Тезисы работы «Женский русский народный костюм регионов Западной Сибири» (Вьюнова Анстасия, МБОУ Барандатская СОШ, Тисульский муниципальный район).
I. Введение
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Костюм представляет собой один из важнейших элементов человеческой культуры и объединяет в себе различные функции.
О традициях женского костюма на территории Кемеровской области и вообще Западной Сибири говорить сложно, особенно, если речь идет о русском старожильческом населении.
Тема исследования: «Женский русский народный костюм регионов Западной Сибири»
Цель исследования: комплексное изучение русского народного костюма Западной Сибири, выявление общих характерных особенностей костюма нашей местности.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования: изучить специальную литературу и публикации в периодической печати о русском народном костюме нашего края; собрать и проанализировать иконографический материал по теме; изучить материалы по реконструкции сибирского костюма известных мастеров из Омска и Новосибирска; исследовать особенности народного костюма нашей местности.
Актуальность работы заключается в том, что изучение народного костюма помогает понять культурное наследие народа, традиции и национальный характер, помогает сохранить самобытность народа в быту и одежде.
Объект исследования: русская народная культура западносибирского региона.
Предмет исследования: русский женский крестьянский костюм нашей местности.
Проблема: В современном самодеятельном искусстве часто элементы народной культуры подменяются псевдонародными, кичем. На наш взгляд, это приводит к утрате самобытности, к искажению представления о собственной истории, о национальном характере.
Гипотеза: В особенностях народного костюма той или иной местности отражаются особенности исторического, экономического и культурного развития, эстетические представления населения данного региона. Изучая народный костюм, мы понимаем свою историю и особенности национального характера.
Новизна исследования заключается в представлении местного краеведческого материала по данной теме и в том, что тема мало изучена.
II. Основная часть
2.1.Из истории сибирского костюма. Традиционный костюм крестьян Сибири складывался под влиянием различных факторов, из которых важнейшими являются этнический, экологический и экономический.
Женская одежда Сибири второй половины XIX – начала XX в. имеет региональную специфику: она сохраняла черты европейского русского костюма, но отличалась прежде всего использованием фабричных тканей, т.к. сибиряки жили богаче и свободнее населения европейской части России. На формирование костюма сибиряков оказывали влияние климатические условия, совместное проживание с местным населением и ссыльными.
2.2.Ткани. В Сибири широко распространены были покупные ткани, в том числе заграничные.
2.3.Сарафанный комплекс. На протяжении XVIII – XIX в. повсеместно в Западной Сибири комплекс с сарафаном был основным типом как повседневной, так и праздничной одежды крестьянок. Состоял он из рубахи и сарафана. Комплекс, состоящий из рубахи и сарафана, носила большая часть переселенцев из европейской части России, в том числе старообрядцы. В первой половине XIX в. происходит замена традиционного «сарафанного» комплекса на городской – «пару» (юбка и соответствующая нагрудная одежда) или платье – рубаха становится только нижним бельем. [1]
2.4.Парочка. Женский костюмный комплекс, состоявший из рубахи и юбки, не случайно называют сибирской парой, так как он был особенно распространен среди русских старожилов Сибири – чалдонов. «Пара» как вид одежды женщин на территории Западной Сибири, прослеживается со второй половины XVIII в.
Юбка и кофта в парочке были из разной ткани, но в начале XX в. стали шить парочки из одной ткани. В это же время в крестьянской среде под влиянием города вошло в моду заправлять кофты в юбки и носить этот костюм с широким поясом.
2.5.Крестиковское платье. Представление о горничной одежде крестьянок Западной Сибири XIX в. будет неполным без упоминания самого нового и модного для того времени городского вида одежды – платья. Хотя в первой половине XIX в. платье еще не получает широкого распространения, тем не менее за счет его включения в гардероб горничная одежда крестьянок становится разнообразнее, по сравнению с XVIII в.
2.6.Украшения и косметика. Особое место в женском костюме занимает традиция убранства головы. Известно, что женские головные уборы имели не столько утилитарное значение, сколько отражали определенные общественные градации в положении женщины. У сибирячек особой популярностью пользовались различные платки. Девушки и женщины никогда не появлялись на людях с неприбранной или непокрытой головой. У девушек было обязательным заплетение волос в одну косу. Женщины всегда скрывали волосы, заплетенные в две косы и обвитые вокруг головы, под платком или головными уборами. В начале ХХ века очень популярны были знаменитые «барановские» платки.
Широко распространенным украшением были жемчуг или янтарь. Украшения были чаще всего серебряные или позолоченные с искусственными камнями. Косметика почти не применялась. Духов и одеколонов обычно не покупали, ограничивались душистым мылом. Особенно в ходу было земляничное мыло.
III. Заключение
У русского народа традиционный костюм является не просто предметом первой необходимости, но и важным средством эстетического и нравственного воспитания, а также средством сохранения и передачи традиций.
Женский крестьянский костюм русских сибиряков-старожилов, «чалдонов», в определённой степени напоминает костюмы разных областей европейской части России, но в то же время имеет свои неповторимые особенности: использование в основном фабричных тканей как хлопчатобумажных, так и дорогих, устойчивое предпочтение ярких расцветок и смелых сочетаний цветов, дорогой покупной декор, в связи с этим реже для украшения применялась вышивка. Следует отметить разнообразие кроя сибирской одежды, поясной передник; среди головных уборов преобладают платки и шали. В Сибири деревенские женщины раньше, чем в Европейской России, стали носить платья, в чём проявилось влияние города.
Зная символику элементов русского костюма, историю возникновения и развития его составных частей, можно научиться определять, в каком веке и местности носили данный костюм; что собой представляли его декоративные элементы; как костюм менялся в зависимости от географических, политических экономических условий; проследить тесную взаимосвязь между образом созданной одежды и Мировосприятием русского человека.
Реконструированные костюмы русских старожилов-«чалдонов» можно увидеть, внимательно рассмотреть на участниках барандатского фольклорного ансамбля «Родные напевы».
[1] Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири (XVIII - первая половина XIX в.). Новосибирск, 1992. С. 123, 125.
Слайд 1
МБОУ Барандатская СОШ Тисульский муниципальный район Рук. Клюева Н.В., учитель русского языка и литературы Женский русский народный костюм регионов Западной Сибири Вьюнова Анастасия 8 классСлайд 2
Цель исследования: комплексное изучение русского народного костюма Западной Сибири, выявление общих характерных особенностей костюма нашей местности. биологические защита от погодных условий сакральные магическая защита эстетические воплощение эстетического идеала этноса и личных вкусов мастера Функции народного костюма: Задачи исследования : изучить специальную литературу о русском народном костюме нашего края; собрать и проанализировать иконографический материал по теме; изучить материалы по реконструкции сибирского костюма известных мастеров из Омска и Новосибирска ( Репиной Т. М., Куликовой Т.Ю. и Рублевой Т.С.); исследовать особенности народного костюма нашей местности. Методы исследования: работа с литературой и Интернет-ресурсами, сбор материалов по теме, изучение иконографического материала, анализ и описание фотоматериалов, беседа, экскурсия в музей, наблюдение, сравнение, обобщение.
Слайд 3
Кроме того, люди приехали в Сибирь из разных губерний России, и в сибирском костюме соединились особенности разных регионов. Традиционный костюм крестьян Сибири складывался под влиянием различных факторов: Э тнический Экологический Экономический Принадлежность к той или иной культурно-исторической группе населения. Совместное проживание с местным населением и ссыльными, чаще всего городскими людьми, с поляками. Географическое положение, тип климата (лесостепь, резко континентальный климат с продолжительной суровой зимой и коротким жарким летом), окружающая среда Занятие сельским хозяйством, разнообразными ремеслами. Торговые связи с волостным и губернским центром. Отсутствие крепостной зависимости. Зажиточность сибиряков . «Сибирь – край сытый, тепло обутый и одетый, удобно обустроенный» ( И.И. Завалишин, русский литератор и этнограф) «Продавали в тисульских « мангазеях » шелк, плис и тонкое сукно» (Н. И. Наумов «Паутина»)
Слайд 4
Сарафанный комплекс Рубаха Рукава Стан Становина Станушка Старожилы («чалдоны») – русское население, появившееся в Сибири до середины XIX в.
Слайд 6
Сибирская пара («парочка»)
Слайд 7
Кофты
Слайд 8
Юбка Юбка-андарак из домотканой материи Хлопчатобумажная обшивка по подолу Отделка кружевом Старожилы («чалдоны») – русское население, появившееся в Сибири до середины XIX в.
Слайд 9
Передник Пояс (опояска) «Шитики» Тканые
Слайд 10
Платье Крестиковское платье Городское платье. Кожаный ремень «Многие девки носили платья, в покрое которых следовали моде, заимствуясь от благородного сословия» (О. Н. Шелегина , доктор ист. наук) « Вышла пожилая женщина в тёмном платье » (Н. И. Наумов «Паутина»)
Слайд 11
Тёплая одежда чалдонок
Слайд 12
Платки Барановские платки
Слайд 13
Особенности женского крестьянского костюма русских сибиряков-старожилов (чалдонов): 10. В Сибири деревенские женщины раньше, чем в Европейской России, стали носить платья, в чём проявилось влияние города 1. Объединены версии костюмов разных областей России 2. Используются в основном фабричные ткани, как хлопчатобумажные, так и дорогие ( тафта, парча, атлас) 3. Распространена «парочка» как основной вид одежды 4. Устойчивое предпочтение ярких расцветок и смелых сочетаний цветов 5. Дорогой покупной декор: галуны, тесьма, позументы 7. Разнообразие кроя сибирской одежды 8. Поясной передник 9. Среди головных уборов преобладают платки и шали 6. Реже для украшения применялась вышивка
Слайд 14
Ансамбль «Родные напевы» в сибирских костюмах, изготовленных по эскизам Т.Ю. Куликовой и Т.М. Репиной
Военная хитрость
И тут появился изобретатель
На берегу Байкала
Под парусами
"Морская болезнь" у космонавтов