Дерево — один из древнейших скульптурных материалов. Деревянная скульптура была распространена в странах Древнего Востока. Это подтверждается сообщениями историков древности — Павсания, Плиния и других. Деревянные изображения богов были распространены и в Греции, и в Риме (деревянные статуи нередко обшивались листами бронзы, что привело в дальнейшем к появлению бронзовых статуй). История деревянных скульптур очень богатая.
Дерево для скульптуры применялось самое разнообразное. По словам Павсания, в древности скульптура богов делалась из черного дерева, кипариса, кедра, дуба, тиса. Кроме этих пород, скульпторы использовали также клен, самшит, дикую грушу, тую, липу, смоковницу, мирт, ель, вяз, виноградную лозу, можжевельник, ладан, пальму, тополь, дикую сливу. В выборе того или иного материала, помимо его прочности, часто играли роль и соображения культа.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skulptura_medved.doc | 1010.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Коноваловская средняя общеобразовательная школа
Мероприятие «Ярмарка проектов»
скульптура
Выполнил:
Ученик 8 класса
Алексеев Виктор Андреевич
Руководитель:
Никифоров Руслан
Васильевич
Учитель технологии
с. Коновалово – апрель 2019г.
Содержание:
1.Историческая справка
История деревянной скульптуры.
Дерево — один из древнейших скульптурных материалов. Деревянная скульптура была распространена в странах Древнего Востока. Это подтверждается сообщениями историков древности — Павсания, Плиния и других. Деревянные изображения богов были распространены и в Греции, и в Риме (деревянные статуи нередко обшивались листами бронзы, что привело в дальнейшем к появлению бронзовых статуй). История деревянных скульптур очень богатая.
Дерево для скульптуры применялось самое разнообразное. По словам Павсания, в древности скульптура богов делалась из черного дерева, кипариса, кедра, дуба, тиса. Кроме этих пород, скульпторы использовали также клен, самшит, дикую грушу, тую, липу, смоковницу, мирт, ель, вяз, виноградную лозу, можжевельник, ладан, пальму, тополь, дикую сливу. В выборе того или иного материала, помимо его прочности, часто играли роль и соображения культа.
За деревянной скульптурой был постоянный уход. Ее мыли и натирали воском. Нередко скульптура натиралась и эфирными маслами — для благоухания.
В России, богатой лесами, дерево было одним из любимейших пластических материалов. Любовь к дереву — это поистине первая любовь русского художника, зодчего, плотника и резчика, зародившаяся еще на заре русской культуры. Русское искусство располагает многочисленными образцами пластической обработки дерева, относящейся к различным периодам и состоящей в декоративной резьбе с изображением сюжетов. При этом имеет место и круглая скульптура. Искусство резьбы было связано не только с народным зодчеством и изготовлением разнообразнейших изделий прикладного декоративного характера, но и с церковным декоративным искусством.
Для исполнения деревянной скульптуры применялись главным образом сосна, липа и дуб в виде кряжей, брусьев и досок, которые для резчиков заготовлялись плотниками. Применение этих древесных пород для скульптуры подтверждается рядом документов.
В тех случаях, когда деревянная скульптура должна была находиться в особо неблагоприятных условиях или прослужить очень большой срок, ее исполняли из дуба.
Интересно отметить, что в декоративной отделке деревянных фигур в XVIII веке применялся особый прием, состоящий в том, что деревянная скульптура, предназначенная стоять на открытом воздухе, обычно обивалась холстом, покрывалась левкасом и только после этого расписывалась лаковыми красками и украшалась «золотой» росписью, целиком покрывалась бронзовым порошком — сусальным золотом.
В XIX веке роль дерева как пластического материала постепенно уменьшается. Во второй половине XIX века скульптура из дерева окончательно вытесняется глиной, которую растущий импрессионизм избирает себе как основной материал, хорошо воспринимающий мазки и отпечатки пальцев, чтобы потом так же хорошо повторить их в бронзе. В это время дерево почти полностью исчезает на многие годы из мастерских скульпторов. Но в первые десятилетия нашего века дерево снова начинает использоваться скульпторами.
1
2.Обоснование выбора проекта
Для проекта я выбрал тему скульптура «Бурый Медведь». Дерево можно назвать поистине магическим материалом, который способен перевоплотиться в мебель, предметы быта, напольное покрытие. Но когда мастер создает скульптуру это похоже на настоящее волшебство.
Изделия из дерева – яркое явление в русском искусстве: сувениры, шкатулки, деревянная скульптура, статуэтки всегда являлись гордостью наших резчиков.
В дереве воплощаются самые различные образы, которые могут быть и персонажами русских сказок, и китайскими драконами, и азиатским Буддой.
Мы часто задаемся вопросом, какой подарок подарить на день рождения своим близким, друзьям и товарищам. На этот вопрос есть один прекрасный ответ. Скульптуры из дерева могут послужить прекрасным выбором. Статуэтки из дерева могут иметь очень красивый внешний вид. Красивые деревянные статуэтки прекрасно сочетаются с любым интерьером. Это не удивительно, так как дерево само по себе является универсальным материалом, который используется во многих руслах. Фигурки бывают разных цветов, размеров. Статуэтки из дерева, удивят Вас своим внешним видом, таким искусным и мастерски выполненным. Резные статуэтки из дерева имеют большое разнообразие и огромное количество вариаций! Это прекрасно, так как статуэтки украсят любое помещение, так же их можно с легкостью коллекционировать!
ЦЕЛИ:
1. Разработка и выполнение творческого проекта совместно с учителем.
2.Знакомство с историей возникновения деревянной скульптуры.
3. Разработка и изготовление скульптуры.
4. Оценка проделанной работы.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить историю деревянной скульптуры.
2.Познакомиться с материалом и инструментами для резьбы.
3.Освоить приемы выполнения операций.
4.Выбрать модель.
5.Составить технологическую последовательность изготовления
изделия.
6.Изготовить скульптуру.
7.Защитить проект.
Требования, предъявляемые к изделию:
1. Конструкция должна соответствовать назначению.
2. Для изготовления скульптуры использовать экологически чистые материалы.
3. Изделие должно иметь красивый внешний вид и гармонично вписываться в интерьер.
2
3. Выбор варианта проекта
Просмотрев различные источники информации, я выбрал те скульптуры медведей, которые мне больше понравились.
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис.4
Все модели оригинальны, но первые три очень сложны в изготовлении. Четвертая модель отвечает всем предъявленным требованиям и подходит для работы по данному проекту более остальных, так как я на уроках технологии учусь работать с деревом.
3
Проведя анализ существующих скульптур, я выбрал вариант предложенный на рис. 4, потому, что:
1) хороший дизайн;
2) изделие несложное в изготовлении;
3) статуэтка гармонично впишется в интерьер любого помещения.
При выборе проекта считаю целесообразным учесть следующие факторы:
Планируемые технологические операции
Таблица 1
Технологические операции | Применяемые инструменты и оборудование |
разметка | карандаш, линейка, угольник |
пиление | ножовка, лобзик |
строгание | рубанок |
сверление | сверлильный станок, сверла |
сборка | верстак, клей ПВА |
скульптурная резьба, выжигание | стамески разной формы, выжигатель |
зачистка | шлифовальная шкурка |
отделка | кисти, лак |
4
4. Эксплуатационные требования
Конструкция проектируемой скульптуры должна быть достаточно жёсткой для надёжной и длительной эксплуатации. В тоже время, изделие должно иметь предельную массу и соответствующие габариты. Скульптура соединена с основанием на шканты с клеем. Габаритные размеры скульптуры определяем, исходя из ранее указанных факторов и устанавливаем следующие: статуэтка – длина 280 мм, ширина 100 мм, высота 140 мм; основание - длина 260 мм, ширина 140 мм, высота 40 мм.
Исследование проблемы эксплуатационных качеств можно показать в таблице 2.
Таблица 2
5
5. Выбор материала
Выбор породы дерева для резьбы.
Разные работы можно выполнять на древесине практически всех пород дерева. Выбор дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Начинающему резчику рекомендуется древесина липы - мягкая, однородного строения, достаточно вязкая, легко режется вдоль и поперек волокон. Классическим материалом для резьбы считается дуб. Из него выполняется как монументальные, так и небольшие, камерные композиции. Береза - исконно русский резной материал. Легко поддается обработке однородная, вязкая древесина ольхи. Необходимыми для резных работ качествами обладает серебристая древесина осины. С успехом применяются в любом виде резьбы также ива, рябина, груша, клен, грецкий орех, каштан и т. п. В выборе материала для резьбы не следует ограничиваться только лиственными породами. Освоив технологию резных работ, можно браться и за хвойные породы - ель, сосну, пихту, лиственницу. Однако необходимо иметь в виду, что для тонкой резьбы они не годятся: их древесина очень хрупка и неравномерна по плотности, поэтому легко скалывается по слою, особенно, если элементы изображения мелкие.
У нас, на Севере скульптуры изготавливают из мягкой древесины липы, осины, ольхи.
Заготовки делают:
- в виде "горбушки" (часть ствола с круглым верхом) - для горизонтальной скульптуры;
- в виде трехгранника (брусок древесины треугольного сечения) - для вертикальной.
Инструменты для резьбы по дереву.
Основным инструментом для резьбы по дереву являются стамески различной формы: плоские (прямые), полукруглые, клюкарзы, уголки, церазики, косяки.
Плоскими стамесками в основном режут и зачищают ровные и выпуклые поверхности. Полукруглые стамески (отлогие, средние, крутые, церазики) применяются для всех видов резьбы, кроме геометрической. Ими вырабатывают канавки и закругленные углубления. Для выполнения резьбы, а также для зачистки углубленного фона предназначены клюкарзы. При выборке узких линий-канавой удобны уголки, чаще всего они используются в плоскорельефной резьбе. Глубокие полости выдалбливают стамеской-долотом с помощью киянки.
6
Инструмент для резьбы по дереву:
а, б, в, г - прямая, отлогая, средняя, крутая стамески, д - клюкарза; е - стамеска-уголок; ж - церазик; з - нож-косяк.
Режущий инструмент должен быть хорошо и правильно заточен. См. рисунок ниже.
Заточка резца:
а - положение стамески при заточке со стороны фаски; б - положение стамески относительно бруска; в - положение стамески при заточке с лицевой стороны; г - режущая часть косяка (1 - угол скоса; 2 - носок; 3 - лезвие; 4 - пятка; 5 - вторая фаска; 6 - первая фаска; 7 - угол заострения); д - правка лезвия; е - заточка полукруглой стамески на весу.
Резьбу выполняют по заранее разработанному рисунку изделия.
7
Для выбора материала воспользуемся следующей морфологической
таблицей 3.
Таблица 3
Проанализировав данные таблицы 3, выбираю доступную для меня сосновый брус и обрезную доску (тес). Сосна является мягкой древесиной, хорошо подвергается обработке, имеет достаточно высокие прочностные характеристики.
8
6. Технология изготовления скульптуры
При изготовлении скульптуры необходимо выделить следующие технологические операции:
А) разметка;
Б) пиление;
В) выпиливание;
Г) строгание;
Д) сборка;
Е) скульптурная резьба по дереву, выжигание;
Ж) зачистка, отделка лаком.
Наибольшие трудности вызывает работа, связанная с скульптурной резьбой по дереву. Из возможных вариантов соединения деталей изделия необходимо выбрать наиболее доступный и оптимальный.
Смотрим таблицу 4:
Таблица 4
Наиболее приемлемым для данного объекта считаю, соединение на шканты и на клей. Необходимое оборудование, приспособления и инструменты имеются в школьной мастерской.
9
В таблицах 5 и 6 рассмотрены многочисленные варианты отделки изделий.
Таблица 5
Таблица 6
Для своего изделия более подходящим декорированием считаю скульптурную резьбу и выжигание.
Для соответствия интерьеру комнаты из таблицы 6 выбираю покрытие лаком.
10
7. Экономическая оценка
Сосновый брус и тес – 50 руб.
Работа на сверлильном станке – 10 мин. – 5 руб.
Лак – 0,2л – 30 руб.
Себестоимость статуэтки: 85 руб.
Затраты на амортизацию оборудования, на освещение и трудовые затраты не учитываем, т.к. скульптура изготавливалась на базе школьных мастерских и предназначена для личного пользования. Исследование показало, что рыночная цена подобных статуэток колеблется от 200 рублей и выше. Как видно из расчетов, изготовление скульптуры не требует больших материальных затрат. Изготовленная собственными силами, она обходится гораздо дешевле, чем в магазине. Нужно отметить и тот фактор, что мы имеем возможность использовать отходы производства.
Все технологические операции доступны. На изготовление статуэтки было затрачено в общей сложности около 30 часов.
11
8.Экологическая оценка
Изготовление изделий с применением древесины, – экологически чистое, практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих веществ в почву, водоемы; при работе с материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу. Значит, выполняя данный проект окружающей среде, природе не нанесен какой-либо ущерб.
12
Деревянная скульптура как украшение.
Чтобы создать изделие мастер должен обладать умением обращения с деревом, недюжинной фантазией и творческим складом характера.
Деревянная скульптура как украшение может быть:
Изделие из дерева гармонично впишется в любой интерьер, став изюминкой дома, или талисманом вашего офиса. Деревянная скульптура станет и самым лучшим, эксклюзивным и необычным подарком друзьям к любому празднику.
Самоанализ
Моя скульптура порадовала родителей. Во время работы над проектом я узнал много нового и интересного. Мне очень понравилось работать над скульптурой, и я думаю, что это не последняя моя работа.
При работе над творческим проектом скульптура «Бурый Медведь» решены следующие задачи:
разработана экономичная и практичная в использовании скульптура;
на основе изученных технологий обработки конструкционных материалов разработан технологический процесс изготовления скульптуры;
согласно разработанной документации изделие изготовлено в установленный срок (30 часов);
проект апробирован и показал предполагаемые результаты. Поэтому считаю, что цель по разработке и изготовлению скульптуры достигнута.
Положительные стороны проекта:
- в ходе выполнения проекта я закрепил и расширил свои знания по технологии и смежным школьным дисциплинам;
- усовершенствовал свои практические умения по обработке древесины;
- укомплектовал интерьер необходимой скульптурой;
В будущем планирую усовершенствовать свои умения и навыки: хочу изготовить другие изделия из древесины, продумать более оригинальный дизайн и применить другие виды отделки.
13
РЕКЛАМНЫЙ ПРОСПЕКТ
ДЕРЕВЯННЫЕ СКУЛЬПТУРЫ
Изготовление и реализация
Алексеев Виктор Андреевич
Изготовление и реализация деревянных скульптур. Низкие цены и гарантия качества!
Ждем Вас по адресу:
Иркутская область, Балаганский район, село Коновалово, улица Школьная-22, МБОУ Коноваловская СОШ
14
Много прекрасных слов о моём изделии услышал я в свой адрес.
Эстетическую оценку своей работе я хочу изложить в виде сказа.
Случилось это на нашей Земле-матушке,
А точнее в России великой,
Которая богата своею природою:
Лесами, полями да реками.
А, ещё точнее в Иркутской области,
Вблизи острога Балаганского.
Стоит село небольшое,
А название ему-Коновалово.
И в том селе Коновалово,
Стоит школа красивая, почти новая.
Учатся в ней молодцы-удальцы да девицы-красавицы.
И любят эти молодцы мастерить поделки разные.
И мебель, и утварь кухонную,
Резьбой украшенную, лаком покрытую.
И правду сказать, не всегда получается,
Но молодцы те не сдаются,
Трудом и терпеньем славятся.
И не зря старцами сказано,
Что терпенье и труд всё перетрут!
И, что будет то село мастерами славиться,
Пока есть в том селе школа средняя,
С учителями мудрыми да разумными,
Которые направят нас на путь истинный,
Путь истинный, путь правильный.
И уж точно, выйдет толк из нас.
Будем всё уметь, ну а именно,
Мыслить, думать, творить, созерцать!
15
11.Используемая литература:
В.М. Казакевича, Г.А. Молевой, для учащихся 5-8 классов, М., изд.
«Дрофа» 2005-2010 г.
А.Д. Ботвинников, М., изд. «Астрель-АСТ», 2006 г.
5. «Домовая резьба», автор В.Г. Буриков.
6. учебник «Технология» под редакцией В.Д. Симоненко для учащихся
5-11 классов, М., изд. центр «Вентана-Граф» 2001г.
7. «Основы художественного ремесла» автор В.А. Бородулин, 1-2части.
8. Справочник по трудовому обучению: Обраб. древесины и металла, электротехн. и рем. работы: Пособие для учащихся 5-7 класс./ Под ред. И.А. Карабанова.- М.: Просвещение, 1991.-239 с.
9.Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы./ Под. Ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Графф, 2013.- 192 с.
Интернет - ресурсы: www.vseprovse.com
www.dvp-dsp.ru
16
12.Приложение
Технологическая карта изготовления скульптуры «Бурый Медведь»
№ | Последовательность выполнения операций | Эскиз | Инструменты и приспособления |
1 | Подбор материала (сосновый брус и тес) | Верстак, рулетка, угольник, карандаш | |
2 | Разметка и изготовление заготовок на скульптуру и основание. | Верстак, циркуль, линейка карандаш, ножовка, рубанок | |
3 | Обработка скульптуры до заданного контура, выполнение скульптурной резьбы. | Верстак, стамески разное формы, электродрель со сверлами, электролобзик | |
4 | Разметка и обработка по контуру подставки | Верстак, карандаш, линейка, угольник, ножовка, рубанок, стамески | |
5 | Разметка и сверление отверстий под шканты для соединения деталей | Верстак, линейка, карандаш, электродрель, сверло на 10 мм, два шканта | |
6 | Шлифование всех деталей | Верстак, колодки с шлифовальной шкуркой | |
7 | Сборка деталей в изделие при помощи клея | Верстак, киянка, клей, кисть | |
8 | Разметка и декорирование изделия скульптурной резьбой и выжиганием | Верстак, карандаш, линейка, угольник, стамески разной формы, выжигатель | |
9 | Заключительная зачистка и отделка изделия лаком | Верстак, колодки с шлифовальной шкуркой, кисти, лак, подложка |
Весенняя сказка
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Пока бьют часы
Есть ли лёд на других планетах?
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?