В настоящее время доказано, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Ребенок складывает бумагу по схеме и одновременно тренирует координацию пальцев, мелкая моторика рук развивается, а вместе с ней идет и развитие речи. Хорошая координация рук поможет ребенку в школе: вырабатываются навыки письма, формируется красивый почерк.
Вложение | Размер |
---|---|
konnov_daniil_mbou_sosh_no_129.docx | 616.99 КБ |
Городской конкурс исследовательских проектов младших школьников
«Моё первое открытие»
Секция: «Технология»
Тема: «Польза оригами для развития мелкой моторики и мышления»
Автор:
Коннов Даниил
3 класс
Руководитель:
Чулкова Дина Тимофеевна,
учитель начальных классов п.к.к.
Новосибирск 2023
Содержание
Введение……………………………..………………………..3
Заключение…………………………..……………………..…9
Список источников информации………..…………………...10
Введение
В настоящее время вопросы развития способностей привлекают всё больше внимания. А есть ли такие занятия, которые позволят осуществить в равной степени и умственное, и речевое, и эстетическое, и трудовое воспитание, что немаловажно для развития современного ребенка? Да есть. И это занятия оригами. Специфика оригами проявляется в тесной взаимосвязи мыслительных и практических действий. В настоящее время доказано, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Ребенок складывает бумагу по схеме и одновременно тренирует координацию пальцев, мелкая моторика рук развивается, а вместе с ней идет и развитие речи. Хорошая координация рук поможет ребенку в школе: вырабатываются навыки письма, формируется красивый почерк.
Цель исследования: определить, как искусство оригами влияет на развитие мелкой моторики, речи и мышления у человека.
Задачи:
- Познакомиться с искусством оригами
- Изучить влияние оригами на когнитивные возможности человека
- Изучить технику оригами на примере одной работы – новогодней игрушки
Гипотеза: предполагаю, что у людей, занимающихся оригами, хорошо развивается аккуратность, сообразительность, память, логика, усидчивость, пространственное мышление, воображение.
Практическая направленность работы: занятия оригами можно использовать на уроках в дошкольных и школьных учреждениях, а также как самостоятельную программу развития художественно-эстетических способностей.
1. Теоретическая часть.
1.1 Из истории оригами.
Искусство оригами – древнее искусство, зародившееся в Китае, со временем перешедшее в Японию. Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов: «ори» - сложенный и «ками» - бумага. Аристократия и придворные в обязательном порядке должны были владеть навыками складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека, а бумажный японский журавлик стал пожеланием счастья, долголетия, своеобразным символом Страны восходящего солнца. В прошлом оригами могли заниматься лишь состоятельные японцы, сегодня – это увлекательное и полезное занятие доступно всем. Занятия оригами из бумаги доступны всем детям, и самым маленьким, и детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речи, нужно только подбирать задания по уровню подготовки.
1.2 Виды оригами
Простое оригами. В этой технике используется только два сгиба, которые называются «гора» и «долина».
Оригами из развертки. Представляет собой чертеж, на котором уже нанесены все линии необходимых сгибов. При сборке получается объемная и очень реалистичная модель. Чаще эту технику применяют при создании фигурок зверей.
Мокрое оригами. Самая молодая техника, она появилась чуть более 20 лет назад. С помощью мокрого оригами можно слепить из бумаги практически любую фигуру. Но используется специальная бумага, пропитанная клеем.
Квилинг или бумагокручение. Это довольно простая, но трудоемкая техника. Из тонких скрученных полосок бумаги создаются геометрические фигуры, их приклеивают на ребро бумаги к основе, получаются целый картины.
Киригама. Это единственная техника, в которой используются ножницы. Делается для открыток с объемными элементами.
Монегами. Оригами, складываемое из денежных купюр.
Модульное оригами. Складывается из нескольких одинаковых фигур, называемых модулями. Эти модули бывают различных форм: квадратных, прямоугольных, треугольных. Собирается без применения клея или ниток.
Кусудама. Это объемная фигура шарообразной формы. Как правило, состоит из нескольких модулей, которые склеиваются, а чаще сшиваются между собой в форму шара. Изначально имела ритуальное значение, однако, в наше время является сувениром и украшением интерьера.
1.3 Практическая польза оригами
Какие задачи помогает решать техника оригами?
- дать первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике оригами;
- расширять кругозор, повышать интерес к культуре граничащих с России государств Юго-Восточной Азии (Япония, Китай);
- познакомиться с историей бумагоделания;
- развивать все виды мышления через изучение культуры, искусства, технологии;
- учить читать и составлять схемы, понимать и выполнять словесные инструкции;
- учить понимать друг друга с помощью знаковой системы;
- развивать творческие способности, пространственно-образное мышление, фантазию;
- привлекать к изучению математики, развивать логическое мышление, знакомить со свойствами фигур и их элементами, выполнять операции с объёмными фигурами
- стимулировать развитие памяти;
- способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук под контролем мозга;
- развивать способности к концентрации внимания;
- развивать творческие способности
- воспитывать любовь к труду и сотрудничеству
- воспитывать аккуратность и точность
- воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе, умение работать в коллективе
1.4 Польза оригами для развития мелкой моторики
А теперь предлагаю выяснить, как же искусство оригами может помочь нам в развитии мелкой моторики. Начнём с определения. Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. Занятия по развитию мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими. Когнитивные (психические) возможности являются высшими функциями мозга, которые обеспечивают человеку возможность быть человеком. К ним относятся мышление, пространственная ориентация, понимание, вычисление, обучение, речь, способность рассуждать.
2.1 Практическая часть
Для того, чтобы лучше разобраться в данном вопросе, я решил опытным путём проверить, как техника оригами может помочь мне улучшить уровень развития мелкой моторики рук. Для этого провёл следующий эксперимент. Для начала мне необходимо было оценить свои навыки, поэтому я выполнил несколько тестов. Сначала попробовал, не отрывая руки, начертить максимально ровный круг, затем его вырезать. Получилось, прямо скажем, не очень ровно. Далее я пробовал застёгивать и расстёгивать пуговицы, при этом засекая время. Чтобы сравнить эти результаты с результатами, полученными в конце эксперимента. Ещё был тест с переливанием жидкости из одной ёмкости в другую. И наконец, выполнил действия с завязыванием и развязыванием узлов, бантиком также на время.
Следующим шагом были занятия оригами по 30-40 минут в день в течение двух месяцев. Для этого я выбирал сначала простые работы, постепенно усложняя себе задачу. Со временем у меня стало получаться всё лучше. Нужно также отметить, что такие занятия требуют немало терпения и усидчивости.
Расчетный период я выбрал с начала ноября по конец декабря. И вот, снова провожу те же тесты.
Мой круг, который я начертил непрерывной линией, а затем вырезал, был намного ровнее и более плавным, чем тот, который у меня получился в начале моего опыта.
Время, затраченное на застёгивание и расстёгивание пуговиц, сократилось примерно вдвое.
Завязывание и развязывание узлов, бантиком тоже стало немного быстрее и аккуратнее.
Ну и с переливанием жидкостей также я справляюсь намного лучше.
Конечно, мне ещё есть, над чем работать, но результат определённо есть. Хочу также отметить, что я стал более внимательным на уроках, мой почерк теперь более аккуратный и красивый.. Далее хочу наглядно показать свои результаты в виде таблицы.
Название опыта | Время, затраченное до эксперимента (сек) | Время, затраченное после эксперимента (сек) |
Застёгивание 6 пуговиц | 26 секунд | 15 секунд |
Переливание жидкости из одного стакана в другой | 12 секунд | 7 секунд |
Завязывание простого узла | 10 секунд | 8 секунд |
Завязывание узла бантиком | 21 секунда | 14 секунд |
Мой почерк в начале эксперимента | А такой почерк у меня сейчас. |
Продуктом моего исследования является создание презентации поделки «Елочка», выполненной в технике оригами. (https://cloud.mail.ru/public/Cgwn/nozGm4Ckv )
Для создания елочки нам понадобятся 4 квадратных листа бумаги зелёного цвета.
1. Берём первый квадрат
2. Складываем пополам по линии, соединяющей верхний и нижний уголки. Разворачиваем обратно. Переворачиваем бумагу на обратную сторону и повторяем предыдущие действия.
3. Складываем наш квадрат по диагонали, снова разворачиваем. Повторяем это действие с другой стороны.
4. Получилась заготовка в виде ромба.
5. Отгибаем нижний правый уголок приподнятого треугольника так, чтобы он лёг поверх бокового правого уголка.
6. Совмещаем все правые уголки и, крепко придерживая их пальцами, разглаживаем на плоскости сгибы маленького треугольничка под полочкой.
7. Получившийся под полочкой маленький треугольничек загибаем внутрь и вверх, между двумя слоями верхнего правого треугольника, расположенного над ними.
8. Переворачиваем верхний слой заготовки влево и повторяем действия пунктов 5-7. Делаем так со всех сторон нашей заготовки. Первый модуль готов.
9. Повторяем действия пунктов 1-8 со всеми листами бумаги.
10. Собираем ёлку, вставив выступы деталей в кармашки следующей детали. Ёлочка готова.
Лучше использовать листы бумаги разного размера и собрать ёлочку от меньшей детали к большей. Ну и обязательно нужно украсить поделку по своему желанию.
Кстати для выполнения нашей ёлочки использовалась техника модульного оригами.
Заключение
Благодаря практическим занятиям оригами и работы с данной техникой, раскрываются творческие способности, происходит развитие мелкой моторики рук, мышления.
Техника оригами раскрывает творческие способности не только детей но и взрослых, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, замечать конструктивные детали. Работа с бумагой требует уверенности, точности. Формируется аккуратность и усидчивость. Специфика оригами проявляется в тесной взаимосвязи мыслительных и практических действий. В продуктивной деятельности формируется система воспроизводящих действий, в результате которых происходит своеобразное отношение между мышлением и действием. Процесс воспроизведения тесно взаимосвязан с процессом творчества, оно предполагает самостоятельное применение известных знаний и умений в незнакомых ситуациях.
Деятельность оригами – клад для развития дошкольников, особенно для детей с нарушением речевого развития, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на развитие речи, на общее интеллектуальное развитие. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Я занимался оригами по 30 минут в день в течение двух месяцев и делаю вывод, что мой почерк стал аккуратнее, у меня лучше получается работать с бумагой, вырезать мелкие детали. Мне стало легче концентрироваться на важных задачах. Однозначно можно говорить о том, что техника оригами положительно влияет на развитие мелкой моторики и мышления.
В процессе изучения данной темы я нашёл очень интересные работы в технике оригами. Предлагаю ссылки на эти уроки по возрастам:
https://www.youtube.com/watch?v=ft8xwGwmAqk - оригами для детей 3-5 лет
https://www.youtube.com/watch?v=QIPRKxAKI-4 - для детей 5-6 лет
https://www.youtube.com/watch?v=ujE-gSZdOpE - для детей 8-10 лет
https://www.youtube.com/watch?v=JvmXVeem2lI&t=1064s а вот этот котик мой самый любимый
Спасибо за внимание!
Список источников информации
1. Валентина Дегтева «Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие»
2. Эйлин О’Брайн и Кейт Нидхем «Наши руки не для скуки. Оригами. Конструирование из бумаги»
http://mdou-197.ucoz.ru ›
https://ds8-yar.edu.yar.ru › moy_origami
5. "Роль оригами в развитии конструктивного мышления ...
6. https://infourok.ru
7. https://www.1urok.ru › categories › articles
Акварель + трафарет = ?
Весёлая кукушка
Шум и человек
Невидимое письмо
Позвольте, я вам помогу