В данной проектной работе проведено исследование сказок, как источник информации жизни людей в старину. Проектная работа доступными способами показывает нам, что в сказках отражается быт, традиции и нравственные ценности данного народа.
Тема исследования: «Сказки народов Севера. Какую информацию о жизни предков можно узнать из сказок?»
Цель исследования: изучение сказок народов Севера, как источник информации о жизни: традициях, культуре и быте в старину.
Задачи: Выявить, чему нас учат сказки народов ханты.
1. Выявить особенности хантыйских сказок.
2. Исследовать какую информацию о жизни предков можно узнать из сказок.
3. Придумать свою сказку .
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
XIII районная научно-практическая конференция
молодых исследователей
«XXI век. В поисках совершенства»
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
(Тюменская область)
АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА
Исследовательский проект.
«Сказки народов Севера. Какую информацию о жизни предков можно узнать из сказок»
Калина Лида
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Нижневартовский район
пгт.Излучинск,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
1 В класс
Аннотация
В данной проектной работе проведено исследование сказок, как источник информации жизни людей в старину. Проектная работа доступными способами показывает нам, что в сказках отражается быт, традиции и нравственные ценности данного народа.
Тема исследования: «Сказки народов Севера. Какую информацию о жизни предков можно узнать из сказок?»
Цель исследования: изучение сказок народов Севера, как источник информации о жизни: традициях, культуре и быте в старину.
Задачи: Выявить, чему нас учат сказки народов ханты.
4. Вызвать интерес у одноклассников к творчеству народов Севера.
В работе использовались следующие методы исследования: сбор и изучение информации по теме, подбор фотографий, обработка информации, создание презентации по собранным материалам, изготовление куклы в национальном костюме, сочинение сказки, оформление печатной работы, защита проекта.
Практическая ценность исследования: Пробуждение интереса к сказкам, к культуре
в частности, к сказкам народов Севера.
В ходе исследования был сделан вывод: Каждый этап эволюции человека находил отражения и в сказках. Ханты живут в гармонии с природой. Это было обусловлено их бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором ягод, шишек. Поэтому особое значение в культуре этих народов приобретает взаимоотношения человека и природы.
«Сказки народов Севера. Какую информацию о жизни предков можно узнать
из сказок»
Калина Лида
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Нижневартовский район
пгт.Излучинск,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
1 В класс.
Содержание
Научная статья
Актуальность темы:
Я учусь в 1 «В» классе школы №1 посёлка Излучинск. В моем классе 16 учеников. Класс многонациональный. На уроках литературного чтения, окружающего мира мы изучали тему «Народные сказки». Мы читали русские народные сказки, провели исследования на темы: «Чему учат сказки», «Какую информацию о жизни людей в старину можно извлечь из сказок».Мы узнали, как жил русский человек в старину, чем занимался, во что одевался и многое другое. Я задумалась, а как жили мои предки. Можно ли узнать об этом из наших сказок.
Мне захотелось узнать больше о сказках своего народа.
Так предметом исследования стали сказки народов Севера, а объектом – Сказки, как источник информации о жизни предков .
Цель исследования: изучение сказок народов Севера, как источник информации о жизни, традициях, культуре и быте в старину.
.Для изучения материала я определила задачи своего исследования:
1. Выявить, чему нас учат сказки народов ханты.
2.Выявить особенности хантыйских сказок.
3.Исследовать какую информацию о жизни предков можно узнать из сказок.
4.Придумать свою сказку .
5. Вызвать интерес у одноклассников к творчеству народов Севера.
Для решения поставленных задач я определила методы исследования:
Гипотеза исследования: : Из сказок можно извлекать жизненные уроки и информацию о жизни предков.
В моем классе учатся дети разных национальностей. Это русские, ханты, таджики, украинцы, армянка и башкир.
Мне стало интересно, знают ли они сказки своего народа. Я решила провести опрос.
Вместе со своей учительницей я придумала вопросы для одноклассников и родителей.
Анкета №1.(Для детей)
1.Напишите названия знакомых вам сказок.
2.Напишите названия знакомых сказок вашего народа.
Анкета №2. (для родителей).
1.Напишите названия сказок вашего народа.
2.Напишите названия сказок вашего народа, которые вы читали или рассказывали вашим детям.
Было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 16одноклассников и 16 родителей .
Результаты анкетирования.
Вопросы | Дети | Родители |
Напишите названия знакомых вам сказок. | 16 | 16 |
Напишите названия знакомых сказок вашего народа. | 4 | 11 |
читали или рассказывали вашим детям. | - | 6 |
После анкетирования я сделала следующий вывод:
Я и мои одноклассники знаем мало сказок своего народа, а родителям нужно читать и рассказывать детям о своих традициях, знакомить со сказками своего народа.
Я решила прочитать как можно больше сказок народов Севера. Это сказки хантов и манси, ненецкие сказки. Читали сказки всей семьей. Это оказалось очень увлекательно. Мы даже нарисовали рисунки к некоторым сказкам. Это рисунки мамы, сестры и брата.
Например, хантыйская народная сказка «Морошка» учит нас слушаться родителей и помогать им, а сказка «Золотой топор» учит честности и трудолюбию. Ещё мне понравилась мансийская народная сказка «Берестяной нос»,в этой сказке
смекалка старика, позволила ему обхитрить лесных чудищ и вернуться домой с добычей.
О сказках можно рассказывать много. Из прочитанного и услышанного я сделала такие выводы:
Сказки коренных народов учат нас милости ко всему живому;
брать у природы лишь самое необходимое;
уважать старших и почитать заветы предков;
трудиться в поте лица;
не отступать перед трудностями;
не совершать дурных поступков.
Народы Севера живут в гармонии с природой. Это было обусловлено их бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором ягод, шишек. Поэтому особое значение в культуре этих народов приобретает взаимоотношения человека и природы. Из сказок я узнала, что мои предки издревле занимались оленеводством, рыбалкой и были прирожденными охотниками. Хантыйский мужчина один мог добыть медведя.
Детей с малых лет приучали к труду. Сыновья ходили на промысел с отцами, а дочери помогали матери. Женщины хранили очаг, обрабатывали продукт охоты и рыбалки, собирали шишки, орехи и ягоды. Все предметы быта изготавливали сами. Например, я узнала ,что женщины выделывали шкуры, а потом из них шили одежду и обувь ,обделывали нарты и чум (жилище хантов), утепляли его. Из шкур делали украшения, игрушки.
Всё это настолько увлекло меня и мою семью, что мы с мамой решили сшить куклу в национальном костюме.
В процессе работы я узнала, что мои предки верили в добрых и злых духов. Они считали, что духи живут рядом. Одни помогают людям, а другие вредят. Они задабривали их. Это нашло отражение в культуре. В изображениях людей, животных ,в игрушках не рисовали лица, так как боялись, что в них могут поселиться злые духи.
Все это оказалось очень интересно и я решила попробовать придумать свою сказку. Я решила, что это будет сказка о животных, так как мои предки были охотниками и хорошо знали повадки животных.У моего народа много сказок о животных
Настоящий друг.
В одном лесу жили Белочка и Зайчик. Они были друзьями. Вместе играли то в прятки, то в догонялки. Им было так весело, что они забывали об осторожности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занимаясь исследованием, я узнала, что мои предки жили в чумах, были охотниками, оленеводами, рыбаками. Из шкур изготавливали практически всё: строили чум, утепляли его, украшали, шили одежду и обувь, обделывали нарты, делали игрушки-куклы.
Я считаю цель достигнута, гипотеза подтверждена. Все сказки народов учат людей «полезному»; в них опыт, мудрость многих поколений, а если еще внимательнее читать, то можно узнать больше: о культуре, традициях, быте этого народа.
Следующая работа будет посвящена быту народов Севера: жилище и одежда.
За время работы над проектом я выполнила все поставленные задачи:
Учимся ткать миленький коврик
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Знакомимся с плотностью жидкостей
Аэродинамика и воздушный шарик
Галка в чужих перьях