С раннего детства каждый из нас слышал коротенькие, меткие выражения, которые как нельзя точнее отражали действительность.
Это пословицы и поговорки – народная мудрость.
Знать пословицы и поговорки, уметь использовать их достойно уважения, так как они делают речь выразительной, образной, обогащают словарный запас.
Этот малый жанр фольклора стал самым необходимым и стойким в нашем быту, обобщая мудрость и опыт человека, помогая жить, трудиться, дружить.
Вложение | Размер |
---|---|
pshn_kirov_gabova1.doc | 189 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: краеведение
Тема:
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЯТСКИХ ПОСЛОВИЦ И XIX и XXI ВЕКОВ КАК НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ
Автор:
Габова Глория Евгеньевна,
учащаяся 6 Г класса МБОУ Гимназия № 46 города Кирова
Научные руководители:
Репина Елена Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 46 города Кирова;
Солодянкина Надежда Валерьевна, учитель-логопед МБОУ Гимназия № 46 города Кирова
Место выполнения работы:
Кировская область, г.Киров
Киров, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..…………………………………………………4
1.1. Знакомство с понятиями «пословица» и « поговорка»…………………………………...4
1.2. Классификация пословиц и поговорок…………………..………………………………...4
1.3. Изучение сборника «Народный нравоучитель»,
составленного Иоанном Трапицыным…………………………………………………….5
2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ…………….……………………………………………………...7
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ВЯТСКОГО КРАЯ
XIX и XXI веков……………………………………………………………………………………...8
3.1. Сбор и классификация пословиц и поговорок,
используемых в речи современными жителями Вятского края…………………...............8
3.2. Отражение в пословицах и поговорках региональных особенностей жизни
и характера народа ……………............................................................................................8
3.3. Выявление факта народного словотворчества в пословицах и поговорках …………....9
3.4. Изменение пословиц и поговорок с течением времени………………………………….9
3.5. Пословицы и поговорки как носители информации об общечеловеческих
ценностях…………………………………………………………………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….......12
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ…………………………………………............................................13
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………….......14
ВВЕДЕНИЕ
Пословица не зря молвится,
а в назидание потомкам
Пословица
Актуальность
С раннего детства каждый из нас слышал коротенькие, меткие выражения, которые как нельзя точнее отражали действительность. Это пословицы и поговорки – народная мудрость.
Знать пословицы и поговорки, уметь использовать их достойно уважения, так как они делают речь выразительной, образной, обогащают словарный запас. Этот малый жанр фольклора стал самым необходимым и стойким в нашем быту, обобщая мудрость и опыт человека, помогая жить, трудиться, дружить.
Цель работы: исследование вятских пословиц и поговорок XIX и XXI веков как носителей информации об общечеловеческих ценностях.
Задачи:
Объект исследования: вятские пословицы и поговорки XIX и XXI веков.
Предмет: лексические особенности и нравоучительный смысл.
Гипотеза: мы предположили, что пословицы и поговорки, живя в веках и передавая мудрость народа, способны изменяться, приобретать признаки современности, оставаясь носителями информации об общечеловеческих ценностях.
Новизна исследования заключается в сравнении пословиц и поговорок, используемых современными жителями Вятского края с пословицами и поговорками из сборника Иоанна Трапицына «Народный нравоучитель», изданного в XIX веке.
Методы исследования: изучение и анализ информации по теме исследования, устный опрос, сопоставление, обобщение, классификация, анализ, сравнение, выявление аналогии.
Практическое применение: материалы исследования могут использоваться для проведения уроков, внеурочных занятий и внеклассных мероприятий по краеведению.
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Знакомство с понятиями «пословица» и « поговорка»
Пословицы и поговорки — малая форма устного народного творчества, краткие изречения, иносказание с поучительным смыслом.
Пословица от поговорки отличается тем, что пословица состоит из законченного предложения, содержащего нравоучение, примету или предостережение, а поговорка состоит из одной фразы или словосочетания. Смысл поговорки можно легко выразить другой фразой или словосочетанием. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл и не является законченным предложением. [1]
В.И. Даль писал: «Поговорка по народному же определению, цветочек, а пословица ягодка». Это действительно так. Поговорка содержит некую недосказанность, не называет «вещи», а только намекает. Поговорка очень близка к пословице, зачастую бывает её частью.
Пословицы и поговорки – языковое богатство народа, вершина мудрости, которая отображает действительность. Эти народные изречения, в которых выражается мнение не отдельных людей, а оценка, ум целых поколений. Они отражают духовный облик, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни людей.[2] Переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживают уклад народной жизни, укрепляют нравственный облик народа.
Трудно сказать, с каких пор в народе начали появляться пословицы и поговорки. Ясно одно, они возникли в глубокой древности и сопровождали жизнь народа на протяжении всей истории. Отношение к ним выразилось во многих афоризмах: «Пословица недаром молвится» или «Пословица ввек не сломится».
С помощью пословиц и поговорок можно лаконично, ясно, в то же время очень глубоко высказать свои мысли и чувства, давая им яркую словесную характеристику.
Приведём в пример такой диалог:
- Авось и так сойдёт!
- Станешь лениться, будешь с сумой волочиться, ведь авось да как-нибудь до добра не доведут.
- А что нам вятским торопиться – у Бога дней не с решето.
- Куй железо пока горячо.
- Работа не волк, в лес не убежит. От работы кони дохнут.
- А люди крепчают!
1.2. Классификация пословиц и поговорок
Многие классики русской литературы, начиная с XVII века, бережно собирали пословицы и поговорки, записывали их из уст народа. Неутомимым собирателем и знатоком их был А.С. Пушкин. А.В. Суворов и М.И. Кутузов собирали пословицы и широко использовали их в приказах, памятках и наставлениях для солдат.
Составителями сборников русских пословиц и поговорок в разное время были А.Н. Афанасьев, И.М. Снегирёв, Н.В.Уваров, В.М. Мокиенко и другие. Наиболее крупным является сборник В.И.Даля (1862 г.), куда вошло свыше 30 тысяч пословиц и поговорок русского народа.
Из статьи Г.Л. Пермякова «О смысловой структуре и соответствующей классификации пословичных изречений» следует, что в настоящее время существует несколько типов классификации пословиц и поговорок.
1. А л ф а в и т н а я классификация. Она требует размещения пословиц в алфавитном порядке в зависимости от начальных букв первого слова.
2. Классификация по о п о р н ы м с л о в а м (она же л е к с и ч е с к а я или э н ц и к л о п е д и ч е с к а я ) подразумевает распределение пословиц по тем узловым словам, из которых данное изречение состоит.
3. М о н о г р а ф и ч е с к а я классификация строится на группировке пословиц по месту или по времени их собирания
4. Г е н е т и ч е с к а я классификация разделяет материал по признаку происхождения, в частности по языкам и народам, его породившим.
5. Т е м а т и ч е с к а я классификация предполагает распределение пословичных изречений по темам высказывания, т. е. по их содержанию. Такова система классификации В. И. Даля и подавляющего большинства собирателей устного народного творчества. [3]
1.3. Изучение сборника «Народный нравоучитель», составленного Иоанном Трапицыным
В фондах Кировской ордена Почёта государственной универсальной областной научной библиотеки имени А.И. Герцена сборник «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова» 1913 г. В основе этого издания лежит сборник «Народный нравоучитель», составленный вятским священнослужителем Иоанном Трапицыным, жившим в XIX веке.
Отец Иоанн, знаток устного поэтического творчества Вятской губернии, не один год собирал бытовавшие на Вятке пословицы и поговорки, а в 1864 году опубликовал их в сборнике «Народный нравоучитель или собрание пословиц и поговорок».
Вступительная статья к этому изданию, переведенная нами на современный язык, и в наше время не потеряла своей актуальности. Вот ее дословный перевод.
«Приступая к изданию настоящей книжки «Народный Нравоучитель», мы не имели намерения ни доказывать пользу народных пословиц, ни входить в исследование того, когда именно они получили свое начало, ни толковать пословицы в каком-либо научном отношении, а хотели только очевидный смысл их, заключающийся в весьма кратких формах, изложить в формах более сложных, с другой стороны хотели показать то, при каких обстоятельствах и случаях известная пословица может быть более других применима и сказана, кстати, и к делу. Не менее того вникая в общий смысл каждой пословицы, мы хотим извлечь из них урок для жизни. Труд этот мы продолжали потому больше, что в этих пословицах видели чистый плод русского народного ума».
Иоанн Трапицын обратился к 19-летнему Виктору Васнецову, который по просьбе вятского священника выполнил рисунки к его сборнику пословиц и поговорок, изданному в 1862 году. Интрига состояла в том, что рисунки и пословицы смогли соединиться в едином сборнике «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова» только через 45 лет.
Сложность в прочтении и изучении «Народного нравоучителя», составленного отцом Иоанном Трапицыным заключалась в переводе текста на современный русский язык с использованием «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.
Изучив первоисточник, мы классифицировали пословицы и поговорки, собранные Иоанном Трапицыным по тематическому признаку, то есть по содержанию их нравоучительного смысла. (Приложение 1)
2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Изучение и анализ информации.
Этот метод позволил нам получить информацию, достаточную для ответов на вопросы, которые возникли в ходе исследовательской работы, разрешить возникшие проблемы и углубить сравнительный анализ объектов исследования.
2. Опрос жителей вятского края.
Для сбора фольклорного материала мы использовали устный опрос жителей нашей области. Метод опроса признан сегодня как универсальный метода получения социальной информации, а результаты исследований с использованием этого метода – убедительными и информативными.
При опросе знакомым, родственникам и окружающим задавались следующие вопросы:
Для выяснения понимания смысла собранных пословиц мы использовали письменный опрос одноклассников.
3. Обработка информации.
Через системы поиска сети Интернет производилось сопоставление собранных пословиц и поговорок с ранее опубликованными в различных известных сборниках фольклора.
На следующем этапе исследовательской работы мы использовали обобщение первичной информации, превращение ее в форму алфавитных списков и таблиц, удобную для последующего анализа.
Для приведения в систему собранного фольклорного нами был использован метод классификации – распределение по определённому признаку. Важно заметить, что при классификации большое значение имеет определяющий критерий деления.
В ходе анализа были сделаны выводы о подтверждении выдвинутой гипотезы, выявлены социальные связи, тенденции.
Метод сравнения рассматривался нами как познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов исследования. С помощью сравнения были выявлены отличия пословиц и поговорок XIX и XXI веков.
В подтверждение предположения о том, что пословицы и поговорки, изменяясь с течением времени, не перестают быть носителями информации об общечеловеческих ценностях, применялся метод выявления аналогии.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ВЯТСКОГО КРАЯ
3.1. Сбор и классификация пословиц и поговорок, используемых в речи современными вятскими жителями
Мы решили пойти по тому же пути, что и отец Иоанн Трапицын, собрали пословицы и поговорки из активного словарного запаса жителей Вятского края, с которыми прежде не были знакомы. (Приложение 2).
Большую информацию мы получили из уст представителей старшего поколения, по той причине, что они имеют больше жизненного опыта.
К нашему удивлению, мы нашли пословицы и поговорки, которых нет в авторитетных сборниках таких, как «Пословицы русского народа» В.И. Даля, «Русские народные пословицы и притчи» И. М. Снегирева, «Энциклопедия народной мудрости Н.В. Уварова и др. К этому заключению мы пришли, сопоставив собранный фольклорный материал с существующей информацией поисковой системы сети Интернет.
Для классификации собранных пословиц и поговорок мы использовали систему В.И. Даля классификации по тематическому признаку. (Приложение 3)
Учащиеся нашего класса написали сочинения-рассуждения, в которых объяснили нравоучительный смысл собранных пословицы, нарисовали иллюстрации к выбранным пословицам. На основе творческих работ мы создали сборник пословиц «Пословица - душа народа».
Подводя итоги вышесказанному, мы сделали следующие выводы: народная мудрость жива в веках, она стала неотъемлемой частью нашей речи и общения. Проходят годы, меняются поколения, но пословицы и поговорки и по сей день не теряют своей актуальности. Вятские жители активно используют их в своей речи и правильно трактуют их смысл.
3.2. Отражение в пословицах и поговорках региональных особенностей жизни
и характера народа
В ходе исследовательской работы мы узнали, что пословицы и поговорки несут в себе характерные особенности жителей того или иного региона, их быт, нравы, привычки, отражают род деятельности.
Например, у жителей Архангельской области много северных, поморских слов, выражений, которыми говорили только в сёлах и деревнях Поморья. (Поморы - небольшая по численности, но самобытная группа старожильческого русского населения на Белом море.)
Поморские пословицы: «Если красень с вечера, то бояться нечего, если красень поутру, то рыбаку не по нутру». «Холодны ветречки помору не утеха».
На Урале проживает большое количество наций и народностей. Большинство жителей этого региона добывали руду. Отсюда и старая уральская пословица, которая гласит: «Уральский мужик с рудой и заводом дружит и от хлеба не бежит».
Вятская земля – удивительный край. Силён был дух крестьянина в Вятском крае, не изведавшего крепостной неволи. Мудрость, житейский опыт и сметливый ум вятских крестьян особенно наглядно проявились в большом количестве пословиц, известных теперь не только на Вятской земле, но и за её пределами. Вятский человек мог посмеяться над другим человеком, но в первую очередь над собой: «Вятские - ребята хватские: семеро одного не боятся, а один на один - все котомки отдадим».
Вятский народ гордый и непокорный, дольше всех в России противились посадкам картофеля, отсюда и народные изречения: «Бог создал землю, а черт – Вятскую губернию». «Что не город – то норов, что не деревня – то обрядня».
А вот как «вятские» надсмехаются над своей неспешность и хвастливостью: «А что нам вятским торопиться – у Бога дней не с решето». «В Вятке калачи по пятке, в Орлове – по корове, в Котельниче чё по мельниче».
В вятской женщине прославлялись трудолюбие, смекалка, красота. «Девка-вятка телом гладка, в работе хватка, когда бежит – земля дрожит». «Вятская девка, словно запевка: глазом востра, умом быстра». «Вятская баба в работе бойка, в танцах – легка, кто женится – не разленится».
Итак, мы узнали, что пословицы и поговорки помимо нравоучительного смысла отражают в себе особенности жизни и характера народа, создавшего его.
3.3. Выявление факта народного словотворчества в пословицах и поговорках
При обработке собранного фольклорного материала, мы выяснили тот факт, что наши современники используют в своей речи поговорки, которые на самом деле являются частью пословицы. У некоторых пословиц мы знаем и используем только начало, а продолжение или варианты произношения неизвестны. При этом нравоучительный смысл не изменяется или незначительно искажается первоначальное трактование. (Приложение 4)
Например, «Бедность – не порок, а большое несчастье». «Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку».
Интересен и тот факт, что у некоторых пословиц несколько вариантов продолжений.
Например,
Можно констатировать тот факт, что пословицы и поговорки, словно живой организм, способны к активному видоизменению. Это подтверждает присущее народу словотворчество.
3.4. Изменение пословиц и поговорок с течением времени
Чтобы доказать гипотезу, что с течением времени пословицы и поговорки могут видоизменяться, по-разному звучать в вехах истории, мы проанализировали сборник Иоанна Трапицына, разделив пословицы на три группы с точки зрения их современного употребления. (Приложение 5)
1 группа. Пословицы и поговорки, мало употребляемые в современном обществе по причине наличия в них устаревших слов, как в лексическом значении, так и в формообразовании, или употребление лексического значения слова не свойственно современному русскому языку. Например, «Приехала осень на пегом к Савину со спросом: «Готовы ль гостинца в овине?». «Будь в божме всегда уверен, а в обязанности верен». «За бедным в мире сиротою, сам Бог ходатай с калитою». (Выделены устаревшие слова)
2 группа. Пословицы и поговорки, которые близки нынешнему звучанию, имеют минимальное наличие устаревших слов, лексических значений и грамматических форм. Например, «Кто по два зайца гоняет, тот и одного не изымает». «При счастье приятелей много везде, а прямого друга узнаешь в беде». (Выделены устаревшие лексические значения и грамматические формы)
3 группа. Пословицы и поговорки, употребляемые в современной речи в неизменном виде. Например, «Человек предполагает, а Господь располагает». «Тише едешь, дальше будешь».
Изучив данный вопрос, мы пришли к выводу, что некоторые пословицы XIX века утратили свою связь с действительностью и стали малопонятны современному человеку, так как ряд слов перешёл в группу архаизмов или историзмов, кроме того тот или иной род деятельности человека с течением времени был утрачен, став неактуальным.
3.5. Пословицы и поговорки как носители информации об общечеловеческих ценностях
В доказательство того, что пословицы и поговорки во все времена являются носителями информации об одних и тех же общечеловеческих ценностях, мы выдвинули два аргумента.
Аргумент 1. Сравнив классификацию вятских пословиц и поговорок XIX и XXI века по тематическому признаку, мы выявили наличие одинаковых тем. Это означает, что и 200 лет назад наши земляки, как и мы, жили с верой в Бога, оберегали семейные отношения, ценили в людях трудолюбие, правдивость, ум и доброту. (Приложение 6) Приведённый нами аргумент доказывает следующая схема.
Схема 1
Общие темы вятских пословиц и поговорок XIX и XXI века
Аргумент 2. К пословицам и поговоркам из сборника Иоанна Трапицына «Народный нравоучитель» нами были найдены современные пословицы и поговорки, аналогичные по трактованию нравоучительного смысла. (Приложение 7) Некоторые примеры приведены в следующей таблице.
Таблица 1
Пословицы и поговорки аналогичные по трактованию
нравоучительного смысла
Пословицыи поговорки XIX века | Пословицы и поговорки XXI века |
С миру по ветошке, а бедному одёжка. | С миру по нитке – голому рубаха. |
Каковы где дядьки, таковы и дитятьки. | От осинки не родятся апельсинки. |
Лиха беда скать хлеб нажить, а с хлебом можно паном жить. | Была б мука и сито, и сама б я была сыта. |
Где счастье плодиться, там и зависть родиться. | Зависть по чужому счастью сохнет. |
Шило в мешке не таится, концом где в наружу вынется. | Всё тайное становится явным. |
Таким образом, мы доказали, что независимо от времени пословицы и поговорки несут информацию об одних и тех же общечеловеческих ценностях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пословицы и поговорки - это уникальное явление устного народного творчества. Они несут в себе самобытную сущность русского народа, сложившуюся за историю его существования и развития.
Исследовав пословицы и поговорки XXI и XXI веков как носителей информации об общечеловеческих ценностях, мы пришли к следующим выводам:
Пословицы и поговорки, и по сей день не теряют своей актуальности. Современные вятские жители активно используют этот жанр фольклора в своей речи и правильно трактуют их нравоучительный смысл.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: пословицы и поговорки, живя в веках и передавая мудрость народа, способны изменяться, приобретать признаки современности, оставаясь носителями информации об общечеловеческих ценностях.
Подводя итог выше сказанному, мы можем утверждать, что пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека. Они преображаются с течением времени, наделяются новым смыслом, но всё так же используются в речи как точные и меткие выражения, способные дать мудрую оценку какому-либо событию.
Результатом нашей исследовательской работы стал сборник творческих работ учащихся «Пословица - душа народа».
Проведённое исследование помогло нам больше узнать об истории нашего края; о мудрости, словотворчестве и смекалке русского народа. Работая над темой исследования, мы научились работать со старинными книгами и справочной литературой, находить необходимую информацию в сети Интернет, общаться с людьми. Данная работа может использоваться для проведения учебных и внеклассных занятий по литературе и краеведению.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Приложение 1
Классификация пословиц и поговорок из сборника Иоанна Трапицына «Народный нравоучитель»
Об отношениях в семье и воспитании детей
Благовоспитанному сыну отцов приказ не ломит спину.
Детство – время золотое, ест и пьёт и спит в покое.
Дитей наказывай стыдом, а не грозою и бичём.
Каковы где дятьки, таковы и дитятьки.
Кричать, да спорить, да браниться во всяком месте не годится.
Кто родителей почитает, того Бог не забывает.
Не надобен тогда и клад, когда муж живёт с женою в лад.
Не носи из домашней избы сору к чужому забору.
Несчастны те дитятки, которых не журят ни батьки их, ни матки.
Хлеб лучше молоть семьею, и дело с подмогой идет чередою.
Чин чина почитай, и меньшой садися на край.
О вере и Боге
Без Бога не до порога.
Без веры и без дела молитвы Бог не примет: как худо станешь жить, и последнее отымет
Бог не помощь не приходит, где как худо кто городит.
Богу молись, а злых дел берегись.
Божеское чти честно, чтоб было видимо и вестно.
За бедным в мире сиротою, сам Бог ходатай с калитою.
За правду писанному верь, но с верою не суеверь.
По надежде не хвались, лучше Богу помолись.
Человек предполагает, а Господь располагает.
Человек предполагает, а Господь располагает.
О горе и несчастье
Кто в несчастье не бывал, тот не многое спознал.
Храни себя от бед, пока еще их нет.
О дружбе и человеческих отношениях
Кто не хочет нас любить, силой милыми не быть.
Презренье к бедности и зависть к богатству, противятся дружбе и доброму братству.
При счастье приятелей много везде, а прямого друга узнаешь в беде.
О правде и чести
Ешь хоть репу вместо ржи, а чужого не держи.
Не молвивши слово, крепись, а промолвивши слово, держись.
Что не властен ты давать, то бесчестно обещать.
О роли знаний и учения
И невежда меж умными всегда без ума.
Ученье красота, а неученье –слепота.
О труде и трудолюбии
Бог дал здоровье в дань, а хлеб и деньги сам достань.
Куй железо пока горячо, чтоб после над тем не устало плечо.
Приложение 2
Пословицы и поговорки, используемые в речи современными жителями Вятского края
оладушек в меду.
Выделенные пословицы и поговорки не описаны и авторитетных сборниках.
Приложение 3
Классификация пословицы и поговорки, используемые в речи
современными жителями Вятского края по темам
О бережливости
Береги денежку на чёрный день.
Береги денежку на чёрный день.
Была бы свинка, будет и щетинка.
Об отношениях в семье и воспитании детей
Без хозяина дом сирота.
Жена да муж – змея да уж.
Жены стыдиться – детей не видать.
Не строй семь церквей, а имей семь детей.
Не суйся ижица наперёд аза.
От худой курицы худы и яйца.
Хозяин в дому, что медведь в бору, а хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Об уме и глупости
Глупых учить, что мёртвых лечить.
Ешь пироги с грибами, держи язык за зубами.
Женский ум лучше всяких дум. (поговорка
И готово, да бестолково.
Не всяк тот умён, кто красно наряжен.
Не говори всё, что знаешь, а знай, что говоришь
Под носом то взошло, а в голове не посеяно
Слово-сила, ум – богатство.
Язык мой – враг мой, прежде ума говорит.
О вере и Боге
Не так живи, как хочется, а как Бог велит.
О доброте и жадности
Бездонную бочку водой не наполнишь.
Бездонную бочку водой не наполнишь.
Дающий нищему, не обеднеет.
Не тот счастлив, у кого много, а тот, кому достаточно
О дружбе и человеческих отношениях
В глаза не хвали, за глаза не кори.
В глаза не хвали, за глаза не кори.
В камень стрелять – только стрелы терять.
Лошадь с волком мирилась, да домой не воротилась.
Одной рукой и узла не развяжешь.
То же слово, да не так молвит.
У кого желчь во рту, тому всё горько.
Хотел мириться, а сам бранится.
О красоте
Без осанки конь – корова.
Сколько в зеркало не гляди, лучше не станешь.
Что краснее – то милее, что моложе – то дороже.
О труде и трудолюбии
А что нам вятским торопиться – у Бога дней не с решето.
А что нам вятским торопиться – у Бога дней не с решето.
Душа ленивого желает, а душа прилежного насытится.
За многим не гонись, за многое не берись.
Много захочешь - пораньше с постели вскочишь
Не за своё дело не берись, за своим делом не ленись.
Не потопаешь, не полопаешь.
От того телега запела, что давно дёгтю не ела.
Съел бы пирог, да в печи сжёг.
Торопиться будешь – всё перезабудешь.
Хозяин виден по воротам.
Чтоб суметь, надо сильно захотеть.
О правде и чести
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Как вор не ворует, тюрьмы не минует.
Платье черненько, да советь беленька.
Против вражьей лжи ухо востро держи.
Свой нос резать – своё лицо бесчестить.
О роли знаний и учения
Умная беседа – хорошая учёба.
Что выучишь в детстве, не забудешь до старости.
О хлебе
Ржаной хлебушка – калачу дедушка.
Только Ангелы с неба не едят хлеба.
Хлеб на стол, и стол – престол, а хлеба ни куска, и стол – доска.
Приложение 4
Известные пословицы с неизвестными продолжениями
Приложение 5
Классификация пословиц из сборника Иоанна Трапицына «Народный нравоучитель» с точки зрения современного употребления
Пословицы и поговорки, мало употребляемые в современном обществе |
|
Пословицы и поговорки, близкие современному звучанию |
|
Пословицы, употребляемые в современной речи |
|
Приложение 6
Общие темы вятских пословиц и поговорок XIX и XXI века
Пословицы и поговорки XIX века | Пословицы и поговорки XXI века |
Об отношениях в семье и воспитании детей | |
|
|
О вере и Боге | |
|
|
О дружбе и человеческих отношениях | |
|
|
О правде и чести | |
|
|
О роли знаний и учения | |
|
|
О труде и трудолюбии | |
|
|
Приложение 7
Современные пословицы – аналоги старинным пословицам из сборника Иоанна Трапицына «Народный нравоучитель»
Благовоспитанному сыну отцов приказ не ломит спину.
Отец сына не на худо учит.
В невесте лучше красоты ищи душевной доброты.
По одёжке встречают, по уму провожают.
В согласном стаде волк не страшен, и храбрость крепче стен и башен.
В бою согласие крепче стали.
Всякая копейка кладётся на счёт, бережная копейка рубли бережёт.
В рубле копейки нет, так не полон и рубль.
Где счастье плодится, там и зависть родится.
Зависть по чужому счастью сохнет.
Дело во время – не тяжкое бремя, а дело без время – несносное бремя.
Делу – время, потехе – час.
Жить мужиком – скать нескладно, а жить господином не ладно: так будь в середи и на край не ходи.
Познали кнут, познали пряник и вывод сделали такой: не может быть на свете краше, чем середины золотой.
Нет дороже золотой середины.
Каковы где дядьки, таковы и дитятьки.
Яблоко от яблони недалеко падает.
От осинки не родятся апельсинки.
Кто в несчастье не бывал, тот не много скать спознал.
Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал.
Кто в беде не бывал, тот истинных приятелей не знал.
Кто пораньше встает, тот грибки соберёт, а сонливый да ленивый идёт после за крапивой.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Лиха беда скать хлеб нажить, а с хлебом можно паном жить.
Была б мука да сито, и сама б я была сыта.
На льстивы речи не мечись, на грубу правду не сердись.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Не береги слуги ты в деле, да не обидь его в разделе.
Каков работник, такова ему и плата.
По труду и награда.
Похвала доброт твоих быть должна в устах других.
Не хвали сам себя, пусть народ похвалит тебя.
При горести терпенье невольное спасенье.
К большому терпенью придёт и уменье.
Руби ношу по себе, чтоб не крякать при ходьбе.
Назвался грибом – полезай в кузовок.
С миру по ветошке, а бедному одёжка.
С миру по нитке – голому рубаха.
Уста для верности бездельное дупло, бывает часто в них то холод, то тепло.
Много слышится, да мало верится.
Язык болтает, а голова не знает.
Храни себя от бед, пока ещё их нет.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Шило в мешке не таится, концом где в наружу вынется.
Всё тайное становится явным.
______________________________________________________________________
Выделенные пословицы из сборника И.Трапицына «Народный нравоучитель»
Что такое музыка?
Император Акбар и Бирбал
Шелковая горка
Вокруг света за 80 дней
Учимся ткать миленький коврик