Сказка-один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. С самого ранего возраста мама читает нам сказки. Мы любим их, хотим быть похожими на героев, обладать волшебными предметами, которые нам бы помогли жить, стать красивыми, богатыми и успешными. Но никогда не задумывались над тем, почему в сказке так трудно герою добиться желаемого, почему ему не один раз приходится пройти трудные испытания и с чем они связаны. Народные сказки не имеют времени. Их читали наши бабушки, родители, читаем мы, и будут читать наши потомки, и наверняка, будут так же задумываться над их смыслом. На примере двух известных народных сказок "Сивка -Бурка" и "Крошечка -Хаврошечка" попытаемся об'яснить как в сказках воплощаются представления древнего человека о мире, показать признаки волшебной сказки и сравнить их.
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnyy_analiz_skazok.rar | 1.48 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Сравнительный анализ сказок
«Крошечка Хаврошечка» и «Сивка-Бурка»
II Районная научно- практическая конференция для младших школьников «Первые шаги»
Автор: Безносова Милена,
МОУ «Гимназия», 4 класс
Руководитель: Калашник Т.А.,
учитель начальных классов
Шелехов, 2011 г.
Содержание
I. Введение………………………………………………………………. .3
II. Основная часть………………………………………………………. 4
2.1. Представление древнего человека о мире
а) Мировое дерево
б) «Свой» и «чужой» мир природы
в) Отношение к растениям и животным
2.2. Признаки волшебной сказки
а) Связь с «чужим» миром
б) Композиция сказки: закон троичности
в) Главный герой сказки
г) Наличие волшебного помощника и предмета
2.3. Сравнительный анализ сказок «Крошечка Хаврошечка» и
«Сивка-Бурка»
III.Заключение……………………………………………………………9
IV.Список литературы…………………………………………………. 10
V. Приложение…………………………………………………………. 11
Введение.
Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.
С самого раннего возраста мама читает нам сказки. Мы любим их, хотим быть похожими на героев, обладать волшебными предметами, которые помогли бы нам жить, сделали нашу жизнь легкой, красивой, богатой. И никогда не задумывались над тем, почему в сказке так трудно герою добиться желаемого, почему ему приходится не один раз пройти через трудные испытания, и с чем эти испытания связаны.
И только становясь старше, непременно замечаем, что в сказке не так-то уж все просто, как кажется на первый взгляд, что ее герои совершают почему-то одни и те же поступки, попадают в одни и те же положения, то есть чудесные сказочные истории повторяются. И тогда возникают неизбежные вопросы. Почему, например, отец, умирая, всегда завещает своим сыновьям приходить на могилу? Почему избушка у Бабы Яги на курьих ножках стоит к лесу передом, а к человеку задом? Почему животные могут оборачиваться людьми и наоборот? Почему голубки, вылепленные из теста, оживают? И еще много-много почему. Народные сказки не имеют времени, определенной привязанности к месту, их читали наши бабушки, родители, читаем мы и будут читать наши потомки и также будут задумываться над их смыслом. В этом и заключается актуальность исследования.
Объектом исследования выступают народные сказки
Предмет исследования: сравнительный анализ сказок «Крошечка Хаврошечка» и «Сивка-Бурка»
Цель работы: на примере двух известных русских народных сказок «Крошечка Хаврошечка» и «Сивка - Бурка» попытаться объяснить, как в сказках воплощаются представления древнего человека о мире, показать признаки волшебной сказки и найти сходство.
В соответствии с целью работы и гипотезой были поставлены следующие задачи:
Методы исследования, использованные в работе: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сравнение и анализ
Представления древнего человека о мире.
У всех древних народов было представление о мире, как о Мировом дереве, которое стоит в центре земли и соединяет Средний мир, где живет сам человек с большинством наземных животных, Верхний мир, где находится солнце, луна и звезды, запасы воды и молнии, где летают птицы, и Нижний мир, где спрятаны камни и металлы, где обитают подземные и подводные животные. Образ мирового дерева у наших далеких предков связывался прежде всего с дубом, поэтому так часто встречается это дерево в сказках и загадках. «Стоит дуб – стародуб, на том дубе – стародубе сидит птица – ветреница…» (См. Приложение 1)
Крона мирового дуба уходит в небеса: там звезды и по кромке кроны дерева расхаживает птица-феникс, представитель верхнего мира. Корни дерева уходят в Нижний мир, в корнях ютится змей, представляющий Нижний мир. Слева от мирового дерева (левая сторона – волшебный мир) – ночь, луна, русалка на ветвях как представитель Нижнего мира, зима. Справа - лето, солнце.
Поскольку мир природы человеку нужно покорить, присвоить, человек делил мир строго на две половины – чужой, то есть не присвоенный, и свой, присвоенный. Например, до охотничьего обряда медведь – чужой, а после обряда – свой. До обряда посвящения в мир взрослых подросток - чужой для племени, а после обряда – свой, которому можно рассказать все охотничьи секреты и поведать тайные знания о великой природе.
Даже времена года и стороны света были свои и чужие. «Свои» стороны света – те, что связаны с восходом солнца и источником тепла – юг, восток, «чужие» - с заходом солнца и зоной холода – запад и север. «Свои» времена года также связаны с пробуждением природы к жизни и с наступлением тепла, а «чужие» - с сезонным умиранием природы и наступлением холода.
В понимании древнего человека числа тоже были свои и чужие. Число «2» выражало деление мира на свой (правильный) и чужой (изнаночный, волшебный). Число «3» соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба, например. Число «4» соотносилось с квадратом и выражало целостность своего, земного мира, ориентировало человека в мире, показывая ему 4 стороны света, 4 времени года. Число «7» родилось из суммы двух основных чисел: «3» и «4». Поэтому это число считалось выражением полной гармонии мира, которая основана на соединении двух миров – своего и чужого. Этому числу соответствовало 7 дней недели. Число «12» родилось путем умножения чисел 3 и 4, поэтому тоже считалось в древности священным, волшебным. Ему соответствует 12 месяцев. Само умножение для древнего сознания – это усиление числа в неопределенное количество раз. Поэтому число 9, полученное как произведение 3 на 3, - тоже волшебное. Оно обозначает также единство трех миров: Среднего, Верхнего, Нижнего. Число 10 – это тоже признак усиления, поэтому, чтобы показать земную силу какого-нибудь коллектива, сказка говорит, что братьев или сестер было 40, то есть 4 умноженное на 10.
Цвета также делились на цвета своего мира и чужого. Цвета чужого мира – белый и черный, поскольку в обоих случаях цвет отсутствует (чужой мир – изнаночный, в нем все наоборот), а также золотой, или рыжий, поскольку золото добывали из-под земли, то есть из Нижнего мира.
В древности человек считал, что каждая часть тела человека, животного или растения имеет самостоятельную жизнь. Так волос человека, например, может оказать такую же помощь (или вред), как и сам человек, им обладающий. А раз так, значит, отдельную часть можно передавать другому, как самостоятельный предмет, который обладает всеми свойствами целого, а значит, обладает и душой, и силой.
Древние люди думали, что каждое племя, род происходит от какого-то предка – животного. Такой предок по - научному называется «тотемом». Люди полагали, что все окружающие их звери, рыбы, птицы – тоже люди, только в других одеждах, что при определенных обстоятельствах каждый из них может превратиться в человека - и обратно. А уж человечью-то речь они понимают наверняка. Считалось, что тот, кто побывал внутри у тотемного зверя, зарядился его силой, совершенно непобедим. Тотемные животные считались священными, почитались особо, и люди называли их часто подставными именами. Охота на них была запрещена.
Признаки волшебной сказки.
Сказка, или Казка, байка, побасенка (древнейшее ее название басень – от слова «баять» - «говорить») – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.
Ученые предполагают, что волшебная сказка окончательно сложилась на Руси в эпоху Средневековья, когда вся страна была раздроблена на отдельные земли, княжества. Но зародилась она раньше, еще до принятия христианства: в те времена на Руси поклонялись языческим богам. Мир волшебной сказки – мир многобожия, то есть язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, Водяной, Морской царь.
Мир в волшебной сказке делится на «свой» и «чужой». Существование ряда земного и другого мира – это черты волшебной сказки. Мотив превращения человека в животное или птицу и обратно – тоже мотив волшебной сказки.
Композиция волшебной сказки содержит троекратное повторение, всегда действует закон троичности: в семье три брата, три сестры, герой трижды наносит удар по врагу. Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Этот прием не только увеличивает напряжение, но и придает сказке композиционную стройность, строгость.
Главный герой сказки всегда молод. По представлениям первобытного человека, мудрость можно получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Вот откуда эти походы в разные медные и прочие государства, в подземный и подводный мир! Использование уменьшительно-ласкательных форм в именах указывает не только на обращение к маленькому, младшему, но и на то, кто же герой сказки.
У героя есть волшебные помощники. Их может быть разное количество. Наличие волшебного предмета, который помогает найти путь или выполнить трудное задание тоже признак волшебной сказки.
В сказке жених получает жену за какие-то условия и подвиги. И чаще всего он женится не в том царстве, где родился, а в том, откуда родом его супруга. Эта, казалось бы, не очень важная деталь тоже говорит о том, что волшебная сказка родилась в глубокой древности, когда жену по обычаю, брали (а иногда и похищали) из другого рода.
Украшают волшебную сказку и разные прибаутки, присказки - коротенькие шуточные зачины, часто стихотворные.
Сравнительный анализ сказок.
Все сказки являются одним из источников сведений о жизни древних. Чтобы разгадать хотя бы некоторые из тайн жизни древних людей, нам надо много знать и, главное понимать. Мы попробуем объяснить некоторые загадки, которые оставили нам далекие предки и сделаем это, сравнив две волшебные сказки: «Крошечка Хаврошечка» и «Сивка – Бурка» по следующим параметрам:
Первый вопрос, на который мы ответим: каков же герой волшебной русской сказки? (см. Приложение 2)
Крошечка-Хаврошечка – самая маленькая и, видимо, младшая, в приемной семье. Если бы, Хаврошечка была родной дочерью в семье, то скорее всего она была бы третьей, самой младшей.
Иванушка-дурачок – третий сын, самый младший.
В именах того и другого героя используется уменьшительно-ласкательная форма: этой формой подчеркивается и то, что он младший, и хорошее к нему отношение.
Во внешнем виде также есть сходство: оба героя отмечены какой-нибудь недостаточностью: мала ростом, чумаза Хаврошечка, глуповат Иванушка.
В семье их положение тоже одинаково: родственники Иванушки и члены той семьи, где живет Хаврошечка, не любят их, всячески вредят, высмеивают.
Это относится и к социальному положению героев: Хаврошечке – сироте – не достанется никакого наследства, и Иванушка при дележке наследства будет обделен, поскольку он самый младший.
Но зато Хаврошечка и Иванушка получают помощь от представителей волшебного мира, поскольку они являются их настоящими тотемными предками: у Хаврошечки – коровушка, у Иванушки – Сивка-Бурка. (см. Приложение 3) И Хаврошечка пролезает сквозь корову, чтобы выполнить трудное задание, и Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.
В сказке про Хаврошечку не указано, в какое ухо корове влезла девочка, но можно предположить, что в правое, так как за то время, пока она пролезала, происходили чудеса – немыслимо большая работа была моментально выполнена. Хочется обратить внимание на то, что и конь и корова понимают человека, а человек, в свою очередь, понимает речь животных.
Выяснив, что Хаврошечке и Иванушке помогают волшебные помощники, давайте определим, какие же отметины волшебного мира есть во внешности Сивки-Бурки и коровушки. Кроме того, что конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая», во время бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет», то есть он откровенно огненного происхождения. Внешний вид коровушки не описан в сказке, но раз она является представителем волшебного мира, то скорее всего она должна быть рыжего цвета, такого же, как и волшебный конь.
В сказке «Крошечка-Хаврошечка» есть еще один представитель волшебного мира – яблонька, которая вырастает из косточек коровы, и не случайно листья на яблоньке золотые, а веточки серебряные. И золото, и серебро – признаки волшебного мира.
Давая задание – сорвать яблоко с такого дерева, герой проверяет, кто из персонажей настоящая героиня, то есть человек, обладающий поддержкой волшебного мира. В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем. (См Приложение 3)
Построением каждой волшебной сказки управляет число три, так как именно это число является нечетным, то есть связанным с чужим миром, выражает замкнутость, круг. Поэтому именно на третью ночь идет ловить коня Иванушка, три раза надо крикнуть, чтобы конь явился, три раза Иванушка штурмует терем с царевной. Три раза Одноглазка, Двуглазка и Триглазка следят за Хаврошечкой.
В обеих сказках мы находим подтверждение тому, что древние люди верили в силу слова, магическую силу заклинания, или «заклички», с помощью которой, после троекратного свиста, Иванушка вызывает коня: «Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» Настоящая причина сна Одноглазки, Двуглазки и Треглазки – магия волшебного слова, которое знает Хаврошечка. Именно Хаврошечка усыпляет девушек словами: «Спи глазок, спи, другой!». И именно потому, что Хаврошечка забыла о существовании у Треглазки третьего глаза и не «заговорила» его, Триглазка этим не уснувшим глазом все и видела. (См. Приложение 4)
И, наконец, как в любой сказке, в этих сказках герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: мужа встретила Хаврошечка - «сильного человек – богатого, кудрявого, молодого», Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.(см. Приложение 5)
И как во всех сказках: «Веселым пирком да за свадебку!». «Я на том пиру был – мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».( см. Приложение 6)
Заключение.
Фантазия волшебной сказки как будто беспредельна. Как будто бы в ней все возможно: брошенный через плечо гребень разрастается непроходимым лесом, кинутая героиней голубая лента растекается широкой рекой, страшное чудище оказывается заколдованным принцем, изрубленный на мелкие кусочки герой, а потом сбрызнутый мертвой и живой водой, оживает. Действительно ли в сказке все «вранье»?
На примере двух известных русских народных сказок «Крошечка Хаврошечка» и «Сивка - Бурка» мы объяснили, как в сказках воплощаются представления древнего человека о мире, показали, какие признаки имеют волшебные сказки и установили их сходство.
Воспользуйтесь знаниями наших ученых, и тогда откроется вам удивительная дорога в глубь веков, к нашим далеким предкам, к их нравам, обычаям, особенностям миропонимания.
В добрый путь!
Список литературы
Приложение 1. Мировое дерево
Приложение 2. Герой волшебной русской сказки
Приложение 3. Волшебные помощники
Приложение 4. Магия слова
Приложение 5. Торжество героя
Приложение 6. Веселым пирком да за свадебку!
Есть ли лёд на других планетах?
Сверчок
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Весенняя сказка