношению к воде, т.е., по словарю С.И.Ожегова, «1.Умерший, лишённый жизни. 2.Лишённый жизненности, оживления. 3.Бесплодный, бесполезный» [11].
Когда я читал начало рассказа Е.Носова, то во втором описании реки узнавал наш родной Кутулук. Такое же мелководье с грязью и тиной, такие же берега, заросшие сорной травой и кустами, да ещё горы мусора, сброшенные сюда некоторыми жителями нашего села или оставленные любителями отдохнуть на природе. Конечно, есть среди кротовчан и те, кто к реке относится бережно; конечно, её берега регулярно очищают ( в том числе и мы, школьники). Но пока среди нас живут жестокие, бессердечные люди, не понимающие, что вредят самим себе, когда губят реку, мы будем слышать «вздох речной воды». Именно об этом стихотворение учителя нашей школы Борисенко Н.П.
Ещё апрель не начался,
А лёд на речке поднялся.
И скоро-скоро понесёт
Она прозрачный хрупкий лёд.
А по пологим берегам
Весна навстречу выйдет к нам.
И рада ей моя река:
Она наполнит берега,
Напомнит плеском волн весна
Её былые времена,
Когда с хрустальных берегов
Смотрелась в речку синь кустов,
Когда под вечер соловей
Пел о любви реке моей…
Пройдёт весна, спадёт вода –
Не будет радости следа.
На мелководье – тина, ил,
На берегах лишь хлам один.
И слышен вздох речной воды –
Так ждут печалей, ждут беды…
К сожалению, такими страшными и грустными произведениями всё пополняется и пополняется современная литература. Их авторами становятся и школьники, участвующие в конкурсах экологических сказок и стихов. А героем таких произведений часто выступает вода.
Проведя наблюдения над текстами различных произведений, мы сделали несколько важных выводов:
Заканчивая наблюдение за темой воды в литературе, мы делаем главный вывод: произведения, на страницах которых изображается вода, - лучшие воспитатели, способные убедить человека в том, что вода – это жизнь, что сохранение жизни на Земле зависит от сохранности воды. А значит, мы и в ответе за эту жизнь. Остаётся только спросить себя: а правильно ли ты используешь то, что дано природой, не растрачиваешь ли впустую драгоценный «сок жизни», что ты сделал для того, чтобы вода перестала быть мёртвой в прямом значении этого слова? Истина, сокрытая в литературе с древних лет и до наших дней, осветляет память и мысли, заставляет посмотреть на такую привычную воду другими глазами. И невольно вспоминается стихотворение, на которое случайно наткнулся на сайте Наиля Бигеева и которое уже не выходит из головы:
Родилась мирным родником
Или грозой гремучей.
Растёт проворным ручейком
Потом рекой могучей.
Несёт богатство, доброту.
Нет сил её предела,
И корабли её в порту,
Уставшие от дела
Стоят, задумавшись о том,
Как сделать жизнь краше,
Что с нами сбудется потом
И что с Землёю нашей.
А сколько рыбы в ней живёт
Красивой, но молчащей,
Как мыслей пламенных полёт,
Прекрасное таящих.
И с ней по жизни на века,
Заросшие, крутые,
Идут родные берега
Побитые, стальные.
Она ласкает их всегда
За верность их и силу.
Им не изменит никогда
И вечно будет милой.
Родившись чистым родником
Или грозой гремучей,
Уйдёт неслышно так - тайком
А после станет тучей.
Мне — тяжело её понять
Она ведь так текуча…
То лёд, то пар, а то опять
Красива и могуча.
И всё ж какой бы ни была,
Её мы любим страстно.
Она живое родила,
Ругать её напрасно.
Список литературы
[1] Фольклор народов России. В 2 т. Т.1: М.: Дрофа, 2002..
[2] Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И.Молоткова. – М., 1967.
[3] Фольклор народов России. В 2 т. Т.2: М.: Дрофа, 2002.
[4] Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Ефрона. – М., 2007, с. 207
[5] Пушкин А.С. Руслан и Людмила.
[6] Ершов П.И. Конёк-горбунок.
[7] Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане.
[8] Паустовский К.Г. Мещёрская сторона.
[9] Носов Е.И. Кукла / Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ Авт.-сост. В.Я.Коровина, М., 2003, с.158.
[10] Там же, с. 159.
[1] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1994, с.347.
www.storybook.ru/russian/
Глупый мальчишка
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Серебряное копытце
Ребята и утята
Нора Аргунова. Щенята